Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинарско-практическое занятие № 3.





Античная философия: Платон, Аристотель

План.

1. Диалектика Платона

2. Метафизика Аристотеля

3. Школы античной философии: академики, скептики, стоики, эпикурейцы, киники

4. Неоплатонизм

Вопросы:

1.Діалектика як теорія розвитку і спосіб осягнення світу.

2. Філософія Аристотеля.

Предметная область:Бесконечности развития мысли, предметно-смысловая определенность, идея, первообраз, душа.

Цель занятия:Опираясь на множественноость альтернатив выбора решений найти вне-находящийся фактор ее решения и определить ее влияние на вывод

Воспитательная задача и средства ее реализации:Необходимость овладения специальным языком философии предполагает конкретность формулировок вывода, а также их опосредованность иным, кроме собственного удовлетворения, адресом – его диалогического характера

Пояснения к изучению вопросов

1. Вывод к невидимым, но смысловым ответам может быть достоверным

2. Метафизическое исследование предполагает владение соответсвующему движению мысли движение используемых понятий.

 

Вопросы для самоподготовки

20. Філософія Платона. Взаємини ідея – річ. Поняття «благо» та призначення душі.

21. Філософія Платона. Відкриття метафізичного простору. «Ідея» та «світ ідей».

22. Філософія Платона. Пізнання, пошук істини і доля філософа в «міфі про печеру».

23. Філософія Платона. Філософія як любов. Співвідношення душі і тіла.

24. Філософія Аристотеля. Визначення «першої філософії» (метафізики) та її цілей.

25. Філософія Аристотеля. Визначення матерії та форми; їх «взаємовідношення».

26. Філософія Аристотеля. Визначення метафізики. Поняття «першо-двигуна».

27. Філософія Аристотеля. Етапи пізнання; роль досвіду та розуму у знанні причин.



28. Філософія Аристотеля. Етапи процесу пізнання, роль досвіду та теорії.

29. Філософія Аристотеля. Категорії буття та поняття субстанції.

  1. Філософія Аристотеля. Різновиди душ. Специфіка «души раціональної».

20-23. Философия Платона – это диалектика, метод, возникший как развитие метода Сократа. Восходящая к единому мысли требует одновременно раскрытия своих положений через иное, т.е. проясняется на ином, несвойственном материале. Эта проясняющее себя через иное развитие мысли требует находящегося вне самого метода идеального начала, или «идеи». Платон ранних «сократических» диалогов и зрелый (диалоги «Лисий», «Пир», «Тимей») продолжает сократическое прояснение основных тем: любви, души, мира; тогда как у позднего Платона диалоги становятся практически монологом (Законы, Послезаконие), а место свободолюбия занимает сменяющая нужду природы необходимость ума. Платон – идеалист. Это значит, что таблица умножения не горит, и вечна. Видимый мир не обманчив, просто он лишь «предел» видимости, указывающий на недостаток «умозрения»: необходимо видеть вещи «умными» глазами. Это значит, что всякая вещь, событие одинаковы добры и злы (иначе в них смешано и то и другое), но уже то, что может быть благо, знание о нем, уже указывает на причастность человека ему. Если развивать этот принцип дальше, то он овеществляется (например, что светит не солнце а тот, кто его создал). Но сам Платон больше сконцентрировался на задаче описания метода восхождения к Благу, и даже, если посылка на причастность ума благу верна, к практическому планированию будущего, утопии.

24-30. Аристотель – ученик Платона и его продолжатель. Увидел преодоление отмеченного Платона разрыва между любовью земной и небесной в принципе индивидуализации, воплощения (энтелехии) сущего (чтойности). Отмечал разнообразие форм и их сведение к общему (квинтэссенция) по принципу непрерывного восхождения через противоположности. Для самого себя (вводит самосознание) глаз не видит, поскольку его сущность – деятельность видения, зрение. Так и всякая вещь имеет свое воплощение в осуществлении энергии, реализующей потенцию деятельности (эргона, органа) Аристотель же видит в среде само осуществление, поскольку показывает переход от формы к идее и наоборот: будучи формой медь будет материалом для статуи и так далее до перводвигателя, первоначала.

Филон Александрийский (1 в.)– представитель диаспоры иудеев в эллинистическом Египте (Александрии), где старался прививать библейские идеи к греческой философии. Неоплатоник. Обращался к идее логоса в значении посредника между миром Высшего абсолюта и множественностью лействительности. События (а здесь Филон обращается к Библии к библейским сюжетам и символам аллегорично обозначают понятие (вода источника Меривы – сладость*). Здесь аллегория является столь же реальным сколь и вещью вещи (вечной сущим и созданныи первоначально до мира, как и сама Библия).

Плотин. (3 в.)Для систематизатора и завершителя античной философии Плотина все эманирует (испускается наподобие луча от солнца) из Единого в последовательности Единое- Число-Ум-Душа по принчину нахождения в себе еще и иного (из себя рожает и иное). Отсюда и происхождение является не уходом а пребытием (чем больше отдаешь, - тем больше остается), и познание единого самого по себе мистично, хотя познавая и различает в мире триаду Единое-ум-душа.

Вопросы для самоподготовки

  1. Кому належить заслуга відкриття сверхчуттєвого світу ідей?
  2. Яке «співвідношення» ідеї та речі у філософії Платона?
  3. Де, відповідно до Платона, є місцеперебуванням душі?
  4. Як Платон трактував процес пізнання?
  5. Який розділ філософії, з погляду Аристотеля, є наукою про істину?
  6. Які души, відповідно до Аристотеля, входять у людську душу?

Семинарско-практичекское занятие №4

Философские школы Средневековья и Возрождения

План:

1. Патристическое богословие

2. Номинализм и реализм схоластики

3. Особенности философии Возрождения. Николай Кузанский

Вопросы

1. Основні ідеї філософії Відродження

2. Релігійна і філософська картини світу.

3. Діалектика процесу пізнання.

4. Проблема істини у пізнанні.

Предметная область. Рисунок (парадигма), тот или иной способ фиксации истины, модель обнаруживают свою символическую природу, указывающую на вненаходящегося в них субъекта творения, его творца.

Цель занятия. Альтернативность изобразительных, описательных средств не лишает их объяснительного характера при наличие субъекта этим средставм соответстсвующим.

Воспитательная задача и средства ее реализации: Глубокий этический характер рассуждения, связанный с риском обнаружения иных, кроме позитивных выводов, критический характер, предполагает смелость собственного мировоззренческого вывода при равенстве альтернатив.

Пояснения к изучению вопросов.

1. Модели представляют противоречия в доступном для изучения виде

2. Конкретный характер модели имеет свой исторический характер

Вопросы для самоподготовки

32. Біблейські ідеї та філософія: переосмислення основних понять та категорій.

33. Християнський формат філософствування. Людина як низка тіло – душа – дух.

34. Християнський формат філософствування. Пізнавальна цінність віри та розуму.

35. Християнський формат філософствування. Проблема взаємин віри та розуму.

 

32. Познавательная ценность веры и разума. (1-4 вв.) От апостола и евангелиста и названого брата Господня Иоанна богослова идет традиция свидетельства Бога-Слова Христа. В сравнении с аллегорическим (александрийским) и буквальным (сирийским) пониманием логоса, «Бог был Слово и Слово было у Бога…и ничего без него не начло быть». Лицезримый воочию Бог противится миру, которые Его распинает, и Бог дает человеку больше мира, - Себя. Отсюда очевидная противоположность сухого философствования живому обнаружению верой сущего: «кто хочет быть мудрым в веке сем – будь безумным» (ап.Павел). Часть апологетов связанная с благой вестью (Ч/з Павла), - где наиболее пересекались языческая философия и христианство – принимала умное незнание («не знаю, кто восхищен был до третьего неба»). Это так называемое апофатическое мышление отстаивало примат не-зримого, не-видного (в Библии - божественный мрак опускается на гору Сион), и соответствующие не-соотносительные, а отрицательные или пре-восходные имена (св.Дионисий Ареопагит, св.Августин). При таком подходе и человек, это тот, на ком обнаруживается несоизмеримость (человек есть половина – «двойного»). Апофатика предполагает действие по вере, имея в виду «парадигму» (образец) при отказе от примитивного искусственного сотворенного (не-тварное), и замену формальных отношений на личные (Отец, Сын). В этой связи встречались попытки систематизации (Ориген) или парадоксальной формулировки отношения веры и знания («верую, ибо не-лепо» Тертуллиана).

33. Связка «Тело-душа-дух» (4-9 вв.) К 4 в. стала возможной переработка античной божественной триады Единое-Ум-Душа. При отказе от тождества А=А стало возможным формулировка сущности первой (единого) как единства трех ипостасей (субстанций второй сущности) – «Бог един в трех лицах» Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого (Каппадокийское богословие свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Реальность также приобретает ипостасный облик: человек есть образ Божий по сотворению, но может обходиться по благодати до подобия Божьего. Так, диада «ум-тело» может быть в деятельности, энергийно сподобиться Духа Святого (в церковном причастии или даже просто по благодати) Античная субординация также уступает место телесности преображения, закон которого виден как «тень будущих благ». Тем самым намечается возможно провести разделение уже внутри человека на ум-тело-и душу или на единую память-мышление-волю (бл.Августин). Могут получить перевес изучение воли стяжания Царства Небесного, а природа самого человека в этой деятельности первичнее (ипостаснее) родовой. Теперь и безликая потенция Аристотеля становится только формальной (свободной) по отношении. к которой человек имеет свободу выбирать.

34. Соотношение веры и разума. (9-13 вв.) Возможное удвоение мира дало интерес к выяснению соотношению внешнего авторитета ума и внутреннего авторитета веры. У Августина люблю – значит знаю, далее трансформировалось в оправдание знание веры, и как критерии ум становится наравне (верую, для того, чтобы знать), или даже становится выше (знаю, для того, чтобы верить: Ансельм Кентерберийский). Теперь уже без знания нет веры и рождается схоластика. Этот спор имеет и более глубокие причины: что первично: слово, имя перед вещью (вокс анте рем) (позиция реализма), или наоборот слово, имя идет после вещи (вокс пост рем) (позиция номинализма). Номиналисты склонны больше опираться на единичность, особенность вещи (и не изобретать сущности без меры: «бритва Оккама»), тогда как реалисты на ее общее, родовое значение. (Возможность представлять вещь также связано и с интенцией направленностью) .Спор завершается компромиссом, концептуализмом (примирение представление в интенциональной модели). Завершителем схоластики считается доминиканский монах Фома Аквинский (13 в.), защищавший равенство и взаимодополнение веры и разума, и иерархию сущностей. (Поскольку же сущность все же самообнаруживается, но мы имеем и интенцию к ее обнаружению, то предполагается паритет разума и веры, - последнее стало догматом католической церкви в 16 в.).

Философия Ренессанса. Возрождение стало «перестройкой» средневековья, стремящейся обновить и переопределить исходные средневековые принципы. Переходной философией стала диалектика кардинала Николая Кузанского (15 в.), сконцентрировавшегося на принципе «ученого незнания» при изучения «земных форм». Его понятие конкретного (стяженного, сведенного воедино) отражало возможность соединить противоположное, соединяло максимум и минимум. Последний принцип дал начало возвеличиванию человека и косвенно пантеистическим толкованиям в отношении земных форм. Принятое от неоплатонизма ударение на формальные, в отличие от натуральных толкования сил, привели к интересу к определению их роли в жизни (Леонардо да Винчи), возрождению платонизма (академия Фичино во Флоренции) возвращению к исследованию принципов общих для земли и космоса (Дж.Бруно, Коперник). Обсуждение воли при попытке решения вопроса о природе души (животности-не животности, бессмертия и т.п.) в университетах привели к отказу от схоластики в пользу свободного постижения науками истины (Лютер) или свободного самоопределения (гуманизм Эразма Роттердамского).

Вопросы для самоподготовки

  1. Проблема створення релігійної філософії
  2. Що є характерною рисою середньовічної філософії?
  3. Яке було положення філософія в Середні століття?
  4. Як називається принцип, згідно з яким мир є створений Богом з нічого?
  5. Що таке схоластика?
  6. Кого можна назвати представником середньовічної філософії?
  7. Як називається епоха відновлення ідеалів античності в Європі?
  8. Що є відмітною рисою філософії епохи Відродження?
  9. Що служить основним об'єктом дослідження для раннього Відродження?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.