Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивид, личность, индивидуальность. Их соотношение.





Концепция Леонтьева:

· Индивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Это нечто целостное, неделимое. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. Это и особенности строения\функционирования НС, и темпераментные свойства, и задатки как врождённая основа способностей. Индивидом рождаются.

· Личность – тоже целостность, но такая целостность, которая рождается в обществе. Она автономна, незакапсулирована. Личностные свойства предшествуют личности. Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (Леонтьев + С.Л.Рубинщтейн). Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие). Личностью становятся.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Несколько подходов к ее возникновению (с)Леонтьев:

- врожденный индивид – еще не вполне «готовый», процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности. Личность является результатов процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды.

- Развертывание природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде не связаны с порождением его личности. Личность – специальное человеческое образование (у Леонтьева: создается благодаря общественным отношениям, в которые индивид вступает в своей деятельности).



· Индивидуальность – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают.

На протяжении большей части детства развитие определяют средовые факторы. Со старшего подросткового возраста сама личность начинает определять своё развитие (не у всех). Это не спонтанный непосредственный процесс.

Концепция Ананьева:

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность (иерархически соподчиненные уровни организации человека).

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Чел как индивид обладает опред свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особ-ти (соответствие опред возрасту), половой диморфизм (принадлежность к опред полу), конституциональные особ-ти (особ-ти сложения тела), нейродинамические свойства мозга, ф-циональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потреб-тей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Свойства субъекта – совокупность деятельностей и меры их продуктивности. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Индивидуальность– это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Проявляется в свойствах темп-та, хар-ра, привычках, установках, идив-ном стиле деятельности и способностях.

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта.

Социализация личности. Три грани.

Л.С. Выготский

Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.

Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.

Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:

1. Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение

2. Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие.

3. Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи.

Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

Асмолов:

Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Шоттер и Ньюсон обнаружили, что мать общается с младенцем как с диадой, которую она образует вместе с ним. По мере развития симбиотической диады её структура меняется, т.к. ребёнок берёт на себя всё больше психологических функций. Другие примеры диад в межличностном взаимодействии: муж-жена, врач-пациент.

В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющиеся основой симбиотических диад.

В ходе содействия со взрослым ребёнок преобразует функционально-ролевые отношения в группе в личностно-смысловые отношения (по исследованиям Запорожца). Усвоение социальных регулятов из референтных групп, в первую очередь из семьи. Открытие и избирательное усвоение ценностей.

Интериоризация – основной психологический механизм социализации личности.

Три грани социализации личности. (по ЛСВ)

1. Социализация как индивидуализация. От интерпсихического, внешнего – к интрапсихическому, индивидуальному. Сперва “речь-для-других”, потом “речь-для-себя” (по ЛСВ). Что было социальным стало индивидуальным. (закон культ. развития)

2. Социализация как интимизация. Переход от “МЫ” к “Я”. Развитие самосознания личности. Переход у ребенка от 3его лица к 1ому (в этом Рубинштейн видит начало осознания детьми своего «Я»).

3. Социализация как «производство внутреннего плана сознания».(интериоризация). Превращение соц. речи, «речи для других», в «речь для себя» изменяет структуру внутренней речи. Идея Выготского о роли мотивации в понимании высказывания. Главный критерий – фокусировка на мотивах общающихся людей.

Внутренняя речь как диалог с самим собой = мотивы собеседника предельно ясны (так как собеседник – сам человек) = уникальная семантика внутренней речи: преобладание смысла над значением, слияние смыслов, идиоматизмы, агглютинация семантических единиц (слипание слов, изменяющее их смысл, напрмер, «Мойдодыр», «Айболит»). (предельно индивидуализированные значения, индикаторы растущей интимизации самосознания личности). Ребенок осуществляет действия в уме, мыслит, планирует.

 

Экстериоризация – вынесение вовне, трудовая деятельность, творчество и т.п.

11. Содействие как основа социализации личности. Феномен "психологического симбиоза".

При всей противоречивости трактовок социализации чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора, «социального контроля» или «принуждения». В реальности противоборство между ребенком и обществом конструируется в искусственных ситуациях, вырывающих ребенка из его естественной ситуации развития.

По мнению Р.Харре, опирающегося на идеи Л.С.Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, для построения теории индивидуальной психологии личности необходимо отказаться от декартовой оппозиции «внешнее-внутреннее». Взамен декартовой системы координат Р.Харре предлагает пространство психологии личности со следу­ющими осями: ось «индивидуальное—коллективное»; ось «личностное—социальное», ось «публичное—личное». Индивидуум не противосто­ит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом «осуществления».

Содействие ребенка со взрослым и сверстниками и выступают как основа социализации личности. Весьма наглядно содействие как исходная клеточка развития личности проявляется в феномене «психологического симбиоза». Английские психологи Дж.Шоттер и Дж.Ньюсон на основе анализа общения матери с младенцем обнаружили, что мать общается с ребенком не как с отдельным автономным существом, а как с диадой, которую она сама образует вместе с младенцем. Для обозначения диады «мать—ребенок» авторы воспользовались понятием «психологический симбиоз». Матери наделяют младенца чувствами и мыслями и общаются с ним как с подлинным обладателем этих чувств и мыслей. По мере развития симбиотической диады «мать-младенец» внутренняя структура меняется, т.к. ребенок берет на себя всё больше психологических функций. Открытие феномена «психологического симбиоза», в основе которого лежит акт содействия между ребенком и матерью, дает основания для поиска симбиотических диад в других видах межличностного взаимодействия. Р.Харре полагает, что психологический симбиоз — это не исключительный феномен, а обычное проявление социальной жизни, в которой люди психологически образуют взаимодействующую диаду. Такими диадами могут оказаться «муж и жена», «врач и больной» и т.п. В симбиотической диаде мать творит своего ребенка как личность, а ребенок оказывает существенное влияние на поведение матери. Содействие ребенка с матерью, обеспечивающее развитие ребенка, обладает рядом черт. Во-первых, мать побуждает ребенка к акту содействия; во-вторых, в процессе содействия мать решает совместно с ребенком задачи разного уровня сложности, подбирая те задачи, которые как бы по плечу ребенку; в-третьих, отбирается именно культурно предпочитаемая стратегия решения.

Пра-мы. Совместная деятельность, развитие ребенка, его беспомощность при отсутствии речи. Переодизации. Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы» (Выготский). Отделение биологическое – с обучением ходьбе, психологическая – в раннем детстве.

Ø От содействия к самоконтролю поведения личности. Исследования А.В. Запорожца показали: в ходе содействия со взрослым ребенок преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действий, корригируе­мых запаздывающими эмоциями, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые смыслообразующими мотивами действий ребенка. Запорожец-Невирович: дежурный, эмоции.

Ø Три грани социализации личности

1) Социализация как индивидуализация: от интерпсихи­ческого, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психоло­гическим формам его деятельности (от речи-для-других к речи-для-себя, по Выготскому)

2) Социализация как интимизация: переход от «МЫ» к «Я» (проблемы самосознания)

3) Социализация как «производство внутреннего плана со­знания» (ука­зать преобразования, которые претерпевает внешняя речь при переходе во внутреннюю речь, по Выготскому)

Основное и любимое: выступая как источник развития личности социально-исторический образ жизни как бы задает появившемуся на свет человеку сценарий, втягивает его в определенный распорядок действий.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.