Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психолого-педагогические доминанты развития





1. Развитие речи и мышления. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления, но и психики в целом.

2. Развитие внимания и памяти (от непроизвольного внимания к произвольному; от образной памяти к словесной смысловой).

3. Развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилия, воли.

4. Формирование самооценки.

Неадекватность самооценки – один из самых неблагоприятных факторов развития личности, порождающих в дальнейшем деформацию нравственного сознания и общественного поведения. Дети с заниженной самооценкой не уверены в себе, занимают неблагоприятное положение в системе групповых отношений, повышенно конформны. Им свойственны скованность или излишняя раскованность, застенчивость или агрессивность, боязнь быть на виду или боязнь быть незамеченными.

Завышенная самооценка формирует высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний.

Как избежать этого неблагополучия? Наиболее важное условие – отказ взрослого от попыток делать обобщающие заключения о личности ребенка по его отдельным поступкам (шалун, драчун, обманщик, жадина), от невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, создание ситуации успеха в наиболее важных сторонах жизни и деятельности ребенка.

5. Формирование первоначальных нравственных представлений.

Особенности этих представлений:

- отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

- связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;



- проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.

Педагогическое правило: нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми (бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна).

 

 

Основные направления педагогической деятельности

1. Организация игровой деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей. Велика диагностическая роль игры.

2. Помощь семьи в организации полноценного общения (Почти 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье. Þ Состояние депривации (изоляции)

3. Формирование разумных материальных потребностей (приемы «Погашение потребностей», «Опережающее предложение» см. в кн. А.С. Белкина «Основы возрастной педагогики»).

4. Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. Главная функция коллектива дошкольников заключается в том, чтобы сформировать ту модель отношений, с которой дети войдут в жизнь и которая позволит им как можно скорее, с наименьшими потерями включиться в дальнейший процесс социального созревания, раскрыть свой интеллектуальный и нравственный потенциал (приемы «Эмоциональное обволакивание», «Эмоциональный контраст» см. в кн. А.С. Белкина «Основы возрастной педагогики», с.23).

 

Возрастные особенности младшего школьника

I Анатомо-физиологические особенности

1) Костная система находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, много хрящевой ткани (следить за позой, походкой). С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыками письма.

2) Происходит функциональное совершенствование мозга – заметно развивается вторая сигнальная система. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения Þ большая активность, подвижность (разрешать больше двигаться).

3) Возраст спокойного и равномерного физического развития. В крови увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивление организма.

4) Несовершенство органов дыхания, сердечно-сосудистой системы Þ необходимы подвижные игры на свежем воздухе, физический труд.

 

II Психологические особенности

Восприятие отличается неустойчивостью, неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью (смешивают сходные по начертанию буквы, предметы, выделяют случайные детали, а существенное не воспринимают).

Восприятие связано с действиями ученика (воспринимать предмет – действовать с ним).

Эмоциональность восприятия (лучше воспринимают то, что вызывает у них эмоциональное отношение)

Несовершенное восприятие, т.к. нет аналитических умений.

Восприятие хаотично (не умеют наблюдать планово)

Своеобразие восприятия пространства и времени («Дед, а ты мамонтов видел?»)

Восприятием младших школьников нужно руководить

Организация наблюдения.

1. постановка цели;

2. план наблюдения;

3. включать одновременно различные органы чувств;

4. использовать приемы сравнения, сопоставления;

5. использовать практические занятия с предметами наблюдений;

6. оформление результатов своих наблюдений в устной или письменной речи.

Внимание.

Непроизвольно, т.е. детей привлекает все новое, неожиданное, яркое, интересное Þ делать урок интереснее, занимательнее.

Неустойчивость (менять вид работ, паузы для отдыха)

Объем внимания: 1-2- вида деятельности, не больше.

Мышление. Наглядно-образное, опирается на восприятие или представление. Необходимо развивать абстрактно-логическое мышление.

Речь. Уточняется значение слов, развивается связная речь. Развивается умение слушать другого человека.

Память. Наглядно-образная, непроизвольная. Лучше запоминают конкретные образы, события, лица, факты, чем определения, описания. Склонны к механическому запоминанию.

Младшие школьники испытывают потребности: в движении, в общении, в игре, в успехе, во внешних впечатлениях, в совместной деятельности, потребность нравиться взрослым.

Психолого-педагогические доминанты развития

1. Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника.

2. Психологическая перестройка в деятельности: переход от игры к учению изменяет мотивы поведения, дает толчок к развитию познавательного интереса и нравственных представлений ребенка.

В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности:

1) Сложность усвоения нового режима жизни, деятельности.

2) Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками

3) Изменения отношений ребенка с семьей. С поступлением в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не дитя, а ответственный человек, т.е. он вступает в систему «ответственных отношений».

4) Затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.