Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лингводидактические концепции языковой личности.





Цели обучения русскому языку в школе

 

Цель занятия – сформулировать цели и задачи преподавания школьного курса русского языка на основе анализа лингводидактических концепций языковой личности.

1. Познакомьтесь с работами Ф. И. Буслаева, Й. Л. Вайсбергера, в которых представлены основы методики преподавания родного языка. Как понимается учеными-филологами сущность обучения родному языку в школе? Каковы цели и задачи преподавания школьного курса родного языка? Какие положения, идеи методических систем, на ваш взгляд, оказываются актуальными в свете современных тенденций развития школьного образования? Сделайте сравнительную таблицу.

2. Познакомьтесь со статьёй Е. А. Быстровой «Русский язык: проблемы и размышления» (статья имеется в электронном виде). Сделайте выписки, связанные с темой занятия.

3. Инновационные процессы в области образования. Личностно-ориентированное обучение: лингвистический и дидактический аспекты.

4. Концепция языковой личности Г. И. Богина.

5. Концепция языковой личности Ю. Н. Караулова.

6. Концепция языковой личности Н. Д. Голева. Структура языковой личности.

7. Формирование теории языковой личности (данные сети Интернет) – сообщение 1 человек.

8. Типы языковой личности и методика обучения языку.

 

Литература

1. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: Автореф. дисс…. док. филол. наук. Л., 1984. – 31 с.

2. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин, 1975. – 107 с.

3. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992. – С. 25–48. (имеется в электронном виде.)

4. Быстрова Е. А. Подходы и принципы обучения языку // Обучение русскому языку в школе. – М., 2004. – С. 40–47.

5. Вайсгербер, Й. Л. Задачи обучения языку // Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер. Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 141–149. (имеется в электронном виде на кафедре).

6. Голев Н. Д. Лингвистические и лингводидактические проблемы языкового образования: опыт построения концепции единого курса развития языковой способности // Прикладная филология в сфере инженерного образования. – Нортхэмптон; Томск, 2004. – С. 15 – 37.

7. Голев Н. Д. Теоретические основания личностно-ориентированного обучения // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: Коллективная монография. - Барнаул, Кемерово: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 366 - 271.

8. Дейкина А. Д. Воспитание русского национального самосознания при обучении родному языку // Рус. яз. в школе. – 1993. – № 5.

9. Кабардов М. К., Арцишевская Е.В. Типология языковых способностей (электронный ресурс).

10. Караулов Ю. Н. Лингводидактическое представление языковой личности и ее структура // Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – С. 48 – 68.

11. Львов М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности: (Опыт моделирования) // Рус. яз. в школе. – 2001. – № 4.

12. Обучение русскому языку в школе. Под ред. Быстровой Е. А М.: Дрофа, 2004 – С. 40 – 65 (имеется в электронном виде на кафедре)

Практическое задание

 

1. По ключевым словам: языковая личность, типология языковой личности, языковая способность – необходимо найти электронные версии научных статей по заявленной проблематике. Сделать письменно библиографию и составить (письменно!) аннотацию 2 статей.

2. Докажите письменно тезис: «Цель курса «Русский язык в школе» – развитие языковой личности». Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

3. Проанализируйте структуру развития языковой личности в концепциях Г. И. Богина, Ю. Н. Караулова, Н. Д. Голева. Установите, какие методы и приемы обучения будут способствовать ее становлению на каждом из уровней.

Практическое занятие № 3

Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе.

Линии учебно-методических комплексов по русскому языку

Для 5-9 классов

1. Сохранение единого образовательного пространства. Федеральный государственный стандарт общего образования: содержание, структура, назначение (представлен в электронном виде на кафедре).

  1. Базисный учебный план.
  2. Программа как документ, определяющий состав и структуру курсов. Программы по русскому языку (представлены в электронном виде на кафедре):

анализ программы под редакцией Н. М. Шанского;

анализ программы под редакцией В. В. Бабайцевой;

анализ программы под редакцией М. М. Разумовской;

анализ программы под редакцией Е. А. Быстровой.

При анализе программ особое внимание обратите, на формирование каких компетенций направлено изучение разделов русского языка в рамках каждой из них. Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

4. Учебник как ведущее средство обучения на уроках русского языка: определение, традиционная структура, функции и содержание.

5. Лингвометодический анализ школьных учебников по русскому языку, включенных в Федеральный комплект учебников:

- Научное содержание учебника. Какую научную теорию излагает данный учебник? На основании чего Вы пришли к данному заключению?

- Методология. Как предлагается научное содержание: как готовый результат или как путь к этому результату, то есть догматически, аксиоматически или методом наблюдения?

- Отвечает ли учебник принципам индивидуальности и цельности? Подтвердите Ваше мнение.

- Методика. Какие упражнения наиболее типичны для учебника, как Вы определите их цель?

- Что в учебнике привлекло Ваше внимание? Почему?

Достигают ли авторы учебника заявленные в программе цели и задачи?

 

Задание. Подготовить сообщения в микрогруппах, в котором необходимо представить оценочное описание, выступить в роли эксперта учебно-методического комплекса:

а) учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под ред. В. В. Бабайцевой (в составе три учебника);

б) учебно-методический комплекс по русскому языку под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы);

в) учебно-методический комплекс по русскому языку под ред. Н. М. Шанского (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы);

г) учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под ред. М. В. Панова (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы).

Анализ должен быть проведён по следующему плану:

1. принципы подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношение с практическим материалом,

2. виды упражнений и практических заданий,

3. система работы по развитию речи,

4. система повторения,

5. характер дидактического (текстового) материала, его образовательная (информационная) и воспитательная ценность,

6. наглядность,

7. принятые условные и графические обозначения.

Анализ можно представить в виде таблицы с соответствующими графами.

Сделать вывод о соответствии учебника требованиям, предъявляемым к средствам обучения, отметить достоинства и недостатки.

 

 

Литература

1. Владимирская, Г. Н. Повышают ли культуру школьника современные учебники русского языка? / Г. Н. Владимирская // РЯШ. – 2007. – № 7. – С. 40 – 44.

2. Ганькина, М. В. Попробуем вернуть здравый смысл школьной грамматике / М. В. Ганькина // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 11 (июнь). – С. 23–30.

3. Кромер, Э. В. Рассогласование лингвистического содержания школьных учебников в условиях подготовки к Единому государственному экзамену / Э. В. Кромер // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 9 (май). – С. 2–4.

4. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская. – М., 2006. – С. 16–29; 44–52.

5. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель: АСТ, 2004. – 446 с.

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

7. Начинаем разговор об учебниках. Учитель и учебник // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 1. – С. 5 – 12.

8. Фарисенкова, Л. В. Новый учебник – востребованная методическая традиция / Л. В. Фарисенкова // РЯШ. – 2005. – № 5. – С. 92 – 93.

Учебники

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

4. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 8 класс.

5. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс.

6. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы.

7. Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой.

8. Русский язык. Практика. 6 класс / под ред. Г. К. Лидман-Орловой.

9. Русский язык. Практика. 7 класс / под ред. С. Н. Пименовой.

10. Русский язык. Практика. 8 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.

11. Русский язык. Практика. 9 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.

12. Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.

13. Никитина Е. И. Русская речь. 6 класс.

14. Никитина Е. И. Русская речь. 7 класс.

15. Никитина Е. И. Русская речь. 8 класс.

16. Никитина Е. И. Русская речь. 9 класс.

17. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

18. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

19. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

20. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

21. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

22. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 5 класс.

23. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 6 класс.

24. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 7 класс.

25. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 8 класс.

26. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 9 класс.

 

Практическое занятие № 4







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.