Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ





Государство в современном обществе заинтересовано в ук­реплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в Рос­сии: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рожде­нием ребенка, по уходу за маленькими или больными деть­ми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены осо­бые льготы (например, перевод беременных женщин, а так­же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соот­ветствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока яв­но недостаточны.

Традиционная для нашей страны экономическая под­держка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное — меры, направ­ленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом


же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.

Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди­цинскими, психологическими, юридическими, образователь­ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ­ление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситу­ации. Скажем, для молодой семьи типично наличие матери­альных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профес­сиональным ростом.



Другие проблемы семьи порождаются случайными семей­ными событиями (болезнь, преждевременная смерть, дли­тельная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или собы­тиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или ма­чехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-ин­валидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в кото­рых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про­должить этот перечень.)

Поддержка семьи ведется на федеральном и региональ­ном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологичес­кие, образовательные и другие программы поддержки семьи.

Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна — защита детей, поощ­рение семьи и долговременности брака, ограничение при­чин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.

НИ Основные понятия:семья и брак как социальные инсти­туты. ■МТермины:семейная роль, неполная семья.


Проверьте себя

1) Почему для понимания семьи как социального инсти­тута большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно от­нести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие из­менения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие важнейшие социальные потребности удовлетво­
ряет институт семьи?

2. Социальные институты называют «фабриками воспро­
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно­
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об­
разом это воспроизводство происходит?

3. Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп­
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра­
дициями, обычаями, общественным мнением.

4. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо­
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя­
занностям будущих супругов непременным условием благо­
получной семьи?

5. Существует мнение: «Брак — это не контракт между
двумя людьми, брак — это контракт между супружеской па­
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж­
дению.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.

Подростки готовы заимствовать из родительской систе­мы ценностей модель родственных связей (готовы при­нять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно вы­сок также рейтинг такой семейной ценности, как про­фессиональные интересы, отношение к работе (готовы сле­довать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведе­ния, — внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают — 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональ­ные взаимоотношения между родителями: положитель­но оценивают их лишь 17% подростков при 33% нега­тивных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки


формы проведения родителями своего свободного време­ни. <...>

В условиях меняющегося общества традиционные ценно­сти семьи зачастую становятся тормозом при усвоении но­вых жизненных реалий. В такой ситуации процесс транс­формации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается не­типичная ситуация признания родителями высокой компе­тентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о тради­ционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базо­вых ценностей происходит трансформация ценностной сис­темы родителей.

Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации

в современной российской семье/Вестник РУДН.

Серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 158—159.

1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение парагра­фа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен­ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

Быт и бытовые отношения

Вспомните:

в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности — наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-


требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс — мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие


создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

В зависимости от типов социального объединения и об­щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профес­сионального труда. В отечественной социологии образ жиз­ни определяется совокупностью типичных видов жизнедея­тельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее опреде­ляющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведе­ния людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уров­нем, качеством жизни.

Понятие «стиль жизни» используется для характеристи­ки поведения человека в повседневной жизни, ее конкрет­ных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую оче­редь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни со­держатся специфические черты группы, к которой принад-


лежит человек, будь она профессиональная, демографичес­кая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей людей в обеспеченности по­требительскими благами и характеризуется преимуществен­но количественными показателями.

Уровень жизни свидетельствует о материальном и духов­ном потреблении личности. Хотя эта категория скорее эко­номическая, чем социологическая, тем не менее она являет­ся важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в ду­ховном и нравственном плане образ жизни. В принципе чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению вы­сокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого чело­века.

«Качество жизни» — это категория, выражающая качест­во удовлетворения материальных и культурных потребнос­тей людей (качество питания, одежды, комфортность жили­ща и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то каче­ство жизни раскрывает ее сущностно-содержательные сторо­ны, т. е. характер и содержание труда, качество окружаю­щей среды и пр.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.