Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лабораторно-практическое занятие по теме: «Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. Методы и логика педагогического исследования».





® Задания для работы на лабораторно-практическом занятии

1. Задания для фронтальной работы:

1. Прочитайте текст:

В своей статье в журнале «Педагогика» «В защиту «живой методологии Е.В. Бондаревская, включаясь в идущую на страницах журнала полемику о методологической культуре учителя, пишет: «Итак, деятельность изменения, реформирования школы должна иметь методологические основания, т.к. в противном случае возникает широкомасштабный феномен «педагогического шаманства и авантюризма» (С.В. Кульневич). С этим согласен В.В. Краевский и от этого положения отталкиваются оба оппонента. Но, пожалуй, на этом их согласие и заканчивается. (..) Для первого (С.В. Кульневича) методологическая культура заключается в стремлении (потребности, желании) и умении учиться вести педагогическом процессе, для второго (В.В. Краевского) – в усвоении и использовании особых методологических знаний, необходимых для исследования педагогических явлений для последующей разработки педагогической теории. (..). С.В. Кульневич ведет речь о культуре учителя-практика, а В.В.Краевский – о методологической культуре педагога-исследователя. (..) «Назначение исследователя, - пишет В.В. Краевский, - по определенным правилам, закрепленным в общечеловеческом опыте, применяя методы науки, получать новое научное знание, а задача практика – обращаться к такому знанию для творческого осмысления собственного опыта…». Получение и применение – два разных процесса. И на этом основании он отказывает учителю в возможности вести методологический поиск. Конечно, учитель может это делать, смягчает свою позицию автор, понимая, что запретить нельзя, но убеждает он, - «не должен!»



Думается, здесь уважаемый Володар Викторович не прав. Почему, собственно, учитель не должен вести методологический поиск?».

Вопросы и задания к тексту:

1) Как Вы понимаете феномены «педагогического шаманства и авантюризма»?

2) Как видно из текста, Е.В. Бондаревская не согласна с позицией В.В. Краевского. А чью позицию разделяете Вы?

3) Попробуйте обосновать свою точку зрения на методологическую культуру учителя.

 

Свою статью Е.В. Бондаревская заканчивает так: «наступает время практикоориентированной методологии…». Как Вы думаете, поможет ли эта методология избежать «педагогического шаманства и авантюризма»?

 

2. Прочитайте текст.

Никакого чистого опыта, т.е. такого опыта, который не определялся бы какими-то теоретическими представлениями, просто не существует. Без определенной теоретической установки не может возникнуть даже идеи эксперимента. Вот что понимает по этому поводу К. Поппер: «Вера в то, что мы можем начать научное исследование, не имея чего-то похожего на теорию, является абсурдной. Двадцать пять лет тому назад я пытался внушить эту мысль группе студентов-физиков в Вене, начав свою лекцию следующими словами: «Возьмите карандаш и бумагу, внимательно наблюдайте и описывайте ваши наблюдения»». Они спросили, конечно, что именно они должны наблюдать. Ясно, что простая инструкция: «Наблюдайте» - является абсурдной… Наблюдение всегда носит избирательный характер. Нужно избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему…» (Цит. по: Философия и методология науки. Часть 1. – М., 1994. – с. 163.).

 

Вопросы к тексту:

1) Что, по-вашему, означает слово «интерес» в комментарии К. Поппера?

2) В чем важность для учителя положения об избирательности наблюдения?

3) Можно ли, на Ваш взгляд, сделать результаты наблюдения в ходе педагогического исследования более объективными?

3. В своей книге «Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей». – (Чебоксары, 2001) В.В. Краевский пишет:

«Вот фантастический рассказ о несуществующем с намеком на существующее:

Есть (будто бы) такая наука тарогогика, изучающая процесс изготовления деревянной стеклотары. Ее объект – деятельность по сбиванию тары из досок с применением молотка и гвоздей. Ей помогают: бутылология (наука о форме и размерах бутылок, о материале, из которого они делаются), ящикология, доскознание, молотковедение, гвоздистика , посудоведение, контейнероведение, сундукознание. Разделы тарогогики: теоретические основы доскоприкладства, методика гвоздобития, основы молоткодержания.

Тарогогика не изучает специально ни доски, ни гвозди, ни ящик или контейнер, который, в конечном счете, должен получиться. Она исследует деятельность по изготовлению тары в целом: начинает с анализа состояния этого дела, выявляет в нем недостатки, обнаруживает проблемы и проблемы, затем строит модель не ящиков или досок, а всего трудового процесса. На этой целостной основе разрабатываются трудовые рецепты, проект, методики и т.д.». (с. 206).

Задание:

1) Подумайте, для чего В.В. Краевский придумал эту шутку с воображаемыми науками?

2) Как называется метод научного исследования, который применил здесь В.В. Краевский.

 

2. Задания для работы в микрогруппах:

а) Представьте, что в вашей школе организуется исследование по теме «Профориентация старших школьников на профессию учителя». Какие задачи могут быть поставлены в данном исследовании? Какие методы исследования можно использовать для решения разных исследовательских задач?

 

б) Вам предлагается для разработки тема исследования «Образование, культура, искусство: взаимодействие в нравственном воспитании учащихся», предложите различные опросные методы для данного исследования. Можно ли использовать здесь наблюдение? Эксперимент?

 

в) I. Подумайте, как можно истолковать полученные в ходе педагогического исследования по теме «Профориентация старших школьников на профессию учителя» результаты:

1) 20% старшеклассников считают профессию учителя непрестижной в современном российском общественном сознании;

2) 4% учащихся хорошо знают негативные психологические эффекты профессиональной деятельности учителя;

3) 68% опрошенных старшеклассников считают, что только от учителя зависят результаты обучения;

4) 43% родителей учащихся, которые собираются поступать в педвуз, не одобряют выбора своих детей.

II. Как вы полагаете, с помощью каких методов исследования были получены эти результаты?

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

Задания А.

1. Выделите общие и отличительные признаки понятия «педагогика».

а) «Педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития» (Ю.К. Бабанский).

б) «Педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения. Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества». (Т.А. Ильина).

в) «Педагогика – сложная общественная наука, объясняющая, интегрирующая, синтезирующая в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на становление подрастающего поколения». (Б.Т. Лихачев).

Чем, на Ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?

 

Задание Б.

Прочитайте отрывок из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Какие противоречия в деятельности педагогов и желаниях учащихся выделяет автор? Какие педагогические категории, понятия можно выделить при анализе этого отрывка?

«Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебниках…а уметь мы совсем ничего не умели…мы хотели участвовать в жизни наравне со взрослыми – нам предлагали играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой… Мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям».

(Кассиль, Л. А. Три страны, которых нет на карте / Л. А. Кассиль. – М.: Детская литература, 1970. – С. 13.)

 

Задания В.

1. В отрывке из произведения А. Кононова «Повесть о верном сердце» говорится о «достижениях» педагогики прошлого. Какие современные нововведения можно выделить в педагогике? Попытайтесь дать им свою оценку с точки зрения эффективности в образовательном процессе.

«…У очень многих учеников третьего класса отметки пошли хуже: не все успевали готовить уроки как следует. После двухчасовой отсидки (а после отсидки сколько времени уходило на жаркие беседы о том, кто и как ответил директору, Голотскому, надзирателю…) реалисты провожали друг друга и подолгу стояли потом у ворот – всегда находилось что-нибудь не рассказанное до конца…

Да, отметки пошли хуже. А между тем эта мера наказания – оставить без обеда - считалась в то время достижением педагогики. Карцер был упразднен не так уж давно – в 1905 году.

От этого «достижения» педагогики ученики оставались голодными, часто наживали себе малокровие, учиться начинали хуже за недостатком времени, а поведение у самых тихих начинало становиться все громче…»

(Кононов, А. Т. Повесть о верном сердце / А. Т. Кононов. – М.: Детская литература, 1981. – С. 265).

 

2. Прочитайте о конкретно-методологических принципах педагогических исследований» в главе «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

Выпишите краткие определения системного, личностного, деятельностного и др. подходов, используемых в педагогическом исследовании.

 

3. Прочитайте статью «Моделирование» в Российской педагогической энциклопедии. – М., 1993. – С. 580. Сделайте выписки: определение понятия «моделирование», виды моделирования, специфика данного метода педагогического исследования.

4. Составьте картотеку методов педагогического исследования.

 

5. Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка». Определите, какую информацию получил учитель о ребятах в процессе беседы, а также подумайте, как ее можно использовать в дальнейшей работе. Какие методы педагогического исследования используются еще в современном образовании?

«Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку… Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

- О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?

Я спросил:

- Это вы что играли, Борис Сергеевич?

Он ответил:

- Это Шопен. Я его люблю.

Я сказал:

- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

- Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

- Каким же? Словом-то?

Он серьезно и ясно ответил:

- Му-зы-ка. Шопен – великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.

Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

- Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

- Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все…

Тут в наш разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

- А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

Борис Сергеевич рассмеялся:

- Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету. Итак, начинай! Что же ты любишь?

Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

- Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазированные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари…

Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, вареники, колбасу…

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку недовольно и даже как будто строго…»

( Драгунский, В. Что любит Мишка / В. Драгунский. – М.: Детская литература).

Задания по выбору:

*1. Сравните определения педагогического эксперимента в учебнике «Педагогика» и в книге: Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. – С. 188. В чем разница этих определений и чем она вызвана, с Вашей точки зрения?

***2.На основе анализа предложенного ниже текста постарайтесь:

- определить педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;

- сформулировать проблему научно-педагогического исследования, дать краткое обоснование ее актуальности;

- определить объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

- построить гипотезу исследования.

«Увы, в пединституты попадает немало людей случайных. Такие после окончания вуза либо стараются как можно быстрее «порвать с педагогикой», чтобы «найти себя» в другой профессии, либо – что еще хуже! – в силу своей профнепригодности постоянно создают «аварийные педагогические ситуации», нанося большой вред делу обучения и воспитания детей.

… Педагогическую профессию выбирают не по расчету – по призванию: подвижничество в самой ее природе. Но какое оно – призвание, дающее человеку гордое право учить и воспитывать других людей? Можно ли разглядеть его в 16 -17 лет? Ведь призвание - прежде всего продукт жизненного опыта, в его основе лежат те сведения, которыми располагает человек о своей будущей профессии и о самом себе. Поиск своего предназначения долог и труден и у каждого свой…

Учитель - профессия массовая. К ней могут прийти люди с самыми разными свойствами и качествами личности, в зависимости от них вырабатывается свой индивидуальный стиль деятельности.

… В.Н. Сорока-Росинский, знаменитый Викниксор, …любил повторять:

- Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные способы в области работы: один как друг и советчик молодежи, другой – способствуя развитию смелого и независимого мышления учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учеников. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой, - все они необходимы…

Педагогическое призвание – не случайное наитие духа, а достаточно сложная, строго выверенная система ценностей и приоритетов. Человека можно научить всему, но ему нечего делать в школе, если педагогическая работа не приобрела для него общественную значимость, не стала для него личной ценностью. (Сластенин В. «И не может быть иным»// Учительская газета. – 1984. – 9 февр.)

 

® Блок самоконтроля

 

1. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по Вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) – удел только специалистов – ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие?

2. Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в технологии, методике воспитания детей и воспитания взрослых?

3. Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте – по критерию продуктивности – связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.

4. Обучение, воспитание, образование ... Таковы некоторые категории педагогики – главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?

® Рекомендуемая литература

Основная:

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

Дополнительная:

1. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. - №10. - С. 38-47.

2. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. - 2007. - №5. - С.3-9.

3. Ямбург Е. Педагогические уроки 20 века: как мы их усваиваем // Народное образование.- 2008. - №1. - С.199-208

 

 

МОДУЛЬ 2.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.