Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психолого-педагогические основы проблемного обучения: сущность и задачи. Методические приемы и средства создания проблемной ситуации на уроках биологии.





Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение, так как оно позволяет вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность благодаря как специально отобранным формам обучения, так и специально отобранным методам и приемам обучения.

Проблема - задача теоретического или практического характера, требующая своего разрешения.

Основное методическое средство решения проблемы - систематическое и планомерное повышение уровня самостоятельности учащихся от урока к уроку. Усложнение характера занятий при большей самостоятельности учащихся.

Ряд отечественных и зарубежных авторов (болгарских, польских, американских, английских и др.) проблему понимают как задачу, выдвигаемую учителем, тем самым, отождествляя проблему с познавательной задачей. Необходимо отметить, что познавательная задача может быть использована и в проблемном обучении, но отождествление этих двух понятий неверно.

При постановке перед учащимися учебно-познавательной проблемы у них возникает противоречие между познавательными потребностями ее разрешения и наличием запаса знаний, умений, навыков. Чувство затруднения, возникающее в процессе создания проблемной ситуации, побуждает учеников к анализу данной ситуации, поискам путей ее решения, необходимости нахождения конкретных действий. Активность мышления возникает лишь тогда, когда проблема "принимается", осознается учеником.

Учебно-познавательная проблема может быть принята учащимися, если она опирается на ранее известные им знания, умения, навыки, их жизненный опыт, если на основе определенных знаний анализируется новое явление, если известное используется как основа для расширения и углубления неизвестного или если решение проблемы позволит ответить на интересующие их вопросы.



Проблемное обучение - вид обучения, в основу которого положена идея известного отечественного психолога С.Л.Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому данный вид обучения реализуется путем постановки (учителем) и разрешения (учеником) проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.

Проблемный вопрос сам по себе не имеет проблемного содержания, а предполагает с его помощью организацию поиска истины и разных вариантов ответа. Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, в основе которой лежит противоречие между имеющимися и необходимыми для решения задачи знаниями. Применение проблемной задачи ставит целью активизировать стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Проблемная ситуация складывается в том случае, когда учащийся стремится решить трудную задачу, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Проблемное обучение стимулирует проявление у учащихся активности, инициативы, самостоятельности и творчества, развивает их мышление и учит трудному искусству решать разного рода научные и практические задачи. Проблемное обучение часто используется на уроках биологии. Однако исследования, проведенные рядом ученых (Н. М. Верзилин, Л. В. Реброва, Г. Ф. Федорец, В.Н.Максимова), показали, что не всегда на уроках биологии можно использовать этот вид обучения. Например, такие темы, как строение организмов, структура клетки, свойства нуклеиновых кислот и другие вопросы, требуют конкретных знаний по рассматриваемым объектам. К тому же организация проблемного обучения сопряжена с большими затратами времени, что ограничивает его массовое использование.


Билет 16.

Половое (гендерное) развитие личности и система полового восприятия школьников в условиях современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в организации воспитательного процесса. Половое развитие личности в преподавании биологии.

ПОЛОВОЕ (ГЕНДЕРНОЕ) развитие как формирование личности будущих мужчины и женщины. Данный процесс проявляется в установлении половой принадлежности (идентичности), выработке "женского" или "мужского" стилей поведения, в овладении набором умений и навыков, которые считаются "сугубо" мужскими или женскими.

В средствах массовой информации не раз поднимался вопрос о смещении социальных ролей мужчины и женщины, о проблемах их взаимоотношений. Всё это требует внимания со стороны воспитателей.

Сексуальные отклоненияявляются одной из форм проявления девиантного поведения. Повышенный интерес подростков и юношей к своему сексуальному развитию, след. возникают отклонения, требующие помощи психотерапевта или сексопатолога. Однако приведённые характеристики описывают такие черты поведения подростков и юношей (девушек), которые опытный и внимательный педагог сможет заметить ещё на начальной стадии их проявления. Это позволит своевременно скорректировать поведение ребёнка, не допустить его перерастания на уровень патологии.

Современные сексопатологи в рамках сексуальных девиаций выделяют их патологические и непатологические формы.

Патологические девиации (извращения, парафилии) ограничиваются медицинскими критериями и рассматриваются как заболевания. Непатологические девиации (сексуальные отклонения) являются понятиями социально-психологическими, включающими в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведений здорового человека.

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, нарочитой грубости, циничности, нередко сопровождающейся агрессивностью и подчеркнутой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается «женских» дел и интересов, пренебрежительное отношение к женщинам и садистские наклонности в отношениях с половым партнером. Особенно заметно гипермаскулинное поведение у девочек. В детстве они предпочитают находиться в компании мальчишек, играют с ними в войну, не уступают в драках. Позже начинают подражать «мужской» манере поведения: курят, сквернословят, употребляют алкогольные напитки и наркотики. Обычно ходят в мужской одежде, не любят косметику и коротко стригутся. Такие девушки лишены женственности, не умеют кокетничать, трудно налаживают обычные для их возраста отношения с половым партнером. Их сексуальность заторможена. Вместе с тем половое самосознание у них не нарушено, они всегда ощущают себя женщинами, не стремятся перевоплотиться в мужчину, не стыдятся своего тела. Для половых контактов обычно выбирают зрелых мужчин, так как своих сверстников в этой роли не воспринимают всерьез Характерно стремление высмеять, унизить полового партнера, причинить ему физическое и моральное страдание.

У лиц мужского пола гипермаскулинное поведение часто проявляется в стремлении к лидерству, асоциальными поступками, излишней жестокостью. Их сексуальные отношения с девушками лишены романтики и отличаются практицизмом. Они грубо склоняют партнершу к сожительству и требуют от нее полного физического и морального подчинения, но не исключает устойчивых половых связей, счастливого брака.

Гиперфеминное поведение проявляется подчеркнутой женственностью, мягкостью, уступчивостью, способностью прощать половому партнеру его цинизм и грубость. Гиперфеминное поведение девочек редко привлекает к себе внимание, поскольку такие качества, как женственность, нежность, покорность согласуются с общепринятыми представлениями о женщине и высоко оцениваются обществом Мальчики отличаются послушанием, мягкостью, пунктуальностью. Они избегают конфликтов и ситуаций, требующих от них проявления смелости и мужественности. Любят заниматься музыкой, балетом, в спорте предпочитают теннис, фигурное катание. Такие подростки долгие годы, иногда до зрелого возраста, находятся под влиянием и опекой родителей.

Как гипермаскулинное, так и гиперфеминное поведение в подростковом возрасте носит «транзисторный» характер, однако под воздействием дополнительных факторов оно может закрепиться в устойчивый стереотип, являющий основанием для формирования таких половых извращений, как садизм, мазохизм, трансвестизм, гомосексуализм.

Транзисторный фетишизм заключается в половом влечении к отдельным предметам или частям тела, символизирующим полового партнера. У подростков в качестве фетиша выступают красивые ноги, оголенные груди, белье и т.д. Вид частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных желаний, вызывает половое возбуждение. Если оголенные ноги или пикантное белье ассоциируются с партнершей, то они носят характер обычных половых раздражителей и говорить о сексуальных девиациях нет оснований. Значение фетиша эти раздражители приобретают тогда, когда замещают партнера или отодвигают его на задний план. В таком случае половое возбуждение вызывает не девушка с оголенными ногами и пикантным бельем, а лишь одни ее ноги или часть туалета

Разглядывание и осязание этих предметов сопровождается сексуальными фантазиями, мастурбацией и нередко заканчивается оргазмом.

Одной из разновидностей фетишизма является трансвестизм -получение полового наслаждения путем переодевания в одежду противоположного пола. К сексуальным девиациям следует относить только те случаи переодевания, которые обусловлены сексуальными мотивами.

Подростковый нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Для подростков характерен интерес к собственному телу, однако подростки с нарцисстическими наклонностями подолгу рассматривают себя в зеркале, давая пищу своим сексуальным фантазиям. Такие подростки предпочитают загорать голыми, просят сверстников сфотографировать себя в обнаженном виде и затем любуются своими фотографиями. Нарциссизм может проявляться не только любованием своими телом и лицом, но и своими психическими качествами. Подростки ищут дружбы только с теми, кто восхищается их внешностью и умом. Нередко даже любовь партнера, его переживания воспринимаются им как подтверждение собственной привлекательности и незаурядности. Нарцисстические наклонности более характерны для детского возраста, но иногда затягиваются на более длительный срок.

Эксгибиционизм - влечение к обнажению своего тела, особенно половых органов, перед лицами противоположного пола.

Кульминация полового возбуждения и наслаждения достигается подростком в момент, когда он демонстрирует обнаженный эрегированный половой орган женщинам, сверстницам или детям. Испуг и смущение зрительниц еще больше стимулирует половое возбуждение эксгибиционистов, поэтому, чтобы добиться желаемого эффекта, они появляются перед жертвами внезапно, подкарауливая их за кустами или в подъезде дома.

Как правило, эксгибиционизм не сопровождается агрессией. Большинство эксгибиционистов, наоборот, отличаются робостью, малой активностью, обостренным чувством собственной неполноценности, испытывают затруднение в установлении обычных половых контактов.

Вуайеризм (скопофилия, визионизм) - влечение к подглядыванию за интимными отношениями и раздеванием посторонних людей. Больше всего влечет тайное созерцание чужого полового акта и оголенных половых органов противоположного пола. Подростки, склонные к вуайеризму, часами подкарауливают влюбленные пары, стоят у окон бань и гинекологических кабинетов, подглядывают в щели туалета.

К проявлениям вуайеризма относят чрезмерное увлечение порноизданиями и порнофильмами. Их изобилие и доступность провоцируют проявление данного отклонения в поведении подростков. НО о девиантных формах полового поведения говорят лишь в тех случаях, когда «раздражители», вызывающие половое возбуждение у подростка (юноши), не имеют значения, а подглядывание становится основным или единственным способом удовлетворения сексуальных желаний.

Вуайеризм как не патологическая форма сексуальных девиаций достаточно часто встречается в детском возрасте и почти исчезает у юношей в период формирования психосексуальных ориентации.

Подростковый гомосексуализм - сексуальное влечение к лицам своего пола. Чаще всего гомосексуальные наклонности наблюдаются у подростков, лишенных возможности осуществить сексуальные контакты с лицами противоположного пола (изоляция в однополом коллективе) и в подавляющем большинстве носят заместительный характер. Одной из причин подросткового гомосексуализма является боязнь общения с лицами противоположного пола, робость и застенчивость, неуверенность в собственной привлекательности, несформированность (у мальчиков) инициативных форм поведения.

Истинный подростковый гомосексуализм отличается от «транзисторного» подросткового, по наблюдениям А.ЕЛИЧКО (1983г): отсутствием влечения к сверстникам противоположного пола; эротическими сновидениями исключительно гомосексуального характера; -активными поисками гомосексуальных партнеров. К более редким «транзисторным» сексуальным девиациям относится влечение к детям (педофилия) или, наоборот, к пожилым, опытным в половом отношении партнерам (геронтофимия).

Об этих и других формах отклонений можно прочитать более подробно в литературе, указанной в нашем пособии.

Профилактика девиаций должна проводиться, дифференцированно в отношении детей и подростков, учащихся и родителей, быть различной для школьников, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.