Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В следующем стихотворении найти звук Р. Не путать со звуком Р'.





ББК 74.1 К 78

Кравченко И. А.

К 78 Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-89334-085-Х

В пособии собрано около 140 игр и игровых упражнений многих замечательных дошкольных педагогов и методистов начальной школы. Этот игровой материал поможет воспитателю сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Очень важно то, что осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причём с интересом и без принуждения. Игры, помещенные в сборнике, доступны дошкольникам. Разумеется, при подготовке игрового материала к занятию следует учитывать уровень подготовленности детей.

Пособие будет полезно воспитателям, родителям и их маленьким детям.

ББК 74.1

Издатель - А. Казаков Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - А. Панова Компьютерная верстка - Е. Капнулина

Лицензия № ЛР 064388 от 10.01.96 г. Сдано в набор 01.11.98 г. Подписано к печати 20.11.98 г. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл.п.л. 4. Тираж 5000. Заказ 3134

Издательство ООО "Гном-Пресс",125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, офис 43 Тел./факс: (095) 151-74-91, 280-02-07.

ISBN 5-89334-085-Х © Кравченко И.А., 1997

О Оформление. Гном-Пресс, 1998


Предисловие

Чтение есть воссоздание звуковой формы снова на основе его графического обозначения.

Д.Б.Элъконин

Данный сборник состоит из разнообразных игр и игровых упражнений (140), направленных на обучение грамоте дошкольников от 4 до 6 лет. Его можно рассматривать как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом возрасте интерес к звуковой стороне речи.

Пособие структурировано по содержательным задачам в соответствии с особенностями возраста ребенка. Предлагаемый сборник игр является ярким примером творческого отношения педагога к изучаемому предмету, заслуживает, безусловно, положительной оценки.

Преимуществом его перед другими сборниками является и то, что в него включены как игры, хорошо известные практике, так и собственные наработки, не разрушающие содержательной стройности материала и обогащающие его занимательными играми и упражнениями. Таким образом, решается задача познавательной мотивации детей в курсе обучения грамоты.

Кроме того, данное пособие может быть рекомендовано для любой программы, где уделяется внимание развитию фонематического слуха и формированию звукового анализа.

Сборник окажет помощь педагогу-практику в работе с детьми по обучению их грамоте - одному из сложнейших разделов образовательной программы.

Варенцова Н. С. - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории способности и творчества ИЦ семьи и детства Российской Академии Образования.


Раздел I. УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК

Глава1. ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ

Игра № 1. "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"

Правила игры: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы? — Тик-так.

Как подзывают цыплят? - Цып-цып.

Как чикают ножницы? - Чик-чик.

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.

А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж

Как воет волк? - У-У-У

Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ

Как поют комарики? - 3-3-3

Как рычит мотор? - Р-Р-Р

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А

Как фыркает кот?- ф-ф-ф

Как выходит воздух из шара?- С-С-С

Как пыхтит каша? - П-П-П

Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.

Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.

Вариант этой игры.

"Звуковые загадки"

Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.

Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т. д.

Игра № 2. "ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ"

Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

Игра № 3. "ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК"

Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.

Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3.

Игра № 4. "СКАЖИ, КАК Я "

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.

Игра № 5. " ПОДБЕРЁМ ИГРУШКИ"

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображе
ниями животных и птиц.

Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:

флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть, тоже звук Ж. Какие игрушки дадим кукле?

Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в комнате.

Примечание: Звук Ж очень хорошо интонируем, т. е. выделяем голосом.

Варианты этой игры:

1. "Ищем песенку жука в словах"

Как разговаривает жук? - Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо

ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

2. "Найди картинку"

На столе лежат картинки с изображениями животных или птиц. Просим выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.

Игра № 6. "ДЯТЕЛ" Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:

"Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит ".

После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости - мягкости согласного:

папа-дятел долбит - Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д'-Д'-Д'.

Игра № 7. "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"

Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д.

Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчелки.

Мама-воспитатель гуляет, собирает цветы, а ребенок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу.

Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-з-з, а чем ближе к маме, тем громче слышно: З-з-з.

Мама отмахивается от комаров, ходит по поляне, ищет ягоды. Вдруг под кустиком увидела ёжика. Ёжик-ребенок "пугает" её колючками и возмущенно фыркает: Ф-ф-ф.

А может маму испугала змея? Ребенок старательно ползет, как змея, и злобно шипит: Щ-щ-щ.

Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.

Раздается звук дятла: Д-д-д и т.д.

Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т.п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е. различения звуков.

Сразу выделяем ёжика -Ф и ежонка ~ Ф", комара - 3 и комарика -3 ' т. е. вводим и мягкие, и твердые согласные.

Игра № 8. "КОМАРЫ И ОСЫ"

Различение звуков 3 - С

Игровой материал: картинки.

Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:

"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".

Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

Варианты этой игры:

1. "Слушай внимательно" Различение звуков С - 3

У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок. Свисток свистит С, а звонок звенит 3.

Говорим слова со звуками С и 3, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит 3.

Различение звуков Ч Щ

Объясняем:

Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук,

изобразите, как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.

Различение звуков Ч-Ц

Ч-Ч-Ч - поехал паровоз.

Ц-Ц-Ц - махнула хвостом белочка (рукой изображаем

взмах хвоста).

Затем произносим слова, а дети показывают, какой звук услышали.

Словарный материал: читатель, цветок, чаща, цирк, чулан, царь, цепь, щель, чулок, цифра, цемент, щука, цыпки.

2. "Прогулка на велосипедах"

Различение звуков Щ-Ш

Мы едем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.

Слабо надуты, ещё подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.

Хорошо накачали, только слышим - воздух шипит Щ-Щ-Щ.

Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.

Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.

А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.

Дети имитируют все действия с насосом и шиной.

Игра № 9. "ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА"

Игровой материал: иллюстрации (этот вариант игры легко показать на иллюстрации в книге Л.П. Успенской и М.Б.Успенского "Учитесь правильно говорить").

Правила игры: Этот игровой приём всегда вызывает интерес у детей. Удачен он и в методическом плане, потому что по-

зволяет одновременно различать трудные звуки и определять согласные по мягкости - твердости. Спросите у детей:

"Умеют ли картинки разговаривать?" "Конечно, нет", - не задумываясь отвечают дети.

Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку:

если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.

И рассказываем по картинке:

"На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы всё нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С'-С'-С, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: 3-3-3 ~ радостно звенит большой, З'-З'-З' - вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: "Не стыдно прятаться?" и т.д.

Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток тихо посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.

Такие рассказы с элементами звукоподражания и опорой на иллюстрацию с интересом слушают (и воспроизводят) не только малыши, но и старшие дошкольники.

Игра № 10. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"

(Выделение первого звука)

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.

 

Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.

Вариант этой игры:

"Помоги кукле"

Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.

Игра № 11. "ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК"

(Формирование навыка выделения последнего звука)

Игровой материал: кукла. Правила игры:

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выгова
ривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.

Игра № 12. "ЗООПАРК"

(Различение мягкости - твердости согласных)

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель,

предметы, фишки. Правила игры: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него

привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').

Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

Вариант этой игры:

"Кто заметил?"

Молча рассматриваем игрушки, мебель, предметы, находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть звук Р: корова, пирамида, ролики и т.д. Затем предметы, в названии которых есть Р': рябина, ринг, кресло и т.д.

За правильный ответ выдаем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Аналогично играем с любыми парными согласными.

Игра № 13. "ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ" (Первоначальный навык выделения ударного гласного)

Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.

П равила игры: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовёт, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша -(И) Р-ы-ы-бка - (Ы) К-о-о-тик - (О) Э-э-дик - (Э) и т. д.

Постепенно проигрываем все гласные звуки.

Игра № 14. "ЧИТАЕМ ПОТЕШКУ"

Игровой материал: книга с потешками.

Правила игры: Читаем потешку, выделяя голосом определенный звук. Ребята слушают и запоминают слова с этим зву-ком. Побеждает тот, кто запомнил больше слов с нужным звуком. Например:

Горкой,горкой, горочкой Шел маленький Егорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки.

Какой звук чаще всего слышим в этой потешке? В каких

словах?

Вариант этой игры: Читаем потешку 2-3 раза без задания детям и без явного интонирования звуков. А потом просим назвать слова с каким-то определенным звуком. Например:

Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидает ужина.

Просим детей назвать слова со звуком Ж.

 

Примеры потешек и стихотворений.

* * * * * *

Огорченная сорока Грачиха говорит грачу:

Возвращается с урока. "Слетай с грачатами к
Весь урок болтала с сойкой врачу,

И домой вернулась с Прививки делать им пора

двойкой. Для укрепления пера."

*** * * *

Мышка сушек насушила, Слонёнок удивил ребят,

Мышка мышек пригласила. Слонёнок встал на самокат.

Мышки сушки кушать стали, Немножко покатался -

Зубы сразу же сломали. Самокат сломался. * * * * * *

Лена искала булавку, Молодого злого пса

А булавка попала под лавку. В нос ужалила оса.

Под лавку залезть было лень, "Не скули, - сказал я псу, -

Искала булавку весь день. Прогони скорей осу."

* * * * * *

Лежебока - рыжий кот Щука добрая была,

Отлежал себе живот. Дружбу с рыбами вела.

Кушать хочется, Из морской капусты щей

Да лень ворочаться. Щука наварила,

Вот и ждёт ленивый кот, Окуньков, бычков, лещей

Может миска подползёт?! Щами угостила.

 

Глава 2. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Игра № 1. "В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКОВ"

Игровой материал: рисунки с изображением Звуковичков и предметов (на их крылышках), музыкальное сопровождение.

Правила игры:

Звуковички - это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок Д а если люстра, то - Л', солнышко - Звуковичок С, серёжка - С ' и т.д.

Объясняем детям:

 

чтобы накормить Звуковичка, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше (пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-в-вата, в-в-ворон, но нельзя предложить шоколад или грушу, а то он отравится.

Варианты игры со Звуковичками:

1. "Угадай как нас зовут?"

Показываем 5-6 Звуковичков. По рисункам на крылышках дети определяют имя Звуковичка. Все названия должны начинаться только с твердого или мягкого согласного.

2. "Кто лучше покормит Звуковичка?"

Показываем Звуковичка. По рисункам на крылышках узнаем его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

3. "Почему заболел Звуковичок?"

На крылышках грустного Звуковичка М нарисованы: мак, мох, мыло, машина, миска Ребёнок догадывается, что художник по ошибке дал Звуковичку предмет на М'- миска, поэтому Звуковичок болен.

4. "Рисуем крылышки Звуковичку"

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крыльях.

5. "День и ночь"

Каждый ребенок выступает в роли какого-то Звуковичка: например, Оля - О, Света ~ С, Веткин - В' и т. п.

Ночь. Спят Звуковички.

День Весело летают по комнате, машут крылышками, обязательно напевают свою песенку (свой звук).

Играем всегда под музыку.

Игра № 2. "ЗВУКОВЫХ ДЕЛ МАСТЕРА"

(Выделение ударного гласного)

Игровой материал: 6 фигурок Мастеров, предметные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Правила игры:

В стране звуков живут замечательные Звуковых дел Мастера. Их зовут: Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых. У каждого Мастера есть молоточек, которым он ударяет по словам. Ударит Мастер Ах по слову "шкаф", и А звучит ясно, громко, отчётливо. По слову "стол" ударяет, конечно, Мастер Ох. А чтобы зазвучало слово "стул", должен поработать Мастер Ух и т.п.

Не все дети сразу начинают легко различать гласные звуки, а без этого важнейшего навыка нельзя научить составлять звуковые модели слов. Поэтому весь игровой материал с этими сказочными персонажами должен быть освоен детьми очень хорошо.

Варианты игр с Звуковых дел Мастерами:

1. "Подарки Звуковых дел Мастерам"

Детям показываем 6 фигурок Звуковых дел Мастеров: все с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А, О, У, Ы, И, Э.

Рассказываем:

В нашу комнату пришли Звуковых дел Мастера. Кому мы подарим скатерть - А, а кому книгу - И, кто возьмёт цветок - О, а для кого подойдёт стул - У и т.д.?

Все слова произносим четко, хорошо интонируя ударный
гласный.

2. "Разложи картинки"

У ребенка 6 фигурок Звуковых дел Мастеров и стопочка предметных картинок. Каждому Мастеру дети отбирают его картинки.

3. "Рисуем подарки Звуковых дел Мастерам"

Например:

Мастеру О мы нарисуем: стол, полку, дом, львенка, мост, осень, золото, молоток и т. д.

Мастеру Э -лес, зебру, мел, кедр, оленя, кепку и т.п.

Мастеру У - сушки, бублик, люстру, люк, изюм, кукушку, брюки, кружево и т. д.

4. "Истории про Звуковых дел Мастеров"

Чтобы научить детей выделять ударный гласный, часто используем споры Мастеров.

Говорим детям, что эти Мастера большие спорщики. Они постоянно ссорятся, кому какое слово принадлежит.

Любое слово, например, "шкаф" своим молоточком пусть все Мастера по очереди ударят: шк'Иф, шкУф, шкОф и т. д., пока кто-нибудь из детей не догадается, что должен Ах поработать. Этот приём используем часто, пока дети не научатся выделять гласный звук.

Описание других сюжетов игры:

Звуковых дел Мастера - большие непоседы.

То они идут в ателье выбирать себе одежду: брюки (У); штаны (Ы); сорочку (О); жилет (Э);рубашку (А) и т.д.

То покупают себе обувь: босоножки (О); туфли (У); кеды (Э); мокасины (И); сандалии (А).

То работают в огороде, путешествуют на разных видах транспорта: самолёт (О); поезд (О); трамвай (А); велосипед (Э); троллейбус (Э); и т.п.

Разводят цветы, ловят рыбу: пескарь (А); лещ (Э); лосось (О); угорь (У) и т.д.

Сочиняя такие истории, ребенок тренируется в выделении ударного гласного.

5. "Звуковых дел Мастера рисуют картину"

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, "На рыбалке": река, берег с песочком, камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д. И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет на картинке. Например, песок (О), камень (А), лес (Э), рыбку (Ы) и т.п.

Таких сюжетов может быть много: "В походе", "На прогулке", "Лепим снеговика" и т.д.

Игра № 3. "НЕОБЫЧНАЯ ПЕСЕНКА"

(Выделение гласных звуков)

Правила игры: Вокалисты часто используют распевки на отдельных звуках. А если объединить эти распевки сюжетом, то получится особый музыкальный вариант игры со звуками. Подходит любая знакомая ребенку распевочка с очень простой мелодией, на которую поются все звуки. Рассказываем:

"Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку.

Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно запели: О-о-о.

Затем вышли яркие весёлые бабочки. Они звонко и весело запели песенку.

Эта же мелодия на букву А.

Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-и-и.

Тут на полянку выбежала Машенька (Оленька, Женечка) и запела распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поёт наша девочка (наш мальчик).

Так в ходе игры мы с ребятами вычленяем и интонируем отдельные гласные звуки. Сочиняя истории с разными персонажами, постепенно пропеваем все гласные.

Игра № 4. "ЭХО"

(Интонирование гласных звуков)

Правила игры: Громко произносим: А-а-а. Ребенок-эхо тихо отвечает: А-а-а. И так все гласные. Можно сдвоенные гласные: ау, уа, иа и т.д.

Ва риант этой игры:

"Повторите за мной"

Просим детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена:

Алла, У ля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Элъдар, Анна, Эдуард.

После освоения игр "Эхо", "Необычная песенка", со Звуковых дел Мастерами вводим понятие "гласный звук". Теперь вместе с ребятами выделяем основные признаки гласных:

их удобно кричать и петь,

голос звучит при этом свободно,

когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.

Игра № 5. "ПОДАРКИ АЛЁНКЕ"

Игровой материал: бумага и карандаши.

Правила игры: Когда девочке Алёнке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У. Угадайте, какие игрушки могли ей подарить? (Утку,

улитку, утюг, Буратино, кукушку, муравья, дуршлаг и т.д.).

Аналогично обыгрываем другие звуки. Вариант этой игры:

"Загрузи кораблик (самолёт, лодку, поезд, машину и любой вид транспорта)"

Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т.д.

Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.

Игра № 6. "ОБРУЧИ"

Игровой материал: обруч, фанты (фантики от конфет), мяч.

Правила игры: Вспоминаем слова с О: мост, Оля, сом, очи и т.п. Катаем друг другу обруч. К кому обруч подкатился, тот быстро называет слово со звуком О. Если замешкался, отдает фант, а в конце за каждый фант говорит три слова с О.

Вариант этой игры с мячом :

"Скажи слово с нужным звуком"

Называем звук, по очереди кидаем мяч всем детям. Дети называют слова с этим звуком. Если не могут быстро вспомнить, то отдают фант. Например, со звуком А: мяч, шашки, каша и т.д. Со звуком И: рис, лист, винтик, мир и т.п.

Игра № 7. "УЧИМ НЕГРИТЕНКА ТОМА"

Правила игры: Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.

Вариант этой игры:

"Логопед"

Шепелявому медвежонку прописали 10 слов со звуком Ш. Подбираем ему слова.

Игра № 8. "ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ"

Правила игры: Вначале тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает, а если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопывает.

Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (почему не захлопнул ворота, слово со звуком М), зефир, жижа, шорты и т.д.

Варианты этой игры:

1.

"Шайбой" назначается согласный звук, имеющий пару по мягкости - твердости. Например, звук П. Тогда надо пропустить пальто, поле, путник, парта, но нельзя персик, пятка, пистолет, перо и т.д.

2.

Правила этой игры изменяются: теперь нельзя пропускать какой-нибудь определенный звук, не обязательно первый. Например, звук Щ. Если в слове слышится этот звук, ворота необходимо захлопнуть. Это упражнение не только прекрасно развивает слух детей, но и помогает нам понять затруднения ребенка. Так, если он часто захлопывает звук Ш или звук Ч вместо Щ, то понятно, что надо специально поиграть с этими звуками.

3. "Кто внимательный?"

Просим детей стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть, топнуть, выполнить любые движения), если они услышат звук Щ.

Словарный материал: шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица, шоколад, щипать, шум, щепка, жир, щипцы.

Аналогично играем с другими шипящими звуками.

Игра № 9. "ЗВУКОВОЕ ЛОТО"

Игровой материал: подходит любое готовое лото.

Правила игры: Играют несколько детей. У каждого лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Ф. Спрашиваем, у кого из игроков есть слово со звуком Ф. Этот звук может стоять на любом месте: в начале, середине, конце слова. Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Победит тот, кто раньше всех закроет все картинки.

Игра № 10. "БАБУШКИНА ИГРА"

Правила игры:

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названии.

Приготовились. Внимание! *

(Отвечать полными предложениями.)

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

А может быть, тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете - брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Платочек будет из полотна или батиста?

Жилетка будет из бархата или плюша?

Обувь тоже выберем со звуком Б в названии.

Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты, башмаки, ботинки, сандалии, босоножки.

Игра № 11. "КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ"

Игровой материал: книга (можно Т.Юдина "Букваренок"), игрушки.

Правила игры: Читаем небольшой рассказ, желательно весёлый, часто из "Букварёнка" Г.Юдина, а ребенок должен запомнить слова с определенным звуком, который оговаривается заранее, до чтения рассказа.

Варианты этой игры:

1. "Посчитай и скажи."

В небольшом стихотворном отрывке ребенок должен посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найти звук 3:

В звезде найдешь ты букву 3 И в золоте, и в розе, В земле, алмазе, бирюзе, ' В заре, зиме, в морозе. Следим, чтобы дети не путали звуки 3-3'.

Найти звук Б, не путать со звуком Б ':

Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки.

Глава 3. ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ

Какао костюм коньки кондор

Кофе косынка каток

Котлета

3. "Погреем руки"

Подготовительное упражнение: Предлагаем ребенку изобразить, как в солнечный зимний день он лепит снежную бабу.

"Хороший получился снеговик, только руки сильно замерзли. Подыши на них вот так: Х-Х-Х".

Игра:

Вспомните слова, которые начинаются со звука X - холод, хватать, хрип, хан, хохот, храм, хорёк.

Назовите слова, которые заканчиваются на звук X - отдых, страх, шорох, запах, мох, смех.

За правильный ответ - фишка. Побеждает ребенок, который набрал больше всех фишек.

Игра № 4. "ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ"

Правила игры: крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям - лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например:

Б-Б' Н-Н' К-К'.

Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука:

Ф'-Ф

З'-З.

Ва рианты этой игры:

1. "Твердые- мягкие"

Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий:

рука - река; лось - лента; молоток - мель.

2. "Измени слово"

Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое:

дал - даль ел - ель

был - быль мел - мель

кон - конь жал - жаль

стал - сталь угол - уголь

шест - шесть пар - парь

Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ"

Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).

Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:

* Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

* Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

* Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?

* Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

* Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?

* Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.

Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"

Игровой материал: квадраты разных цветов.

Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:

Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.

При повторении игры геометрические фигуры менять.

Игра № 6. "ТИМ И ТОМ"

Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.

Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем.

Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том
- угловатый, с твер
дым волевым характером, его имя начинается твердо:
Том. И он любит все то, что начинается с твердого зву
ка. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука Т'
. Он выбирает;
слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе.
I

Игры с гномиками строятся на противопоставлении.

Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать.

Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками.

Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится к<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.