Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лабораторно-практического занятия





1. Задача лабораторно-практического занятия (ЛПЗ) – обработать применение теоретических положений по теме «Содержание воспитательного процесса» на практике,– поэтому прежде всего надо эти теоретические положения усвоить. Для этого познакомьтесь с основным содержанием темы, а также прочтите соответствующие разделы в учебниках:

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М., 1998.– Гл. 16: Содержание воспитательного процесса.– С. 423–440;

Подласый И. П. Педагогика.– М., 1996.– Ч. 3.– Тема 1.– С. 452–464.

2. Внимательно рассмотрите схему лекции, подумайте, как связаны между собой различные стороны воспитательного процесса. Постарайтесь вспомнить конкретную ситуацию (участником которой вы были в школе или наблюдали в ходе школьного практикума в университете), где бы пересекались нравственное и физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание и т. п. Кратко запишите эту ситуацию.

3. Вы можете выбрать для выступления на ЛПЗ тему для небольшого (на 5–7 минут) сообщения по одной из следующих работ:

Каргина З. А. Выпускник школы: Кто он? Какой он? Или вариант построения модели выпускника школы // Классный руководитель.– 1999.– № 1.– С. 3–10;

Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассником // Воспитание школьников.– 1993.– № 4–6; 1994.– № 1–2, 4–6; 1995.– № 1–6; 1997.– № 1; 1998.– № 1–6.

4. На ЛПЗ предполагается обсуждение педагогических ситуаций и решение выделенных в ходе анализа ситуаций педагогических задач. Поэтому внимательно ознакомьтесь с описаниями педагогических ситуаций. Постарайтесь представить себе «картинку» ситуации, взглянуть на нее глазами разных участников. Это поможет вам в процессе анализа ситуации на занятиях.

5. В ходе занятия вы будете анализировать и комментировать разные тексты. Чтобы этот анализ был более полным, при чтении текстов не забывайте выделять их структуру (главные идеи, аргументы, факты, оценки и т. д.) и обязательно старайтесь обосновывать свое мнение.



® Педагогические ситуации и тексты для анализа на лабораторно-практическом занятии

Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.

– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.

– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?

– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.

– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.

1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?

Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.

Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:

– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.

– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.

– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!

– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.

1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.

2. В чем ошибаются коллеги?

В одной средней школе не было спортзала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровым площадками. К тому же в школу пришел новый учитель физвоспитания, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:

– Теперь, Сергей Сергеевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания учащихся. Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм… Думается, что мы не будем занимать последние места на районных спартакиадах.

И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занималась спортом, добивалась неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы по физическому воспитанию учеников ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год – новый взлет школы в этой области.

Но в сентябре медицинская комиссия провела углубленный медосмотр всех учащихся и в своем заключении сделали вывод: «В школе слабо поставлено физическое воспитание учащихся, свидетельством чего является ослабленное здоровье большинства детей…». Такое замечание озадачило директора школы. Пробовали даже обвинять медицинскую комиссию в предвзятости, необъективности.

Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Как можно объяснить такое противоречие: высокие показатели на олимпиадах и плохое общее состояние физического воспитания в школе?

В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:

– Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?

– Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше?

(Избирается конфликтная ситуация.)

– Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

– Как ты узнаешь главных героев сказки?

1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?

2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.

 

На глазах у встречающих его родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

– Ты что делаешь?! – возмущенно вскрикнула мать мальчика.– Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?

– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.

– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет, но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

 

1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.

2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если бы вы были учителем, у которого учатся мальчик и девочка?

Урок анатомии и физиологии по теме «Опорно-двигательная система человека» имел следующую структуру:

1. Организация учащихся на учебную деятельность;

2. Проверка заданий учащихся по ранее изученному материалу: было опрошено четыре ученика;

3. Изучение нового материала: учительница, используя таблицу-плакат «Скелет человека», последовательно рассказала об общей конструкции опорно-двигательной системы, значении ее отдельных компонентов;

4. Закрепление: вызванные к доске ученики, пользуясь плакатом, повторили объяснение учителя;

5. Задание на дом.

Присутствовавший на уроке заместитель директора по учебно-воспитательной работе при анализе предъявил претензии, что учительница слабо реализовала требования умственного воспитания учащихся: не в полной мере создавала условия для умственного развития учащихся, формирования их научного мировоззрения; учащиеся не овладевали методами самостоятельной работы.

– А в чем и как это должно было реализоваться? Что я должна была делать? – спросила молодая учительница.– Ведь я все правильно объяснила…

– Подумайте дома над своими действиями на уроке, проанализируйте действия учащихся, и завтра возвратимся к этому вопросу,– посоветовал заместитель директора своей коллеге.

1. Вдумайтесь и вы в сущность сказанного. В чем вы видите ошибки учительницы с позиций требований умственного воспитания?

2. А может быть, завуч не понимает сущности вопроса и напрасно предъявляет подобные требования к учительнице?

Пятиклассники пригородной школы приехали в Москву. В программе было посещение Третьяковской галереи. Вели себя ребята чинно, культурно. Переполненные впечатлениями от встречи с высоким искусством, почти бесшумно оделись в гардеробе, и мы отправились на вокзал. Все было хорошо. И вдруг… В самый последний момент, уже пропуская ребят в тамбур электрички, я с ужасом обнаружила: нет Кати. Только что была – и нету. Моментально все, как горох из мешка, высыпали обратно на перрон. Начались лихорадочные поиски, о которых сейчас, через много лет, вспоминаю как о страшном сне. Я помчалась с милицию, дала объявление о пропавшей девочке по радио. Мы вспоминали, где, когда и как девочка могла исчезнуть. Сходились на одном: до вокзала она ехала с нами, это все помнили точно. Значит она где-то здесь. Не могла же уехать домой без нас! Будем искать и ждать.

Время шло. Мы пропускали одну электричку за другой. Стало совсем темно – надо было возвращаться домой, хотя бы ради того, чтобы не волновать остальных родителей. Подавленные, притихшие вошли снова в вагон очередного поезда. Неотступно мучила мысль: что с Катей? как приду сейчас к родителям девочки, как сообщу им о несчастье?

Оставив ребят у подъезда дома, где жила Катя, поднялась по лестнице, с замиранием сердца позвонила. Мне открыли. В ярко освещенной комнате семья мирно сидела за чаем и смотрела телевизор. Катя, довольная, разрумянившаяся, сияла доброжелательством и спокойствием.

– Так ты дома?

– Ага,– с безмятежной улыбкой кивнула девочка.– Я увидела, что другая электричка на десять минут раньше вашей уходит, вот и побежала туда. Хотелось успеть кино посмотреть по телевизору. А вы, что, только сейчас приехали? Почему так поздно?

– Катюша все успела – и душ приняла, и покушала, и кино посмотрела,– добавила мама, с горделивой нежностью, поглядывая на дочку.– А вы замерзли, наверное? Садитесь с нами чай пить…

Захарова Л. Друг за друга в ответе // Правда.– 1987.– 13 апр.

 

Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.

1. Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетворение поведением воспитанницы, обвиняя родителей в том, что они воспитывают эгоиста, циничного человека.

2. Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, возвращается к своим питомцам, рассказывает им о благополучном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.

3. Учительница успокоила ребят и предложила завтра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.

4. Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмотрен вопрос о поведении девочки, о благодушном отношении к этому родителей.

5. Свой вариант ответа.

 

® Работа с текстами

1. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.

Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.

2. В своей работе «Иметь или быть?» один из наиболее крупных мыслителей-гуманистов ХХ в. Эрих Фромм пишет:

Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют…

Как вы думаете, не слишком ли категоричен Э. Фромм? Как вы понимаете термин «рыночный характер»? Могли бы вы возразить Фромму?

В этой же книге Э. Фромм перечисляет качества, которые, по его мнению, входят в структуру характера нового Человека. Вот некоторые из этих качеств:

1. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

2. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в предвзятости, заинтересованности, любви, единения с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

4. Развитие способности к любви нарядэ со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

5. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

6. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

7. Все более глубокое и всестороннее самопознание.

8. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой (развитие или разрушение, жизнь или смерть).

9. Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.

10. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.

Какими чертами вы могли бы дополнить этот список? Обоснуйте свое мнение.

3. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.

А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.– М., 1998.– С. 54.

Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения (В. А. Сухомлинский).

В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.

На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.

Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.

4. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:

Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.

НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека...

НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину...

НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать...

НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа...

НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство...

НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо...

НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания...

НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.

НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие...

Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?

 

5. Прочтите фрагмент из работы французского педагога С. Френе. Подумайте, что бы вы могли добавить в качестве комментария к п. 2, 4, 5.

Перечислим лишь вкратце то новое, что вносит наша методика в нравственное и гражданское воспитание:

1. Вместо того, чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, мы даемему возможность свободно выразить себя в любой области.

2. С помощью школьной типографии, наших газет и переписки между школьниками мы постоянно знакомим детей с работой и жизнью их сверстников, живущих в другой среде. Таким образом мы пробуждаем трудовую активность детей...

4. Вместо обязательныхуроков и одинаковых заданий для всех учеников мы вводим:

а) индивидуальную работу с картотекой, состоящей из карточек для самопроверки;

б) рабочие планы, где расписание индивидуальной работы ученика на неделю;

в) исследования, наблюдения и рефераты.

5. Мы отвергаем устоявшуюся традицию заучивания наизусть. И прежде всего отказываемся от отметок как главного критерия работы учеников...

6. Школу, которая была раньше крайне замкнутой и изолированной, мы включаем в общественную жизнь.

Френе С. Избранные педагогические сочинения.– М., 1990.– С. 153–156.

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

1. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс пишет:

Позитивная Я-концепция складывается у юношей в той мере, в какой они чувствуют свою самостоятельность и компетентность, а у девушек – в той мере, в какой они ощущают в себе способность к проявлению тепла и душевности, к созданию комфортной ситуации. Ибо мужчина, тело которого выражает индивидуальную эффективность, и женщина, своей привлекательностью символизирующая душевность, тепло, стремление к подчинению и безопасности,– образы, соответствующие социальным ожиданиям.

Каким образом позиция Р. Бернса может быть учтена при отборе содержания физического, полового, нравственного, эстетического воспитания? Как быть с разными социальными ожиданиями в разных культурах? Объясните свое мнение.

 

2. Проанализируйте предложенную сказку и составьте конспект беседы после ее прочтения с учащимися.

Дружба

«Тюльпан, выросший на поляне, был ее украшением. Все цветы преклонялись перед его красотой. Но он этим не гордился. Бабочки, ромашки были его друзьями, и где бы они ни были, всегда рассказывали о красивом цветке.

Как-то услышал их рассказ Паук. Он вообще не любил цветов, не ценил красы и решил уничтожить Тюльпан. Солнце уже садилось, цветы готовились ко сну. Паук подполз к цветку, прошептал: «Разреши мне переночевать под твоим листиком. Я остался без дома, а уже ночь. Наутро укроет травку роса, боюсь простудиться».

Добрый Тюльпан разрешил пауку остаться и старательно прикрыл его своим листиком. Когда солнышко начало будить лучами цветы, все увидели, что Тюльпан опутан сетью Паука-разбойника.

Тюльпан проснулся, но пошевелиться не мог, паутина душила его. Никто не мог помочь цветку. Тюльпан плакал, слезы катились по его лепесткам, а паук радовался своей победе. Но тут прилетела Пчела. Она смело бросилась на Паука, и тот испугался и удрал. Пчелка освободила тюльпан. Он угостил ее своим нектаром, и с того времени завязалась дружба между Тюльпаном и Пчелой.

Якименко С. И. Сказка в учебно-воспитательном процессе // Початкова шк.– 1988.– № 2.– С. 35.

 

3. Как вы можете прокомментировать позицию авторов?

Церковь все уверенней восстанавливает свои традиционные для России позиции. Чем Вы объясните, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственности, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу?

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.– М.: Изд-во УРАО, 1997.– С. 73.

 

4. Из художественной и педагогической литературы или из содержания школьного практикума подберите и запишите три-четыре педагогические ситуации, которые были направлены на решение определенных задач нравственного воспитания.

 

5. Чем вызвана необходимость усиления внимания к физическому воспитанию человека? Из приведенных ниже ответов выберите те, которые характеризуют ваш взгляд на эту проблему.

1. Наличие свободного времени, что позволяет заниматься физической культурой.

2. Изменение видов деятельности, преобладание таких видов деятельности, которые требуют статического положения человека.

3. Недостаточное включение значительной части людей в активную трудовую деятельность.

4. Влияние информационного взрыва.

5. Изменение климатических условий.

6. Широкое использование средств механизации и автоматизации.

7. Нарушение экологического равновесия.

8. Появление большого количества книг.

9. Избыточное питание детей.

10. Влияние акселерации.

 

6. А. С. Макаренко, размышляя о воспитательном процессе, писал:

На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т.– М.: Педагогика, 1984.– Т. 4.– С. 215.

 

Каково ваше отношение к этому высказыванию А. С. Макаренко? Из приведенных ответов выберите наиболее приемлемый (с вашей точки зрения).

1. А. С. Макаренко не учитывает особенностей анатомо-физиологического и социально-психического развития детей различных возрастных групп. Поэтому в каждом возрасте есть свои «основы» морали, свое содержание воспитания, которое и необходимо усваивать. Задача воспитателей и заключается в том, чтобы установить, что является главным в каждом возрасте, этому учить и воспитывать.

2. А. С. Макаренко, несомненно, прав. Ведь до пяти лет ребенок овладевает значительным пластом социального опыта: языком, нравственными правилами поведения и т. п. В этот период закладываются такие важные качества, как доброта, чувства, привычки, уважение к людям, бережное отношение с вещами, трудолюбие, аккуратность и др. А это и составляет прочный фундамент нравственного богатства личности.

3. А. С. Макаренко прав: для воспитания возраст до пяти лет имеет первостепенное значение. Но он рассматривает этот вопрос односторонне. Сомнительно, что до пяти лет закладываются ведущие элементы воспитанности. Думается, что главное в другом. Важно сформировать в этом возрасте волю, чувство ребенка. Это и будет важнейшей предпосылкой формирования нравственного богатства личности.

4. А. С. Макаренко не прав. Нельзя искусственно делить жизнь воспитанников на два периода: до пяти и после пяти лет. Ведь второй период составляет 10–12 лет, а на него он отводит лишь 10 % воспитательных воздействий. А основные качества формируются во втором периоде: мировоззрение, чувства дружбы, любви, патриотизма, интернационализма и др.

5. Воспитывая ребенка до пяти лет, необходимо обратить внимание на главное – здоровье. Поэтому родители и должны позаботиться, чтобы в эти первые годы ребенок рос физически здоровым, владел гигиеническими навыками. В этот период ребенок еще ничего не понимает о нравственных нормах, правилах. Все эти качества будут сформированы позже, когда он пойдет в школу. Нет оснований соглашаться с мнением А. С. Макаренко.

® Блок самоконтроля









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.