|
Глава 4. УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕИгра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК" Игровой материал: два домика, предметные картинки. Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист (Л '). Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. " Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика". Игра № 2. " МАМИНА СУМКА" Игровой материал: бумага и карандаши. Правила игры: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д. Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мясо, вермишель. Варианты этой игры: 1. "Мама варила обед" Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук: Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье. 2. "Машины" Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными. Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ" (С мячом) Игровой материал: мяч. Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например: Б-Б' Н-Н' К-К'. Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука: Ф'-Ф З'-З. Ва рианты этой игры: 1. "Твердые- мягкие" Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука - река; лось - лента; молоток - мель. 2. "Измени слово" Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал - даль ел - ель был - быль мел - мель кон - конь жал - жаль стал - сталь угол - уголь шест - шесть пар - парь Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ" Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры). Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами: * Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный? * Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой? * Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень? * Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы? * Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох? * Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д. Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ" Игровой материал: квадраты разных цветов. Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук: Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п. При повторении игры геометрические фигуры менять. Игра № 6. "ТИМ И ТОМ" Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши. Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем. Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они Игры с гномиками строятся на противопоставлении. Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать. Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками. Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится карасём, сомом, налимом. Появляясь вместе в зоопарке, на птичьем дворе, в лесу, в магазине эти замечательные гномики помогают не только освоиться с твердыми и мягкими согласными, но и обучают классификации. Варианты эт ой игры: 1. "Подарки Тиму и Тому" Дети рисуют для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых. 2. "Покажи рукой" Называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т.д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим. Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами. Мягкий согласный звук (Тим) - это ладонь, сложенная в мягкую щепотку. Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости - твердости. Игра № 7. "ВОЛК. СОБАКА И ОХОТНИК" Правила игры: Рассказываем. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками. Пусть волк будет звук Р, собака звук Р', остальные звуки - зайцы, а дети - охотниками. Говорим: "Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!". Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики. Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ! Игра № 1. "МАГАЗИН" Игровой материал: предметные картинки, бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы. Правила игры: На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш, Р, Л. У детей деньги - бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Р, Л. На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, а на монету С - стакан и миску. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги. Варианты этой игры: 1. "Шарик и комар" Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром. Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш. 2. "Закончи слово" Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки. Словарный материал: автобу(с) глобу(с) молоде(ц) колоде (ц) коло (с) страу(с) дворе(ц) ледене(ц) певе(ц) абрико(с) огуре(ц) анана(с) компа(с) матро(с) мизине(ц) Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками. Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш. Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ" Различение звуков Г - К Игровой материал: две куклы. Правила игры: Показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г. Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г. Например: Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Её любимые игрушки - конь, Чебурашка и матрешка. Игра № 4. "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА" Игровой материал: палочка. Правила игры: В стране звуков живет добрая Фея. У неё есть волшебная палочка, превращающая одни предметы в другие. Дотронулась Фея палочкой до вещи, в названии которой был звук С, она сразу превратилась в предмет со звуком Ц: (с)такан превращается в (ц)веток или в коль (ц)о, зер-каль(ц)е, (ц)епочку и т.д. Голосом очень хорошо выделяем "волшебные" превращения звуков. Аналогично проигрываем со всеми шипящими. Игра № 5. "КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?" Правила игры: Задание: прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки. * * * Закричал охотник: "Ой! Посмотрите-ка, ребятки, Двери гонятся за мной." Реки выросли на грядке. Тает снег, течет ручей, На виду у детворы На ветвях полно врачей. Крысу красят маляры. Врач напомнил дяде Мите Сели в ложку и айда - - Не забудьте об одном: По реке - туда, сюда. Обязательно примите Жучка будку не доела: Десять цапель перед сном. Неохота, надоело. Мы собрали васильки, Мама с бочками пошла На головах у нас щенки. По дороге вдоль села. На болоте нет дорог, Миша дров не напилил, - Я по кошкам - скок да скок. Печку кепками топил.
Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Забодал меня котел, На него я очень зол. (По А. Шибаеву) * * * Расцвели на клумбе козы. Холодно. Надень ракетку. В огород забрались розы. Для мяча возьми жакетку. Я возьму от сыра кошку. У слона огромный робот. На конверт наклею маску. На лицо надену марку. (По И.Лопухиной.) Игра № 6. "ДОКТОР ЗВУКОВ" Правила игры: Игрушечный негритенок не умеет выговаривать какие-нибудь русские звуки: "У слона ф-ф-обот. Положи в чай са-ф-ф-ар ". Какой звук не выговаривает негритенок? Ребенок - доктор Звуков. Он прописывает негритенку необходимую скороговорку в качестве лекарства: вкусная халва - мастеру хвала. Примеры скороговорок У зайки Бубы заболели зубы. На горе Арарат Растет крупный виноград. Три корабля лавировали Да не вылавировали. Саша любит сушки, Соня- ватрушки. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Маленькая болтунья молоко болтала, Болтала да не выболтала. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|