Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современное понимание предмета и категорий И.





Понятие «идеология».

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впер­вые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Де-стют де Траси. Объем идеологии есть идеи, природа их происхождения, истинность способа функционирования, реализации. На протяжении всего периода существования термин "идеология" наполнялся разным содержанием, обусловленными социальными интересами. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Марксизм рассматривал идеологию как часть "надстрой­ки" над экономическим базисом, опосредованным социальной струк­турой общества. Из-за социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жиз­ни. Идеология в мар­ксистском понимании - это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма - классовые интересы, отсюда следует и искаженный взгляд на окружающую действительность. Политическая идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление по­литического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Маркс и Энгельс подчер­кивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод позна­ния социальных процессов. Ленин ввел такую категорию как научная идеология. С точки зрения как научного оценивания как научную не научную, истинную не истинную и т.д. Идеология есть отражение бытия преломленного через социальные групповые интересы. Это преломление может отражать или искажать бытие. Это наука о ценностях конкретного потребления. Мангейм разрабатывал методологию социологии знания. Иде­ология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических кор­ней эмоциональных и жизненных импульсов. Маннгейм рассматривает идеоло­гию как разновидность охранительного фактора. Он считал, что идеология консервативна. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии - это идеологии эпохи или всего народа. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне.




Современное понимание предмета и категорий И.

В современном мире идеология отличается от религии и философии. Понятие "идеология" является более узким, так как идеология фиксирует только социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики. Идеология - это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей. Исходным пунктом идеологии является идея. Цель идеологии - формирование созна­ния людей и формирования их поведения путем воздействия на сознание.

Политическая идеология призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.. Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:

— в зависимости от степени распространения в про­странственном отношении и масштабов влияния на соци­альные общности людей выделяют глобальные(все человеческое общество. К ним относят: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, нацио­нализм и другие идеологии), локальные(формируются и имеют вес в одном или нескольких сопредельных госу­дарствах, которые обладают некими схожими чертами в плане культуры, языка, религии, характера и ментали­тета их народов (примером может служить исламский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства и в своем содержании, фор­мах проявления, выражают интересы и ценностные ориен­тации отдельных социальных групп и общностей (к при­меру, партийные идеологии) идеологии; — по содержанию распространяемых теорий, принципов, взглядов, идей идеологии подразделяются на научные, религиозные, политические,

—от направленности предлагаемых идеа­лов, ценностных установок, целей, средств их достиже­ния идеологии относят к революционным, контрреволюци­онным, реакционным, прогрессивным.

по отношению к социальному прогрессу выделяют модернистские(предлагают ре­шение проблем человечества в рамках «мифа о прогрес­се»); контрмодернистские(отвергают идею прогресса, к примеру, консерватизм) и смешанные(для них характерен синтез модернизма и контрмодернизма, например, неокон­серватизм) идеологии;

— по отношению к изменениям в обществе принято различать: консервативные(охранительные) идейно-поли­тические концепции; идеологии, стремящиеся к радикаль­ным общественным преобразованиям; идеологии, которые сочетают в себе две тенденции.

— на основе системного подхода выделяют: суперидеологииили со­циальные философии(либерализм, консерватизм, социа­лизм, национализм); политические доктрины, которые в свою очередь делятся на ортодоксальные(либеральная демократия, коммунисти­ческая идеология, консерватизм) и смешанные, питающиеся от двух суперидеологий (социал-демократизм, неоконсер­ватизм, национал-демократизм, христианская демократия, национал-социализм и др.); субидеологии {идеологии-чувст­ва, в составе которых можно назвать: охранительные идео­логии(связаны с чувствами самосохранения политической системы), эгалитизм и национализм масс(основан на идее сильной власти и стремлении народа к более высокому уровню жизни), реформизм среднего класса(ему свойстве­нен конформистский подход к действительности, стрем­ление к постепенным и мирным изменениям жизни в лучшую сторону)


Либерализм.

Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав. Л. оформился в борьбе буржуазии против феодал. порядков в 17-18вв. Представители: Локк, Юм, Вольтер, Т.Джефферсон, А.Смит. Принципы Л.: 1)индивидуализм (основной элемент общ-ва - индивид), 2)теория естественных прав (каждый имеет право на жизнь, свободу и собственность), 3)равенство (перед законом, возможностей), 4)идея свободного рынка без ограничений, 5)идея свободной конкуренции без ограничений. Неолиберализм - 30-е гг. 20в.: 1)отказ от невмешательства гос-ва в эк-ку, 2)конкуренция должна быть ограниченной, 3)гос-во помогает наименее защищенным слоям населения.


Консерватизм.

Консерватизм – идеологические концепции, отражающие приверженность к сохранению сложившихся общественных отношений, абсолютизировании старые общественные порядки и нравы и отрицает необходимость их коренной ломки. Принципы К.: 1)нравственный абсолютизм (человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров), 2)традиционализм (обществ. жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого). 3)отрицательное отношение к идее равенства 4)политический реализм (суть: опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика). Неоконсерватизм: 1)не отрицает полностью идеи демократии 2)отдаёт предпочтения сильной власти и сильному государству; считает, что его вмешательство в экономику должно быть ограниченно 3)разделяет приверженность праву на свободу.

 

Коммунизм.

Коммунизм – соц.-философское учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и соц.-политическом движении, призванном реализовать это учение на практике. Теоретическое обоснование коммунистических идей уже имеется в трудах древнегреческого философа Платона. Коммунистические идеи теоретически обосновывались социалистами-утопистами Т. Мором и Кампанеллой. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связана с основоположниками марксизма – К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным, которые видели в коммунизме высшую общественно-экономическую формацию, наступающую после капитализма. Осн. элементы коммунистической идеологии: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, соц. равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией. С коммунистической идеологией Беларусь прошла почти весь 20в. Все величайшие события 20в. прошли под влиянием коммунистических идей. Для современной Беларуси характерны такие коммунистические принципы, как патриотизм, высокий престиж образования, общественно полезный труд, коллективизм, социальная справедливость, моральное поощрение человека, которые могут найти своё отражение в идеологии Беларуси, белорусского общества.

Социал-демократизм.

Социал-демократизм возник в 19 в. как реакция на либерализм. Основатели - Берштейн, Каутский. Понятие придумал Пьер Леру. Идеи с-д: свобода от угнетения, социальное равенство, рационализм, солидарность и коллективизм, эк-ка многоукладная (собств-сть может быть частной, гос-ной, кооперативной). У нас наиболее выражен с-д.

 


Религия и ИБГ.

Белорусское государство на сегодняшний день обеспе­чивает юридическое равенство различных конфессий, существующих в Беларуси, перед законом, тем самым под­держивая традиции толерантности в межконфессиональ­ных отношениях. Оно не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее, но при этом контролирует деятельность всех религиозных организаций, содействуя тем самым ус­тановлению отношений терпимости и уважения между гражданами, а также недопущению распространения малоизвестных опасных культов, нарушающих права граждан, раз­рушающих личность, подрывающих физическое и психи­ческое здоровье подрастающего поколения. Вместе с тем официально зарегистрированные религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, обладают правом наравне с другими общественными организациями использовать государственные СМИ.

В процессе взаимодействия с религиозными организа­циями и с отдельными верующими все должностные лица должны четко и последовательно проводить в жизнь поло­жение о том, что в Беларуси нет господствующего вероис­поведания и государственной религии, все конфессии одинаково равны перед за­коном. Ни одна религия не имеет от государства финансо­вой или другой поддержки. Это способствует созданию бла­гоприятных условий для полного выражения каждым гра­жданином Республики Беларусь своей духовной свободы, что и является одним из важнейших факторов идеологии белорусского государства.

 

Плюрализм полит. институтов, идеол. и мнений как конституц. норма и предпосылка развития демократии и гражд. общ-ва в РБ. Роль неправител. организаций, бизнес-сообщ-ва и научн. учрежд. в реализации ИБГ.

В Конституции РБ 1994г. согласно ст. 4 «Демократия в РБ осуществл-ся на основе многообразия полит-х институтов, идеологий, мнений» Это означает конституционное закрепление принципа идеологического плюрализма, чего не было в предшествующих Конституциях. Конституция РБ закрепляет плюрализм идеологий и мнений. «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них»(ст.33). Обшей для представителей различных социальных групп явл. свобода выражения своих интересов, гарантия обеспечения которой возлагается на гос-во. Реализация положений, воплощающих Констит. РБ является основой утверждения в стране демократии. Не может устанавливаться единая обязательная идеология для всех граждан нашей республики. Укрепление демократических принципов жизни страны и основанное на этой базе формирование гражданского общества являются важнейшими факторами устойчивого развития РБ, полит-ой и социальной стабильности.

 


Понятие «идеология».

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впер­вые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Де-стют де Траси. Объем идеологии есть идеи, природа их происхождения, истинность способа функционирования, реализации. На протяжении всего периода существования термин "идеология" наполнялся разным содержанием, обусловленными социальными интересами. К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Марксизм рассматривал идеологию как часть "надстрой­ки" над экономическим базисом, опосредованным социальной струк­турой общества. Из-за социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жиз­ни. Идеология в мар­ксистском понимании - это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма - классовые интересы, отсюда следует и искаженный взгляд на окружающую действительность. Политическая идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление по­литического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Маркс и Энгельс подчер­кивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод позна­ния социальных процессов. Ленин ввел такую категорию как научная идеология. С точки зрения как научного оценивания как научную не научную, истинную не истинную и т.д. Идеология есть отражение бытия преломленного через социальные групповые интересы. Это преломление может отражать или искажать бытие. Это наука о ценностях конкретного потребления. Мангейм разрабатывал методологию социологии знания. Иде­ология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических кор­ней эмоциональных и жизненных импульсов. Маннгейм рассматривает идеоло­гию как разновидность охранительного фактора. Он считал, что идеология консервативна. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии - это идеологии эпохи или всего народа. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне.


Современное понимание предмета и категорий И.

В современном мире идеология отличается от религии и философии. Понятие "идеология" является более узким, так как идеология фиксирует только социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики. Идеология - это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей. Исходным пунктом идеологии является идея. Цель идеологии - формирование созна­ния людей и формирования их поведения путем воздействия на сознание.

Политическая идеология призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.. Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:

— в зависимости от степени распространения в про­странственном отношении и масштабов влияния на соци­альные общности людей выделяют глобальные(все человеческое общество. К ним относят: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, нацио­нализм и другие идеологии), локальные(формируются и имеют вес в одном или нескольких сопредельных госу­дарствах, которые обладают некими схожими чертами в плане культуры, языка, религии, характера и ментали­тета их народов (примером может служить исламский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства и в своем содержании, фор­мах проявления, выражают интересы и ценностные ориен­тации отдельных социальных групп и общностей (к при­меру, партийные идеологии) идеологии; — по содержанию распространяемых теорий, принципов, взглядов, идей идеологии подразделяются на научные, религиозные, политические,

—от направленности предлагаемых идеа­лов, ценностных установок, целей, средств их достиже­ния идеологии относят к революционным, контрреволюци­онным, реакционным, прогрессивным.

по отношению к социальному прогрессу выделяют модернистские(предлагают ре­шение проблем человечества в рамках «мифа о прогрес­се»); контрмодернистские(отвергают идею прогресса, к примеру, консерватизм) и смешанные(для них характерен синтез модернизма и контрмодернизма, например, неокон­серватизм) идеологии;

— по отношению к изменениям в обществе принято различать: консервативные(охранительные) идейно-поли­тические концепции; идеологии, стремящиеся к радикаль­ным общественным преобразованиям; идеологии, которые сочетают в себе две тенденции.

— на основе системного подхода выделяют: суперидеологииили со­циальные философии(либерализм, консерватизм, социа­лизм, национализм); политические доктрины, которые в свою очередь делятся на ортодоксальные(либеральная демократия, коммунисти­ческая идеология, консерватизм) и смешанные, питающиеся от двух суперидеологий (социал-демократизм, неоконсер­ватизм, национал-демократизм, христианская демократия, национал-социализм и др.); субидеологии {идеологии-чувст­ва, в составе которых можно назвать: охранительные идео­логии(связаны с чувствами самосохранения политической системы), эгалитизм и национализм масс(основан на идее сильной власти и стремлении народа к более высокому уровню жизни), реформизм среднего класса(ему свойстве­нен конформистский подход к действительности, стрем­ление к постепенным и мирным изменениям жизни в лучшую сторону)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.