Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мероприятия, направленные на оздоровление Римо-католической церкви





Термин “контрреформация” не воспринимается частью исследователей на основе следующих мыслей:

– теологическая и общественная активность католиков некоторых западноевропейских стран (Испания) не была вызвана событиями Реформации

– католическая Реформация уже началась, когда протестантизм только вышел на общественную арену.

Потому, по их мнению, неправильно рассматривать всю активность Римской церкви в 16-17 в. лишь как попытку опровержения протестантизма и возобновления потерянного влияния. Истоки церковной реформы католицизма следует искать в Соборном движении XIV-XV в., многочисленных призывах к очищению церкви и возвращению к идеалам ранней христианской общины.

Как важный этап в церковной истории Контрреформация внесла значительное внутреннее обновление и реформы в жизнь католицизма, вытворила ряд новых форм религиозной жизни католиков.

Создание новых монашеских орденов

Католическая реформа началась с обновления монашеских организаций.

– Гаетано де Тиене в 1527 г. учредил орден театинцев, который обязывал его членов (преимущественно аристократов) жить в бедности, целибате и послушании церковной власти.

– Орден капуцинов основан Маттео где Баскио в 1525 г. на основании ордена францисканцев, он распространял свое влияние среди крестьян, отмечая необходимость возвращения к начальной строгости правил св. Франциска.

– Для женщин Анжелой Мериччи был создан орден урсулинок, он занимался благотворительностью и религиозным образованием девушек.

– В 1530 г. в Милане сформировался орден барбанитов, которые ставили себе целью опеку над бедными и больными.

Все эти ордена, которые возрождали потерянный дух нравственности и милосердия, стали образцом религиозности нового типа. Их общими чертами были возвращения к строгой аскезе, активная пастырская и благотворительная деятельность, создание школ для подготовки грамотного клира и католиков-мирян.



Орден иезуитов

Наиболее эффективными орудиями католической пропаганды стал орден иезуитов (Societas Jesu), основанный в 1534 г. в Париже прежним солдатом испанцем Игнатием Лойолой (1491-1556) и одобренный папой Павлом ІІІ в 1540 г. Основная цель ордена сводилась к укреплению католической церкви в борьбе с протестантизмом. Лойола написал труд “Духовные упражнения”, который стал учебником для будущих членов ордена. Взгляды Лойолы на потребность единого мышления иезуитов с церковью требовали от них абсолютного послушания папе.

Орден создал своеобразную организационную структуру. В отличие от средневековых монашеских орденов иезуиты отказались от аскетизма: они могли жить в мире, у них отсутствовали монастыри, они могли владеть недвижимостью. Особенным пунктом в уставе подчеркивалось, что иезуиты обязываются выполнять распоряжения папы, полностью отдавая себя в его власть. То есть это был четвертый обет иезуитов, кроме трех традиционных обетов (смиренность, невинность, бедность).

Для ордена характерная полная централизация, жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение начальству. Во главе ордена пожизненно избирался генерал, деятельность которого контролировала совещательная коллегия. Кроме этого существовал верховный орган – конгрегация, которая и выбирала генерала. Таким образом, орден был особенной церковью в церкви. Орден, по мере его распространения, разделялся на провинции, во главе которых стояли назначенные генералом провинциалы.

При такой организации орден разработал для своей деятельности и своеобразные этические правила. Согласно с иезуитской теорией "оправдания", любое действие может быть осуществлено, и не будет противоречить этическим законам, если в его оправдание можно представить мнение какого-либо авторитетного богослова. Таким образом, у иезуитов выходило, что цель оправдывает средства. Иезуиты прибегали к "мнимой оговорке", на основании которой позволялось давать ложные клятвы и обещания, при этом нужно было лишь в уме держать возражение против клятвы или обещания.

Благодаря своей организации, ловкости и уму своих членов, а также привилегиям, орден распространился с необычной скоростью во всех странах Европы. Везде, где появлялись иезуиты, они устраивали больницы, школы, коллегии, занимались проповедованием, становились духовниками. Создавая больницы, они приобретали благосклонность низших классов. Основывая школы и коллегии, они прибирали к своим рукам образование и воспитывали подрастающее поколение в католическом духе. Учеба в католических коллегиях была бесплатной для выходцев из всех слоев общества. В их учебные программы входило изучение античных языков, овладения риторикой, светское образование.

Очень активной была миссионерская деятельность иезуитов – они проникли в Индию, Японию, Китай, Абиссинию и Латинскую Америку.

Новые римские понтифики

Важным фактором было изменение аморальных пап времени Ренессанса образованными понтификами, которые пытались провести реформы. В период понтификата Павла III (1534-1549) был создан орден иезуитов, начата инквизиция, опубликован “Индекс запрещенных книг”, а в 1545 г. созван Тридентский собор. Пий IV сумел ликвидировать непотизм и установить порядок в коллегии кардиналов. Благодаря этим реформам к концу 16 в. Папство достигло значительного прогресса. Благодаря активной миссионерской деятельности иезуитов, доминиканцев и францисканцев в сферу влияния католицизма вошли Латинская Америка, Квебек, Юго-восточная Азия, Китай, Япония, Филиппины.

Тридентский собор (1545-1563)

Собор был созван с целью опровержения протестантизма, дал определение католической доктрине и реформировал моральную жизнь церкви. В истории собора было преодолено несколько тяжелых осложнений. Даже те, кто желал осуждения протестантов понимали необходимость изменений в церковной жизни. В частности, Карл V надеялся, что собор разрешит жениться священникам, внедрит причастия под обоими видами. Из-за этих противоречий собор часто перерывался, однако в его результате сформировалась модерная католическая церковь.

Среди теологических вопросов, которые рассматривались на соборе, преобладали те проблемы, что подняла Реформация:

– авторитет Писания

– происхождение и природа греха

– оправдание

– таинства

– чистилище

– молитва к святым.

Во всех этих вопросах католицизм занял позицию противоположную к протестантским подходам.

В вопросе роли Писания и его отношении к традиции, реагируя на протестантский принцип “только Писание”, собор не только подтвердил авторитет традиции, но и поставил ее на один уровень с Писанием. Собор также подтвердил авторитет Вульгаты (то есть признал авторитет апокрифов). Поставив Писание и традицию на один уровень, собор постановил, что никто не может толковать Писания “вопреки толкованию святой матери церкви, которой принадлежит суд в вопросах настоящего содержания и толкования”. Для защиты этого положения было принято решение, что без разрешения церковной власти не может быть опубликована ни одна книга.

В вопросе греха собор подтвердил первородный грех, его влияние на душу и на тело и перенесение через Адама на следующие поколения, осудил всех, кто отвергает крещение детей и учение о том, что через крещение снимается вина за первородный грех.

Собор провозгласил, что упавший человек не может достичь оправдания, и только тот, кому присвоены заслуги Христа может быть оправдан. Оправдание начинается с божественной благодати без всяких заслуг, но человек свободной волей может отвергнуть или воспринять спасение, которое ему предлагается. Для того, чтобы взрослые могли принять оправдание им нужно верить, любить и надеяться. “Оправдание является не только перемещением грехов, но и освящением и возобновлением внутреннего человека через добровольное принятие им благодати. Мы не только считаемся, но и являемся праведными, приняв в себя благодать.” Оправдание провозглашалось не зачислением праведности Христа верующему, но действием через которое Бог в сотрудничестве с человеческой свободной волей, делает человека праведным. Этот пункт был основным относительно теологических разногласий с протестантами, другие лишь объясняли его.

Остальные доктринальные решения касались учения о таинствах. Собор подтвердил существующие традиционные практики как реликвии святых, вера в чистилище и др.

Таким образом, собор в Тренте ответил на вызов протестантизма и общую потребность в реформации. В сфере морали и духовной опеки паствы собор продолжал реформационную традицию. Симония, нарушение целибату больше не терпелись. Важным следствием собора было то, что на нем подтверждалась власть папы, а средневековое богословие превратилось в догму, которая распространялась на всех верующих. Собор также показал на невозможность примирение с протестантами.

Реализация решений Тридентского собора.

Решения собора были осуществлены не сразу и не везде. В частности, отказалась их реализовывать Франция, не спешила Испания. Национальные правители были не довольны правом папы назначать и смещать руководителей национальных церквей. Однако, невзирая на это, Рим активно взялся за дело реформы. Выросла роль папской канцелярии, коллегия кардиналов была ограничена 70 членами и стала административным органом, подчиненным папе. При папе Григории ХІІІ (1572-1585) были основаны нунциатуры – дипломатические представительства при дворах светских обладателей. Проводилась унификация католической литургии: исправлялись книги и обряды, уточнялись ритуалы и церемонии. В 1592 г. вышло новое исправленное издание латинского перевода Библии. Делу католической реставрации служил Григорианский университет, созданный в 1552 г. Для иностранцев, которые учились в нем, были основаны национальные коллегии.

Попыткам усилить могущество католической церкви и авторитет духовенства была продиктована большая работа иезуитов и бенедиктинцев по публикации средневековых исторических источников. Систематически пополнялась новыми изданиями и рукописями Ватиканская библиотека.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.