Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Слово в Великий пяток (размышления перед Плащаницей. Что значит приобщиться Христовым страстям? Три способа сораспятия Господу)





 

Думаю, нет нужды объяснять вам, братие, что знаменует настоящее священнодей­ствие. Известно вам, что когда, после страданий ночи и мучений дня, Господь в час девятый предал дух Свой Богу Отцу, все оста­вили Его, и воины, пришедшие перебить голе­ни распятым, никого уже не нашли на Голгофе, вокруг креста Господня. Все разошлись гото­виться к Пасхе, и ненарушим был покой Боже­ственного Страдальца. Подвигнутые верою и любовию, Иосиф с Никодимом приходят воздать Господу должное чествование, снимают пречис­тое тело Его со креста, обвивают плащаницами, покрывают благовонными мастьми — по-цар­ски, во исполнение пророчества: «и будет покой Его честь» (Ис.11.10).

Вот что воспоминается в сей час! Какая Умилительная картина! Иосиф с Никодимом и некоторые жены в благоговейном молчании, с сердцем, преисполненным скорби, обстоят при­готовленное тело Господа, среди окружающей их тишины. Приидите же, братие, подражая им, обступим предлежащий нам лик Господа, изъ­язвленного и умученного, углубимся в сии яз­вы размышлением и будем внимать, что ве­щает к нам сия кровь, вопиющая паче крове Авеля?

Немногоглаголиво вещание ее! Господь еще прежде совместил его все — в одном изрече­нии: «образ дах вам... Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.13,15;14,6). Се вам истинный путь — путь страда­ний и скорбей! Се вам истинный живот — жи­вот в кресте и распятии. «Аще в сурове древе сие творят, в сусе что будет!» (Лк.23,31). Если Я, Господь и Бог ваш, так стражду ради вас, как обойтись без болезней и скорбей вам, ради вас же самих? «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк.8,35).

Так, братие, сколько необходимо было для нашего спасения пострадать Господу, столько же и нам для получения сего спасения необходимо спострадать Господу, «приобщиться Христовым страстей... Христовы сораспяться» (1Пет.4.13); Галл.2.19). Вникните в силу слов сих: приобщиться Христовым страстем, Христови сораспяться! Мы уже страждем уже распинаемся, уже под крестом, который воз­лагается на нас в самом рождении и тяготеет над нами до самой смерти. Но один, сам по себе, крест сей есть убийственный крест казни, а при­общаемый ко кресту Господню, он становится спасительным игом, дающим живот. Вот тайна жизни и спасения! И вот к чему призывает нас ныне предлежащий нам Господь: приобщитеся страстем Моим, сораспнитесь Мне!



Спросите: как это сделать? Ответ не затруд­нителен. Обратитесь к истории страданий Госпо­да, и на самом крестном пути увидите истинных общников скорбей Его, истинных причастников Его Креста и распятия! Там жены, раздираясь сердцем, плачут и рыдают; далее Симон Киринеянин несет самый крест Господа до Голгофы; на Голгофе благоразумый разбойник распинается вместе с Господом,— и свое распятие по вине верою обращает в распятие оправдательное, в спасительное сораспятие Господу. Вот нам сим­волы приобщения страстем Господним, символы участия в Его страданиях и распятии. Видны там и другие участники в крестной смерти Гос­подней: судьи, мучители, распинатели, хульники; но от такого участия да избавит нас Господь, ибо в сем не оправдание и живот, а осуждение и смерть. И таковыми мы бываем, когда забываем Господа, предаемся беспечности и поблажаем страстям. Но, братие, в дни сии, в час сей, пред лидем умученного ради нас Господа поревнуем явить себя причастниками Его Креста во спасе­ние, а не в пагубу.

Итак, пойдем вслед жен, сболезнующих и состраждущих Господу. Пройдем всю цепь стра­даний Господа, от возмущения духа Его на тай­ной вечери до предания сего духа Отцу на Голгофе. Внидем с Ним в сад Гефсиманский и потомимся Его молитвенным томлением. Про­ведем с Ним ночь, сию мрачнейшую ночь, в доме Анны и Каиафы. Восприимем в чувство все море Его страданий от утра до часа девятого, в прето­рии Пилата, по стогнам града, на пути крестном, на Голгофе — в минуты распинания и по распя­тии. Не мысленно только проследим все сие, но в самое сердце восприимем весь крестный под­виг Господа, на себя перенесем Его страдания, возболезнуем Его болезнями, доведем себя до того, чтоб чувствовать, что как бы нам самим на­носятся раны, наш слух раздирается хулою, наше сердце уязвляется остротою мучений. Когда, та­ким образом, напечатлеем мы страдания Господа не в уме только и сердце, но как бы и в самом теле, тогда будет в нас истинное соскорбение, споболение, спострадание Господу по примеру жен, болезновавших при виде страждущего Гос­пода, плакавших и рыдавших.

Однако ж останавливаться на сем одном не должно. Надобно идти далее. И жены раздира­лись сердцем, а что услышали? — «Себе плачитеся» (Лк.23,28). И вот что нужно еще нам прибавить к сердечному о страждущем Господе болезнованию: восплакать о себе! В каком же это смысле восплакать? В том, что сии язвы суть дело рук наших, что в сих муках и в сей смерти виновны именно мы. Наши неправые мысли и планы, наше легкомыслие, а иногда вольномыслие сплетали сей венец терновый; неверность нашего сердца Богу и наши всесторонние пристрастия пробо­дали сии ребра, наши неправды и блуждения по распутиям греха пронзали гвоздями сии руки и ноги, наше плотоугодие всевозможное покрыва­ло ранами сии плещи и все тело.

Как ни странным представляется такое об­винение, как ни далека от него, к сожалению, наша совесть, как ни готово наше сердце отрицать его от себя, но оно истинно. Ибо есть ли у нас гре­хи? — Премногое множество. Кто же покрыва­ет нас от стрел правды и гнева Божия? — Сии страсти Господни. К кому обращаемся мы с мо­литвою о помиловании? — К Господу распятому. Ради чего дается нам разрешение в грехах?— Ради крестной смерти. Следовательно, все наши грехи были здесь, на сем кресте, все увеличивали тяжесть его, уязвляли Господа. Кто же после сего обезвинит себя в Его страданиях н смерти? Мы и сами исповедуем это, хотя без ясной мысли и точного чувства, всякой раз, как поем: «распятаго же за ны...и страдавша и погребенна», всякий раз, как слышим: «той язвен бысть за грехи наша и мучен за беззакония наша» (Ис.53,5). За наши — за чужие разве? — Нет, за наши, имен­но за те, которые каждый из нас сознает теперь за собою. И вот что именно надобно приложить нам к болезням сердца нашего о страждующем Господе, — болезнь, что грехами своими мы уве­личивали тяжесть страданий Его; надобно здесь пред лицем Господа с сокрушением исповедать каждому из нас: в этих язвах, Господи, есть и моя часть.

Не бойтесь тяжести вины! В этом самоосуж­дении источник и оправдания. Присвоением себе виновности в страданиях Господа присвояется и оправдательная сила их. Потому в ту самую минуту, как мы в сердце изречем: и мы виновны, Господи, в сих страданиях Твоих, — на небе изречется нам прощение и разрешение. Только не забудем приложить к сему и еще одно нужное слово, именно: виновны — не будем. Не будем более оскорблять Тебя, Господи, грехами своими уязвлять неправдами, второе (потом, в будущем) распинать безза­кониями. Сердце будем хранить верным Тебе единому, главу станем украшать богомыслием и благомыслием, рук не прострем к хищению и обиде, ногам не попустим блуждать по распутиям порока, плоти не дадим поблажки в ее тре­бованиях чувственных наслаждений, всех себя принесем в жертву Тебе единому, за нас пожершемуся (принесшему Себя в жертву). Иначе что будет пользы языком гово­рить: виновны, виновны, а делами наносить раны Господу и распинать Его!

Вот до чего доводит нас пример жен! Они, смотря на Господа страждущего, раздирались сердцем и плакали. Хорошо и нам спострадать сердцем Господу страждущему, но не полно. Женам в то время извинительно было ограни­читься одною скорбию и плачем, хотя и они тог­да же получили должное напоминание. А нам это совсем неизвинительно, потому что пред нами открыты уже все пути оправдания. Нам надоб­но пройти несколько далее с болезнующим сер­дцем — дойти до сокрушительного осуждения себя в сих самых страданиях и заключить реши­тельным намерением — не оскорблять и не распинать более Господа грехами своими. И вот — первый способ приобщения Христовым стра­стям, сораспятия Ему!

Когда же благословит нас Господь положить твердое намерение не грешить и идти неуклон­но путем правды, тогда мы вступим в чин Симо­на — понесем крест Господень на себе, восприи­мем благое иго Его, тяжелое и легкое. И тут откроется нам второй способ приобщения Хрис­товым страстем и сораспятия Господу — терпе­ние в обязательных для нас добрых делах и тер­пение сопряженных с ними скорбей и лишений. Когда подумаешь о сем способе, не можешь не изумиться, с какою попечительностию заботится Господь о том, чтоб как можно вернее, как мож­но неизбежнее соделать нас общниками Своего креста и Своих страстей! Он окружил нас крес­тами со всех сторон, разложил их на всех путях нашей жизни, так что мы и шага не можем сде­лать без того, чтоб не встретиться с ними. Нам остается только надлежащим образом восполь­зоваться ими, чтоб со делаться общниками и кре­ста Господня. В самом деле, осмотримся, братие! Каждый из нас связан своим кругом обязаннос­тей: то к Церкви, то к предержащей власти, то к обществу, а иной, сверх того, и к семейству. Ис­полнение сих обязанностей есть круг добрых дел, Господом от нас требуемых. Но исполнение доб­росовестное требует от нас труда и терпения, чтоб не начать только хорошо, но и продолжать, и довести до конца совершенного. Сколько терпе­ния нужно родителям, чтоб воспитать детей как должно, судье, чтоб праведно вести дела судные служащим, чтобы служить добросовестно, началь­ствующим, чтоб начальствовать по Богу. Давно для служащих Церкви и приходящих в нее, для учащих и учащихся, для воинов и военачальни­ков, для слуг и господ, для продающих и купующих, для всякого вообще звания и состояния неизбежна своя мера труда и терпения, чтоб ве­сти обязательные для них дела соответственно намерению и повелению Господню. А к этому сколько сверх того прививается неприятностей, оскорблений, препятствий, недоразумений, не­удач, потерь, ошибок и падений, на что все требу­ется снова свое терпение. Вот сие-то терпение в трудах и скорбях, неизбежных при исполнении обязательных для нас дел, и есть второй способ приобщения к страстем Господним, способ спа­сительного сораспятия Ему. Не всегда, однако ж, но когда? — Когда сознаем, что наш долг, что круг наших обязанностей есть благое иго Хрис­тово, есть крест, Господом на нас наложенный, — когда все наши дела и каждое дело в отдельно­сти будем вести в той мысли, что это есть несе­ние креста Господня, — когда все притом труды и скорби будем переносить благодушно ради Гос­пода, за юс пострадавшего. Только терпением в таком духе труды и скорби наши приобщатся к скорбям и страданиям Господа и послужат нам в сораспятие с Ним. А без сего они будут толь­ко измождать, истощать и изнурять нас, нисколь­ко не содействуя спасению души нашей, и разве только временную какую, и то ненадежную, дос­тавляя выгоду.

Итак, не чести ради или выгод, не затем, чтоб стяжать имя или достигнуть довольства, ревнуй исправно вести дела свои, а ради Господа распя­того; Его ради начинай каждое дело, памятию о кресте Его воодушевляйся в совершении его, и оконченное все относи к славе Божией,— и бу­дешь всегдашним причастником креста Господ­ня. Когда благовест зовет на богослужение, по­нудь себя пойти в церковь Божию, где есть и Голгофа, помня, что Господь под крестом шел на лобное место. Когда решаешь судное дело, не пожалей труда разобрать все, чтоб решить дело право, помня, что кривым судом осужден Гос­подь на смерть. Когда продаешь, потщись на­значить правую меру и цену, помня, как сама Правда была продана за ничто корыстолюбием Иуды. Равно: ослабевает кто под тяжестию обя­зательных для него дел, обратись к распятому Господу, до конца доведшему дело нашего спа­сения, и скажи: столько терпел Господь ради меня, Мне ли не потерпеть сего небольшого труда? Когда мы настроим себя таким образом, тогда всякое наше дело будет вводить нас в страдание с Господом, в общение страстей его, в сораспятие с Ним, и как поминутно у нас есть какие-нибудь дела, то поминутно и будем общниками креста Его. И вот что значит слово Господа «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21,19): спасайте души ва­ши добросовестным во славу Мою ведением обязательных для вас дел; пусть говорит в се­бе каждый из вас: иду сим путем лежащего на мне долга и благодушно терплю все, встречае­мое на сем пути ради Господа, за меня постра­давшего и умершего. «А еже живу... верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне» (Гал.2,20).

В этом второй способ приобщения Христо­вым страстем, способ более приискренний, неже­ли первый, однако ж еще не окончательный. Он уже приведет нас к самому существенному при­общению страстем Господним. По чину благо­разумного разбойника,— к приискреннейшему сораспятию с Ним, чрез распинание сердца, все­гда на зло нас наущающего и всякое доброе дело наше готового осквернить и сгубить исходящи­ми из него страстными помыслами.

В самом деле, братие, внешний ли только крест принесем Господу? Внешним ли только прикос­новением ко кресту Его ограничимся? — Нет. Недовольно до Голгофы только донести крест; надобно самим вознестись на него, самим быть на нем распятыми. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми» (Гал.5,24) учит Апос­тол. «Сыне, даждь ми сердце» (Притч.23,26), говорит Господь. В сердце же что у нас? — Гордость, тщеславие, корыстолюбие, ненависть, зависть, гнев, сласто­любие, похоть и всякая злая вещь3. Такое ли сердце давать Господу? Это настоящий разбой­ник. Надобно распять его; надобно внести крест внутрь сердца и на нем пригвоздить сего гнез­дящегося там разбойника, пригвоздить по вине и верою в Господа обратить сие казнительное распятие в спасительное сораспятие Христо­во. Как? — Гнев пришел — погаси его; похоть возбудилась — умертви ее; корыстолюбие вле­чет — отсеки его; зависть искушает — подави ее; осуждение наущает — не внимай ему; тщесла­вие прививается — отжени его. Отсекая, таким образом, всякий помысл худой, всякую страсть злую, мы будем поражать свое сердце болезнию, наносить ему раны, уязвлять и распинать его. Ради чего? — Ради Господа. Вот и сораспятие Господу. Но эта брань внутренняя потребует потом особенных подвигов самоумерщвления, потребует поста, бдения, труда молитвенного, внимания к себе, отречения от своей воли, сы­новнего подчинения другому. Приложим и это зная, что только из того и другого, то есть из подвигов и внутренней брани, взаимно перекре­щивающихся, слагается внутренний, спаситель­ный для нас крест, на коем достойно совершает­ся сораспятие Господу и подается живое общение страстем Его. Сего-то самораспятия собственно и ждет от нас Господь. Его-то ради Он в мир пришел, его ради страдал, его ради вольные стра­сти, распятие и смерть претерпел: «отложити нам по первому житию ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных... и облещися в новаго чело­века, созданаго по Богу в правде и в преподобии истины» (Еф.4.22,24). Блаженна душа, которая с апостолом Павлом может сказать: «Христови сораспяхся. Живу же не ктому аз,но живет во мне Христос» (Гал.2.19-20).

В этом третий способ сораспятия Господу, окончательный. В первом способе полагается только начало сему сораспятию, во втором оно деятельно подготовляется, в третьем совершает­ся самим делом. Вот к чему обязывает нас ныне Господь, когда призывает: приобщитесь страс­тем Моим, сораспнитесь Мне. Дадим же, братие, и мы достойный сего призывания ответ! Стань теперь каждый пред лицем Господа, изъязвлен­ного и умученного, и, смотря на сию главу, тернием израненную, скажи: напечатленным в уме и сердце ношу образ страданий Твоих, Господи, и болезную ими; сознаю свою виновность в сих самых страданиях и полагаю твердое намере­ние не уязвлять Тебя более грехами моими и не распинать Тебя ими. Лобызая сии ноги с язвами гвоздиными, положи завет с Господом: с терпением неуклонно буду идти путем дол­га и добрых дел, Тобою от меня требуемых, несмотря ни на какие труды и неприятности, с тем сопряженные; воодушевляясь крестным подвигом Твоим и все обращая в славу Твою, благодушно буду нести сей крест, Тобою на ме­ня возложенный, и бодренно тещи с ним вслед Тебя. Целуя сии перси, копием прободенные, дай слово Господу: отныне стану у входа сердца моего и буду нещадно поражать всякое возни­кающее в нем неправое движение, буду распи­нать свое сердце, несмотря ни на какую болезнь его, ни на какое его томление. Только тогда на­ше настоящее священнодействие будет иметь смысл, не противный Богу и не бесполезный Для нас, только тогда мы сделаем то, чего хощет от нас Господь, заповедав Церкви предла­гать взору и чествованию верующих лик Свой в таком крайнем уничижении, с такими ужасаю­щими знаками своих мук и страданий. А без того наше поклонение не будет ли некоторым образом походить на глумление тех, кои, ходя вокруг креста, кричали: «уа! Разоряяй церковь!., спаси себе и наю» (Мф.27,40; Лк.23,39).

Возревнуем о сем, братие, и возревнуем столько, сколько дорого для каждого собствен­ное его спасение. Ибо слышите, что говорит Гос­подь? — «Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие» (Ин.15,4-5). Понятна сила притчи сей! Мы мертвы; нам надобно привиться к Гос­поду и от Него восприять жизнь. Господь есть единственное древо жизни посреде земли. Но сие древо есть древо крестное — Господь, уму­ченный, изъязвленный, распятый. Как привить­ся к Нему без спострадания, без сораспятия Ему?! Итак, жаждет ли кто вкусить жизни от Господа, возжаждай прежде скорбей, страданий и распинаний ради Его! Способы под руками, образцы пред очами. Избирай какой хочешь, только спостражди Господу, сораспнись Ему. Или болезнуй о Нем сердцем с женами, или неси крест Его с Симоном, или сораспинайся с Ним с разбойни­ком. Это единственные обороты ножа садовничного, которыми вертоградарь отрезывает дикую ветвь, надрезывает плодовое дерево и всаждает в него чуждую жизни ветвь. Это нити, коими привязывается сей прививок к живому дереву, и вместе масть целебная, коею заживляется болез­ненная рана привития. Иных способов приви­тия к Древу животному (древу жизни) нет; нет без них и живления и спасения. Зачем же оставлять их, если искренно ищем жизни и спасения? Затрудня­ешься? — Начни с легчайшего, начни с размыш­ления о страданиях Господа. Может быть, они умягчат сердце и родят болезнь о страждущем Спасителе, а от сей недалек уже переход к со­крушительному осуждению себя в грехах своих, уязвлявших Господа, и к решительному намере­нию не распинать Его более грехами своими. Затем первый шаг на пути правды будет уже несением креста Господня; после нескольких опытов добросовестного исполнения долга от­кроется коварство сердца и само введет нас в брань со страстьми и похотьми. Вот и весь наш крестный путь! Как все просто и легко!

А между тем у нас всегда под руками есть столько средств и побуждений к тому, чтобы ве­сти сие дело сколько можно успешнее! Господь распятый преднаписывается нам повсюду. С пер­вым пробуждением от сна мы полагаем на себе крестное знамение, каждый поклон совершается с тем же знамением, взглянем на икону, там ред­ко не видим креста, на церкви крест, в церкви повсюду кресты, в днях недели — среда и пяток, в часах дня первый, третий, шестой, девятый воз­вещают нам страдания Господа. Так преднаписывается нам Господь распятый! Много ли сто­ит труда провесть при сем мысль нашу немного далее, возболеть о Господе, осудить себя и дать слово: не буду? Как бы целебно прилагались к нам страсти Господни, если бы всякий взор на крест, всякое знамение крестное сопровождались такими поворотами сердца и воли?! Что касает­ся до дел наших, — разумею дела обязательные для нас долгом, а не дела, требуемые обычаями мира, кои не суть Божий, — что касается до дел, то хотим или не хотим, мы должны же вести их и ведем. Много ли стоит при сем отогнать леность, приложить добросовестность, освятить 6лагонамеренностию, посвятить все Господу распятому и подкреплять себя силою креста Господня? Ка­кое богатство благ духовных подавалось бы нам тогда поминутно от всещедрого Бога! А серд­це наше со страстьми далеко ли от нас и таково ли оно, чтоб можно было не заметить его зло­козненности? Сколько мы терпим от страстей, — и этим не просятся ли они сами, чтоб их рас­пинать! А много ли стоит войти внутрь и ска­зать им: умолкни? Ссылаемся на немощь и бес­силие. Но, братие, Господь близ. Не в немощи причина, а в нехотении отказать себе. И от по­блажки губим себя ядом страстей, и губим часто дела свои, стоившие долгого труда и терпения, ибо дело по страсти уже есть погибшее дело для вечности.

Так все вокруг нас и располагает и способ­ствует к тому, чтоб войти в спострадание и сораспятие с Господом. Непостижимо, что застав­ляет нас уклоняться и отказываться от того! Неужели же думает кто все дело своего спасе­ния возложить на одного Господа, а сам и пер­стом не хочет коснуться сей тяжести? Пусть спасает один, как хочет. Спаси Себя и нас. Ах, братие, у Господа столько любви к нам, что Он и это готов бы сделать для нас. Но нельзя. Скорбми подобает внити в Царствие. Узкий путь толь­ко вводит в жизнь. Посмотрите на апостолов: они мертвость Господа всегда на теле своем но­сили. Почему? — Потому что нельзя иначе и животу Иисусову явиться в мертвенней плоти нашей (См.2.Кор.4,1-11). Посмотрите на мучеников, они все поют: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи, стра­дальчествую... для чего? — да и живу с Тобою. И все святые за что вошли в Царствие? — За то, что убедились в крови, и крови Агнчей. К кому же мы хотим принадлежать без ран в сердце, без капли крови на теле? Господь все устроил для спасительного приобщения нас Своим страстем. Насадил посреде земли Древо Крестное и от не­го провел как бы нити к каждому из нас, — это показанные нами способы,— чтоб ими привле­кать нас к нему, прививать и оживотворять. Но отказываясь от сораспятия Господу, мы беспеч­но отрезываем сии нити, говоря как бы Господу; отойди от нас, путей Твоих ведети не хощем. Что же бывает с нами? — То же, что с малою ладьею, которая, пока прикреплена к большому кораб­лю, не боится волн, а оторвавшись от него, гиб­нет в пучине морской. И вот что мы!! Ах, братие, теперь пока еще незаметны следы сего отрече­ния от креста и от сораспятия Господу. Но бу­дет время, когда сей крест взят будет от земли и явится уже не как облегчитель и оживотворитель, а как обличитель. Что тогда будет? — Тог­да дивное нечто совершится пред очами наши­ми. Все крестоносцы будут привлечены сим крестом, .как малые частицы железа большим магнитом, и вознесены от земли на небо. А что будет с отречниками от креста?!! Господь да избавит нас от сей участи, горькой и неисправи­мой! И избавит. Но когда? — Когда ради Хри­ста, пострадавшего за нас плотию, и мы в ту же мысль вооружимся (См.1Пет.4,1). Еже буди всем нам благодатию Господа нашего Иисуса Христа, нас ради крест и смерть претерпевшего. Аминь.

1856 год.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.