Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков, особенности их реализации в преподавании биологии





Урок — основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения — главнейшая проблема методики обучения биологии.

Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Ф-ции: образовательная, развивающая (развитие памяти, мышления), воспитательная (формирование опред. ценностей).

Особенность этой формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с учетом возраста и подготовленности учащихся (биология для 6 — 11 классов), а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала — уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности. Однако урок это не только определенная доза учебного содержания, которой овладевает ученик в течение определенного времени, но и особая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии или классное помещение). На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.

Урок - это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.



Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории около школы или в краеведческом музее и зоомузее.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.

Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований, которым должен соответствовать урок. Эти требования определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

Типы и виды уроков.В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие.

По основным дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина) типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.

Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные (Н.Е.Кузнецова).

В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т. п.. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. (С. В. Иванов). Н. М. Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).

По этапам образовательного процесса различаются такие типы уроков; 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Вводный урок.Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Учащиеся получают индивидуальные и групповые задания для внеурочной работы (подготовить доклад, провести наблюдение, заложить опыт, собрать гербарный и коллекционный материал, изготовить таблицы и др.); знакомятся с задачами нового раздела, его ведущими идеями, спецификой учебной и практической деятельности, работой по учебнику, дополнительной литературой, тетрадями. Необходимо также учитывать, что вводные уроки должны возбуждать интерес учащихся к познанию, поэтому важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке.

Вводный урок нередко начинается с повторительно-обобщающей беседы, которая выявляет уровень подготовки учащихся к восприятию нового материала и устанавливает логическую связь уже изученного материала с новым. Учитель также кратко характеризует значение нового материала.

Уроки, раскрывающие содержание темы.На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового. Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы: 1) организационный момент; 2) проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания); 3) изложение нового материала; 4) закрепление изученного материала; 5) задание на дом.

Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости от возраста учащихся, от объема изучаемой информации, от подготовленности учащихся.

Структура уроков, раскрывающих содержание, отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящую роль преподавателя с учетом конкретного биологического материала, выносимого на урок.

Обобщающий урок.Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на мировоззренческих идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися предшествующего материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых.

Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. Урок-объяснение, урок лабораторной работы, киноурок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах. Большое внимание уделяется установлению взаимосвязей между понятиями, проверке степени их усвоения, контролю за овладением умениями и навыками. В старших классах и целях обобщения знаний используется семинар, эффективность которого зависит от типа задания, отбора научно-популярной литературы, организации учащихся на уроке.

Современный урок – четко организованная форма воспит-образоват. работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления.

Структура урока: организационная часть (2-3 мин), опрос по прошедшей теме (1/3 урока, 12-16 мин), изучение нового материала (20-25 мин), закрепление знаний (5-10 мин, нельзя 1 ученику полностью повторять весь пройденный материал, важно выявить главное, а не спрашивать весь новый материал), задание на дом (д/б записано на доске).


Билет 11.

1. Характеристика процесса самовоспитания: сущность, содержание и формы. Педагогическое содействие самовоспитанию личности с учетом ее возрастных особенностей.

САМОВОСПИТАНИЕ является высшей формой саморазвития личности, когда оно становится (должно стать} ведущим фактором развития человека. Воспитание отнесено к завершающему этапу процесса воспитания.

Характерные черты:

- Собственные цели и задачи, интересы, жизненные планы, мечты, установки, ценностные ориентации, мотивы и т.д. Осознание противоречия между «Я-реальное» и «Я-идеальное».

- Самоуправление и самоконтроль. Личность сама предъявляет к себе требования, исходя из целей и интересов.

- Сам планирует деятельность. Обусловлено желанием развиваться.

- Волевые усилия личности, вера в собственные силы.

- Самооценка уровня сформированности качеств самой личностью.

- Периодически, по мере достижения цели самовоспитания и желания самого воспитанника

Самовоспитание проявляется под влиянием процесса воспитания и различных внешних влияний, но не сводится к этим факторам. Самовоспитание можно рассматривать как сложнейший своеобразный процесс духовного и физического развития личности, имеющего природу саморазвития. Главная причина, побуждающая человека к самовоспитанию, в развитии его самосознания. Чем выше уровень самосознания личности, тем быстрее она включается в процесс самовоспитания.

Воспитание является первичным по отношению к процессу самовоспитания, так как складывается своеобразный внутренний мир человека, который определяет его способности и стремления. Именно в процессе воспитания становится возможным развивать: навыки самопознания (анализировать особенности и проблемы в развитии
своей личности, выявлять противоречия в развитии); умение самостоятельно вырабатывать оценку поведения; умение сравнивать свое поведение с идеалами;
умение самоанализа и саморефлексии; умение формулировать цели саморазвития; волевые усилия; самоконтроль (предъявление требований к себе с позиции целей самовоспитания);

Т.о., воспитание переходит на уровень процесса самовоспитания, внешние воздействия педагога заменяются внутренними стимулами развития. Самовоспитание становится ведущим фактором развития социально зрелой личности: самопознание, самопроектирование, самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль и самооценка в деятельности и общении становятся важнейшими характеристиками личности, способной сознательно строить свою жизнь.

Можно говорить о следующих формах участия ребенка в собственном развитии:ориентация ребенка на взрослого; ориентация ребенка на группу (коллектив) сверстников; подражание (копирование); приспособление бессознательное, интуитивное; самовоспитание.

Проявление каждой из данных форм саморазвития личности зависит от ее возраста, уровня сформированности самосознания, волевых качеств, жизненного опыта, умения оценивать мир и свои собственные силы и возможности, от уровня сформированности таких личностных качеств, как организованность, настойчивость, самодисциплина, самостоятельность, уверенность в себе и др.

В процессе самовоспитания проявляется высший уровень сформированности этих качеств. В понятиях "самовоспитания" отражаются самые разнообразные взгляды и представления людей. Ниже мы приводим известные нам суждения, в которых отражается попытка их авторов раскрыть сущность данного явления. Итак, самовоспитание - это: самопринуждение; самосозерцание, самопознание; самоочищение души; самоусовершенствование; саморазвертывание идеального внутреннего мира; самостоятельность; целенаправленная деятельность человека по саморазвитию своей личности; самоисправление негативных поступков (перевоспитание); подражание идеалу; приспособление к внешним требованиям (группы сверстников, родителей, учителей и др.); сознательное отношение к совершенствованию своего поведения; самоконтроль своего поведения в целом и отдельных поступков, самообязательство по исправлению конкретных поступков или качеств личности; самоутверждение личности в группе сверстников; самоподчинение требованиям, которые личность предъявляет к себе; самоотчет в выполнении своих планов; самовозвышение над обществом (коллективом); самоизоляция от окружающей среды (например, поведение монахов); сознательная систематическая работа над собой в целях устранения недостатков в соответствии с личными интересами;

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование, своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека, самопринуждение и самонаказание. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящатъ им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.