Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема личности и уровни методологии науки.





Проблема личности и уровни методологии науки.

Особенности познавательной ситуации изучения личности. Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

1. Многогранности феноменологии личности, отражающей объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни. Внешние характеристики, прошлый опыт, мотивация, цели и ценности, язык и речь, черты характера, социальные роли, поведение, самосознание, талант и творчество. Признание феноменологии в зависимости от теоретической позиции.

2. Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано со смежностью различных научных течений (мышление с логикой, социальная психология и социология)

3. Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Общая схема уровней методологии:

1) Уровень философской методологии (человек по своей природе, например, человек как ценность). Выполняет интегративную функцию в познании человека. Также ещё две функции: критико-конструктивная и мировоззренческая (идеологическая оценка общенаучных и конкретно-научных построений и созданий тех идеалов и норм, которым должен соответствовать образ человека).

2) Уровень методологии общенаучных принципов (методы общие для многих наук – складывается образ человека в науках)

3) Уровень конкретно-научной методологии (описание свойств человека в конкретной науки)

4) Уровень методики и техники исследования (совсем конкретное).



При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Необходимо выделение системы координат, в которых ведется изучение фактов как проявлений личности. Вопрос о том, какие проявления относятся к сфере психологии личности, описать различные феномены личности в повседневной жизни.

Расплывчатое решение проблемы. Вопрос о том, как, каким путем изучать личность в психологии, – это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения различных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.

Определения личности в различных подходах. Акцент делается на разных аспектах:

Джеймс: В сознании различаются 2 стороны: личность и «я». Личность – познаваемый элемент в сознании, эмпирическое эго, «Я» - познающий элемент, чистое Эго. Личность: составные элементы (физическая личность, социальная личность и духовную личность); чувства и эмоции, вызываемых ими (самооценка: самодовольство и недовольство собой, самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков); поступки, вызываемые ими (забота о самом себе и самосохранение, телесное, социальное и духовное самосохранение). Различные виды самоуважения человека можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной - наверху и различными видами материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в промежутке.

Фрейд: Оно, Я и Сверх-Я. Юнг. Адлер

Левин: модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность).

Эриксон

Эльконин

Личность в социально-ролевом подходе.

Гуманистическая и экзистенциальная психология.

Школа Леонтьева. Индивид и личность. Петухов, Столин

 

Образы человека в науке и культуре

 

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Социализация личности. Три грани.

Л.С. Выготский

Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.

Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.

Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:

1. Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение

2. Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие.

3. Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи.

Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

Асмолов:

Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Шоттер и Ньюсон обнаружили, что мать общается с младенцем как с диадой, которую она образует вместе с ним. По мере развития симбиотической диады её структура меняется, т.к. ребёнок берёт на себя всё больше психологических функций. Другие примеры диад в межличностном взаимодействии: муж-жена, врач-пациент.

В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющиеся основой симбиотических диад.

В ходе содействия со взрослым ребёнок преобразует функционально-ролевые отношения в группе в личностно-смысловые отношения (по исследованиям Запорожца). Усвоение социальных регулятов из референтных групп, в первую очередь из семьи. Открытие и избирательное усвоение ценностей.

Интериоризация – основной психологический механизм социализации личности.

Три грани социализации личности. (по ЛСВ)

1. Социализация как индивидуализация. От интерпсихического, внешнего – к интрапсихическому, индивидуальному. Сперва “речь-для-других”, потом “речь-для-себя” (по ЛСВ). Что было социальным стало индивидуальным. (закон культ. развития)

2. Социализация как интимизация. Переход от “МЫ” к “Я”. Развитие самосознания личности. Переход у ребенка от 3его лица к 1ому (в этом Рубинштейн видит начало осознания детьми своего «Я»).

3. Социализация как «производство внутреннего плана сознания».(интериоризация). Превращение соц. речи, «речи для других», в «речь для себя» изменяет структуру внутренней речи. Идея Выготского о роли мотивации в понимании высказывания. Главный критерий – фокусировка на мотивах общающихся людей.

Внутренняя речь как диалог с самим собой = мотивы собеседника предельно ясны (так как собеседник – сам человек) = уникальная семантика внутренней речи: преобладание смысла над значением, слияние смыслов, идиоматизмы, агглютинация семантических единиц (слипание слов, изменяющее их смысл, напрмер, «Мойдодыр», «Айболит»). (предельно индивидуализированные значения, индикаторы растущей интимизации самосознания личности). Ребенок осуществляет действия в уме, мыслит, планирует.

 

Экстериоризация – вынесение вовне, трудовая деятельность, творчество и т.п.

11. Содействие как основа социализации личности. Феномен "психологического симбиоза".

При всей противоречивости трактовок социализации чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора, «социального контроля» или «принуждения». В реальности противоборство между ребенком и обществом конструируется в искусственных ситуациях, вырывающих ребенка из его естественной ситуации развития.

По мнению Р.Харре, опирающегося на идеи Л.С.Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, для построения теории индивидуальной психологии личности необходимо отказаться от декартовой оппозиции «внешнее-внутреннее». Взамен декартовой системы координат Р.Харре предлагает пространство психологии личности со следу­ющими осями: ось «индивидуальное—коллективное»; ось «личностное—социальное», ось «публичное—личное». Индивидуум не противосто­ит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом «осуществления».

Содействие ребенка со взрослым и сверстниками и выступают как основа социализации личности. Весьма наглядно содействие как исходная клеточка развития личности проявляется в феномене «психологического симбиоза». Английские психологи Дж.Шоттер и Дж.Ньюсон на основе анализа общения матери с младенцем обнаружили, что мать общается с ребенком не как с отдельным автономным существом, а как с диадой, которую она сама образует вместе с младенцем. Для обозначения диады «мать—ребенок» авторы воспользовались понятием «психологический симбиоз». Матери наделяют младенца чувствами и мыслями и общаются с ним как с подлинным обладателем этих чувств и мыслей. По мере развития симбиотической диады «мать-младенец» внутренняя структура меняется, т.к. ребенок берет на себя всё больше психологических функций. Открытие феномена «психологического симбиоза», в основе которого лежит акт содействия между ребенком и матерью, дает основания для поиска симбиотических диад в других видах межличностного взаимодействия. Р.Харре полагает, что психологический симбиоз — это не исключительный феномен, а обычное проявление социальной жизни, в которой люди психологически образуют взаимодействующую диаду. Такими диадами могут оказаться «муж и жена», «врач и больной» и т.п. В симбиотической диаде мать творит своего ребенка как личность, а ребенок оказывает существенное влияние на поведение матери. Содействие ребенка с матерью, обеспечивающее развитие ребенка, обладает рядом черт. Во-первых, мать побуждает ребенка к акту содействия; во-вторых, в процессе содействия мать решает совместно с ребенком задачи разного уровня сложности, подбирая те задачи, которые как бы по плечу ребенку; в-третьих, отбирается именно культурно предпочитаемая стратегия решения.

Пра-мы. Совместная деятельность, развитие ребенка, его беспомощность при отсутствии речи. Переодизации. Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы» (Выготский). Отделение биологическое – с обучением ходьбе, психологическая – в раннем детстве.

Ø От содействия к самоконтролю поведения личности. Исследования А.В. Запорожца показали: в ходе содействия со взрослым ребенок преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действий, корригируе­мых запаздывающими эмоциями, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые смыслообразующими мотивами действий ребенка. Запорожец-Невирович: дежурный, эмоции.

Ø Три грани социализации личности

1) Социализация как индивидуализация: от интерпсихи­ческого, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психоло­гическим формам его деятельности (от речи-для-других к речи-для-себя, по Выготскому)

2) Социализация как интимизация: переход от «МЫ» к «Я» (проблемы самосознания)

3) Социализация как «производство внутреннего плана со­знания» (ука­зать преобразования, которые претерпевает внешняя речь при переходе во внутреннюю речь, по Выготскому)

Основное и любимое: выступая как источник развития личности социально-исторический образ жизни как бы задает появившемуся на свет человеку сценарий, втягивает его в определенный распорядок действий.

Статистический подход

Нормой считаются средние значения признака, крайние значения – патология (IQ <20 – глубокая умственная отсталось, IQ>135 – гениальность). Анормальное приравнивается к необычному.

1. Плюсы

· возможность объективной квалификации

· возможность верификации

· возможность измерения

· устойчивость

2. Минусы

· нечувствительность к динамике

· игнорирование крайних значений

(гениальность – форма ненормальности)

· усреднённость как норма

· игнорирование индивидуальности

Адаптационный подход.

Норма как приспособленность к условиям жизни. Любая патология представляет собой либо «расстройство врожденных форм поведения», сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский).

Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества.

Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку — деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.

· оптиум адаптации

· связь с идеей естественного отбора

· микросоциум и макросоциум

· конформность как вариант оптиума адаптации

· патологические формы адаптации

Гумманистический

Норма как идеал. Описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

· Существование эталона «нормативности»

· Игнорирование индивидуальности

· Игнорирование социальных и культурных различий

· Субъективность критериев

· Моральное обоснование

· Культурный релятивизм

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

· эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

· принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

· непосредственность, простота, естественность;

· центрированность на цели;

· независимость и наличие потребности в уединении от суеты и т.п.

Культурно-релятивисткий

Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Есть нормы поведенческие (нельзя ходить раздетым по городу) и ранговая (как должен одеваться студент и президент). Однако то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.

Есть заболевания универсальные (депрессии, шизофрения, старческое слабоумие), а есть культурно-специфические.

Социальные критерии нормы:

· культурный релятивизм

· ситуативность критериев

· ценностный характер критериев

· проблема выбора

Субъективная норма

Сравнение себя с самим собой (тогда был здоровым, теперь нет). Производится интуитивно. При эгосинтонности симптомов не осознают (расстройства личности). Осознают при эгодистонности (тревожные расстройства, депрессии). Критерий хорошо работает в отношении высоко рефлексивного человека. Анормальное – неподходящее для индивида.

 

ВИКТОР ФРАНКЛ

Мощное развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии принадлежит Виктору Франклу. Он основывает школу логотерапии, или экзистенциального анализа, или «Третью Венскую Школу», в противовес психоанализу и «индивидуальной психологии» А. Адлера («воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера Франкл противопоставляет «волю к смыслу»). Франкл, благодаря богатейшему и сложнейшему опыту своей жизни, разработал внутри психологии и психотерапии категорию смысла и его утраты. На основе этого им был выделен особый вид невроза – логоневроз, или невроз утраты смысла существования, который стал бичом послевоенного поколения.

Основные части:

учение о стремлении к смыслу

учение о смысле жизни

учение о свободе воли

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизниврожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Логотерапия

Сообразно представлениям о логоневрозе, Франкл создает и метод борьбы с ним – логотерапию, основным средством которой является выработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической.

Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Задача – помочь пациенту в поиске смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии (сферы применения логотерапевтических методов):

специфическая сфераноогенные (нусогенные) неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

неспецифическая сферапсихотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Например, техники парадоксальной интенции и дерефлексии применяются при лечении соответственно фобий и навязчивых состояний, с одной стороны, и сексуальных неврозов – с другой. Механизм действия этих техник основывается на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции.

Парадоксальная интенцияот пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Типы нарушения психосексуального развития:

Обиженный тип

Тип смирения

Бездеятельный тип

12.

Адлер «Стиль жизни»

Стиль распознается тогда, когда мы видим, что вследствие окружения он не совпадает с нашими ожиданиями ( у каждого дерева в зависимости от условий окруженя своя модель жизни, а не просто одни механические реакции на окружение; это справедливо и для человека).

В благоприятной ситуации нельзя с определенностью говорить о стиле жизни, но в новых ситуациях, при столкновении с трудностями, стиль жизни ясно выражается.

Жизненный стиль – это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывающийся на стремлении к цели.

Будущее людей можно понять, только зная их стиль жизни. Нельзя сказать о будущем, зная инстинкты, стимулы, влечения, т. к. они предполагают определенный стиль жизни. Любой стимул поведения является стимулом к сохранению и фиксации стиля жизни.

Физич. недуг -> чув-во становится невыносимым, побуждает к действиям -> появляется цель (жизненный план = жизненный стиль)

При исследовании жизненного стиля человека нормальный жизненный стиль служит в качестве стандарта и меры для индивидуальных вариаций этой нормы. (Подход заключается не в выделении типов, т. к. у каждого человека свой индивидуальный стиль жизни, а в выделении нормы).

Нормальный человек – это человек, который живет в обществе и в своем образе жизни столь хорошо адаптирован, что общество извлекает определенную выгоду из его деятельности. У него достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в своей жизни. У людей с психопатологическими отклонениями отсутствуют эти качества: и соц. адаптация, и способность справляться с повседневными трудностями жизни.

На стиль жизни, по Адлеру, может влиять порядок рождения (вспоминаем психогенетику). О стиле жизни можно судить по ранним воспоминаниям (например, человек рассказывает, что в детстве мама под дождем взяла на руки не его, а младшего брата -> у него постоянное ожидание, что ему предпочтут другого, это мешает свободно общаться -> нет друзей).

Коррекция стиля жизни: задача – пробудить в человеке чув-во общности, приблизить к требованиям жизни в обществе. Нужно уменьшить чув-во неполноценности клиента, а также изменить цель.

Воля

Проблема выбора возникает в неопределенной ситуации: перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, которую невозможно или трудно преодолеть с помощью ранее усвоенных шаблонов → преобразование нормативно-ролевого отношения в мотивационно-смысловое → творческое преобразование ситуации, саморазвитие индивидуальности.

Следует разграничивать личностный выбор и выбор в пределах нормативно заданной деятельности, который продиктован мотивами-стимулами.

Черты личностного выбора:

5. Неопределенность исхода

6. Риск

7. Субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе

8. Оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь

9. Непредсказуемость для самого себя

Вспоминаем буриданова осла, который сдох посередине между двумя связками сена, т.к. не мотивы были равными. Выготский разработал инструментальный историко-генетический метод изучения ВПФ: человек на месте осла бросил бы монетку, жребий (как любит делать Оксана) → личность в ситуации борьбы мотивов прибегает к внешним и внутренним средствам овладения своим поведением. Это – рудиментарные формы воли. Их важность:

а)вооружают личность порой забытыми, но весьма действенными приемами овладения своим поведением в критических конфликтных ситуациях

б) их изучение дает возможность понять генезис внутренних интериоризованных приемов овладения поведением, прежде всего механизмов Ψ защиты, которые обеспечивают бегство от выбора, «бегство от свободы» (Э.Фромм) в безвыходных ситуациях. Эти приемы защиты тоже выступают как средства саморегуляции.

Своеобразным приемом преодоления конфликтных ситуаций в истории культуры и одновременно средством для раскрытия личностно-смыслового отношения индивидуальности к миру является смех, «смеховые культуры» по М.М. Бахтину. Их функции

· Катарсис, очищение

· Для личности – средство выхода за границы номосообразного поведения, преобразования мира значений в мир смыслов (смех «раздевает реальность от покровов этикета, от всей сложной знаковой системы общества)

· Смех снимает с человека обязанность вести себя по существующим нормам. «Смеховая культура» выворачивает наизнанку церемонии и нормы высмеиваемого мира → строит свою желаемую новую действительность.

Таким образом, истинная самоактуализация личностиэто самоосуществление «иных культур», имеющих своим источником преобразование норм данной культуры и вторение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество.

Из курса мотиваций и эмоций:

Спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским. Мартин Лютер считал, что всё осуществляется по воле бога, поэтому у человека не может быть свободы воли. Эразм Роттердамский отвечал, что раз человек создан по образу и подобию бога, то у него как и самого бога должна быть свобода воли.

Джон Локк. Проблема свободы, из которой выросла проблема мотивации.

Сторонники дарвинизма говорили о том, что все биологические процессы предопределены.

Мы не знаем всех тех причин, которые управляют нашими действиями, поэтому думаем, что у нас есть свобода воли.

Объяснение наличия свободы воли через точку бифуркации (автор термина Илья Пригожин – Нобелевский лауреат), после которой возможны различные варианты развития ситуации, которые в неживой природе случайны (не могут быть предсказаны), а в живой природе управляются свободой воли.

Розов – жизнь людей бывает 2 видов: сознательная, т.е. управляемая целями и бессознательная, управляемая причинами.

Когда мы включаем сознание, детерминация изменяется в корни и жизнь начинает управляться целями. Человек может функционировать в состоянии самодетерминации и в режиме детерминированности.

 

Четыре взгляда на психологию мотиваций (по Хайнцу Хекхаузену):

1) в нас заложены внутренние причины, которые нами движут;

2) наше поведение определяется факторами ситуации;

3) взаимодействие факторов личности и ситуации;

4) существует поле возможностей, в которое заложены различные варианты поведения.

Сами ранние подходы к мотивации исходили из первого взгляда на психологию мотиваций и на аналогию с животными. В настоящее время доминирует третий взгляд на психологию мотиваций.

 

Над психологией мотивации надстраивается психология свободы, самодетерминации. Соответственно, в современных теориях ставится проблема воли и самодетерминации. В частности, теория Деси и Райана.

Теория самодетерминации и личностной автономии: Э. Деси и Р. Райан

Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

 

Проблема личности и уровни методологии науки.

Особенности познавательной ситуации изучения личности. Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

1. Многогранности феноменологии личности, отражающей объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни. Внешние характеристики, прошлый опыт, мотивация, цели и ценности, язык и речь, черты характера, социальные роли, поведение, самосознание, талант и творчество. Признание феноменологии в зависимости от теоретической позиции.

2. Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано со смежностью различных научных течений (мышление с логикой, социальная психология и социология)

3. Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Общая схема уровней методологии:

1) Уровень философской методологии (человек по своей природе, например, человек как ценность). Выполняет интегративную функцию в познании человека. Также ещё две функции: критико-конструктивная и мировоззренческая (идеологическая оценка общенаучных и конкретно-научных построений и созданий тех идеалов и норм, которым должен соответствовать образ человека).

2) Уровень методологии общенаучных принципов (методы общие для многих наук – складывается образ человека в науках)

3) Уровень конкретно-научной методологии (описание свойств человека в конкретной науки)

4) Уровень методики и техники исследования (совсем конкретное).

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.

Необходимо выделение системы координат, в которых ведется изучение фактов как проявлений личности. Вопрос о том, какие проявления относятся к сфере психологии личности, описать различные феномены личности в повседневной жизни.

Расплывчатое решение проблемы. Вопрос о том, как, каким путем изучать личность в психологии, – это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения различных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.

Определения личности в различных подходах. Акцент делается на разных аспектах:

Джеймс: В сознании различаются 2 стороны: личность и «я». Личность – познаваемый элемент в сознании, эмпирическое эго, «Я» - познающий элемент, чистое Эго. Личность: составные элементы (физическая личность, социальная личность и духовную личность); чувства и эмоции, вызываемых ими (самооценка: самодовольство и недовольство собой, самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков); поступки, вызываемые ими (забота о самом себе и самосохранение, телесное, социальное и духовное самосохранение). Различные виды самоуважения человека можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной - наверху и различными видами материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в промежутке.

Фрейд: Оно, Я и Сверх-Я. Юнг. Адлер

Левин: модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность).

Эриксон

Эльконин

Личность в социально-ролевом подходе.

Гуманистическая и экзистенциальная психология.

Школа Леонтьева. Индивид и личность. Петухов, Столин

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.