Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из истории развития форм организации обучения





1. ...Классно-урочная система ... была подвергнута критике, в ходе ко­торой были высказаны многочисленные замечания, вскрывающие ее не­достатки. С целью усовершенствования этой системы во многих странах ставились разнообразные психологические и педагогические эксперимен­ты... Целью [их] были поиски путей „ослабления ” искусственной, негиб­кой системы классно-урочного обучения для наиболее полной реализации принципа индивидуализации учебно-воспитательной работы. Этот прин­цип предполагает необходимость дифференциации учебно-воспитатель­ной работы с учетом способностей учащихся, темпа их учебы, а также со­держания обучения.

2. ...В начале XX века, приступая к реформе народных школ в Мангейме, И. Зиккингер положил в основу следующий тезис: возраст учащихся не всегда совпадает с их умственным развитием. Ведь не все, доказывал Зиккингер, могут нести один и тот же груз. А почему мы не ставим пе­ред каждым учащимся такие задачи, с которыми он сможет справить­ся? Почему мы не создаем различные классы для детей в одном и том же возрасте, но с разными способностями, классы для учащихся очень способных, учеников со средними способностями и „болезненно неспо­собных ”?

Исходя из этого, Зиккингер создал четыре так называемых ряда классов:

š основные классы – для детей, имеющих средние способности;

š классы – для учащихся малоспособных, которые „обычно не кончают школу ”;

š вспомогательные классы – для умственно отсталых детей;

š классы иностранных языков, или „переходные ” классы, – для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

В эти ряды классов учащиеся направлялись на основе результатов пси­хометрических обследований и характеристик учителей. Продолжи­тельность учебы в каждом ряду была различной: в основных классах – 8 лет, в классах и вспомогательных классах – 4 года, в переходных – 6. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одной после­довательности классов в другую, но на практике это оказалось невы­полнимым из-за значительных программных различий. В настоящее время [Мангеймская] система подвергается критике. Один из ее недостатков состоит в том, что она основана на ошибочном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся. Зиккингер не понял того, что низкий уровень интеллектуального развития некоторых учеников, прежде всего детей из рабочих и крестьянских семей, в момент поступ­ления в школу является не столько следствием недостатков «наслед­ственности», сколько плохих бытовых условий и низкого культурного уровня, не обеспечивших этим детям полного развития врожденных задатков. Поэтому концепция «педагогического отбора», предполага­ющая индивидуализацию обучения, ...превратилась в орудие классо­вой селекции...



 

3.По мнению многих педагогов, несоответствие темпа обучения возмож­ностям отдельных учащихся – один из важнейших недостатков клас­сно-урочной системы. Особенно подчеркивалось и подчеркивается, что скорость коллективного обучения, как правило, рассчитанная на сред­них учащихся, для одних слишком низкая, а для других – слишком высокая. Этим и вызываются различные нарушения в поведении боль­шой группы учащихся, у них рождается чувство неуверенности в соб­ственных силах, падает желание учиться, возникают конфликты между ребенком и школой. С целью изменения такого положения дел пред­принимались попытки модифицировать традиционную классно-уроч­ную систему и даже создать абсолютно новые системы.

Принцип индивидуализации темпа работы учащихся за счет введения в учебный план обязательных индивидуальных занятий в начале на­шего столетия использовался, в частности, в школах местечка Уиннетки (штат Мичиган), отсюда и название Виннетка-план. Автор этого плана К. Уошборн пытался одновременно индивидуализировать и темп, и содержание обучения. Для этого он поделил время обучения на две части: до обеда и после обеда. До обеда все дети изучали один и тот же материал, причем каждый из них занимался индивидуально, в оптимальном для себя темпе. После обеда дети работали в группах, занимаясь решением разнообразных задач теоретического и практи­ческого характера.

4. На подобных принципах основывался и другой американский план, возникший в тот же период, а именно Батавия-план (автор – школь­ный инспектор Дж. Кеннеди из г. Батавия, штат Нью-Йорк). Автор пла­на рекомендовал, чтобы каждый учитель половину своего рабочего вре­мени в школе посвящал проведению урока, а половину – занятиям с отдельными учащимися. Он считал, что такое сочетание коллективно­го обучения с индивидуальным позволит обеспечить учащихся помо­щью, благодаря которой они смогут легче преодолеть различные труд­ности в учебе.

5. Более радикальной попыткой реорганизации группового обучения стал Дальтон-план (автор – Е. Паркхерст, г. Дальтон, штат Масса­чусетс)... Дальтон-план порывал с традиционной организацией обучения и заменял ее новой, смысл которой состоял в том, чтобы ликвидировать перевес преподавания в пользу учебы учащихся, чтобы из человека, подавляющего самостоятельность работы детей в школе, учитель превратился в тактичного организатора этой работы.

С этой целью в начале учебного года учитель знакомил каждого уча­щегося с годовым планом работы, который включал учебные задания по отдельным предметам, распределенные по месяцам. Учащиеся пись­менно обязывались выполнить установленные для них задания и ра­ботали над их выполнением в отдельных кабинетах (лабораториях), где можно пользоваться всеми необходимыми учебными пособиями и по­лучать консультации учителя-специалиста по данному предмету. Так как Дальтон-план не предусматривал строгого расписания занятий, учащиеся могли свободно выбирать те задания, которые в данный мо­мент им подходили в большей степени, и работать над ними в опти­мальном для себя темпе и произвольными методами.

Дальтон-план имел несколько очевидных достоинств. Он позволял приспособить темп обучения к возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность и т. д. Ос­новным его недостатком было то, что учащиеся делились па малень­кие и часто меняющие свой состав группы, в результате возникали трудности с приобщением учащихся к сотрудничеству. Наконец, этот план исходил из случайных и часто меняющихся интересов учащих­ся... При таком положении дел знания, как правило, были фрагментар­ными... (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М.: Высшая школа, 1986. - С. 249-256).

6. ...Суть плана Трампа как системы организационных форм обучения сво­дится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обуче­ние с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении со­четаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуаль­ными занятиями. Лекции с использованием современных технических средств для больших групп (100 – 150 человек) читают высококвалифици­рованные преподаватели, профессора. В малых группах (10 –15 человек) обсуждаются материалы лекции, проводятся дискуссии. Занятия здесь ведут либо рядовой учитель, либо лучший ученик группы. Индивидуаль­ная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянен (Педагогика / Под ре." П. И. Пидкасистого. - М, 1998. - С. 296-297). Проанализируйте полученные сведения и заполните таблицу.

 

Форма обучения Достоинства Недостатки
Мангеймская система    
   
   
   
Виннетка-план    
   
   
   
Батавия- план    
   
   
   
   
Дальтон - план    
   
   
   
   
План Трампа    
   
   
   
   

Форма отчета: тезисный конспект.

2. Анализ ситуации:

Ситуация 1.Учительница русского языка в начале урока обратилась к ученикам с вопросами:

- Какой узел нельзя развязать?

- Морской, – воскликнул кто-то из учеников.

- Почему же. Морской узел – это лишь способ связывать канаты, делать из них петли. Его можно развязать.

Ученики задумались... Глаза загорелись. Но ответа не нашлось. Пришлось задать наводящий вопрос, чтобы дети назвали железнодорожный узел.

- Теперь предложу вам легкий вопрос, – продолжала учительница. – Назовите прилагательное среднего рода, которое имеет на конце три буквы е.

Опять заблестели глаза у школьников, в классе возобладала тишина. Учительница, выжидая, посматривала на воспитанников.

- Не вспоминаете? А гуся вы видели?

- Видели. Но он „длинношеий ”?

- Гусь относится к „животных ”?

- А-а-а, – весело загудели ученики. – „Длинношеее животное... ”

• В чем психолого-педагогический смысл такого начала урока?

Смоделируйте начало урока по конкретной теме "своей" дисциплины, воспользовавшись подобным приемом.

Ситуация 2. Урок украинского языка в 6-м классе. Тема урока: „Причастие, его грамматические признаки ”. Урок включал такие компоненты:

  • Анализ опорных знаний, умений и навыков учеников по предыдущим темам.
  • Актуализация опорных знаний о грамматических признаках прилагательных и глаголов.
  • Работа над подчеркнутыми словами в предложениях: "Город, построенный на берегу живописной реки, оставался гордостью старшего поколения. Умирал поэт, влюбленный в мир, умирал поэт, смотревший в море". Определение их грамматических категорий.
  • Выполнение упражнений по учебнику с целью выделения причастия.
  • Составление предложений с причастием.
  • Задание домой и инструктаж к нему.

Определите тип этого урока. Докажите целесообразность избранной структуры во время изучения избранной темы.

Ситуация 3. Фрагмент урока украинского языка в 4-м классе.

Учитель:Сейчас вы воплотитесь у неопытных агрономов и напишете инструкцию „Как выращивать помидоры ”. С какой целью учитель предложил детям такое задание? Приводим возможные ответы на этот вопрос. Укажите, который из них вы считаете правильным. Ответ обоснуйте. Задание дано с целью:

§ повышение орфографической грамотности учеников;

§ передачи опыта выращивания помидоров;

§ закрепление в активном словаре учеников глаголов терминологического характера;

§ формирование умений логически мыслить.

Сравнительный анализ

Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия „фор­ма организации обучения ”. Заполните таблицу.

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«...Организационную форму обучения мы определим как взаимодей­ствие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режи­мом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)    
   
   
   
   
   
   
«...Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над опреде­ленным содержанием материала» (И.М. Чередов)    
   
   
   
   
   
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И. Полдасый)    
   
   
   
   
     

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.