Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1. Общие основы педагогики





ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН

Программа государственного экзамена для студентов по специальности

1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям)

 

 

Минск 2011

Составитель

И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рецензенты

В.Г. Игнатович, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» кандидат педагогических наук, доцент

Л.И. Козловская, заведующая кафедрой педагогики социокультурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент;

 

 

Рекомендована:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от 7 от 28.04.2011 г);

президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 4 от 06.03.2012г.).

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Существенные изменения, происходящие во всех областях жизни, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, непрерывно расширяющееся и усложняющееся информационное пространство стимулируют рост активности человека, адаптационные и социализирующие процессы в обществе. Принципиально новые условия развития подрастающего поколения определяют стратегию формирования творческой индивидуальности, направленную на реализацию таланта и креативности каждого человека вне зависимости от социального статуса, уровня образования, профессии. Решить такие задачи может только педагог, обладающий инициативой, творческой активностью, педагог мыслящий и думающий, уровень педагогической компетентности которого соответствует требованиям времени.



Данная программа составлена в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта первой ступени высшего профессионального образования. Программа отражает внутреннюю логику изучаемых дисциплин психолого-педагогического цикла и ориентирует будущих педагогов на профессиональную творческую деятельность, связанную с образованием и воспитанием детей и молодежи в разнообразных хореографических коллективах и учреждениях социокультурной сферы.

Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания спецдисциплин как итоговая форма аттестации студентов, обучающихся по специальности 1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям), носит интегрированный характер и включает учебный материал трех дисциплин психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин». Экзамен проводится в устной форме по билетам, содержащим по три вопроса, которые соответствуют содержанию вышеперечисленных учебных дисциплин.

Целью государственного экзамена по педагогике и методике преподавания спецдисциплин является выявление у студентов уровня знаний, сформированности умений и навыков по общепедагогическим и профессионально педагогическим вопросам, а также по проблемам методики специального хореографического обучения и воспитания детей и молодежи.

В процессе подготовки к государственному экзамену и во время его проведения решаются следующие задачи:

– определения прочности знаний выпускниками методологических основ педагогики, истории зарождения, становления и развития педагогической мысли;

– выявления уровня освоения выпускниками теории и технологий обучения и воспитания и применения их в практической педагогической деятельности;

– определения глубины сформированности умений и навыков творческого решения возникающих педагогических проблем;

– проверки степени овладения выпускниками навыками управления современными педагогическими системами в изменяющихся социально-культурных условиях.

В процессе подготовки к государственному экзамену выпускники должны систематизировать учебную информацию и продемонстрировать следующие знания:

– основных теоретических положений и категорий общей и профессиональной педагогики, методики преподавания спецдисциплин;

– методов и форм воспитательного воздействия на участников хореографических коллективов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

– принципов, форм, методов, технологий и содержания образования учащихся в области хореографического искусства;

– особенностей преподавания специальных дисциплин в разных типах учебных заведений, в детских и взрослых хореографических коллективах;

– методики работы над хореографическими произведениями на различных этапах обучения.

Выпускники должны продемонстрировать следующие умения:

– самостоятельно использовать педагогические знания в профессиональной деятельности педагога-хореографа;

– реализовать педагогическую деятельность в учреждениях социокультурной сферы;

– организовать воспитательную работу с разными категориями участников профессиональных и любительских хореографических коллективов;

– проектировать педагогический процесс и пути его реализации на практике;

– осуществлять эстетическое воспитание и развитие учеников в самостоятельной педагогической деятельности;

– применять методику диагностики и развития творческих качеств личности в условиях учебного процесса и в сфере досуга.

Структуру данной программы составляют две части, содержащие материалы по общей и профессиональной хореографической педагогике, сгруппированные по разделам и темам. Информационно-методическая часть содержит список обязательной и дополнительной литературы по каждой учебной дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА

Раздел 2. Становление педагогической мысли на белорусских землях

Раздел 3. Теоретические основы обучения

Тема 8. Дидактика как наука об обучении и образовании детей

И взрослых

Возникновение и развитие дидактики как отрасли педагогических знаний. Социальные функции образования и его непрерывный характер. Современное определение понятия дидактика. Процесс обучения как предмет изучения дидактики.

Основные категории дидактики и их значение в современном образовательном процессе. Сущность процесса обучения. Цели и задачи обучения детей и взрослых на разных возрастных этапах развития личности. Единство воспитательной, развивающей и образовательной функций обучения, его двусторонний характер. Этапы освоения учащимися знаний. Восприятие учебного материала, осмысление полученной информации, освоение, закрепление, использование в учебной, трудовой и социокультурной деятельности. Мотивация учения и ее формирование у учащихся.

Понятие содержания образования. Взаимосвязь знаний, умений и навыков в структуре содержания образования. Содержательные отличия базового, углубленного и профессионального уровней образования в Республике Беларусь. Документы, отражающие содержание образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия. Использование информационных технологий в обучении и самообразовании детей и взрослых. Сущность, функции и организация дистанционного обучения.

 

Раздел 4. Теория воспитания

Тема 14. Содержание и направления процесса воспитания

Содержание процесса воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей, идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые необходимо усвоить и преобразовать в индивидуальном опыте во внутренний мир личности.

Современные подходы к определению содержания воспитания. Традиционный подход: содержание воспитания определяется его целью и конкретизируется в ряде задач и направлений – умственное, патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание.

Гуманистический подход: содержание воспитания определяется через элементы базовой культуры личности как совокупности норм, убеждений, ценностей, поведения, стиля жизни (культура жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическая, правовая, экономическая, трудовая, интеллектуальная, нравственная, художественная, физическая культура, культура семейных отношений и общения).

Ценностный подход: содержание воспитательного процесса определяется через фундаментальные ценностные отношения к человеку, жизни, обществу, труду, природе, которые воплощают общественные идеалы и выступают как нормы.

Направления содержания воспитательного процесса: нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое, патриотическое, физическое воспитание.

 

ПЕДАГОГИКА

Как педагогическая проблема

Восприятие хореографического искусства как один из видов деятельности учащихся, осуществляющийся в ходе исполнения и просмотра хореографических произведений. Характеристика восприятия произведений хореографического искусства как процесса, основанного на способности человека видеть и переживать их содержание как художественно-образное отражение действительности.

Зависимость характера восприятия произведений хореографического искусства от уровня общего и специального хореографического развития человека. Специфика восприятия хореографии как процесса эмоционального вживания в содержание хореографического произведения. Психологическая характеристика процесса восприятия произведений хореографического искусства.

Определение процесса развития у учащихся восприятия произведений хореографического искусства как умения переживать чувства и настроения, выраженные в танце. Содержание алгоритма развития восприятия учащимися произведений хореографического искусства: выявление главного настроения в танце, определение основных средств художественной выразительности, изучение особенностей образного строя танца, выявление главной идеи произведения, осмысление позиции авторов данного произведения, нахождение в танце собственного личностного смысла каждым учащимся. Пути развития восприятия учащимися произведений хореографического искусства.

 

Образования в Беларуси

Компоненты системы хореографического воспитания и профессионального образования в Беларуси: участники (учащиеся и педагоги), учреждения и организации, органы управления, учебно-методические и регламентирующие документы. Структура системы хореографического воспитания и образования: учреждения хореографического воспитания, охватывающие все возрастные периоды жизни человека; учреждения профессионального хореографического образования.

Характеристика учреждений хореографического воспитания (семейное окружение, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, хореографические кружки и студии, любительские хореографические коллективы в учреждениях культуры, учебных заведениях, на предприятиях).

Характеристика и принципы функционирования системы профессионального хореографического образования: многоступенчатость, преемственность, плановый характер развития. Ступени и уровни профессионального хореографического образования в Беларуси: начальное, среднее, высшее и поствысшее хореографическое образование, а также повышение квалификации и переподготовка кадров.

 

Тема 8. Содержание хореографического образования

Содержание хореографического образования как педагогически адаптированная система хореографических знаний и связанных с ними умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Структура содержания хореографического образования: хореографические знания, умения, навыки, хореографический и музыкальный репертуар, художественно-творческая деятельность в области хореографии. Хореографические знания: общие и частные. Хореографические умения как знания, примененные на практике. Уровни формирования хореографических умений: репродуктивный, эвристический, творческий. Этапы формирования хореографических умений: активизация ранее приобретенного жизненного и художественного опыта учащихся; представление новых знаний в форме организации поисковой ситуации; осмысление, усвоение, закрепление, углубление и творческое использование хореографических умений в разных видах художественно-творческой деятельности.

Хореографические навыки как умения, доведенные до автоматизма. Репетиторские, балетмейстерские, музыкально-слуховые, музыкально-ритмические, исполнительские и др. навыки.

Характеристика хореографических произведений как компонента содержания хореографического образования. Классификация хореографического репертуара: педагогический и концертный. Эстетическая и художественная ценность, педагогическая и воспитательная значимость, разнообразие стилей и жанров, соответствие возрастным особенностям исполнителей, национально-культурная основа хореографического репертуара.

Художественно-творческая деятельность как компонент содержания хореографического образования. Виды художественно-творческой деятельности: восприятие танца в процессе просмотра или исполнения; получение знаний о стилистике танца и хореографическом искусстве в целом; собственно творческая деятельность в процессе осмысления, интерпретации, исполнения и сочинения хореографического произведения.

Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, репертуарные сборники как документы, отражающие содержание хореографического образования.

 

И навыков

Контрольно-оценочная функция деятельности педагога в хореографическом обучении. Виды контроля хореографических знаний, умений и навыков: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы контроля: устный, письменный, практический, самоконтроль, тестовый.

Оценка как определение степени успешности освоения хореографических знаний, умений и навыков. Проблема объективности оценки специальных хореографических знаний. Отметка как количественное выражение оценки. Принципы оценивания в хореографическом обучении. Функции оценки хореографических знаний, умений, навыков: стимулирующая, воспитательная, диагностическая, прогностическая.

 

 

Хореографии

Компоненты педагогической деятельности в области хореографии и их характеристика: цель, задачи, средства, объект, субъект, результат, социальная значимость. Направленность педагогической деятельности на осуществление преемственности поколений, включение школьников в существующую систему социальных связей, приобщение их к национальным и мировым образцам хореографической и музыкальной культуры. Социальная обусловленность и нестандартность педагогической деятельности в области хореографии по набору задач, средств, методов.

Специфичность объекта педагогической деятельности в области хореографии: учащийся как активный участник педагогического процесса с неповторимыми индивидуальными качествами, мотивами, поведением, т.е. как соучастник педагогического действа под названием хореографическое обучение. Педагоги и родители как субъекты педагогического воздействия.

Субъект-субъектная парадигма современной педагогической деятельности. Специфика хореографического искусства как средства и цели обучения. Творческий характер деятельности педагога-хореографа.

 

Тема 13. Структура и содержание педагогического мастерства

Педагога-хореографа

Педагогическое мастерство педагога-хореографа как комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности в области хореографии. Структура педагогического мастерства педагога-хореографа: гуманистическая направленность его личности и деятельности, профессионализм, педагогические способности, педагогическая техника.

Гуманистическая направленность личности педагога-хореографа как системообразующий компонент структуры педагогического мастерства, включающий идеалы, интересы, ценностные ориентации. Виды направленности ценностных ориентаций педагога-хореографа: на себя, на педагогический процесс, на учащихся, на цели педагогической деятельности.

Профессионализм как фундамент педагогического мастерства, включающий знания преподаваемого предмета, методики его преподавания, основ психологии и педагогики. Особенности современного профессионального педагогического знания в области хореографии: комплексность, синтетичность, личностная окрашенность. Уровни формирования профессионального педагогического знания: методологический, теоретический, методический, технологический.

Педагогические способности как компонент структуры педагогического мастерства в области хореографии. Общепедагогические и специальные способности педагога-хореографа. Коммуникативность, профессиональная зоркость, наблюдательность, эмпатия, интуиция, динамизм личности, внутренняя энергия, гибкость, инициатива, эмоциональная устойчивость, самообладание, уверенность в себе, оптимистическое прогнозирование, креативность, организаторские и другие общепедагогические способности педагога-хореографа.

Специальные способности педагога-хореографа: исполнительские, балетмейстерские, постановочные, методические, высокоразвитый музыкальный слух, память, чувство музыкального ритма.

Педагогическая техника как компонент структуры педагогического мастерства в области хореографии, объединяющий две группы умений: управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

 

Хореографии

Понятие педагогического взаимодействия как сочетание двух сторон его осуществления – педагог и ученик. Эффективность педагогического взаимодействия на уроках хореографии. Педагогическое общение и педагогические отношения как компоненты педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение как профессиональное коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического микроклимата. Функции педагогического общения как социально-психологического процесса: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Структура профессионального педагогического общения: прогностический этап, коммуникативная атака, управление общением, анализ осуществленного процесса общения.

Основные стили отношения педагога-хореографа к ученикам: положительный (устойчивый и ситуативный), неустойчивый, отрицательный (ситуативный и устойчивый). Характеристика стилей педагогического руководства, применяемых педагогами-хореографами на уроке: авторитарный, демократический, либеральный. Характеристика стилей педагогического общения: на основе дружеского расположения, дистанция, устрашение, заигрывание, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Педагогический такт как мера педагогически целесообразного воздействия педагога-хореографа на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт как показатель культуры общения педагогов-хореографов в разных формах взаимодействия с учащимися: на уроке, во внеклассной работе, в досуговой деятельности.

Характеристика условий развития педагогического такта педагогов-хореографов: знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей, основ морали и нравственного смысла в поступках, целесообразных способов воздействия на учащихся, формирование выдержки, самообладания, творческого подхода к анализу педагогического опыта, развитие педагогической техники, чувства юмора, коммуникативных умений.

Литература к части 1

Основная

1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов / Б.Т. Лихачев. – М., 1998.

2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

4. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2006.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин. – М., 2006.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб и доп. – М., 2002.

 

Дополнительная

1. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций: в 2 ч. / Д.А. Белухин. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – Ч. 2.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века: (в поисках практикоориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998.

3. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996.

4. Креативная педагогика ХХI века: педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности / [сост. М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев]. – М.: МГИУ, 1999.

5. Кривых, С.В. Развивающее и развивающееся образование: синергетические аспекты образования / С.В. Кривых. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000.

6. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2006.

7. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009.

8. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб.-метод. пособие / В.В. Чечет. – Минск: Красико-Принт, 1998.

Литература к части 2

Основная

1. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – Из содерж.: Музыкально-ритмические движения. – С. 209–215; Педагогическое мастерство. – С. 52–59.

2. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. – М.: Владос, 2003.

3. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка / Г.П. Гусев.– М.: Владос, 2005.

4. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч. / Т.Ф. Коренева. – М.: Владос, 2001.

5. Кузьмініч, М.Л. Гісторыя харэаграфічнай і музычнай адукацыі: вучэб. дапам. / М.Л. Кузьмініч. – Мінск: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2007.

6. Основы подготовки специалистов – хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособ. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т профсоюзов, 2006.

Дополнительная

1. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990.

2. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1. – Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова. – Минск: Бел. навука, 2002.

3. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк. учреждений: в 2 ч. – Ч. 2. – Художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск: Бел. навука, 2003.

4. Основы педагогического мастерства: учеб. пособ. / под. пед. И.А. Зязюна.– М.: Просвещение, 1989.

5. Пракапцова, В.П. Спасціжэнне майстэрства: станаўленне мастацкай адукацыі ў Беларусі / В.П. Пракапцова; Бел. ун-т культуры. – Мінск: Мінск. ф-ка каляр. друку, 2006.

6. Руднева, С. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш.– 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Гуманит. акад., 2000.

7. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные заметки о современной хореографии / Ю.М. Чурко. – Минск: Полымя, 1999.

 

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН

Программа государственного экзамена для студентов по специальности

1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям)

 

 

Минск 2011

Составитель

И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рецензенты

В.Г. Игнатович, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» кандидат педагогических наук, доцент

Л.И. Козловская, заведующая кафедрой педагогики социокультурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент;

 

 

Рекомендована:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от 7 от 28.04.2011 г);

президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 4 от 06.03.2012г.).

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Существенные изменения, происходящие во всех областях жизни, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, непрерывно расширяющееся и усложняющееся информационное пространство стимулируют рост активности человека, адаптационные и социализирующие процессы в обществе. Принципиально новые условия развития подрастающего поколения определяют стратегию формирования творческой индивидуальности, направленную на реализацию таланта и креативности каждого человека вне зависимости от социального статуса, уровня образования, профессии. Решить такие задачи может только педагог, обладающий инициативой, творческой активностью, педагог мыслящий и думающий, уровень педагогической компетентности которого соответствует требованиям времени.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта первой ступени высшего профессионального образования. Программа отражает внутреннюю логику изучаемых дисциплин психолого-педагогического цикла и ориентирует будущих педагогов на профессиональную творческую деятельность, связанную с образованием и воспитанием детей и молодежи в разнообразных хореографических коллективах и учреждениях социокультурной сферы.

Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания спецдисциплин как итоговая форма аттестации студентов, обучающихся по специальности 1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям), носит интегрированный характер и включает учебный материал трех дисциплин психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин». Экзамен проводится в устной форме по билетам, содержащим по три вопроса, которые соответствуют содержанию вышеперечисленных учебных дисциплин.

Целью государственного экзамена по педагогике и методике преподавания спецдисциплин является выявление у студентов уровня знаний, сформированности умений и навыков по общепедагогическим и профессионально педагогическим вопросам, а также по проблемам методики специального хореографического обучения и воспитания детей и молодежи.

В процессе подготовки к государственному экзамену и во время его проведения решаются следующие задачи:

– определения прочности знаний выпускниками методологических основ педагогики, истории зарождения, становления и развития педагогической мысли;

– выявления уровня освоения выпускниками теории и технологий обучения и воспитания и применения их в практической педагогической деятельности;

– определения глубины сформированности умений и навыков творческого решения возникающих педагогических проблем;

– проверки степени овладения выпускниками навыками управления современными педагогическими системами в изменяющихся социально-культурных условиях.

В процессе подготовки к государственному экзамену выпускники должны систематизировать учебную информацию и продемонстрировать следующие знания:

– основных теоретических положений и категорий общей и профессиональной педагогики, методики преподавания спецдисциплин;

– методов и форм воспитательного воздействия на участников хореографических коллективов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

– принципов, форм, методов, технологий и содержания образования учащихся в области хореографического искусства;

– особенностей преподавания специальных дисциплин в разных типах учебных заведений, в детских и взрослых хореографических коллективах;

– методики работы над хореографическими произведениями на различных этапах обучения.

Выпускники должны продемонстрировать следующие умения:

– самостоятельно использовать педагогические знания в профессиональной деятельности педагога-хореографа;

– реализовать педагогическую деятельность в учреждениях социокультурной сферы;

– организовать воспитательную работу с разными категориями участников профессиональных и любительских хореографических коллективов;

– проектировать педагогический процесс и пути его реализации на практике;

– осуществлять эстетическое воспитание и развитие учеников в самостоятельной педагогической деятельности;

– применять методику диагностики и развития творческих качеств личности в условиях учебного процесса и в сфере досуга.

Структуру данной программы составляют две части, содержащие материалы по общей и профессиональной хореографической педагогике, сгруппированные по разделам и темам. Информационно-методическая часть содержит список обязательной и дополнительной литературы по каждой учебной дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1. Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины

Педагогика в системе наук о человеке. Понимание педагогики как науки о воспитании детей и взрослых. Процесс становления научной педагогики в контексте анализа объективных предпосылок возникновения и развития педагогической теории. Современное понимание педагогики как междисциплинарной отрасли знаний, как прикладной и как самостоятельной дисциплины. Характеристика объекта и предмета педагогики, анализ позиций ученых по этим вопросам. Задачи и функции педагогики в современном социуме.

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками в контексте интеграции и дифференциации педагогического знания. Педагогика как наука и искусство воспитания.

Основные категории педагогики. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности. Обучение как специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Образование как процесс, результат и система приобретаемых знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, психологических и других условий жизнедеятельности. Развитие как процесс и результат качественных и количественных изменений личностных свойств.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.