Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сравнительное богословие: основы православия. (К. Чумаков)





Сравнительное богословие: основы православия. (К. Чумаков)

 

23/04/01

что необходимо, чтобы работать с православными?

1. относиться к нему как к брату во Христе.

2. У нас с РПЦ много общего по богословию.

 

Символ веры наш совпадает с православным.

Теология – схожа.

Сотериология – вера в то, что человек соучаствует с Богом в спасении.

Эсхатология – отличается.

Экклезиология – учение, в котором коренятся все основные расхождения АСД и РПЦ.

 

3. Не стесняться брать их книги для чтения.

Þ Мы должны изучать духовное наследие православных.

Þ Мы должны сотрудничать с лидерами других церквей.

 

4. Прежде всего, говори о том, что у вас общего.

Если человек (священник) не обращен (такое бывает часто), то вам будет трудновато.

 

5. Лучше чаще слушать. Самый лучший способ общения – задавать вопросы.

6. Не пытайтесь разрушить их религиозное основание, но привносите что-либо к их вере. До­бавить то, чего у них нет, а не убавлять то, что у них есть.

7. Лучше использовать в дискуссиях фразы Иисуса Христа, а не выражения, типа: «Так гово­рит Библия».

 

Разные группы православных верующих и общение с ними.

 

1. Пассивное большинство – люди, которые не знают, во что они верят.[1] Как этот праздник реально влияет на мою жизнь сегодня?Наша цель донести смысл праздника! Праздновать те праздники, которые есть в Библии. Главное приучить их думать над смыс­лом – что она делает и почему.

2. Фанаты, агрессивные – готовы на все, только чтобы вас унизить. Эти люди не воспри­нимают ничего. Важно им объяснить, что они отвергают единоначалие церкви. Ведь руко­водство церкви не призывает к насилию и гонениям сектантов. Показать им, что они не ве­дут себя как православные. Объяснить им разницу между сектантами и инославными. У них каждый священник сам по себе. Доходы у него только от продажи свечей. Епархия ничего не дает.



 

Православное учение об инославных. Документы Архиерейского синода.

Основные принципы отношения РПЦ к инославию (статьи 4.5; 4.8; 4.9; 4.10)

Различия между сектами и различными конфессиями.

Инославные – вера в Троицу и Иисуса Христа. Сектанты – искажают эти основополагающие доктрины.

 

3. Искренне верующие христиане. Эти люди не будут на вас бросаться, будут молиться с вами, ездить на рыбалку. Они православные потому, что они убеждены. Чтобы говорить с ними, необходимо быть самому нормальным адвентистом. Будьте готовы к тому, что они вам дадут свои книги. Они не обращаются при помощи проповедей. Они долго шли к своей вере, а, следовательно, будут долго идти, чтобы выйти из нее.

 

Епископ – представитель Христа. Священник – пресвитер местной общины, почти слуга епи­скопа. Следовательно, епископу все, а священнику – ничего.

 

Секта.

Секта – учение части общества, противоречащей учению большинства. Это понимание до рево­люции.

Когда РПЦ попала заграницу, она начала иначе понимать что есть секта.

Когда говорят о сектанстве, сразу говори о том, что в США, Англии РПЦ тоже секта.

 

Православный храм.

Для РПЦ храм имеет огромное значение. Храм – сосредоточие мистического: место соединения небесного и человеческого. Каждый верующий и церковь – это храм. У них нет противопостав­ления между человеком и местом. Для них – это гармония. У них как к человеку – благоговение, так и к месту – благоговение.

Господь освящает место через тех людей, которые пришли туда.

Между епископами и священниками существует большая пропасть.

 

Архитектурная форма храма.

Сама литургия и храм – видимое выражение веры. Вера церкви запечатлена в видимые формы. Храм воспринимается как начало, которое должно господствовать в жизни.

 

Храм может иметь форму:

Þ Корабль – церковь ковчег спасения.

Þ Круг – ротонда, вечность церкви Христовой.

Þ Крест – страдания Господни даровали церкви спасение.

Þ Самая распространенная форма – крест, совмещенный с алтарем.

Þ Восьмиугольник – Вифлеемская звезда ведет мир к спасению, знамение рождения Христа.

 

Устройство храма:

Купол (греч. скупос – чаша; лат. – купа/купула) – чаша. Символизирует небо. Изображает твердь перевернутую.

Þ Один купол – Христос.

Þ Два купола – божественная и человеческая природа Иисуса Христа.

Þ Три купола – Троица.

Þ Пять куполов – Христос и 4 евангелиста.

Þ 7 куполов – 7 таинств или соборов.

Þ 9 куполов – 9 чинов ангелов.

Þ 13 куполов – Христос и 12 апостолов.

 

Колокол = кол-о-кол. Помещаются в башнях – звонницах. Впервые колокола появились в 8 веке, но закрепились на Востоке только в 12 веке. То православие, которые мы имеем сегодня, оно сформировалось в 10 веке. До этого, колокол был принадлежностью католиков. Католические колокола меньше. На Руси раскачивается язык, а у католиков – сам колокол.

Несколько видов звона:

Þ благовест – один удар через паузы, для созыва на богослужения.

Þ Перезвон – на праздники.

Þ Трезвон – бьют в 3 колокола.

 

Что такое часовня.

Маленькая церковь без алтаря. Раньше строили на дорогах.

Цель ее для молитвы. Не служат литургию.

 

Строят храмы на восток. Мень считает, что христиане взяли такую практику у ессеев.

 

Храм состоит из 3-х частей: притвор, храм и алтарь. По принципу ветхозаветного храма.

Алтарь – altus – высокий; ara – жертвенник (лат.). Символизирует собою царство небесное. В нем находится 4 основных предмета.

Престол (перед царскими вратами) на нем свершают таинство причастия. Символика меняется в процессе. Престол символизирует Голгофу. Имеет форму куба. Высота около 1 метра. Имеет две одежды. Нижняя одежда – символизирует собой плащаницу Христа. Верхняя одежда – одета для красы. На престоле располагаются 5 предметов:

Þ Антиминс – вместо престола. Без него храм – ничего не значит. Он представляет собой пла­ток, на нем изображено положение Христа во гробе. В него вшиты частицы мощей. Литур­гия совершается на мощах. Христиане первого века служили в катакомбах на могилах свя­тых. Отсюда и пошла такая практика.

Þ Дарохранительница – для хранения святых даров: сосуд с вином и хлеб. Имеет форму гроба.

Þ Дароносица – в чем он носит дары домой, если нужно.

Þ Напрестольное Евангелие – которым благословляется народ.

Þ Напрестольный крест – им благословляется народ в конце.

Жертвенник.

На нем находится:

Þ Дискас – блюдо.

Þ Копие – нож.

Þ Потир – чаша.

Þ Звездица.

Þ Покрова.

Þ Лжица.

Þ Губка.

Таким образом, иконостас изображает всю историю спасения.

Иконостас находится на возвышенной части храма, которая называется солея. Амвон – это ме­сто, откуда священник проповедует и причащает.

Аналогион – ящички, на которых лежат иконы, и откуда читают.

Свеча – символ молитвы. До 5 века, христиане не могли использовать свечи, поскольку они от­ражали символ язычества.

Все подсвечники круглые, а только канун имеет квадратную форму, и ставят свечи за упокой.

 

Архимандрит Михаил (Митюгин) «Русская православная церковность».

Крис Фельми «Введение в православное богословие».

Олег Давыденков «Лекции по догматическому православию».

 

24/04/01

Привет, Юрчик. Как дела? (Макс)

 

Православная литургия

 

Литургическое богословие – богословие, которое непосредственно занимается вопросами бого­служения.

 

Слово литургия – греч. leitoj ergon = общественное дело.

Вейсман определяет это слово как повинность.

«Евхаристия» архимандрита Киприана (Керн).

Христианство приняло этот термин из язычества для обозначения своего богослужения и евха­ристия в частности.

Молитвенное исповедание веры и богослужебное ее переживание.

 

Месяцеслов/Святцы.

Список святых и праздников, составленных в виде календаря.

 

Требник – описание таинств и их совершения (руководство для служителя).

Тропарь – праздничный библейский день или песнопение, которое раскрывает смысл праздника.

Православный календарь делится на подвижные и неподвижные праздники.

Пасха постоянно двигается.

Неподвижные праздники описаны в месяцеслове, и они идут после поста.

Триодь содержит подвижные праздники.

Часослов – молитвы по часам.

 

Евхаристия для православных – это таинство таинств. Это центр.

 

Виды литургии:

1. литургия Иоанна Златоуста. Она совершается еженедельно и постоянно.

2. Василия Великого. Совершается только 10 раз в году: навечери Богоявления и Рождества, на 1 января, и во все воскресные дни великого поста, кроме вербного воскресения (вайи baion – пальмовая ветвь).[2]

3. Прежде освященных даров. Григорий Двоеслов (Диалог) был известен своими беседами, поучениями.

 

Время составления чина литургии.

Реально, эти литургии не связаны с теми, именем которых они названы. Датируются литургии 8-9 веками.

 

Вещество литургии.

Хлеб – печется кислым, но не пресным.

Они считают, что artoj обозначает «кислый хлеб». Печется в виде небольших булочек – про­сфор (греч. приношение). Почему так называется? Потому что люди раньше сами пекли и при­носили хлеб для того, чтобы священник помолился о них.

Литургия служится на 5 просфорах.

Вино– красное виноградное, в Румынии – белое, так как оно считается более элитным. В вино добавляется вода, сравнивая с тем, что из бока Христа потекла вода и кровь. Но это позднее толкование. Раньше, в воду добавляли чуть-чуть вина. Иустин говорил так: «… потом вносят хлеб и воду со смешением…»

 

Литургия делится на 3 части.

Она не служится наполовину.

1 часть. Проскомидия. proskomidh означает принесение. Но означает приготовление всех присутствующих для вечери, даров.

Þ Входные молитвы – особые молитвы священника прежде, чем он войдет в алтарь.

Þ Облачение. Священник входит через дьяконские врата в алтарь. Идет в ризницу и там он облачается. Дьякон помогает облачаться. В процессе, он произносит слова Писания, кото­рые относятся к тому символу, который он одевает.

Þ Священник омывает руки. Дьякон и священник при этом читают Пс.25:6-10.

Þ Дьякон снимает покровы с престола и готовит все необходимое для действия.

Þ Священник и дьякон преклоняются пред жертвенником и произносят молитвы «Господи, помилуй!».

Þ Берет копие и начинает резать просфору. Одна из просфор – агнчая - содержит печать IC| XP| NI| KA. Он режет ее таким образом, чтобы получился куб. Все это делается с особым благоговением. После этого, он кладет этот куб на дискас, печатью вниз, и дьякон обраща­ется к священнику: Пожри владыко! Что означает: Режь владыка. Он режет на 4 части до корки/печати. После этого, дьякон говорит: Проткни владыка. Символ того, что бок Христа тоже был пронизан (Ин19:34,35). До 12 века не было вообще разрезания хлеба. Хлеб до причастия лежал нетронутым. И только тогда, когда подошло время для причастия хлеб преломлялся.

Þ Дьякон вливает в ковш вино и просит благословения у священника. И только потом, дьякон выливает это в потир и покрывает ее покровами.

Þ Берется 2 просфора. Она называется Богородничьей. Он берет копие и вырезает частицу просфоры. Вынимает частицу в честь богородицы, и читает Пс.44:10. И кладет ее справа от агнчей просфоры на дискас.

Þ Берет 3 просфору – девятичинную. Просфора в честь 9 чинов ангелов. И достает 9 частиц, каждая в честь определенного события: 1 в честь Иоанна Крестителя; 2 – Аарона и других ветхозаветных праведников;3 – апостолов; 4 – святых епископов, учителей церкви (все за­висит от местности); 5 – святых мучеников; 6 – за всех монахов; 7 – за нищих; 8 – за роди­телей богоматери; 9 – в честь того, чья литургия служится. Причастие совершается только из агнчей просфоры.

Þ 4 просфора – в честь живых несколько частиц. Это относится к земной церкви.

Þ 5 просфора в честь умерших.

Þ Проскомидия. Собирает с покрова жертвенника выпавшие частицы и кладет на дискас. По­сле этого на дискас ставится звездица и покрывается покровом.

Þ Каждение алтаря и храма.

В течение проскомидии происходит два события: в начале – рождение Христа, в конце – Гол­гофу, Его распятие. Символ приближен к реальности.

Православные стремились приблизить догматы к богослужению. Было постоянное противо­стояние с еретиками, и вводили те ритуалы, которые не допускали бы еретиков к участию в бо­гослужении. Тогда это было очень важно, поскольку не было Библии.

2 часть. Литургия оглашенных. Лежит все на жертвеннике. Сам священник выходит к народу и совершает обучение.

Þ Ekteino – я напрягаю (голос). Это особые молитвенные прошения. В литургии оглашенных существует их несколько.

Þ Чтение великой ектиньи. Вводная молитва благословения на храм, на присутствующих.

Þ Малая ектинья. Темы могут быть разными.

Þ Малый вход: священник выходит с евенгелием, которое взял с алтаря/престола, в зал через малые врата. Выходит на амвон и читает Евангелие. Сначала читает из Апостолов, а затем – Евангелие. В первые века после чтения Евангелия читали проповедь. Малый выход – выход Христа на проповедь. Великий выход – выход Христа на страдания.

Þ Сугубая/двойная ектинья. В конце поется три раза «Господи, помилуй!» тройное усиление.

Þ Ектинья оглашенных. Молитвы за оглашенных.

Þ После этого дьякон кричит: Оглашенные – изыйдете!

Смысл ее: в молитвах, чтении Евангелия для обучения оглашенных.

3 часть. Литургия верных.

Раньше, христиан обвиняли в том, что они, выгнав всех, оставались одни и ели плоть и пили кровь.

Þ Херувимская песнь. В этот момент открываются царские врата и остаются открытыми всю дорогу. Она (песнь) является приготовлением к евхаристии. В момент пения происходит перенос святых даров с жертвенника на престол, что называется Великим входом (символ входа Христа на страдания).

Þ Просительная ектинья. Особые молитвы о храме, о святых дарах.

Þ Чтение символа веры. На этот момент закрываются царские врата.

Þ Анафора – канун евхаристии, часть, когда происходит преложение хлеба и вина в плоть и кровь Иисуса. Возношение 5 особых молитв: Praefatio – вводная часть. Молитва Богу Отцу, в ней прославляется творческая сила Бога Отца, и благодарение Бога за то, что Он прини­мает нас. Sanctus – Святой. Благодарение за искупительный подвиг Иисуса Христа. Anam­nesis – воспоминание. Вторично воспоминается смерть Господа. Epiklesis – призывание. Молитва призывания Святого Духа на святые дары. Священник берет дискас в одну руку, а потир в другую. Причем берет их таким образом, чтобы руки были крест на крест. Interces­sio – заступничество. Молитва заступничества за всех, всех, всех.

Þ Просительная ектинья. Просьба о том, чтобы Бог благословил народ.

Þ Раздробление агнца. Перед разделением агнца задергивается завеса царских врат. Разделяет на 4 части. Верхнюю часть IC кладет в потир целиком. Часть XP священник и дьякон берут и кушают сами, а потом отпивают вино. Части NI KA помещаются в потир, чтобы прича­щать народ. Священник приходи на амвон и каждый человек принимает хлеб, размоченный в вине.

Þ После этого, чаша переносится на жертвенник, и там, дьякон влагает все частицы, которые были на дискасе.

Þ Потом священник кадит храм.

Þ Благодарность за возможность провести евхаристию.

Þ Молитва о благословении народа.

Þ Отпуст. Священник идет в алтарь, берет крест, выходит в зал и благословляет народ кре­стом. Народ приходит и целует крест, после чего выходит из храма. После окончания, свя­щенник возвращается в алтарь и доедает и допивает все, что там остается.

 

Литургия оглашенных символизирует жизнь Христа в Назарете. Малый выход – выход Христа на служение. Вынесение хлеба и вина – символ страданий и смерти Христа.

 

Посты

 

Великий пост.

Православные считают, что этот пост апостольский. Возможно, что на это повлияла неделя оп­ресноков в Израиле. И сорокадневный пост Христа перед выходом на служение. Но идея с по­стом родилась примерно в 4 веке. В отношении этого поста выработалась практика приготовле­ния к посту. Перед постом есть 4 недели приготовления, которые сформировались в 13-14 веке. В чем суть: постепенно подготовить людей к посту. Приготовление к пасхе занимает 70 дней.

1 седмица - «Седьмица о мытаре и фарисее». Служение в неделю: читается рассказ о мытаре и фарисее, чтобы научить людей смирению. Смирение привело его к оправданию. Встреча с Бо­гом возможна лишь в смирении.

2 седмица – «О блудном сыне». Служение посвящено притче о блудном сыне. Направлена на тех людей, кто сознательно пребывает в узах греха. Заканчивается вселенской родительской субботой.[3] Она называется «всеядной». Это последняя неделя, когда можно есть все.[4]

3 седмица – «О страшном суде». Благоговение пред Богом, как судьей. Это последняя неделя когда можно есть мясо. Неделя заговения (вхождение в пост). Мы несем ответственность за наши грехи. Призыв к покаянию. Есть сроки долготерпения Божия.

4 седмица – «Об Адамовом изгнании». По язычески она называется масленица. Последняя не­деля, в которую можно есть сыр и молочные продукты. Участие в масленице – большой грех по православному учению.[5] Последним днем является прощенное воскресение (по сути, это день поста).

Зачастую, при разговоре с православными, чаще придется обращать их в их веру, а не в асд-шную.

 

Пост.

1 седмица – «Праздник торжество православия». Посвящен победе иконоборцев на соборе.

2 седмица – « Память Св. Григория Паламы». Он был монахом. Неделя монахов.

3 седмица – «Крестопоклонная». Особое поклонение кресту.

4 седмицу – «Памяти преподобного Иоанна Лествинчика». Он написал книгу для монаха «Вос­хождение монаха» (Лестница).

5 седмица – «Мария Египетская».

6 седмица – «Вход в Иерусалим».

7 седмица – Пасха.

 

Еще ряд постов.

Многодневные посты:

1. великий.

2. Петров пост – от недели всех святых (следующая неделя после пятидесятницы) до 12 июля (дня Петра и Павла).

3. Успенский пост. С 14 августа по 28 августа.

4. Рождественский/Филиппов пост. С 28 декабря по 7 января.

 

Однодневные:

1.Каждую неделю в среду и пятницу, кроме святок (7.01 – 28.01) и сплошных седмиц.

2. Крещенский сочельник. Кушают кутью. Один день до крещения.

3.день убиения Иоанна Крестителя 11 сентября.

4.воздвижение креста Господня 27 сентября.

 

Сплошные седмицы – это те, в которых нет поста в среду и пятницу.

1. 1-ая неделя приготовления к посту.

2. Сразу после пасхи.

3. Неделя после Троицы.

4. Святки 17.01-27.01.

5. Сырная неделя великого поста.

 

Праздники

 

1. богослужебные круги. Их всего 3:

Þ дневной – образует службы суточного круга.

Þ Седмичный/недельный – суббота.

Þ Годовой круг – две части: месяцеслов (непреходящие праздники) и триодь.

2. календарь. Церковь избрала египетский календарь для праздников. Этот календарь в 46 до Р.Ж. был реформирован Юлием Цезарем, и называется поэтому Юлианским. Из-за некото­рых недостатков, этот календарь был пересмотрен папой Григорием в 1582, после чего и стал называться григорианским. Григорианскую реформу приняли все православные церкви, кроме 4 из 15: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская. Великих праздников всего 12. Кроме Пасхи, которая не входит в этот список. Богослужебный год начинается с 1 сентября. В этот день читается отрывок из Лк.4:16…, о том, когда Христос читает Исайю. Конечно, есть влияние язычества на формирование обрядов.

3. Название всех праздников и дат:

Þ Рождество Христово 7.01.

Þ Крещение/Богоявление 17.01.

Þ Сретение Господне 16.02.

Þ Вербное воскресение – за неделю до пасхи.

Þ Благовещение Богородицы – 8.04.

Þ Вознесение Господне – 40 дней после Пасхи.

Þ Троица – 7 воскресение после Пасхи.

Þ Преображение Господне/Яблочный спас – 20 августа.

Þ Успение Богородицы – 29 августа.

Þ Рождество Богородицы – 22 сентября.

Þ Воздвижение Креста Господня - 28 октября.

Þ Введение Богородицы во храм – 21 ноября.

 

Откуда взялась дата рождества?

В Египте был праздник – эпифания. Справлялся язычниками, которые ожидали Мессию. По­этому в Египте стали праздновать во 2 веке, как день рождества Христа. Но когда христианство стало религией римской империи, то именно обычаи римской культуры стали господствовать, и праздник эпифании стал конкурировать с римским праздником – рождения непобедимого солнца. В этот день солнце поднималось на 1 градус во время зимнего солнцестояния. И, кон­чено же, победил римский праздник. Рождество перекочевало с 6 января. А 6 января стал празд­ником Крещения Господня, чтобы не обидеть христиан Египта. Только перед этими праздни­ками есть сочельник.

 

День Ивана Купала = рождество Иоанна Крестителя + Купалии. Последний – это языческий праздник, который был на Руси до принятия христианства.[6]

 

25/04/01

Таинств РПЦ

Богом установленное действие, при совершении которого, благодать зримо нисходит на чело­века.

Лютер оставил только необходимые таинства: евхаристия и крещения.

Он считал, что в таинстве должен быть предмет, через который действует благодать. И этот предмет есть только в причастии и крещении, а в покаянии – этого предмета нет.

Цвингли вывел, что таинство – человеческое действие, совершением которого, я свидетельст­вую церкви и Богу о своей верности.

Православные по большей части задают вопросы именно по экклезиологии.

 

Крещение

Погружение совершают 3 раза: во имя Отца, Сына и Св.Духа.

Крещение совершается только одно. Перекрещивание – невозможно. Без крещения нельзя войти в Царство Божие. Тогда как быть с младенцами?

Крещение – это не просто прощение греха, но даяние Духа Святого для новой жизни. Здесь мы с ними имеем сходство.

Крестить могут только епископы и пресвитеры. В крайнем случае, может крестить дьякон или мирянин, что в прочем есть одно и то же. Акцент при крещении на крещаемом, а у нас на свя­щенники.

 

Миропомазание

Этот обряд не имеет прямого библейского основания. Оно совершается сразу после крещения, и символизирует сошествие Духа. Через него человек получает начаток Святого Духа.

Миропомазуют все, чем человек может согрешить: веки, нос и т.д. Мирро готовится только на соборах, и должно иметь благословение.

 

Покаяние

Прощение греха посредством священника. Совершается перед причастием.

1. искренняя печаль о своих грехах.

2. исповедь.

3. разрешительная молитва.

После исповеди может наложена епитимья. В основании ее лежит теория Василия Великого и Григория Нисского, что грех – это болезнь и нужно искать лекарство против него. Для каждого греха у них есть пути избавления. Виды епитимий:

Þ пост сверх назначенный.

Þ Ежедневное хождение в храм.

Þ Поклоны и молитвы (100 раз «Молитва Богородице).

Þ Паломничество.

Þ Отлучение от евхаристии. У них нет исключения из церкви. Человек может быть отлучен от причастия, а это для них – конец.

У нас отсутствует таинство покаяния, мы не имеет права прощать грехи.

 

Евхаристия

Без нее нет ничего: ни веры, ни спасения, ни обожения.

Евхаристия принимается натощак. Нужно освятить свое тело сначала постом. Во хлебе и вине реально пребывает Христос. Символ – это то, что соединяет нас с другой реальностью (sum­ballw). К какому телу причащается православный христианин? Не к телу, которое висело не кресте, но к телу, которое Он приобрел после воскресения, без страдания. Евхаристия – это не повторение крестной жертвы, но соучастие той вечери, которая была тогда, но они причаща­ются к телу прославленному.

 

Таинство брака

Венчание – другими словами. Венцы – это символ царства, но с другой стороны, это символ мученичества. После рукоположения семинаристов – брак запрещен. Цель целибата – лишить священников и епископов детей, дабы не передавалось по наследству положение.[7] Венчаться можно только 3 раза. Развод разрешен. Нельзя вступать в брак родственникам до 4 родства. В каких случаях РПЦ может дать развод, причем, его дает только архиерей:

Þ Смерть.

Þ Прелюбодеяние.

Þ Ссылка одного и нежелание другого.

Þ Природная неспособность к брачному сожитию.

Þ Если хотят принять монашество.

Þ Вследствие долгого отсутствия, пропажа без вести на войне.

 

Елеосвящение

Совершается над людьми больными или на особые дни в храме. Добавляется вино в масло, сим­волизируя крестную смерть Христа, которая участвует в исцелении.

Þ Спасение болящего.

Þ Прощение грехов.

Þ Телесное исцеление.

 

Рукоположение (хиротония)

После него невозможен брак. Епископ рукополагает. 3 степени священства:

Þ Дьяконское.

Þ Иерейское.

Þ Архиерейское.

 

Экклезиология РПЦ

 

Здесь – сердце РПЦ. Из него выходит все. Оно более систематизировало доктрину о церкви.

Догматическое богословие делится на:

Þ О Боге в самом Себе.

Þ О Боге как Спасителе.

Þ О Боге, как Судии.

Это очень удобно, так как все доктрины поделены и находятся на своем месте. У нас такого нет, нам нужно систематизировать. Богословие рождается тогда, когда появляется необходимость. Церковь воспринимается как орудие Божие для спасения.

Бог

 

Церковь

 

Таинство

 
 


Человек

 

Спасение вне церкви отсутствует, благодати вне ее нет, Библию вне церкви понимать невоз­можно, таинств тоже нет.

Мы все можем свести к вере в церковь (Макарий).

 

Определение церкви

Þ Церковь – это все творение, которое поклоняется Богу, Евр.12:22,23. Это выражает идею церкви –поклонение.

Þ Церковь – поклоняющиеся Богу в контексте землю.

Церковь – люди, объединенные одной верой. Церковь началась с Быт.3:15, где подчеркивается вера в искупителя. Есть церковь воинствующая – она странствует по земле, и торжествующая – уже победила и находится на небе.

 

Видимая церковь – вся церковь на Земле. Невидимая церковь – на Земле. Здесь речь идет скорее о границах.

Þ Церковь – есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной ве­рой, законом Божьим, священноначалием и таинствами (Филарет, XIX век).

Þ Евхаристическая экклезиология.Церковь – Тело Христово: 1Кор.10:16; 12:27.

 

Основание церкви.

5 граней укоренения во Христе:

Þ Христос – глава тела церкви, Мф.16:18.

Þ Он искупил Свою церковь, Еф.5:25-27.

Þ Господь учредил служителей церкви.

Þ Он дарует Своей церкви благодать Святого Духа, которая наполняет каждого верующего и дает ему жизнь. Так же наделяет особой властью преемственности священства, Ин.20:22,23.

Þ Каждый член церкви причащается Христу в таинстве евхаристии.

 

Термины

Благодать– для протестантов: аспект отношения Бога к человеку. РПЦ: таинственное присут­ствие Бога в человеке, священнике, иконах, мощах, таинствах.

 

Освящение – для нас: преобразование в подобие Иисуса. РПЦ: это синоним слова спасения. Они используют этот термин для обозначения спасения. Цель для которой Бог организовал цер­ковь – спасти, освятить.

 

Границы церкви

Миссия глобальная, поэтому церковь не имеет границ. Православные делят территории на ка­нонические. Если православные признают существование канонической территории, то они не выполняют миссию Христа, и признают наличие канонических территорий других церквей.

Сказать кто к ней принадлежит – трудно.

Но с точки зрения догматики, можно изложить кто не принадлежит:

1. Последователи нехристианских религий. Но с ними отношения у православных гораздо лучше. Ведь они с ними не конкурируют.

2. Отступники от христианской веры. Те, кто ушел из христианской веры.

3. Еретики, которые не отреклись, но отвергают основные догматы церкви: эвиониты, несто­риане, и другие.

4. Отщепенцы и раскольники, которые не покоряются церковной власти.

5. И вообще, все кого церковь находит нужным отлучать от церкви.

 

Как понять, принадлежу я к церкви или нет? Официального ответа на этот вопрос у церкви нет! Консерваторы говорят словами Киприана: Кому церковь не мать, тому Бог не Отец. Совер­шенно нелепо отделять христианство от церкви, потому что никакого христианства вне право­славия – нет. Но это лишь позиция некоторых, а не церкви в целом.

 

3 чина приема в церковь:

1. крещением принимать тех, кто находится «во тьме».

2. Через миропомазание принимаются те, у кого нет преемственности, или другими словами, те, кто находится «в полутьме».

3. Через покаяние принимать тех, кто принадлежит к дохалкидонским церквам.

 

Полнота благодати, безусловно, в православии. Кто отвергает таинство Торицы и воплощения – не может относится к христианству.

Пока каждый считает, что он прав, не может проявиться Вавилон и Народ Божий. Необходим либерализм общества, чтобы это было видимо (Вавилон и Иерусалим).

 

Христологический аспект

Открывает роль Иисуса Христа в церкви, как Подателя Духа Своей церкви. Это пребывание Христа в церкви Духом Святым, именно Христа. Как этот аспект выражается: Ин.20:21,22 – это первое излитие Святого Духа. Дух давался апостольству, как представительству Христа. Иисус сообщает церкви через Духа, говоря так же о прощении и оставлении грехов. Здесь Дух – безли­кая сила. Господь установил таинства, которые совершаются Духом и через них, человек при­общается ко Христу. Святой Дух преобразует в тело и плоть Иисуса, но Он присутствует ни как Личность, а как Сила.

Я – священник, обладаю христологическим аспектом всегда, потому что есть апостольство, не­смотря ни на что.

 

Пневматологический аспект

Пребывание Святого Духа, как Личности в церкви. Основа для этого Пятидесятница, когда Дух лично вдохновлял каждого. Они получают дары, а в Ин.20, Христос дал Духа группе людей, апостолам, не всем!!! Присутствие благодати субъективно. Примеры: проявление Духа в мощах, святых местах, в иконах, людях. Благодать присутствует независимо от того, каков человек, основа для этого апостольство.

 

 

26/04/01

 

Все это нужно, чтобы понять, каким образом Дух Святой пребывает в церкви, а не касается личных отношений.

Пребывание объективное – благодать в церкви во всей, и субъективное – благодать покоится на определенных людях, мощах и так далее.

Зачем это нужно?

1. Можно не доказывать непогрешимость церкви и соборов. Они непогрешимы потому, что благодать пребывает в церкви.

2. Позволяет держать человека в церкви, поскольку только через нее человек становится при­частником благодати, совершая таинства.

 

Свойства церкви

У каждого предмета есть случайные и сущностные свойства. Сущностные свойства – это свой­ства, без которых вообще невозможно понимание предмета.

У РПЦ их 4:

1. Единство церкви. Слово Божие говорит о единстве церкви и о ее единственности, Еф.4:11. Единственность церкви вытекает из Единственности Бога, Мф.16:18: «Создам церковь Мою». Ин.17:21. Существует 4 вида единства:

Þ Символ веры.

Þ Таинства.

Þ Единство и иерархическое рукоположение и преемственность.

Þ Единство церковного устройства и канонов.

Отдельность не мешает, так как все равно церковь – одно тело.

Что является центром единства?

В древности, центром единства был символ церкви. Была единая вера и всевозможные ереси. И те, кто принимал единство веры – были православными. Еретиков называл – гетеродоксами. Сам термин «православие» связан с понятием веры. Впервые его употребил Клемент.

Постепенно вера стала отходить. Да, поначалу это было важно из-за постоянных ересей. Само правило церкви было выражено в простых предложениях.

Потом появились монтанисты, которые не противостояли символу веры и не были против нее, но они вносили в нее много всякого.

Киприан разработал критерии истинности церкви:

Þ Чем древнее, тем истиннее.

Þ Вселенский характер доказывает истинность. «Возможно ли, чтобы столько церквей заблу­ждались? То, что у многих есть одно – это не заблуждение, но предание».

Монтанисты принимали учение, но подчеркивали служение Святого Духа, и утверждали, что в церкви главный не епископ, а духовный человек.

Тогда церковь стала придавать внимание епископу. И сказали, что епископ есть центр церкви. «Церковь – это народ, приверженный своему священнику. Кто не с епископом, то не в церкви». Киприан Карфагенский разработал учение о епископате. Он сам был епископом, был только три года обращенным. «Ведь ереси и появились оттого, что люди не подчиняются епископу и не признают, что он является представителем Христа. Посредством епископа, каждая церковь при­надлежит ко вселенской церкви, посредством священника/епископа». Таким образом, центр сместился в сторону епископата. Это, в результате, раскололо церковь в будущем. Через свя­щенство передаются дары Духа церкви.

 

2 Святость. Это качество Бога и оно присуще только Ему. Слово «святой» по отношению к людям или церкви – означает причастность Божьей святости, Рим.11:16. Это так же и цель церкви, которую имеет в отношении ее Бог. Святой народ, чтобы возвещать, то есть выполнять определенную миссию, 1Фесс.4:3. Источник святости находится во главе, Христе, в Духе, Кото­рый постоянно изливают ее на церковь, освящают через таинства, через подвиги веры. Церковь свята, потому что обладает всей полнотой благодатных даров.Таинство покаяния приоб­щает человека опять к святости. Церковь – непогрешима. У католиков непогрешим папа, а не церковь.

Вера в святость церкви основана на Мф.16:18.Зависит ли святость церковная от святости ее членов? Чтобы на него ответить, нужно обратиться к истории церкви.

В первые века не было никакого учения о святости, так как не было нужды. Ни у кого не возни­кало вопросов относительно святости церкви. Все жили эсхатологическими чаяниями, и это заставляло жить правильно. Но время шло. Рождались новые поколения и это стало отражаться на святости. Многие просто рождались в вере и привыкали жить в ней. Соответственно, падал уровень благочестия. Для многих потомственных увидеть грань обращения очень трудно.

Когда вера перенимается по наследству, она не является личной, так как она не пережита.

В церковь стали приходить язычники, и приносили с собой все, что у них было. Пошло разло­жение. Церковь начала дробиться. Появилась книга «Пастыря Гермы», для того, чтобы поднять уровень благочестия в церкви.

Опять на передовую вышло движение монтанизма. Именно здесь, были развиты правила пове­дения. Так же выступали за чистоту церкви. Они говорили, чт









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.