Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политический процесс: сущность и структура.





Понятие политического процесса

Под политическим процессом понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах.

Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, государственным устройством.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.

Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий:

*конституирование (образование политической системы)

*принятие и исполнение политико – управленческих решений

*контроль за функционированием и направлением развития политической системы

Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.

Политический процесс существует в 3 фазах:

- функционирование – здесь приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политических изменениях

- развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общества

- упадок – политические изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой политической жизни, нестабильность общества, недовольство граждан.

Политический процессы:

* внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)



* внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел)

Политический процесс:

- неангажированный (добровольный) – добровольное участие граждан в отношении с государством

- ангажированный, где преобладают гражданские формы политических отношений, жестко централизованные методы принятия управленческих решений. Относятся теократические группировки, автократия, военные элиты)

Структура политического процесса

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

Политическая модернизация: сущность, основные этапы.

Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное.

В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность.

В современном обществе: местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели — они не предписываются и не утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур.

В центре теории политической модернизации — обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.

* 1950-1960-е гг. — модернизация понималась как вестернизация, т. е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации.

* 1970-1990-е гг. — связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. Приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели. Более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.

К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:

*в экономике — расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда;

* в социальной сфере — ослабление прежних предписанных типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;

* в политике — образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

* в культуре — дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.

Содержание

1. Политология: предмет и функции ………………………………………………1-2

2. Становление и развитие пол-гии как науки и уч. дисциплины. Задачи курса пол-гии…………………………………………………………………………………….2-6

3. Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций ………….7-8

4. Политическая мысль Беларуси: история становления и развития……………9-10

5. Политика: сущность и роль в развитии общества……………………………11-12

6. Современная зарубежная политология: основные течения и концепции, центры и школы........................................................................................................................13-14

7. Политическая власть: господство и его типы……………………………………15

8. Субъекты политики………………………………………………………………..16

9. Легитимность и эффективность политической власти………………………17-18

10. Теория разделения властей ……………………………………………………...19

11. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы…20-21

12. Государственная власть: ее ресурсы и функции…………………………….22-23

13. Генезис, признаки, структура и функции государства………………………24-25

14. Сущность и принципы правового государства………………………………26-27

15. Гражданское общество: сущность и принципы организации………………..27

16. Глава государства и его полномочия. Институт президентства……………28-29

17. Парламент в политической системе: структура и полномочия……………….30

18. Высшие органы государственной власти в Республике Беларусь………30-32

19. Местное управление и самоуправление: главные признаки, механизмы формирования и направления деятельности……………………………………………..………………………….33-34

20. Правовое положение и полномочия правительства………………………….34-35

21. Место и роль судебной власти в государственном механизме……………..35-36

22. Сущность и характеристика политических режимов………………………..36-37

23. Основные черты и формы демократических режимов……………………….37-38

24. Тоталитарный политический режим…………………………………………..38-39

25. Авторитарный политический режим…………………………………………..39-40

26. Генезис, понятие и функции политических партий…………………………..40-41

27. Партийные системы и их характеристика……………………………………..42-43

28. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь……………..43-44

29. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции........................................................................................................................45-46

30. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства……………………………..………………………………………………47-48

31. Политическое лидерство: понятие, основные теории и функции……………48-49

32. Формы государственного правления: монархия и ее разновидности………. 49-51

33. Формы государственного правления: республика и ее разновидности………..51-52

34. Формы территориального устройства государств…………………………… 52-54

35. Конституция Республики Беларусь о формах государственного правления и устройства страны…………………………………………………………………………………54-55

36. Политическая элита: концепции и типология………………………………....55-57

37. Структура и механизмы формирования политической элиты………………….58

38. Политическая культура: сущность, структура и функции……………………...59-60

39. Типология политической культуры. Политическая субкультура…………....60-61

40. Политическая социализации: сущность, этапы и типы……………………….61-63

41. Избирательное право: сущность, основные принципы и виды. Абсентеизм….63-64

42. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности………………….64-65

43. Пропорциональная избирательная система……………………………………65-66

44. Сущность и виды референдумов: достоинства и недостатки………………...66-68

45. Избирательная система и избирательная практика в Республике Беларусь...68-70

46. Социальное государство РБ: сущность, направления развития, приоритеты…71-72

47. Глобальные проблемы современности…………………………………………72-73

48. Политическое поведение, основные характеристики, типология…………...73-74

49. Понятие, сущность и истоки геополитики…………………………………….74-76

50. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения…………76-77

51. Политическая идеология: понятие и функции………………………………...77-78

52. Консерватизм и неоконсерватизм………………………………………………78-79

53. Либерализм и неолиберализм…………………………………………………….80

54. Современная социал-демократия: теория и практика………………………...80-81

55. Международные политические институты (ООН, ОБСЕ)……………………81-86

56. Роль средств массовой информации в политическом процессе………………..86

57. Современные концепции международных отношений……………………….87-88

58. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, приоритеты и принципы……………………………………………………………………………..88-89

59. Политический процесс: сущность и структура………………………………...89-90

60. Политическая модернизация: сущность, основные этапы……………………91-92









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.