Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.





Глава третья

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ.

Ждали меня, как дождя,

И, как дождю позднему, открывали уста свои.

(Иов 29:23)

 

После сего прошло предо мною облако, наполненное водою,

и пролился из него сильный дождь;

Но как скоро стремительность дождя остановилась,

остались капли. Тогда он сказал мне:

Размышляй себе: как дождь более капель,

А огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила,

А остались капли и дым.

(3 Езд. 4: 49-50)

 

Трудности изучения истории пятидесятнического движения

Изучение истории пятидесятнического движения во времена Российской империи и бывшего Советского Союза сопряжено с очень большими трудностями. Почти никаких документов не сохранилось. И это неудивительно.

Во время разгрома центра Всеукраинского Союза христиан евангельской веры в Одессе были изъяты все документы и переписка – и до настоящего времени не известно, было ли это все бесследно уничтожено или хранится и поныне в недоступных специальных архивах. Никому не известно, что произошло с архивами центра Всепольского Союза церквей христиан веры евангельской в Лодзи или с документами Полевой квартиры Восточно-европейской миссии в Гданьске во время второй мировой войны. Ни одного документа, касающегося жизнедеятельности церквей христиан веры евангельской, не обнаружено на Буковине после жестоких преследований со стороны румынских жандармов во времена диктатуры генерала Иона Антонеску.

Лишенные регистрации, преследуемые могущим и беспощадным государственным аппаратам, полуподпольные пятидесятнические церкви избегали вести деловую документацию и переписку, сам факт которой мог дать основание следователям заявить про существование «подрывной деятельности, выявленной антисоветской организации».



Что же касается личных архивов, следует помнить, что во время многочисленных, частых обысков у верующих беспощадно отнимались не только Библии, Новые Заветы или другая христианская литература, а довольно часто вообще все книги, в которых не очень образованные работники, производившие обыски, находили слово «Бог». Когда им говорили, что это художественная литература, купленная в магазине, они, как правило, провозглашали, что "компетентные органы разберутся". Безжалостно изымались ученические тетрадки с рукописями христианских рассказов и поэзии, рукописные тексты гимнов или части Библии, переписанные от руки в силу необходимости. Забирали фотографии родственников и друзей, частные письма и открытки, именуя их в протоколах на том непереводимом неуклюжем советском языке официального делопроизводства "вредной сектантской перепиской". А в Мариуполе какой-то ретивый и бдительный сотрудник "компетентных органов", добросовестно, по позициям, описывая в длинном протоколе изъятых вещей каждое "вещественное доказательство", дошел до открытки с репродукцией картины известного художника из жизни Иисуса, и начертал буквально следующее: "Фотопортрет Иисуса Христа". Это звучит сегодня как курьез, но отнюдь не до смеха было тем проповедникам, у которых находили конспекты их проповедей или какие-либо другие записи со ссылками на Библию – подозрительные следователи требовали "полного и искреннего признания, которое является смягчающим обстоятельством преступления", в том, что эти записи являются шифровками в зарубежные разведывательные центры.

В тех условиях, когда любой документ, письмо или фотография могли стать «вещественным доказательством преступной связи» очень важные для истории документы и фотографии просто уничтожались самими верующими – часто со слезами на глазах.

Огненным валом прошла по Украине жестокая и разрушительная война. В огне пожаров, в суете, спешке и трагедиях эвакуаций и переселений бесследно пропало и то немногое, что еще могло уцелеть.

Главным источником получения информации были живые свидетели и участники истории пятидесятнического движения – и большим счастьем нужно считать то, что за последние 20 лет было многое сделано самой церковью пятидесятников, чтобы разыскать живых свидетелей истории, проживавших в Украине, России, Белоруссии, Молдавии, Польше, Германии, Киргизстане, Австралии, Великобритании, Швеции, Казахстане, Канаде, Узбекистане, Финляндии, США, Аргентине, Бразилии, Литве, Латвии, Эстонии, Уругвае, Парагвае – и бережно, буквально по крупицам, собрать и частично опубликовать драгоценные их свидетельства. Благодаря провидению и водительству Божьему, настойчивости и энтузиазму тех людей, которых Господь призвал к этому служению, были также найдены некоторые документы, письма и материалы, сохранившиеся в архивах Великобритании и США, публикации в западных христианских газетах и журналах за соответствующий период.

Удалось также найти и восстановить в полном объеме подшивки журналов «Евангелист», который издавался Всеукраинским Союзом христиан евангельской веры в Одессе в 1928 году, подшивки журналов «Примиритель» за все годы его издания с 1929 по 1939 и подшивки журналов «Евангельский голос», выходивший с 1936 по 1939 год. Журнал «Примиритель» издавался в Гданьске Восточно-европейской миссией на русском языке, что же касается «Евангельского голоса», этот журнал издавался на украинском языке в Кременце и был официальным изданием Всепольского Союза церквей христиан веры евангельской. Найдены также отдельные номера журналов «Строитель церкви Божией» на украинском языке и «Доступ» - на польском. Оба эти журнала также издавались Всепольским Союзом.

Важным источником информации является также журнал «Путешественик», издававшийся под редакцией Демьяна Матысюка славянскими пятидесятническими церквами США и Канады на русском языке и особенно журнал «Евангельский вестник », который много лет издавал Иван Зуб-Золотарев на русском и испанском языках в Аргентине, проживая в Буэнос-Айресе. И только в последнее время стали приоткрываться тайны государственных архивов бывшего Советского Союза.

 

Многообещающее начало

Выборгская пятидесятническая церковь только-только становилась на ноги, только обретала своих первых членов, только создавала форму своих собраний. Есть все основания считать, что серьезный количественный и качественный рост мог ожидать эту церковь, что большим благословением и прекрасным образцом она могла бы стать для христиан всей России - если бы время свободы для евангельской работы продолжилось... Но выборгскую церковь постигла мрачная полоса жестоких репрессий царского правительства и реакционного православного духовенства: В ноябре 1915 г. Иванов, Тучков, Чернухин и Вецгавер были арестованы и сосланы в далекую Тургайскую область (оттуда А.И. Иванов впоследствии был сослан в Удмуртию под надзор полиции), а собрания были категорически запрещены повсеместно.

Однако собрания продолжались. Так, например, в частном доме некоего Раудсеппа военные власти Гельсингфорса обнаружили 29 января 1917 г. собрание, руководимое Степановым, на котором «кроме частных лиц, присутствовало 20 нижних чинов…».[28]

Последователи нового учения зачастую подвергались отлучению от евангельских церквей и получали со стороны последних прозвище «трясунов». Однако новое учение продолжало распространяться как в общинах баптистов, так и евангельских христиан. (Ещё в 1911 г. в журнале «Баптист» было опубликовано «Предостережение» общины баптистов в Благовещенске; в нем сообщалось о баптисте Д. М. Четверикове, «который уклонился в прыгунство» и отправился из Благовещенска для проповеди своего учения. [29] В том же журнале было опубликовано «Предостережение», пришедшее из Миллерово,, где в местной баптистской общине выступал Н.П. Смородин, прямо заявивший, что «он не принадлежит ни к баптистам, ни к евангелистам, а принадлежит к пятидесятникам»).[30]

Огромное историческое значение пятидесятнической церкви в Выборге состоит в том, что она стала форпостом и центром пятидесятнического движения в России в 1915 году. Миссионерский дух Пятидесятницы побуждал людей, принявших благодатное исполнение силою Святого Духа, нести эту радость, это Божие благословение другим. Под руководством А.И. Иванова (а затем - Н.П. Смородина) были в срочном порядке подготовлены проповедники из числа наиболее способных для миссионерской работы членов церкви. Подготовка была облегчена тем, что в рядах пятидесятнического движения находилось много энергичных благовестников, которые по внутреннему убеждению перешли в пятидесятничество из ВСЕХ и имели за плечами не только духовное образование учебного заведения ВСЕХ, но и определенный стаж евангельской работы среди людей и необходимый опыт.

В результате работы этих миссионеров-проповедников очень скоро были образованы пятидесятнические церкви и группы Петрограде, в Эстонии, в Новгородской, Витебской, Московской губерниях. (В архиве Совета по делам религий при Совете Министров Украины найдены перехваченные письма Н.П. Смородина, в которых он свидетельствует, что их церковь в Петрограде была зарегистрирована в 1916 году).[31]

В ссылке не прекращал евангельской работы благовестника и ссыльный служитель Александр Иванов - и многие русские люди от него впервые услышали живительную проповедь Евангелия, узнали о спасительной вере Иисуса Христа; для многих были открыты простые, ясные и великие истины учения Иисуса. Находясь в ссылке, Александр Иванович выполняя свой долг благовестника так, как он его себе представлял: он проповедовал и создавал церкви в Удмуртии. Эту евангельскую работу Иванов совершал старательно и ревностно, не покладая рук, невзирая на запреты и угрозы, которые встречались ему на каждом шагу. Проповедуя о чудесном наполнении Духом Святым, все преодолевал он силою возлюбившего его Иисуса Христа, не считаясь с кровью и плотью, но выполняя свой долг благовестника. Небо, которое всегда казалось русским людям совершенно недоступным, он показывал близким и благодатным. И желанное небо открывало свои окна для того, чтобы пролить на иссушенные сердца жителей Удмуртии дождь благодати и силы - дождь Духа-Утешителя.

Успешно работали пятидесятнические миссионеры и на Кавказе. Учение о «хождении в силе Святого Духа» проникало в церкви евангельских христиан-баптистов и было также созвучно той сокровенной идее личного общения человека с Духом Святым, которая была средоточием вероучения христововеров, духоборцев и молокан, которых царское правительство России сгоняло в свое время с родных мест на необжитые окраины и, которые, по этой причине, целыми колониями жили на Кавказе и в Закавказье. Вот почему, когда в 1925 году известный богослов русского баптистского братства С.В. Белоусов, редактор журнала "Баптист" писал, что «трясунство (как он пренебрежительно именовал пятидесятническое движение - В. Ф.) есть не что иное, как хлыстовство»,[32] то это, отчасти, было справедливо - в той мере, разумеется, насколько понятия хлыстов (христововеров) о вселении Святого Духа в человека соответствуют учению Нового Завета, и в той форме, разумеется, насколько это соответствует практике, установленной в первоапостольской церкви.

Собирая по крупицам драгоценные сведения о первых русских пятидесятниках в дореволюционной России, удалось установить имена некоторых проповедников-миссионеров. В частности стало известно о том, что большую работу благовестия совершали проповедники Маслов, Степанов, Герасимов, Прохоров. Ими был создан целый ряд пятидесятнических церквей и групп в разных районах России, в частности и на Кавказе, в Баку, в Тифлисе (сейчас - Тбилиси).

В Тифлисе собрания пятидесятников проходили в доме Агафьи Ивановны Капраловой, которая тоже активно проповедовала и привела лично в молодую церковь около 30 человек. Дом Агафьи Капраловой был местом приюта для проповедников, миссионеров, которые часто приезжали вести духовную работу на Кавказе. Приезжал в Тифлис и Н.П. Смородин. От тифлисской церкви пятидесятническое движение стало распространяться и на другие общины и города - через некоторое время возникли пятидесятнические церкви в Батуми, Сухуми, а затем - и в других городах Закавказья.

Еще одним пионером пятидесятнического движения на Северном Кавказе был Иван Павлович Ефимов. Обстоятельства его обращения неизвестны. Удалось установить, что он родом из Воронежской губернии, там он обратился в веру, как он сам свидетельствовал «пережил крещение Святым Духом со знамением иных языков и получил от Господа в личном откровении поручение проповедовать Евангелие». Это был еще совсем молодой человек - и со всей энергией молодости он начал евангельскую работу среди своих земляков, а затем - и в других губерниях.

С невероятными трудностями столкнулся Ефимов, когда выступил на служение проповедника. Кровью и слезами отмечен его христианский путь - с терпением и кротостью сносил он поношения и побои. Православное духовенство, местные власти дореволюционной России затеяли вокруг него беспощадную травлю. На одном из собраний в Воронеже, которое проводил Ефимов, пьяная, озверевшая толпа набросилась на верующих и стала их жестоко избивать. Жену Ефимова затоптали насмерть, а сам он остался в живых только чудом.

Таков путь, такова жизнь служителей Иисуса Христа... Большую цену приходилось платить первым работникам пятидесятнического движения в России. Но Дух Святой укрепил мужество и волю проповедника Ефимова, научая, что многими скорбями надлежит ему придти в Царствие Божие, как, впрочем, и всем честным христианам, которые хотят жить благочестиво.

Вскоре Иван Ефимов получил откровение от Господа, что ему надлежит проповедовать имя Иисуса Христа и жизнь в силе Святого Духа среди общин Нового Израиля на Северном Кавказе и был ими достаточно тепло принят.

Престарелая свидетельница Мария Антоновна Марченко вспоминала, как в 1916-1917 году (тогда она была 9-10 летней девочкой) у них на хуторе Молка (под Баксаном в Кабардино-Балкарии) впервые появился Иван Павлович Ефимов. Она рассказывала: «Весь наш хутор являлся общиной Нового Израиля. Вечером после работы в поле я пришла на наше обычное собрание и сразу обратила внимание, что среди наших односельчан находился незнакомый молодой человек. Он начал проповедовать - и внезапно на всех нас сошла великая сила Божия: мы все заговорили на незнакомом языке - и я тоже, не понимая еще, что со мною происходит. А затем из наших уст полилось непередаваемой красоты пение на незнакомом языке... И мы поняли, что этот человек - Божий пророк...»

Иван Павлович Ефимов положил начало образованию пятидесятнических церквей в Кабардино-Балкарии и Ставрополье, велик и значим его труд на Северном Кавказе. Все силы старого мира ополчились на новое, животворное веяние в христианстве. Однако пятидесятнических общин и групп было немного - не было никакой реальной возможности создать свой союз по примеру Всероссийского съезда евангельских христиан, или Союза русских баптистов или проводить богослужения в спокойной атмосфере молитвенных домов, вести евангелизационную работу. От самого начала пятидесятническое движение в царской России находилось в жестоких тисках, было загнано репрессиями почти в подполье, и потому так мало сведений о первых работниках пятидесятнического братства дошло до настоящего времени.

В дореволюционной России пятидесятническое движение не получило большого размаха, но великая ценность первых его тружеников состоит в том, что они сделали больше многих других - они сделали все, что могли. А то, что сегодня невозможно установить в деталях для любителей истории, то будет открыто в вечности, у Господа Бога, перед лицом которого "пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его" (Малах. 3:16). В вечности тайн больше не будет. И там узнают спасенные народы о жизни и деяниях многих, сегодня безымянных и неизвестных служителях жатвы Бога, увидят их не на портрете в исторических книгах - увидят их живыми, увенчанными славою Небесного Отца.

Подвигом веры они подвизались!..

Пятидесятническое движение, развившееся из этого источника, не получило большого размаха не только потому, что, как и любое другое новое движение, оно встретило яростную оппозицию. Вторая серьезная причина состояла в том, что зарождающееся пятидесятническое движение соскользнуло на путь унитаризма.

Учение о «едином Боге»

В 1915 году в Петроград приехал миссионер Андрей Давид Уршан (1884–1967), сириец по национальности, гражданин Соединенных Штатов Америки. Андрей Бар Давид Уршан родился в Иране в христианской семье, был старшим сыном пастора пресвитерианской церкви. В 1901 году в возрасте 17 лет он эмигрировал в США и поселился в Чикаго, где близко познакомился с пятидесятниками и примкнул к этому движению. В 1908 году он основал миссию, которая должна была работать в Персии. Андрей Уршан был рукоположен на пасторское служение известным пятидесятническим служителем Вильямом Дурхамом и в 1914 году вернулся в Иран как миссионер. Когда началась Первая мировая война, Уршану пришлось вместе со многими другими беженцами уходить из Ирана в Россию.[33] В России Андрей Уршан был только несколько месяцев на стыке 1915-1916 г.г. Тем не менее, на своем пути, двигаясь вместе со своими иранскими собратьями-беженцами, он успел создать небольшие церкви в Тифлисе и Армавире, где его попутчики надолго осели. (Впоследствии, в 20-е годы существовала связь между этими иранскими цервами и центром пятидесятнического движения в Одессе во главе с И.Е.Воронаевым).

Наконец Уршан достиг Петербурга, откуда он отправлялся в Америку.

В учении Уршана была одна особенность, которая бросалась в глаза своим расхождением с общепринятыми истинами всех христианских вероисповеданий. Миссионер Андрей Уршан исповедовал и распространял учение «о едином Боге».

Следует сказать, что вопрос о Боге едином или триедином глубоко дебатировался еще в первые века существования христианства: имели место различные учения по этому вопросу.

Так, например, в 4 веке было достаточно распространено учение александрийского пресвитера Ария: Арий утверждал, что Бог-Сын не равен Богу-Отцу по вечности, т. е. было такое время, когда Сына просто-напросто не существовало. Арий учил, что Сын не рожден, а сотворен Богом-Отцом как лучший из Ангелов, как высшее существо со свободной волей. Согласно этого учения, Бог-Сын мог жить в непослушании, но Он проявил полную верность и послушание - и за это Бог наделил его Божественной личностью и Божественным преимуществом. И если Христос называется Богом, то не по существу, а только потому, что он выше всего творения.

Учение Ария, известное как арианство, было осуждено первым Вселенским собором служителей христианской церкви, который состоялся в 325 году в г. Никкея, как злейшая ересь.

История церкви знает сведенборгианство - учение шведского писателя и философа Эмануэля Сведенборга (родился в 1688 г.), которое утверждает некую "механическую" теорию о том, что Бог состоит из трех частей - Отца, Сына и Духа Святого, соединенных в одном лице. История церкви знает и такое небиблейское учение как тритеизм - учение об Отце, Сыне и Святом Духе как о трех различных и самостоятельных Божествах, которые имеют только внешнюю связь и действуют в согласии.

Все это были попытки объяснить мистическое, не совсем понятное для человеческого разума учение Библии об Отце, Сыне и Святом Духе, и как видно, это были далеко не лучшие попытки.

Еще одно учение, также признанное церковью как еретическое, имеет весьма древнее происхождение, восходит ко 2 веку и связано с именем Савелия, пресвитера из города Птолемаиды. Савелий утверждал, что у Бога не три лица, но что Отец, Сын и Дух Святой есть три различные формы выявления Бога в мире. Савелий, учил, что Бог как Отец, открыл себя в Ветхом Завете, в Новом Завете он проявил себя как Сын, а с момента Пятидесятницы открыл себя в качестве Святого Духа. Таким образом, учил он, существует только один Бог – только Иисус. Именно под этим названием «только Иисус» древнее реставрированное савелианство известно как доктрина некоторой сравнительно небольшой части пятидесятников в мире.

В раннем пятидесятническом движении в Америке существовало ударение на имя Иисуса в учении, песнях, проповедях и т. д. Известно, что в апреле 1913 году во время международного палаточного собрания пятидесятников в районе Лос-Анжелеса были подняты христологические вопросы о природе Бога. Во время проповеди, посвященной водному крещению, проповедник Р.Е. Макалистер отметил, что в книге Деяний Святых апостолов водное крещение совершалось не во имя Троицы, а во имя Иисуса (Деян. 2:38) вместо триединой формулы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19). Под влиянием этой проповеди другой проповедник, по имени Фрэнк Эварт, со временем начал проповедовать, что необходимо изменить практику крещения и креститься во имя Иисуса Христа. Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа было объявлено недействительным, и тем людям, которые уже приняли крещение во имя Троицы, надо было, согласно этого учения, принять крещение снова - во имя Иисуса. Еще один популярный проповедник, Гленн Кук, присоединился к Эварту и распространил это учение по всей Америке. Во время еще одного палаточного служения недалеко от Лос-Анжелеса 15 апреля 1914 года Фрэнк Эварт и Гленн Кук публично крестили друг друга в большом баке посреди палатки «во имя Господа Иисуса».

Большинство приверженцев этого учения принадлежали к новообразованной пятидесятнической деноминации “Ассамблеи Божьей”. Даже первый президент «Ассамблеи Божьей» Е.Н Белл, как и большинство ранних руководителей этого союза церквей, принял это учение и перекрестился во имя Иисуса.

На общем собрании «Ассамблей Божиих» в 1915 году этот вопрос был всесторонне рассмотрен, однако никакого решения принято не было. В 1916 году Ассамблея Божья официально отвергла учение «только Иисус» и это привело к тому, что 25 % служителей ушли из деноминации, создав разные группы церквей, которые впоследствии, в 1945 году, сформировались и соединились на базе этой доктрины в “Объединенную Пятидесятническую Церковь”. Они верят, что вечное спасение приобретается через покаяние, веру в Иисуса Христа, водное крещение во имя Иисуса и что крещение Духом Святым сопровождается говорением на иных языках. В США к этой деноминации принадлежит примерно 500 тысяч членов.

Теологически это учение делает ударение на такие аспекты природы Бога, как его трансцендентность и имманентность.Термин «трансцендентность» указывает на то, что Бог отличается от всего своего творения в том, что никто не может вполне понимать его. Его ни с чем нельзя сравнить. Он – Бесконечный, Безграничный Бог. «Имманентность» Бога означает, что он близок к человеку, который вполне может иметь общение с ним, до определенной степени человек может знать Бога и понимать его, ибо Бог открывает себя человеку. Различие между трансцендентностью и имманентностью Бога служит базой для своеобразной интерпретации концепции тройственного проявления Бога в учении «Только Иисус», где Бог, в своей сущности, является
трансцендентным Духом. Это - Единственный Бог. Но в своей имманентности, т.е. когда он открывает себя для того, чтобы общаться с человеком, он воспринимается в трех разных проявлениях. Трансцендентный Дух, т.е. Единственный Бог пришел, чтобы пребывать в человеке Иисусе. Когда трансцендентный Дух соединился с человеком Иисусом, тогда Иисус стал “Сыном”, а трансцендентный Дух - “Отцом”. Другими словами, человеческая часть Иисуса считается “Сыном”, а трансцендентный Дух внутри его - “Отцом”. Тем не менее, существует лишь один Бог. Как личности, Отец и Сын не отличаются друг от друга. Термины “Сын” и “Отец” просто относятся к разным аспектам единственной личности Иисуса. Все Божество, т.е. трансцендентный Дух, живет в нем, как Писание говорит: “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2,9), “Бог во Христе примирил с Собою мир” (2 Кор 5,19) и “Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела” (Ин 14,10). Наконец, когда Бог, т.е. трансцендентный Дух, приходит к верующим, чтобы пребывать в них, он является “Духом Святым”. Дух Святой - не отдельная личность, (как третья личность Троицы, согласно общехристинского богословия), а Трансцендентный Дух, открывающий себя человеку и общающийся с человеком. Он не является другой личностью Бога, но просто различной функцией единственного Бога. И благодаря тому, что трансцендентный Дух теперь живет во всей полноте в Иисусе, “Дух Святой” происходит от Отца через Сына. Поэтому Писание говорит: “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан.14:26).

Пребывание Уршана в восточных странах, собственное восточное происхождение, частые столкновения со сторонниками ислама, которые яростно обвиняли христианство за "язычество", за "поклонение трём Богам" (так они именовали общепризнанное всеми христианскими церквами учение о Троице) - все это вместе взятое, видимо, еще более усилило представление Уршана о Троице в ключе вышеприведенной теологии.

Реставрированное таким образом древнее учение Савелия объявляло, что водное крещение по вере во имя Отца, Сына и Святого Духа недействительно, что в первоапостольской церкви крещение совершалось только во имя Господа Иисуса, и потому все "неправильно крещенные" подлежали вторичному крещению с "правильной" формулировкой - во имя Господа Иисуса.

Вот такой миссионер предстал перед русской пятидесятнической церковью в Петрограде в на стыке 1915-16 года.

Нетрудно представить большую радость Николая Петровича Смородина, когда он узнал о приезде американского миссионера - пятидесятника. Вероятно, он был уверен, что Уршан действует в одном духе с теми миссионерами, которых он лично знал, что Уршан проповедует то же учение, которое исповедуют Томас Баррат и Леви Петрус. Впоследствии оказалось, что Андрей Уршан, хотя и был пятидесятником и учил о крещении Святым Духом со знамением иных языков, излагал необычное, незнакомое для Смородина новое учение по вопросу единства Бога.

Подготовленный, квалифицированный миссионер, который имел большой опыт ведения бесед и в совершенстве владел искусством убеждения, сумел склонить Николая Петровича, а затем и многих других русских пятидесятников Петрограда и Выборга на свою сторону.

Его эрудиция, тщательно обдуманные аргументы, внушительный внешний вид, звание миссионера, гражданство той страны, где возникло пятидесятническое движение - все это вместе взятое способствовало тому, что верующие поверили Уршану и последовали за его учением. У многих сложилось впечатление, что это следующая, более высокая и прогрессивная ступень пятидесятнического движения, что это новое, более превосходное знание о Боге. Для некоторых самым убедительным аргументом оказалось то, что Уршан ссылался на личные откровения, якобы полученные им от самого Господа.

Были, разумеется, и сомневающиеся, которые, открывая Библию, пытались показать немало Библейских текстов, которые говорят о троичности природы Божьей, но Уршан, умело истолковывал эти Библейские выражения в своей интерпретации, приводя множество цитат из текста Библии, создавал впечатление достаточной аргументированности этого учения.

Следует сказать, что пятидесятническое движение в России было очень молодым и еще неокрепшим: в его рядах было множество людей новообращенных, которые не знали Священных Писаний, как должно; другие верующие, и в том числе, к большому сожалению, и сам Н.П. Смородин, не проявили должного благоразумия, не исследовали детально учения святой Библии - которая является единственным авторитетным источником познания Господа Бога - и большинство верующих в Петрограде и Выборге приняли учение Уршана за чистую монету.

Водное крещение по вере во имя Отца и Сына и Святого Духа было объявлено недействительным - и Уршан крестил всех, которые приняли его учение о «едином Боге» по формуле «во имя Господа Иисуса», утверждая, что именно так совершалось крещение по вере в первоапостольской церкви. В отличие от пятидесятнических церквей других стран, которые называли себя христианами евангельской веры, общины в Петрограде и Выборге стали именовать себя христианами в духе апостолов.

Вскоре Уршан уехал в Америку. Там он редактировал журнал «Свидетель Божий», занимал ключевые посты в движении «только Иисус» в течение многих лет. Им написаны многие книги, в том числе «Доктрина нового рождения или совершенный путь к вечной жизни».

Умер Уршан в глубокой старости в США в 1967 году.

Так в дореволюционной России в самом своем начале пятидесятническое движение трансформировалось в церковь христиан в духе апостолов, пошло по унитаристскому пути, и, естественно, уже не могло быть таким, как хотелось и ожидалось, благодатным веянием Духа Святого для русского народа.

Представители из православных верующих, евангельских христиан, баптистов, адвентистов, которые живо интересовались вопросами духовной жизни верующего человека, которых волновала проповедь о необходимости исполнения Духом Святым, тем не менее не могли принять учение о «едином Боге» в том виде, как его предлагали проповедники христиан в духе апостолов, ибо справедливо расценивали его, как глубоко ошибочное. Можно сказать, что это учение многих оттолкнуло и дискредитировало в глазах верующих людей России пятидесятническое движение, которое в из глазах было представлено уршанизмом, оттолкнуло от истины о крещении Святым Духом.

Это горький урок для тех людей и тех церквей и движений, которые полагаются на личные откровения, действуют, якобы «по вдохновению», скоропалительно принимают на веру сомнительные идеи и переживания, оставляя в стороне святые и незабываемые истины записанного Слова Божьего - Библии, которое есть важнейшее пророческое слово (II Петр. 1:19). Следует помнить, что человеческие учения, как бы внешне привлекательно они не выглядели, приходят и исчезают, и только Божие слово пребывает вовек (I Петр.1:25). Библия предупреждает христиан, чтобы они не были "младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Ефес. 4:14).

Таким образом, учение о «едином Боге», которое привело к образованию церкви христиан в духе апостолов (впоследствии членов этой церкви будут называть единственниками, иисусовцами, пятидесятниками-смородинцами) затормозило и задержало шествие пятидесятнического движения в России.

Естественно, далеко не все проповедники-миссионеры, посланные ранее на дело проповеди Евангелия Смородиным и Ивановым во многие места России, приняли учение о «едином Боге»: многие из них со скорбью в душе, с болью, сознавали, что это есть путь перерождения, пытались повлиять на Н. П. Смородина и вывести церковь из этого учения. Их попытки успеха не имели. Они вынуждены были пойти на разрыв со Смородиным и вести свою работу, свой труд благовестников среди русского народа самостоятельно, безо всякой централизации, опираясь только на благодать и помощь Господа Бога. Они по-прежнему работали в разных местах России в трудный час затянувшейся империалистической войны, во время брожения, время разложения России, как монархического государства.

В России назревали большие перемены - и 1917 год принес две революции: Февральскую и Октябрьскую. Началась гражданская война, интервенция других государств. В жестоких битвах происходило установление советской власти. Понятно, что в таких условиях - и по причинам подрыва доверия к учению пятидесятников и по причинам политического хаоса в стране - эти отдельные проповедники и отдельные пятидесятнические группы, отвергнувшие учение Уршана, не могли распространить свое влияние на широкие массы людей.

И только в конце 1921 года, после начала деятельности Ивана Ефимовича Воронаева и Василия Романовича Колтовича в Одессе, эти немногочисленные группы пятидесятников оживились, воспрянули духом, приступили к активной работе, стали активно вести проповедь Евангелия, а затем влились в мощное движение христиан евангельской веры, центром которого стала Одесса.

Что же касается церкви христиан в духе апостолов, то у нее свой путь и своя история.

 

Христиане в духе апостолов

После Октябрьской социалистической революции в Петроградскую церковь вернулся из ссылки Александр Иванович Иванов. Далеко не сразу, но Смородину удалось-таки убедить Иванова в том, что учение, которое им проповедовал Уршан, и которое они приняли, является правильным. А.И. Иванов также принял это учение и искренне присоединился к церкви христиан в духе апостолов.

Прежний опыт Иванова и Смородина показывал, что самый эффективный путь распространения веры состоит в том, чтобы на дело проповеди посылать разъездных проповедников, которые бы вели проповедь на новых территориях и создавали там группы и церкви. Было решено, что А.И. Иванов станет у руля петроградской церкви христиан в духе апостолов, а Н.П. Смородин возглавит организационную работу по евангелизации, возглавит штат разъездных проповедников-миссионеров.

Следует сказать, что, подавая собой пример бескорыстия и трудолюбия, Николай Петрович Смородин не только занимался организацией, но и сам вдохновенно и много проповедовал - в своих путешествиях он объездил многие губернии бескрайней России, и во многих местах, благодаря его проповеди, были образованы церкви христиан в духе апостолов.

В частности, бывал он даже в далекой Вятской губернии. Впоследствии журнал "Христианин" (издание ВСЕХ) поместил на своих страницах донесение служителей церкви евангельских христиан в г.Вятка. Вот что они неодобрительно писали про Смородина: "Часто заезжал он в нашу общину, хотя и братья не давали ему никакого хода; тогда он принял меры посещать единолично братьев по домам и этим самым мог посеять свои семена в нашем районе..." [34]

Больших успехов в образовании церквей христиан в духе апостолов Н.П. Смородин достиг в Удмуртии. Здесь, еще во время пребывания в ссылке А.И. Иванова, были посеяны семена учения о спасающей благодати Иисуса Христа через личную веру, о пути евангельской веры, о силе даров Святого Духа. Эти первые ростки пробуждения были затем заботливо взлелеяны Смородиным, и маленькие группы верующих превратились за короткое время в поместные церкви.

Здесь, в Ижевске, Смородин встретил Игнатия Козачего. Имя этого человека вошло в историю церкви христиан в духе апостолов как большого и старательного труженика в деле распространения их движения.

Родом Игнатий Козачий был из Западной Белоруссии (из Брестской или Гродненской области). Он происходил из бедной крестьянской семьи и, как многие люди в то голодное время, приехал в Ижевск на заработки, в надежде хоть как-то облегчить жизнь себе и своей семье, заработать на хлеб насущный. В Ижевске православный христианин Игнатий Козачий впервые в своей жизни услышал евангельскую проповедь о спасении через личную веру в Иисуса Христа - и пришел к выводу, что так называемая "вера отцов" очень далеко отстоит от истинного богопочитания, от положений Евангелия. Глаза Игнатия открылись на светлое учение Иисуса Христа, а страницы Библии стали доступными, понятными, животворными. Обратился к Господу.Игнатий Казачий и примкнул к христианам в духе апостолов в 1918 году.

Всей душой своей полюбил Бога Игнатий Казачий, нашел свое счастье в Иисусе Христе. Сейчас никто не может сказать, достиг ли он своей прежней цели - заработал ли он много денег в Ижевске, но он лично посчитал, что с принятием в сердце Иисуса Христа главное приобретение его жизни уже сделано - и покинул этот город.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.