Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности философии Нового времени.





Для философского мышления 17-18 веков характерная трактовка природы как истинной мировой инстанции, развития материализма. Это изменение философских парадигм было вызвано тем, что в 17 в. протестантизм перерождался в систему ортодоксальных догм, которая принималась интеллектуально. Холодное интеллектуальное христианство в сочетании с жестокими религиозными войнами и возникновением рационализма в философии и эмпирической науки привели к рационализму и формализму в религии.

Первым философом Нового времени является Френсис Бекон, именно он смещает из ренессансного образа человека-творца на образ человека как части природы. По его мнению, Бог создал разум как зеркало, которое способно отображать мир. Это вело к механистическому представлению об истине как точном отражении процессов природы, а ошибку как искажение зеркальной копии в результате влияния внешних причин (привидений).

Взгляды Бекона подкрепила также эмпирическая философия Джона Локка. В “Трактате о человеческом понимании” Локк отрицал существование врожденных идей, таких как время и пространство и утверждал, что сознание ребенка является полностью чистым. Знания приходят к ребенку по мере того как его ощущения наполняют сознание информацией. Свою теорию познания Локк строил на принципах эмпиризма. Отрицая существование врожденных моральных понятий и принципов, он считал одновременно, что без религии нет нравственности, а Евангелие рассматривал как трактат о нравственности.

Однако наибольший вклад в формирование новых философских подходов сделал Рене Декарт. Он разработал толкование человека как машины, которая состоит из костей и мяса (мыслящая вещь). Первым принципом его философии был метод сомнения – cogito ergo sum (можно сомневаться во всем, кроме того, что человек мыслит). Из этого выплывал его рационализм – разум является высшей ценностью в системе философских ценностей, основой познания и деяния человека.



2. Деизм стал прямым следствием научного и философского подхода к религии. Это религиозно-философское учение, согласно с которым Бог, будучи неличностной первопричиной мира, не вмешивается в процессы и явления, которые происходят в нем.

Догматика деизму основывалась на идее трансцендентного Бога, который оставил свое творение, чтоб оно жило по естественным законам. Отсюда следовало, что нет места для чудес, Библии как Божьего откровения, пророчеств и Христа как Богочеловека. Деисты учили, что Христос был моральным учителем, который призывал поклоняться единственному Богу, а наилучший способ делать это – жить праведной жизнью. Этические законы Бога даны в Библии, а также в природе человека, где их можно открыть с помощью человеческого разума.

Основателями деизму были англичане Едвард Герберт, Чарльз Блаунт. Родоначальник деизма Лорд Шербери (1538-1648) утверждал, что разные религии ссылаются на откровение, потому необходимо их критически изучить. Критерием могут стать врожденные идеи (их признаки – общее признание, необходимость, априорность), к которым и сводится религия:

1) существование Бога

1) обязанность поклоняться Ему

2) моральный характер поклонения

3) потребность в покаянии в грехах

4) посмертное воздаяние

По мнению Герберта Шербери, эти пять пунктов составляют сущность естественной религии, и должны быть принципами вселенской церкви. Откровение лишь дополняет эти пять положений и ведет к созданию отдельных церквей. Истинность откровения следует проверять следующими критериями: молитвой, его личным характером и собственно содержанием самого откровения.

Стремления деистов выходили за границы старания показать обоснованность христианства, их темой была обоснованность естественной религии, с которой должны согласоваться все религии. Христианство настолько является истинной религией, насколько оно отвечает естественной религии, но как только оно пытается прибавить элемент специального откровения, то уклоняется в суеверия. Этот подход выражен Джоном Толандом в труде “Христианство без таинств”. Автор указывает, что все ценное в христианстве может быть понято человеческим разумом, и потому нет потребности в специальном откровении, а все элементы тайны в традиционном христианстве или заимствованные в язычества, или являются выдумкой духовенства.

Фактически, универсальная религия деистов была сборником тех христианских доктрин, которые можно довести с помощью разума. Таким образом, они надеялись доказать существование Бога, бессмертие души, посмертное воздаяние. Их этика была родственна со стоицизмом, в котором понятие естественного закона было очень важным.

Распространение деизма началось с Англии, а позже перешло во Францию, где его выдающимися апологетами были Руссо и Вольтер. Вольтер также распространял учение в Германии. В результате эмиграции английских деистов в Америку его идеи нашли сторонников в колониях, где на его сторону перешли Франклин, Джефферсон, Томас Пейн. В результате деизма развилась концепция естественной праведности человека и его совершенства, которые делают возможным человеческий прогресс. Деисты сыграли ключевую роль в развитии веротерпимости, по их мнению, рациональные религиозные взгляды должны иметь свободу признания. Их стремление к образованию содействовало развитию высокой критики Библии, текстового критицизма и экзегетики.

3. Кант и его значение для модерной теологии.

Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ и ученый, основатель критицизма или трансцендентальной философии. Кант мыслил религию не вне границ ума (где находятся такие понятия как Бог, душа, бессмертие), а лишь в его границах.

Истоки религии Кант видел в борьбе двух начал – доброго и злого, человек же по своей природе есть злой. Добро присуще ему лишь в виде чувства вины, которое и является основой морали. Человек, который всегда прав, – погиб для морали и религии разума, которую только и признавал Кант. Исторические формы религии он считал ограниченными. В частности, по его мнению, и христианство не отвечает духу времени.

Кант ставит религию в зависимость от морали, утверждая, что именно из нее и вытекает религия. Если раньше мораль считалась порождением религии, то для него, напротив, религия оказалась продуктом моральных запросов человека. Мораль как цель формирует религию, как свое средство. Каким образом Кант пришел к такому выводу?

Этическая теория Канта нормативна, то есть она ориентируется не на то, что есть, а на то, что должно быть. Поскольку моральные законы в отличие от законов природы имеют нормативный характер, то они выступают в форме приказов (императивов). Категорический императив Канта касается только формы поведения: “Поступай так, чтобы закон твоего поведения мог претендовать на всеобщность”. Он имеет также еще и другую формулировку: “Поступай так, чтобы другой человек был для тебя целью, а не средством”.

Однако, человек является злым существом и мир тоже преисполнен злом. Потому для того, чтобы быть моральным существом, человеку нужно переступить через свой эгоизм и действовать по закону доброй воли. Для этого должны существовать определенные рычаги, которые способны превратить моральный закон в активный мотив человеческого поведения. Потому Кант сформулировал три условия применения категорического императива:

Первый – требует полной свободы человеческой воли. Настоящая свобода, за Кантом, - это воля подчинена моральному закону, которому человек должен подчиняться независимо от обстоятельств. Однако Кант понимал, что человек не сможет быть моральным лишь из обязанности, без надежды к счастью. Отсюда выплывают следующие постулаты о существовании Бога и бессмертии души, которые и делают возможной реализацию категорического императива. Хотя в этой жизни добропорядочность почти никогда не приносит счастья, люди надеются на него в потусторонней жизни. Но для этого должен существовать Бог, который гарантирует вознаграждение за добропорядочное поведение. Без веры в Бога люди потеряли бы веру в моральный закон и стали бы жертвой порока. То есть, таким образом, этика становится основанием для религии.

Фактически, Бог появляется у Канта как продукт умственной деятельности человека, как создан ею образ. В результате Кант доказывает не существование Бога, а лишь то, что человек нуждается в нем, чтобы быть моральным существом. Таким образом, Кант решительно утверждает о внутренней необходимости религиозной веры: “Мы вынуждены смотреть на мир так, как будто он был творением какого-то высшего ума и высшей воли”.

Просветительство и пиетизм.

Духовное содержание жизни Европы в 18 в. определялось Просветительством – идейно-культурным движением, в центре которого находились идеи всесилия человеческого разума и социального прогресса, вера в возможность преодоления всех форм несвободы, постепенного морального усовершенствования человечества на основании развития образования и культуры. Эти идеи обусловили духовную эмансипацию, рационализацию философских знаний, новые радикальные изменения в религиозной жизни. Эпоха Просветительства стала переломной и в эволюции европейского протестантизма, повлекши его превращение в сухую догму, громоздкие богословские системы.

На грани 17-18 в. протестантские течения испытали процессы, направленные на обновление богословской ортодоксии и церковной жизни. Они вылились в пиетизм (от. лат. благочестие) – протестантское, а впоследствии межконфессиональное движение, которое объявило отказ от теологической схоластики и клерикализма, возобновления неформального братства раннехристианских общин. Это религиозное движение жаждало пробуждения и обновления религиозных чувств.

Первые проявления пиетизма проявились в лютеранских обществах Сев. Германии, уже в конце 17 в. движение охватывает кальвинистов, кружок Яна Амоса Коменского в Голландии, а вскоре всю Европу (с нач. 18 в. – и Сев. Америку, вызвав в ней Большое пробуждение 1720-1750 гг.). Подобные проявления происходили и в католицизме – янсенизм (католическое течение во Франции и Голландии 17-18 в., его основатель К.Янсений тяготел к протестантизму, придерживался учения о предопределении) и православии – движение рационализма духовных христиан. Идея церковного обновления и морального подъема вышла за церковные границы, стала сложным явлением духовной жизни. С одной стороны, пиетизм стал пристанищем для образованных людей, которые хотели обновления культуры и науки, положив начало развитию классической немецкой философии и романтизма в литературе. Этот просветительский пиетизм повлиял на многих деятелей Просветительства. С другой стороны пиетизм стал толчком для образования новых религиозных образований.

Теологический аспект пиетизма: сначала он был набором неоформленных идей и расплывчатых эмоциональных провозглашений. Его последователи настаивали на возобновлении принципа общего священства, которое уступило место всевластию церковной иерархии, требовали возвращения к принципам христианской морали, возвращения чистоты и братства первобытной церкви. В центре их учения находилась идея о необходимости эмоционального переживания Бога, возобновления личных отношений с Ним. В отдельных догматах пиетизм отходил от устоявшегося протестантского учения: выдвигалась идея необходимости духовного возрождения человека силой Святого Духа.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.