Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика методов формирования положительного опыта поведения личности в окружающей социальной и природной среде: воспитательные возможности и возрастные особенности применения.





Задача современной школы по воспитанию направлена на то, чтобы каждый ученик усвоил не только правила и принципы поведения, но и приобрел твердые навыки и привычки общественного поведения.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение.

К.Д.Ушинский говорил: «Добрая привычка - это нравственный капитал человека».

Упражнение- создание воспитателем таких условий, в которых ученик должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.

Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.

Если убеждение как метод воспитания характеризуется воздействием через слово, то упражнение - через организацию деятельности детей.

Упражнение в правильном поведении, организация воспитывающей деятельности должны всегда иметь место во всех детских коллективах и по отношению ко всем учащимся, хотя в каждом классе и по отношению к каждой личности упражнение будет индивидуальным. Поэтому упражнение так же как, и убеждение, можно назвать обязательным и постоянным компонентом воспитательного процесса.

Упражнение является сложным методом воспитания, гимнастическим залом для упражнения в нравственном поведении должен стать коллектив.

Упражнения в воспитании ценны еще тем, что они не только ставят учащегося в такие условия, когда он должен выполнить требования воспитателя, но и тем, что, выполняя это требование, ученик испытывает удовлетворение, радость, гордость от выполняемого дела, оттого, что он приносит пользу, делает какое-то нужное другим людям дело. Это и создает то эмоциональное подкрепление, которое способствует превращению знаний в убеждения и закреплению их в опыте нужного поведения.



Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения упражнений, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений, мотивации и стимулирования упражнений. Между такими условиями, как частота, объем упражнений и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью.

Приучение является составной частью упражнения, его элементом, ведь к чему бы ни приучали ребенка: заботиться о младших, держать в чистоте свое место, здороваться первым со старшими - преследуют одну цель - упражнять в выработке определенных навыков, переходящих в привычку.

Приучение - понятие более узкое, чем упражнение. Приучение можно считать начальным этапом упражнения. Широко применяется в дошкольном, младшем школьном возрасте. Оно заключается в том, что ребенка склоняют к выполнению каких-то еще неосознанных действий, основанных не на убеждении в их необходимости, а на подчинении авторитету воспитателя.

Например, приучать можно к: правильной организации рабочего места; обращению к взрослым; приветствию; правилам поведения за столом и т.д. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.


Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения могут иметь разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в учении, украсить к празднику класс и т.д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным учащимся дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т.п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчеты о выполненной работе. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения. Лучше, чтобы поручение исходило не от воспитателя, а от коллектива, контроль и помощь в выполнении поручения также должны исходить от коллектива. Нужно' стараться сочетать постоянные и временные поручения, чтобы упражнять личность в умении подчинять и подчиняться.

Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. То есть искусственно создаются ситуации, когда воспитанники вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс.

Очень много зависит от индивидуального опыта личности, от тренировки в преодолении трудностей, от воспитания, оттого насколько ребенок готов к преодолению трудностей, насколько сформирована воля.

Выделяют такие виды ситуаций как проверочная; воспитывающая; контролирующая; закрепляющая; не предусмотренная воспитанием, но помогающая; не предусмотренная воспитанием, мешающая или вредная.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Дайте хар-ку каждой форме и особ. их использования в преподавании биологии.

Массовые (фронтальные) формы используются при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т.п. Критериями эффективности массовых форм организации педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение воспитательно-образовательных целей.

Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, которые ниже будут рассмотрены подробно. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора; совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества; развития художественных способностей; совершенствования спортивного мастерства и укрепления. Показателями эффективности групповых форм организации вне-учебной работы являются стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными занятиями. В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися в форме репетиторства по всем или некоторым учебным предметам. Индивидуальная внеурочная воспитательная работа организуется с целью развития способностей, склонностей и дарований отдельных учащихся. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т.е. в личности в целом.


Билет 22.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.