Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА





Суть политической системы диктаторского типа выража­ется уже самим термином «диктатура» (от лат. dictatura — неограниченная власть). Диктаторские системы при всех их


отличиях друг от друга едины в неприятии демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма (от лат. pluralis — множественный). Для них характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права. В рамках политических сис­тем диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Авторитарные политические системы представляют со­бой один из наиболее распространенных в истории типов по­литических систем. Авторитаризму присущи доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями.

На сегодняшний день существует множество всевозмож­ных классификаций авторитарных режимов. В основном по­добные режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также в тех евро­пейских странах (Испания, Португалия, Греция до антидик­таторских революций середины 1970-х гг.), которые суще­ственно отставали от главных индустриальных держав по уровню развития. Ряд авторов в этой связи полагает возможным даже именовать авторитарные режимы «дикта­турами развития», которые активизируют и мобилизуют потенциал перемен в обществе. Однако на самом деле авто­ритарные системы неоднородны по своим сущностным ха­рактеристикам. Принято разделять авторитарные системы по меньшей мере на два основных типа — традиционные ав­торитарные системы личной власти или олигархического плана и так называемый новый авторитаризм, нередко дей­ствительно активно эксплуатирующий лозунг социальных и политических перемен.



В первом случае власть сосредоточена в руках абсолют­ного монарха либо нескольких богатейших семейств или ро­довых кланов, которые одновременно контролируют эконо­мическую и политическую жизнь страны. Что касается так называемого нового авторитаризма, то он вырастает на ос­нове выдвижения на политическую арену новых социаль­ных слоев, которые опираются на поддержку военных или сами являются выходцами из военной среды. Уместно вспомнить здесь авторитарные системы, сложившиеся во второй половине XX в. в ряде арабских стран и на Дальнем Востоке — в Сирии, Алжире, Египте, Южной Корее.

Политологи выдвигают и другие типологии авторитар­ных систем. При всех различиях и необычайном разнообра­зии авторитарных систем можно выделить некие общие для всех них черты.

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.).


2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо­
кратических механизмов контроля за ее осуществлением.
При этом власть отнюдь не произвольна и может править,
опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини­
маются по усмотрению правящей элиты.

3. Стремление использовать силу для разрешения кон­
фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают
автоматически и во всех случаях. Правящая группа или ав­
торитарный политический лидер могут и не прибегать к на­
силию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть
популярны среди широких слоев населения. Однако при ав­
торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю­
бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе
как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен­
тами.

4. Недопущение реальной политической оппозиции и по­
литической конкуренции.

5. Относительная закрытость правящей элиты, рекрути­
рование членов политической элиты путем кооптации, на­
значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры­
тых и честных выборов.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо­ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии-госу­дарства. При этом от предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает не только технически обусловленная высокая степень контроля за поведением от­дельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная революционность идеологической утопии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противо­речий старого порядка, построение нового общества, форми­рование нового человека.

В современной научной литературе принято различать два основных варианта тоталитаризма — правый и левый. Определяющие отличия между ними лежат в специфике по­ложенных в основу соответствующих режимов идеологий. На правом фланге идейно-политического спектра выделяют­ся фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах ком­мунистического блока. Все тоталитарные системы обладают целым набором основополагающих элементов, в числе кото­рых наличие моноидеологии, определяющей абсолютную познанную цель развития социума; господство одной рево­люционной по своей идеологической ориентации и органи-


зационным основам партии «нового типа»; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; поглощение этой партией-государством общества практически во всех его автономных проявлениях; физиче­ский и моральный террор и т. д., чем и определяется их то­талитарное системное качество.

В описании мыслителей русского зарубежья, а также ря­да западных исследователей тоталитаризм приобретал черты почти совершенной «идеократии»—господства некой абст­рактной универсальной идеи над всеми сторонами жизни об­щества. В работах К. Фридриха и 3. Бжезинского, а также ряда других авторов к середине 50-х гг. был подведен итог предшествующему периоду изучения феномена тоталитариз­ма. Авторы исходили в своих построениях из двух основ­ных постулатов: а) нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках; б) политическая система тота­литаризма не имеет исторических аналогов и является, таким образом, абсолютно уникальной. К числу определяю­щих признаков тоталитаризма относилось наличие: 1) еди­ной официальной идеологии; 2) единственной массовой пар­тии; 3) системы террористического полицейского контроля за населением страны; 4) технологически обусловленного контроля над средствами информации и коммуникации; 5) контроля государства за всеми средствами вооруженной борьбы; 6) почти полного контроля и централизованного ру­ководства экономикой.

Уникальность тоталитарной политической системы состо­ит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обрат­ной связи. Такие системы определяются как закрытые и не­устойчивые. Очень важным становился аспект изучения механизма «запаздывания» в принятии тех или иных реше­ний, свойственного любой политической системе, но с осо­бой силой проявляющегося в условиях жесткой централиза­ции, присущей тоталитаризму. Исследователи отмечали, что в условиях непрерывного роста информационных потоков технически невозможно осуществлять более или менее эф­фективное руководство сложной системой из единого цент­ра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем харак­тер этих изменений находится в прямой зависимости от степени адаптивности системы и может принять форму ли­бо перераспределения властных ресурсов и полномочий с упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной системы, не имеющей иммунитета против распада и дезин­теграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраз­дельное доминирование политической сферы в жизни соци­ума при утрате всеми иными подсистемами общества собст­венной функциональной и институциональной автономии.


При тоталитаризме происходит формирование нового типа взаимоотношений различных сфер человеческой деятельнос­ти, характеризующегося доминированием политики над областью духовной культуры, обществом и экономикой, бес­прецедентным господством политического над индивидуаль­но-личным началом.

Особое место в процессах становления тоталитарных си­стем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеоло­гия. В результате систематического упрощения социальной реальности революционно-преобразующая по своей сути то­талитарная идеология формирует у своих приверженцев спе­цифическую картину мира. При этом не имеет решающего значения «отправной пункт» идеологических построений — идеи неизбежности социального прогресса (как в коммуниз­ме) или противостояния всеобщему упадку и разложению (в национал-социализме). Философия исторического процес­са и в том и в другом случае оказывается почти идентич­ной. История мыслится как процесс кристаллизации у про­тивоположных полюсов сил добра и зла и находит разре­шение в окончательной исторической победе первых над последними.

Решающее отличие тоталитарной системы от любой дру­гой как раз и состоит в том, что определяемая идеологиче­ски политика получает опору не в обществе (как в либераль­но-демократической модели) и не в неких элитных группах и слоях населения либо традиционных институтах (как это имеет место в авторитарных режимах), а во внешнем по от­ношению к обществу универсальном принципе, который навязывается последнему. Именно поэтому исповедуемая идеология играет центральную роль в рамках любой тотали­тарной системы. Идеологизация общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все эко­номические и социальные процессы становятся ее неотъем­лемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для становления и обеспечения бесперебойного функционирова­ния тоталитарной политической системы, институциональ­ным ядром системы выступала партия, одновременно яв­лявшаяся проводником и носителем моноидеологии. Бу­дучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все уровни политической системы, партия выполняла це­лый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятель­ности системы функций, таких, как функции интеграции, управления, мобилизации масс, контроля за всеми общест­венными организациями и ассоциациями и т. д. Таким образом, необходимо помнить, что, говоря о политической системе тоталитаризма, мы прежде всего имеем в виду изучение слитых воедино структур партии-государства.


Всесильная власть выступает здесь главным гарантом то­тального идеологического контроля. А политическая систе­ма, точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем жесткой социальной иерархии.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности приобрел довольно значительную популярность в мире. Од­нако история наглядно продемонстрировала обреченность за­крытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные системы оказались неспособны адаптироваться к изменени­ям на мировой политической арене и в мировой экономике. Их возможности оказались жестко ограничены идеологиче­скими догмами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Вопрос о том, что такое политический режим, является одним из самых запутанных в современной политической науке.

В публицистике, а нередко и в научной литературе поня­тия политическая система и политический режим исполь­зуются в качестве взаимозаменяемых. Например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламент­ском режиме и парламентской системе. Так в чем же принципиальное отличие между этими понятиями? Главное различие состоит в том, что тип политической системы оп­ределяется фундаментальными принципами ее организации. Что же касается политических режимов, то их различия вы­являются внутри тех или иных типов политических систем по характеру соотношения ветвей власти, организации по­литических институтов, формам и методам осуществле­ния власти.

В политической науке сложилось по меньшей мере две традиции в осмыслении понятия «политический режим». Различия между этими традициями весьма существенны. В первом случае акцент делается на формально-юридических аспектах функционирования политической системы. Во вто­ром случае внимание фокусируется на особенностях полити­ки как процесса.

Первое направление принято именовать институциональ­ным. Его сторонники склонны отождествлять политический режим с таким понятием, как форма правления. В этом слу­чае все существующие формы политического устройства можно довольно четко подразделить на монархические и ре­спубликанские режимы. В свою очередь, в рамках монархи­ческих можно выделить режимы абсолютной, ограниченной и конституционной монархии. Республиканские режимы принято подразделять на президентские и парламент­ские.


Второе направление концентрирует внимание на способах и средствах осуществления политической власти. В фокусе внимания исследователей при этом оказываются доминиру­ющие идеологии; типы политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппо­зиции, разделения властей; роль институтов гражданского общества; взаимоотношения элит и масс в политическом процессе; доступ масс к участию в политике; способы рота­ции и рекрутирования элит и т. д. С учетом названных по­казателей нередко различают тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Вместе с тем наличие большого числа определений и подходов не должно помешать нам обобщить существующие на сегодняшний день точки зрения. Правящий класс в рам­ках любой политической системы может осуществлять свои властные полномочия и регулятивное воздействие только при посредстве политических норм и ценностей, действую­щих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую людей информа­цию. Иными словами, для того, чтобы политическая систе­ма могла нормально функционировать, члены политической общности должны принять некоторые базовые процедуры и правила. Они определяют средства урегулирования спор­ных ситуаций по поводу выдвигаемых политическими субъ­ектами требований в борьбе за достижение определенных целей. Также необходимо признание властных полномо­чий соответствующих политических институтов и струк­тур. Подобный каркас для функционирования политичес­кой системы можно обозначить понятием «политический режим».

Политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. По­литический режим — это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определен­ных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политичес­ких институтов и структур, предназначенных для их реали­зации в политической практике.При этом политические ценности заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий. Например, очевидно, что по­литические ценности коммунистического и либерально-де­мократического режимов существенно отличаются друг от друга. Политические нормы определяют типы ожидаемых процедур, приемлемых в рамках процесса выдвижения и ис­полнения политических требований, и могут носить как формальный (легальный), так и неформальный характер. К числу формальных норм относятся прежде всего конститу-


ционные нормы, а также нормы, устанавливаемые законо­дательством той или иной страны. Сложнее обстоит дело с неформальными нормами. Они включают представления о должном и допустимом, распространенные в рамках того или иного общества, и жестко отграничивают допустимое от недопустимого в повседневной политической практике. Речь идет об обычаях и традициях, передающих из поколения в поколение в том числе политический опыт людей, имеющий силу неписаного правила. Политические структуры при­званы с помощью определенного набора методов осущест­вления власти обеспечить процесс принятия политических решений, необходимую степень подчинения этим решениям всех участников политического процесса и механизм вопло­щения данных решений в жизнь.

Политический режим является одной из важнейших ха­рактеристик любой политической системы. В рамках тота­литарных политических систем можно четко вычленить правый и левый варианты тоталитаризма, а внутри их нацистский и фашистский политические режимы, а так­же марксистско-ленинский коммунистический режим в СССР, маоистский режим в КНР и режим, основанный на идеях чучхе, в Северной Корее. В рамках политиче­ской системы авторитаризма довольно четко выделяются режимы однопартийной диктатуры, военные режимы, режи­мы личной власти, бюрократически-олигархические режи­мы, традиционные монархии. Характеристики режима могут существенным образом трансформироваться, не выхо­дя за рамки одной политической системы. В этой связи ряд исследователей полагает возможным говорить о сущест­венных трансформациях режима в рамках советской систе­мы — от сталинского репрессивного режима до брежневского режима застоя. Парламентская республика в результате конституционной реформы может превратиться в прези­дентскую, и наоборот. Таким образом, одна и та же поли­тическая система может функционировать «в разных ре­жимах».

ММ Основные понятия:политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.

Проверьте себя

1) Что такое политическая система? 2) Каковы структур­ные элементы политической системы? 3) Перечислите воз­можные типологии политических систем. 4) Что такое по­литический режим? 5) Как соотносятся между собой политическая система и политический режим? 6) Назовите основные черты тоталитарных политических систем. 7) Ка­ковы основные разновидности и базовые характеристики ав­торитарных политических систем?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Политическую систему современной России нередко
критикуют в иностранных СМИ за недостаточный демокра­
тизм. Попробуйте поразмышлять, является ли она при этом
диктаторской и в чем принципиальные отличия политичес­
кой системы современной России от политической системы
СССР.

2. Объясните, в чем состоит уникальность тоталитарных
политических систем по сравнению с иными политически­
ми системами диктаторского типа. Насколько правомерно
утверждение о тоталитарном характере политической систе­
мы СССР? Обоснуйте свою точку зрения.

3. В 1991 г. прекратила существование одна из двух
сверхдержав того времени — СССР. Попробуйте объяснить,
почему это произошло (в терминах теории политических си­
стем).

4. В литературе часто происходит отождествление поня­
тий «режим» и «система». Например, речь может идти о
сталинском режиме и одновременно о созданной «великим
вождем» политической системе. Насколько корректным яв­
ляется подобное отождествление? Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы американского политолога о политичес­кой системе.

Политическая система может быть определена как сово­купность тех взаимодействий, посредством которых ценнос­ти авторитарным способом приносятся в общество. Это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную... Интрасоциетальные системы вклю­чают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межлично­стные отношения. Они являются функциональными сегмен­тами общества, компонентом которого является и сама по­литическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно фор­мируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, куль­тура или социальная структура могут оказывать воздейст­вие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы экстрасо-циетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функ­циональными компонентами международного сообщества...

6~Л Н Боголюбов, 11 кл


Оба эти класса систем — интра- и экстрасоциеталь-ные... образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической сис­темы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью ко­торого можно эффективно описывать влияния полного окру­жения на политическую систему и вызываемые им изменения этой системы.

...Каждая политическая система характеризуется свойст­вом в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не значит, что результат по­ведения системы всегда именно таков; система может раз­рушиться именно по той причине, что оказалась неспособ­ной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы от­вечать на стресс имеет решающее значение.

Истон Д. Категории системного анализа политики //

Антология мировой политической мысли: В 5 т. —

М.: Мысль, 1997.— Т. 2. — С. 634—635, 636.

11(111 Вопросы и задания к источнику. 1) Политическая система су­ществует в определенной окружающей ее среде. Подумайте над тем, из каких именно составных частей формируется эта среда. 2) Какая именно способность политической системы имеет решаю­щее значение для ее существования?

Демократия

Вспомните:

что представляет собой политический режим? В чем суть тоталитарных и авторитарных политических режи­мов? Что понимается под социальными нормами и цен­ностями?

Демократия является, как известно, одним из типов по­литического режима. Она имеет длительную и древнюю ис­торию: примитивная первобытная (военная) демократия; ан­тичная афинская демократия времен правления Перикла (5 в. до н. э.); демократия Нового времени. (Подумайте, как развитие демократии в период Нового времени было связа­но с развитием представительных учреждений, прав челове­ка и избирательного права.)

В настоящее время усиливается стремление народов к де­мократии. Демократические порядки в разных странах не похожи друг на друга, ибо в каждой стране они устанавли­ваются в зависимости от особенностей экономической и со­циальной структуры, национальных традиций и обычаев. Не случайно в политологии существует множество теорий демократии. Их сторонники, несмотря на различия научных


подходов, единодушно называют общие, свойственные всем демократическим режимам принципы и ценности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.