Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные мероприятия и параметры Приоритетного национального проекта «Образование».





Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления:

- «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»;

- «Внедрение современных образовательных технологий»;

- «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»;

- «Повышение уровня воспитательной работы в школах»;

- «Развитие системы профессиональной подготовки в армии»;

По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

Основные мероприятия по направлению:

1. Оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6000 школ (по 1 млн. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы.

2. Государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно не менее 2500 грантов.

3. Поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 руб. Это позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий»основными блоками мероприятий являются: создание, закупка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в образовательные учреждения компьютерного оборудования.

Основные мероприятия по направлению:

1. Подключение 20 000 школ к сети Интернет и оснащение не менее 2 500 школ компьютерными классами, что позволит обеспечить развитие технической основы для внедрения современных образовательных технологий.



2. Разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ.

3. Оснащение в 2006-2007 годах ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд. руб.

 

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»основными целями являются: создание к 2008 году в России двух университетских центров не менее чем на 30 тыс. мест каждый – в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

 

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (из расчета 1000 руб. за полнокомплектный класс), включая учителей начальных классов.

 

По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными блоками мероприятий являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими воееную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицами, отслужившими не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Кроме того, предусматривается реализация проекта «Сельский школьный автобус», в рамках которого в 2006-2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов.

С 2007 года начата реализация нового направления Приоритетного национального проекта «Образование» - государственная поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, цель которых – обеспечение всем гражданам независимо от места жительства государственных гарантий общедоступного бесплатного качественного общего образования и безопасных, комфортных, современных условий его получения.

Основные направления региональных комплексных проектов:

· Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей и в более полной мере учитывающей качество и результативность труда;

· Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

· Развитие региональной системы оценки качества образования (ЕГЭ, независимая оценка достижений учащихся после основной школы, практика оценки образования его потребителями);

· Развитие сети общеобразовательных учреждений, отвечающих всем современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, и обеспечение условий для получения качественного образования независимо то места жительства;

· Расширение общественного участия в управлении образованием.

В ходе реализации национального проекта целенаправленная поддержка лидеров – инновационных общеобразовательных школ и лучших учителей – будет способствовать выявлению и распространению успешных образцов инновационной практики и нового качества образования во всей образовательной системе России.

Выявить таких лидеров призваны открытые и прозрачные конкурсные процедуры с широким участием гражданских институтов.

По мнению министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, главная цель Приоритетного национального проекта «Образование» состоит не в дополнительных финансовых инвестициях. Необходимо улучшать качество образования, создавать необходимые условия для того, чтобы дети из неблагополучных семей, воспитанники детских домов и дети-инвалиды могли стать полноправными членами общества. Для успешной реализации проекта необходимо привлекать общественные организации. Во всех федеральных округах России в состав совета и экспертных групп по реализации национального проекта войдут представители общественных объединений, мнение которых будет играть важную роль в формировании оценки качества образования. «Они станут экспертами при отборе лучших школ и лучших учителей в каждом регионе в рамках проведения всероссийского конкурса, по результатам которого 10 тыс. преподавателей получат по 100 тысяч рублей в «День учителя».

Благодаря реализации проекта закладываются новые подходы к аттестации образовательных программ школ и педагогических кадров. Так, на основании победы в конкурсе лучшие учителя могут быть рекомендованы к присвоению или продлению высшей категории.

В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации.

Критерии отбора общеобразовательных учреждений:

· Высокое качество результатов обучения и воспитания;

· Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе (развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, технология «дебаты», технология модульного и блочно-модульного обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, технология развития «критического мышления», технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио», технология дистанционного обучения и др.);

· Обеспечение доступности качественного образования (в том числе, реализация профильного обучения);

· Продуктивность реализации программы развития Учреждения;

· Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада (демократический характер принятия решений, эффективная деятельность органов школьного соуправления и самоуправления);

· Создание условий для сохранения здоровья обучающихся;

· Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к Учреждению;

· Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении;

· Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;

· Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

 

Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

К педагогическим инновациям можно отнести изменения:

1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программам по всем и ли отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель-ученик»;

4) в методах обучения.

Инновационные проекты реализуются в работе так называемых экспериментальных площадок, т.е. образовательных учреждений, в которых организовано совместная деятельность педагогической науки и практики по реализации социально-педагогических инициатив в области проектирования и разработки нового учебного содержания, по введению новых форм организации педагогического процесса и учебной деятельности, по отработке новых методик обучения и воспитания.

Авторская школа– по существу, один из типов экспериментальной площадки. В этом образовательном учреждении вся деятельность основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива.

Авторские школы различают по имени их создателей, а также по философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в ее основе.

В основе деятельности авторских школ лежит реализация как известных в педагогике, как например, идея школы Л.Н.Толстого, школы Монтессори, вальдорфской школы, школы Френе, школы Дальтон-плана, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи, например, идея школы диалога культур, школы-парка, школы-клуба, школы обучения детей без отбора, школы свободы и сотрудничества, педагогической поддержки, разновозрастного коллектива, диалектического обучения и другие оригинальные идеи.

Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперацию с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения оразования.

В рамках профильного обучения базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения (математика, история, русский и иностранный языки и др.).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определящие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Цель дополнительного образованиядетей – развитие мотивации школьников к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Дополнительное образование способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством.

Дополнительное образование органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.

Учреждения дополнительного образования в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ осуществляют следующие виды деятельности: учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную.

Основные виды учреждений дополнительного образования:

- Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные – экологический, детского и юношеского туризма и т.д.;

- Дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодежи, профильные – юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.;

- клубы, Детские студии (по различным видам искусств);

- Станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.);

- Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные);

- Музеи (детского творчества, литературы и искусства);

- Детские оздоровительно-образовательные лагеря;

- межшкольные учебно-производственные комбинаты.

В учреждениях дополнительного образования создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы.

Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариативным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

® План семинарского занятия

1. Инновационные процессы в образовании. Приоритетный национальный проект «Образование»

2. Авторская школа как инновационное образовательное учреждение.

3. Дополнительное образование: цели, содержание, организация. Основные виды учреждений дополнительного образования.

 

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке первого вопроса выделите существенные признаки понятия «инновация». Постарайтесь обосновать причины инновационной активности педагогов. Свяжите эти причины со спецификой профессионально-педагогической деятельности. Подумайте, какова главная цель Приоритетного национального проекта «Образование», обоснуйте свою позицию.

Анализ второго вопроса семинара необходимо проводить, опираясь на информацию об инновациях. Постарайтесь, давая характеристику феномена авторской школы, выявить в различных ее вариантах инновационные идеи. Оформите эту работу в виде таблицы.

При подготовке третьего вопроса вам необходимо актуализировать собственный опыт (либо опыт ваших знакомых, родных) занятий в системе дополнительного образования. Подумайте, что в этих занятиях было для вас важно – самореализация? творчество? что-то другое?

® Работа с понятиями

1. «…Понятно, что все не могли стать победителями, мы даже знаем, что часть школ и учителей готовилась к участию в конкурсе, но не послала свои документы. И это тоже дорогого стоит: произошло достаточно пристальное, а главное – массовое «вглядывание в себя». Многие еще раз задумались: а что же мы собой представляем? Что есть наше кредо? Куда движемся и чего достигли? Сам по себе этот факт глубокого осмысления своей деятельности отраден, бесценен и воспитывающ.

Национальный проект серьезно укрепил веру людей в себя и сработал на государство, на его имидж.

…Сомнения вызывают другие обстоятельства. Я продолжаю настаивать на том, что нашим концептуальным документам в области содержания образования, образовательных технологий не хватает серьезного научного обоснования, равно как и экспериментам. Где Государственный образовательный стандарт общего образования РФ? Где четкие критерии качества? Где научное обоснование оптимального содержания образования? С каким-то непонятным упорством продолжаем реализовывать идею ЕГЭ, как панацею. Конечно, надо проверять результаты, только результаты чего? Приоритетный национальный проект должен бы зиждиться на четко сформулированных целях для разных ступеней образования. Должно быть понятно: мы делаем это для того, чтобы получить вот такой результат, мы используем такие инструменты и методики, потому что… Несолидно для России столько времени существовать в сфере образования в сплошных метаниях.

…Наконец, будь моя воля, я бы назвал приоритетнейшим национальным проектом – педагогическое образование как специальную и важнейшую задачу государства и общества».

Нестеров В. Национальный проект «Образование»: размышления спустя год // Народное образование. – 2007. - №1. – С.36-40.

 

 

1. Объясните, почему, с точки зрения автора статьи, «факт глубокого осмысления своей деятельности отраден, бесценен и воспитывающ»? Согласны ли вы с ним в этой оценке значения национального проекта?

2. Разделяете ли вы сомнения автора по поводу научного обоснования содержания образования и образовательных технологий? Почему? Аргументируйте свою позицию.

3. Почему педагогическое образование, на взгляд автора, – специальная и важнейшая задача государства и общества?

 

2.Инновационный тип развития образовательного учреждения – такой тип развития, при котором учитываются возможные социально-педагогические изменения и осуществляется опережающая реакция на них.

Что, с вашей точки зрения, следует считать «возможными социально-педагогическими изменениями»? Приведите примеры таких изменений.

Как вы понимаете термин «опережающая реакция»? Можно ли считать нововведения в содержании образования опережающей реакцией? А новшества в технологиях обучения? Обоснуйте свою точку зрения.

 

3. Проанализируйте возможные модели школы будущего, описанные в статье Б. Л. Вульфсона, опубликованной в журнале «Педагогика», 1994, № 2.

Какие из этих моделей можно отнести к инновационным? Почему?

Сценарий 1. Школа, которая учит. Главная ее задача – вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. В такой школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа-лаборатория станет уделять основное внимание обучению. Что же касается проблем воспитания детей и развития их эмоциональной сферы, то эта функция остается за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные взаимоотношения.

Сценарий 2. Селекционная школа. Она будет построена по принципу жесткой дифференциации. Главное внимание она станет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Этот сценарий открыто направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы. Он может удовлетворить наиболее ревностных сторонников «индивидуального продвижения» в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции.

Сценарий 3. Школа в социокультурной системе. Такая школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием. Она должна обеспечить индивидуальное развитие каждого учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества.

Сценарий 4. Технологическая школа.Этот сценарий ориентирован на широкое и повсеместное использование не только современных новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменится весь учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Само понятие «школа» станет очень условным. В ней кардинально изменится роль учителя. В школе будет работать новое поколение учителей, которые с раннего детства получали навыки разнообразного использования сложнейшей техники.

Сценарий 5. Дифференцированная школа.Здесь с учетом разнообразия способностей, склонностей и интересов учащихся создается гибкая система школьного обучения на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система ориентации, и таким образом открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что исключает жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между участниками. У каждого ребенка свой учебный план, включающий обязательное приобретение необходимых базовых знаний. Но учеба идет в индивидуальном темпе с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих особенностям структуры данной личности. Возможна и более жесткая система дифференциации. Она предусматривает организацию большого количества профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей учащихся, так и из потребностей общества. Но это не ранняя профессионализация. Будут созданы реальные возможности для переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии.

 

4. О преимуществах разновозрастных детских коллективов рассуждают часто. Только, к сожалению, обычно о них говорят лишь в связи с воспитанием детей, а не с их обучением. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим…

Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

(Леонтьева О. Идея разновозрастного коллектива// Первое сентября. 1999. – 14 августа (№ 53). – С.12)

Вопросы и задания к тексту:

1. Что, на ваш взгляд, является главной задачей дополнительного образования?

 

2. Почему в системе дополнительного образования дети продолжают заниматься с завидным упорством?

3. Можно ли опыт организации дополнительного образования перенести в школу?

 

5.«Школьное и внешкольное образование долгие годы существовали параллельно. В стране словно сформировалось два слоя педагогических традиций, да и педагогических профессий, не так уж и часто замечающих друг друга: учителя-преподаватели и педагоги-организаторы кружков и клубов. Сегодня между клубной и школьной педагогикой неустанно пульсируют силы как взаимной заинтересованности, так и взаимного непонимания, отчуждения, отталкивания».

Бабушкина Т., Зоц В. Идея школы-клуба // Первое сентября. - 1999. -№53.

Как вы полагаете, в чем причина разобщенности школьной и клубной педагогикой? Можно ли преодолеть взаимное непонимание?

 

® Работа с текстами

1. «Идея авторской школы очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. Так и авторская школа: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя, своих учеников. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Колония Макаренко – это авторская школа, школа Сухомлинского – авторская, Дом ребенка Корчака – авторский. Неповторимые школы, которые стали примером для многих.

В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало».

Адамский А. Идея авторской школы // Первое сентября. - 1999. - №51.

Вопросы к тексту:

1. Как вы думаете, реально ли в педагогике действительно «сделать то, чего до тебя не существовало»? Или в каждой инновационной идее обязательно содержится элемент уже известного?

2. Справедлив ли, на ваш взгляд, тезис автора, что педагогика развивается авторскими школами? Аргументируйте свою позицию.

2. «Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы система образования, ориентированная на сословное деление общества, воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали «образование», но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный от жизни характер. Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы, «школы для всех людей», в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего «должна ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей одинаковы». Она должна опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея общего образования, ориентированного на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы. Современная школа движима идеалом доктора наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа. «Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека».

(Загвоздкин В. Идея вальдорфской школы // Первое сентября. - 1999. - №51).

Вопросы к тексту:

1. Как вы полагаете, сегодняшняя российская школа – это «знаниевая школа»? Обоснуйте свою позицию.

2. О каких «специфических потребностях детей в развитии в каждом возрасте» идет речь? Назовите их.

 

3. В середине восьмидесятых годов среди советского учительст­ва были распространены настроения "беженцев от Коменского". Многих учителей угнетало, что жесткая классно-урочная система не развивает личность ребенка, не дает возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Пе­дагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой при­родой школы. Стремление к творческому воспитанию, вос­питанию в свободе вступает в конфликт с четко регламентиро­ванной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.

Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуж­дение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, превратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с легкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребенок не участвует в создании, в порожде­нии этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребенка, а послушному ученику остается лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.

(Адамский А. Бегство от Коменского // Первое сентября. – 1998. - № 14. – С. 2)

Вопрос к тексту:

Способствовало ли, на ваш взгляд, «бегство от Коменского» развертыванию инновационных процессов в образовании? Обоснуйте свою позицию.

4. Из интервью с начальником отдела дошкольного образования Департамента образования Тульской области С.В.Ненарочкина:

- Считаете ли Вы, что с введением национального проекта «Образование» государство подчеркивает значитмость инносвационной деятельности как школы в целом, так и отдельных учителей?

- Безусловно. Государство определяет вектор, направление, и это направление – инновационная деятельность школ и учителей. Как правило, инновации апробируют лучшие школы и лучшие педагоги. При этом у многих вызывала возражение сама концепция: а стоит ли поддерживать тех, кто и так работает хорошо и в хороших условиях, может быть, лучше поддержать отстающих, отремонтировать здания, купить компьютеры, повысить уровень подготовки учителей? Спорный вопрос, и его решение так и не приведено к общему знаменателю.

Поддержка ведущих означает: добивайтесь результатов и тогда можете рассчитывать на помощь государства.

Национальный проект: взгляд из Департамента // Эффективная педагогика. – 2006. - №3. – С.5.

 

А как бы вы ответили на поставленный вопрос? Кого все-таки поддерживать – ведущих или отстающих? Обоснуйте свою позицию.

 

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

1.Опираясь на разные сценарии развития школы, описанные Б.З. Вульфсоном, попытайтесь охарактеризовать в своем мини-сочинении ее вариант, соответствующий вашим представлениям.

2.Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Отражает ли охарактеризованная позиция подлинно гуманистический подход к ребенку, когда всем без исключения детям предоставляются равные стартовые возможности? Аргументируйте свое мнение.

«Повсеместное явление, которое имеет место в общеобразовательной школе сегодня, - это дифференциация детей при приеме их в первый класс, которая осуществляется специальными медико-психолого-педагогическими комиссиями. Однако некоторые исследователи выступают «против изначального зачисления детей в гимназические (прогимназические) классы на основании тестирования; первичного разделения детей на классы А, В,С уже в момент зачисления ребенка в школу (кроме классов коррекции, которые выводятся из структуры инновационных образовательных институтов). Выявление индивидуальной «траектории» развития каждого ученика требует разнообразной среды в самом начале школьной жизни, которая должна обеспечивать проявление субъективной избирательности, активности, личных предпочтений во всех сферах деятельности ребенка. Иными словами, первичной должна быть не однородная среда для отобранных по случайным признакам детей, а разнородная среда, через которую должны проходить все без исключения дети. Вначале надо дифференцировать не детей, а учебный материал, определяющий разнообразную образовательную среду».

(Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. – М., 1997. – С. 39)

 

 

® Блок самоконтроля

1. В чем смысл многообразия образовательных учреждений?

2. Каковы основные признаки понятия «инновация в образовании»?

3. При каких условиях могут быть решены основные задачи дополнительного образования?

4. Всякая ли инновационная школа – авторская?

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

2. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. 2007

 

Дополнительная

1. Поташник М. Программа развития школ: новый уровень осмысления // Народное образование. - 2007. - №8. - С.79-86

2. Крылова Н. Путь альтернатив – основа реальных инноваций //Народное образование. - 2008. - №5. - С.53-59

3. Колесов А. Интеграция основного и дополнительного образования //Учитель. – 2008. - №4. - С.21-24.

4. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. - 2007. - №2.

5. Е.Ф. Сабуров, П.В. Деркачев. Соотношение обязательного и дополнительного образования школьников //Школьные технологии. – 2007. - №1.

 


Теория воспитания

Модуль 9.

 

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

 

® Цели изучения

Сформировать у студентов понятие о воспитании как социальном явлении и педагогическом процессе.

Проанализировать основные понятия теории воспитания.

Научить применять основания базовых концепций воспитания при анализе фактов и педагогических ситуаций.

 

® Основные понятия темы

Воспитание и обучение: общее и специфическое; этнопедагогика; движущие силы процесса воспитания; социальные и собственно педагогические задачи воспитания; закономерности воспитания; принципы воспитания; критерии эффективности процесса воспитания; перевоспитание; самовоспитание.

 

® Рекомендуемая форма изучения

Лекция, семинар, самостоятельная работа студентов.

 

® Что записать в ваш педагогический словарь









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.