Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обучение логопедическому массажу





Дьякова ЕЛ.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии: учеб. пособие для студ. – М., 2012. – 13 с.

В учебном пособии массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов разных клинических форм дизартрии, описаны различные виды и комплексы логопедического массажа, даны методические рекомендации по их применению. Подробно излагается методика выполнения логопедического массажа, что предваряется рекомендациями к его подготовке и проведению. Комплексы массажных движений дополнены приемами активных и пассивных двигательных упражнений. Книга иллюстрирована многочисленными фотографиями конкретных приемов и техник логопедического массажа.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800-Логопедия, логопедов и дефектологов. Может быть также полезно медицинским работникам (невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................. 5

ОТ АВТОРА..................................................................................................................................................................................... 7

Глава 1 МЕТОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ................................................. 8

Глава 2. КРАТКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ......................................................................... 18

2.1. АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ.................................................................................................................................................. 19

2.2. МЫШЦЫ ГОЛОВЫ И ЛИЦА....................................................................................................................................... 20

2.3. ПОЛОСТЬ РТА................................................................................................................................................................. 29

2.4. МЫШЦЫ ШЕИ................................................................................................................................................................ 35

2.5. КРОВОСНАБЖЕНИЕ ЛИЦА И ШЕИ........................................................................................................................ 38

2.6. ИННЕРВАЦИЯ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА................................................................................................. 39

Глава 3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА.............................................................................................................. 43

Глава 4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИЗАРТРИИ 56

Глава 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИЗАРТРИИ 65

5.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА....................................................................... 65

5.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА......................................................................................................................... 77

5.3. ГИМНАСТИКА............................................................................................................................................................... 82

Глава 6 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА............................................................... 86

6.1. РАССЛАБЛЯЮЩИЙ МАССАЖ................................................................................................................................ 86

6.1.1. Методические указания к проведению расслабляющего массажа......................................................... 86

6.1.2. Массаж плечевого пояса и шеи.......................................................................................................................... 87

6.1.3. Массаж лицевой мускулатуры........................................................................................................................... 93

6.1.4. Массаж артикуляционной мускулатуры......................................................................................................... 96

6.1.5. Массаж мышц языка............................................................................................................................................ 101

6.1.6. Массаж в области гортани................................................................................................................................ 111

6.2. АКТИВИЗИРУЮЩИЙ МАССАЖ............................................................................................................................ 112

6.2.1. Методические указания к проведению активизирующего массажа..................................................... 113

6.2.2. Массаж плечевого пояса и шеи........................................................................................................................ 113

6.2.3. Массаж лицевой мускулатуры......................................................................................................................... 117

6.2.4. Массаж артикуляционной мускулатуры...................................................................................................... 118

6.2.5. Интраоральный массаж артикуляционной мускулатуры........................................................................ 124

6.2.6. Массаж языка........................................................................................................................................................ 129

6.2.7. Массаж уздечки языка........................................................................................................................................ 135

6.2.8. Массаж мягкого нёба.......................................................................................................................................... 137

6.2.9. Массаж десен и твердого неба......................................................................................................................... 141

Глава 7 СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ РАЗНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМАХ ДИЗАРТРИИ............................................................................................................................................................................... 143

7.1. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ЯВЛЕНИЯХ ГИПЕРТОНУСА (СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ)......................................................................................................................................................................... 143

7.2. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ЯВЛЕНИЯХ ГИПОТОНУСА (ПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ)......................................................................................................................................................................... 144

7.3. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИСТОНИИ (ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ) 146

7.4. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ..................................... 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 152

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................................ 159

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из наиболее распространенных речевых нарушений дошкольного возраста является дизартрия. Теоретические и практические аспекты данной проблемы широко освещаются в современной отечественной литературе (Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, И.Л. Панченко, О.Г. Приходько, Л.Б. Халилова и др.). Изучение дизартрии как речевого нарушения охватывает неврологические, логопедические, психологические и психолингвистические аспекты исследования. Данный интерес к проблеме дизартрии связан как с разработкой новых подходов в исследовании и диагностике, так и в определении новых более эффективных технологий реабилитационного процесса. В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. Одной из основных задач коррекционной работы при дизартрии является формирование произносительной стороны речи, что предполагает использование целого ряда логопедических технологий, среди которых логопедический массаж занимает одно из значимых мест.

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжелых речевых нарушениях применяется относительно давно (Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, О.В. Правдина, К.А. Семенова и др.). Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах дизартрии, еще недостаточно освещены в современной литературе и внедрены в широкую практику. В настоящее время становится ясно, что логопедический массаж как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других коррекционных методов воздействия.

В данном учебном пособии массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа при дизартрии, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. В пособии достаточно подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов разных клинических форм дизартрии, описаны различные виды и комплексы логопедического массажа, даны четкие методические рекомендации по их применению. Подробно излагается методика выполнения логопедического массажа, что предваряется рекомендациями к его подготовке и проведению. Комплексы массажных движений дополнены приемами активных и пассивных двигательных упражнений. Книга иллюстрирована многочисленными фотографиями конкретных приемов и техник логопедического массажа.

Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800-Логопедия, логопедов и дефектологов. Может быть также полезно медицинским работникам (невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

ОТ АВТОРА

Прошло около дести лет, с тех пор как была написана книга «Логопедический массаж» (изд. «Академия», 2003, 2005, 2010, 2012). За эти годы логопедический массаж приобрел широкую популярность среди практикующих логопедов. Мы проводим обучающие семинары, мастер-классы и можем наблюдать насколько за последнее десятилетие возрос интерес логопедов к освоению логопедического массажа. Участники наших семинаров это логопеды из разных городов России, а также стран ближайшего зарубежья — Латвии, Литвы, Казахстана, Украины, Белоруссии. Значительный интерес к освоению логопедического массажа по предложенной нами методике проявили логопеды из стран западной Европы и США. Понятно, что этот интерес обусловлен теми позитивными результатами, которые специалисты получают в коррекционной работе, используя логопедический массаж в своей практике. За эти годы мы накопили большое количество положительных отзывов и интересных наблюдений, полученных от слушателей наших семинаров. Мы также получаем большое количество писем, фотографий и видеозаписей, свидетельствующих о высокой эффективности логопедического массажа в практической работе логопедов как педагогических, так и медицинских учреждений. Слова удивления и восхищения при получении быстрого, достаточно видимого и стойкого результата, которые мы слышим от логопедов, прошедших наши семинары по логопедическому массажу, убедили нас в необходимости нового издания учебно-методического пособия, посвященного данной технологии. Мы надеемся, что расширение круга профессионалов, владеющих приемами логопедического массажа будет способствовать оптимизации логопедической помощи лицам с дизартрией.

Президент

Международного Института Речевой Патологии

ДЬЯКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

diakova@yandex.ru

Www.logeped-diakova.ru

Tsmus.info

Глава 1
МЕТОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ

Логопедический массаж — активный метод механического дозированного воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, подростков и взрослых, имеющих речевые нарушения.

Наиболее актуально применение логопедического массажа для лиц страдающих дизартрией. Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение центральной нервной системы главным образом в пре- или перинатальном периоде жизни. Как правило, дизартрия возникает на фоне центрального паралича или его остаточных явлений. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает в себя большую группу двигательных нарушений, которые развиваются как результат органического поражения двигательных систем мозга. Такие дети характеризуются отставанием в моторном развитии, нарушением формирования произвольных движений, дизонтогинезом в формировании двигательных навыков. Известно, что признаки детского церебрального паралича могут быть обнаружены с рождения, что нарушает весь ход психического развития ребенка с ДЦП в целом. В частности, существенно замедляется и искажается процесс формирования речи. Как правило, диагноз дизартрия может быть поставлен ребенку, в соответствии с нормами речевого онтогенеза только после 1 года, а порой и после двух лет, когда должно начаться активное формирование экспрессивной речи. В дальнейшем в большинстве случаев (до 76%) у детей, страдающих детским церебральным параличом возникает тяжелое речевое нарушение — дизартрия.

Дизартрия, может также диагностироваться у детей с резидуальными диффузными нарушениями мозговой деятельности без четко выраженного очага поражения (Л.И. Белякова, Н.Н. Вол основа, 2009). Как правило, речь детей страдающих дизартрией формируется с некоторой задержкой. В первую очередь нарушается звукопроизносительная сторона речи. Чаще всего страдает произношение сложных по артикуляции звуков, свистящих, шипящих, аффрикат, сложных сонорных. В целом произношение звуков может характеризоваться как нечеткое, смазанное. Голос может быть слабым, глухим, иссекающимся, хрипловатым, а также назализованным. Просодическая сторона как правило страдает, в результате чего, речь мало интонированная и невыразительная. Темп речи может быть изменен как в сторону ее ускорения, так и замедления. Фонематическое восприятие у таких детей также может быть нарушено. Довольно часто у детей с дизартрией отмечается бедность словаря и недостаточное владение грамматическими конструкциями.

Двигательные расстройства, у детей с дизартрией могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении органов артикуляции. Соответственно, степень выраженности дизартрии может быть разной: от полной невозможности произнесения звуков (анартрия), до еле заметной на слух нечеткости произношения (минимальные проявления дизартрии), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

В зависимости от клинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженным или наблюдаться мышечная, дистония.

Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения мозга. В клинике взрослых принято выделять спастическую, паралитическую, гиперкинетическую, мозжечковую и корковую формы дизартрии (Винарская Е.Н., 2005). Однако, в детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы, при которых проявляются симптомы пареза, спастичности и гиперкинезов. В современной логопедии существует несколько классификаций дизартрий детского возраста, которые представлены в работах Е.М. Мастюковой (1966), К.А. Семеновой (1968), И.И. Панченко (1977), Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук (2001). Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова (2009) предлагают выделять спастико-паретическую форму дизартрии в трех ее вариантах: спастический, паретический и гиперкинетический варианты; а так же гиперкинетическую и атонически-астатическую формы дизартрии, однако обращая внимание, на условность выделения данных форм в детском возрасте.

Основными клиническими признаками дизартрии является нарушение мышечного тонуса и двигательной функции (парезы, параличи) мышц периферического речевого аппарата, что приводит к нарушению произносительной стороны речи. При этом парезы и параличи отдельных мышечных групп речевого аппарата при дизартрии детского возраста могут распределяться крайне неоднородно. Эти дети могут иметь различную неврологическую симптоматику в области мимических и речевых мышц, что выражается в виде их асимметрии, сглаженности носогубных складок и т. п. Более выраженные изменения мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, в частности языка и губ, мягкого неба, мышц гортано-глоточного кольца, могут приводить к нарушениям функции сосания, жевания, а в тяжелых случаях и глотания. Как правило, ребенок с дизартрией затрудняется в выполнении определенных артикуляторных поз, объем движений ограничен, страдает амплитуда и сила движений, наблюдается быстрая истощаемость при нагрузке, трудности ритмического выполнения артикуляторных проб. Нарушение артикуляционной моторики и слабость кинестерических ощущений сочетается с различной патологической симптоматикой в виде сиинкинезий, тремора, гиперкинезов, гиперсаливацией, а также с патологическими изменениями голосовой функции и речевого дыхания.

Патологическое состояние мышечного тонуса и нарушение двигательной функции мышц речевого аппарата являются основными показаниями к назначению логопедического массажа.

Показания к применению массажа
в логопедической практике

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих дизартрией, а также используется в целях профилактики дизартрических расстройств у детей доречевого периода развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц периферического речевого аппарата.

Место массажа в комплексной системе
коррекционно-педагогического воздействия

Логопедический массаж — является составной частью комплексной медико-психолого-педагогической работы. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. В целях профилактики речевых расстройств массаж используется на самых ранних этапах лечебно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющими различного рода неврологическую симптоматику, особенно страдающими детским церебральным параличом.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. В том случае, если у ребенка с дизартрией имеются выраженные нарушения фонематического восприятия, логопедический массаж целесообразно начинать после того, как будет проведена работа по формированию восприятия звуков на слух. При незначительных нарушениях фонематического восприятия логопедический массаж можно проводить параллельно с работой по его формированию.

Логопедический массаж
как средство профилактики речевых нарушений

В последние десятилетия в условиях детских поликлиник и неврологических отделений детских больниц все шире внедрятся в практику ранняя логопедическая помощь детям с различными нарушениями двигательной сферы и ДЦП, в целях профилактики развития речевых нарушений. С этой точки зрения, логопедический массаж является одним из необходимых методов комплексной медико-педагогической помощи детям раннего возраста. Амбулаторно-поликлинические условия создают широкие возможности для предупреждения и коррекции дизартрии у детей раннего и дошкольного возраста. Специалисты детских поликлиник наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей не только в поликлинике, но и в детских дошкольных учреждениях. Совместная работа врачей И логопедов позволяет рано выявлять отклонения от нормы в состоянии двигательных функций детей, которые впоследствии могут сказаться на развитии речи. Одним из важнейших направлений развития логопедической помощи детям в условиях поликлиники является направление, связанное с предупреждением речевых нарушений и последствий речевой патологии. Перед специалистами, оказывающими помощь детям раннего и дошкольного возраста стоят следующие задачи: а) предупреждение речевых нарушений- первичная профилактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика. Поэтому с детьми, имеющими нарушение моторных функций в анамнезе и имеющих фактор риска дизартрии должна проводиться не только лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые врачами, но и коррекционно-педагогические, которые проводятся логопедом. В данном случае логопедический массаж выступает как одно из эффективных средств профилактического воздействия. Он может осуществляться как массажистом, так и логопедом поликлиники. К этой работе должны быть максимально привлечены также и родители, которые могут быть обучены специалистом по технике проведения не сложных приемов массажа в области артикуляционного аппарата.

АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ

Классическая анатомия делит лицо на несколько топографических областей: (1) лобная, (2) глазничная, (3) носовая, (4) подглазничная, (5) ротовая, (6) подбородочная, (7) щечная, (8) жевательная, (9) скуловая, (10) височная (рис. 1). Специфика такого деления лица зависят от особенностей строения костных, мышечно-сухожильных, сосудистых, нервно-ганглионарных и лимфатических структур.

Скелетом головы является череп, состоящий из отдельных костей, соединенных между собой швами. Топографически различают кости черепа и кости лица. Это разделение происходит следующим образом.

Кости черепа включают непарные кости: лобную, затылочную, клиновидную, решетчатую, — и парные: теменную, височную. Они образуют полость, в которой помещается головной мозг.

Кости лица включают непарные кости: нижнюю челюсть, подъязычную кость, сошник, — и парные: верхнюю челюсть, скуловую и нёбную кости, нижние носовые раковины, носовые кости.

Кости лица и кости черепа соединены между собой неподвижно, за исключением нижней челюсти, соединенной посредством височно-нижнечелюстного сустава подвижно. Височно-нижнечелюстной сустав одно из важных костных образований, с функцией которого связаны такие процессы, как жевание, глотание, дыхание и артикуляция.

Височно-нижнечелюстной сустав. Движения нижней челюсти возможны только благодаря работе височно-нижнечелюстного сустава. Это парный сустав, образованный головками нижней челюсти, суставные поверхности которой покрыты соеденительнотканным хрящем (рис. I на цветной вклейке). Правый и левый височно-нижнечеслюстные суставы в совокупности образуют одно комбинированное сочленение. При движении в суставах возможно опускание и поднятие нижней челюсти, движение ее вперед, назад и в стороны (направо и налево). Для правильного функционирования височно-нижнечелюстного сустава и ощущения комфорта в осуществлении движений нижней челюсти необходимо, чтобы его работа была правильно сбалансирована с обеих сторон.

Это обеспечивается как правильным функционированием самого сустава, так и группой жевательных мышц, непосредственно вовлеченных в осуществление его двигательной функции. Процессы жевания, глотания, дыхания и артикуляции требуют, чтобы движения височно-нижнечелюстного сустава были также синхронны с движениями соответствующих мышц, осуществляющих эти акты.

МЫШЦЫ ГОЛОВЫ И ЛИЦА

Мышцы головы делятся на две группы: жевательные и мимические мышцы, или мышцы лица; в особую группу выделяют мышцы окружности рта.

Группа жевательных мышц включает жевательную мышцу, височную мышцу и крыловидные мышцы (рис. 2 и рис. I на цветной вклейке).

Основная функция группы жевательных мышц сводится к движению нижней челюсти (поднимание, опускание, движение вперед, назад и в стороны).

 
 

Жевательная мышца состоит из двух частей: поверхностной и глубокой, которые одним концом прикрепляются к скуловой кости и другим — к нижней челюсти. Функции: поднимает опущенную нижнюю челюсть, участвует в выдвижении челюсти вперед.

Височная мышца расположена на височной поверхности черепа. Пучки мышц, направляясь вниз, образуют мощное сухожилие, которое прикрепляется к нижней челюсти.

Функции: поднимает опущенную челюсть, выдвинутую вперед челюсть тянет назад.

Крыловидные мышцы расположены по внутренней стороне жевательной мышцы, прикрепляясь к скуловой кости и к кости нижней челюсти.

Функции: при одностороннем сокращении смещают нижнюю челюсть в противоположную сторону, при двустороннем — выдвигают вперед и поднимают опущенную нижнюю челюсть (см. рис. 2).

Кроме этого косвенно в движениях нижней челюсти принимают активное участие мышцы дна полости рта (надподъязычные мышцы), прикрепляющиеся к подъязычной кости, а также подкожная мышца шеи (рис. 3 и рис. II на цветной вклейке).

Мимические мышцы (рис. 4), или собственно мышцы лица, состоят из дугообразных и круговых мышечных волокон, которые расположены преимущественно вокруг отверстий глаз, рта, носа и ушей. Эти мышцы участвуют в замыкании или, напротив, в расширении этих отверстий. Они меняют их форму на лице, образуя различные складки. Это довольно мелкие мышцы, участвующие в образовании различных мимических движений, меняющие выражение лица вследствие их тесной связи с эмоциогенными структурами мозга. Активно действующие мимические мышцы характеризуются подвижностью, готовностью к сокращениям. Благодаря этому создается определенная тяга мышц, действующих в направлении наиболее часто задействованных сокращений и расслаблений эффекторных групп. При редком использовании тех или иных мышечных групп могут наблюдаться характерные структурные изменения тканей лица, что может являться определенным диагностическим критерием при обследовании взрослых (рис. 5). Следует иметь в виду, что некоторые мимические мышцы выделяются не анатомически, а функционально. Укажем наиболее крупные из мимических мышц.

Затылочно-лобная мышца соединена с сухожильным шлемом, производит смещение кожи головы. Состоит из лобной и затылочной частей. Лобная часть поднимает брови и расширяет глазную щель.

 

 
 

Мышца, сморщивающая брови, прикрепляется к коже бровей, сводит кожу бровей к срединной линии, образуя вертикальные складки у переносицы.

Мышца гордецов начинается на спинке носа и прикрепляется к коже. Образует у корня носа поперечные складки.

Круговая мышца глаза располагается вокруг глазницы, осуществляет суживание глазной щели, смыкание век.

Носовая мышца проходит по крыльям носа, оттягивает книзу ноздри, суживая их при этом.

Мышцы окружности рта (рис. I на цветной вклейке) делятся на две группы. Одна из них — круговая мышца рта, сокращение которой суживает ротовую щель, другая группа — это мышцы, расположенные радиально по отношению к ротовой щели, их сокращение приводит к ее расширению.

 
 

Круговая мышца рта образована круговыми мышечными пучками, расположенными в толще губ. Мышечные пучки плотно сращены с кожей углов рта и срединной линии губ.

 

Функции: суживает ротовую щель, вытягивает губы вперед.

Большая скуловая мышца начинается от скуловой кости, направляясь вниз, вплетается в круговую мышцу рта и кожу угла рта.

Функция: тянет угол рта вверх и кнаружи.

Мышца, поднимающая угол рта, начинается от клыковой ямки верхней челюсти вплетается в угол рта.

Функция: тянет угол рта вверх и кнаружи.

Малая скуловая мышца; мышца, поднимающая верхнюю губу, и мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа также начинаются от скуловой кости и, образуя единую мышечную пластинку, вплетаются в кожу верхней губы и крыла носа.

Функции: поднимают верхнюю губу и подтягивают крыло носа, усугубляя носогубную складку.

Мышца смеха (является непостоянной) вплетается в кожу угла рта.

Функция: оттягивает угол рта кнаружи.

 

 
 


 
 


 

 
 

 

 

 
 

 

 

Щечная мышца, или мышца трубачей образует основу щек. Начинается от наружной поверхности верхней и нижней челюстей в области альвеол вторых больших коренных зубов. Направляясь вперед, пучки щечной мышцы переходят в верхнюю, нижнюю губы и угол рта.

Функции: оттягивает угол рта в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам.

Мышца, опускающая угол рта, идет от нижней челюсти, поднимаясь к углу рта.

Функция: тянет угол рта книзу и кнаружи.

Мышца, опускающая нижнюю губу, тянет нижнюю губу книзу.

Подбородочная мышца вплетается в кожу подбородка.

Функция: тянет кожу подбородка кверху, вытягивает нижнюю губу.

ПОЛОСТЬ РТА

Полость рта кроме производства звуков речи, выполняет целый ряд жизненно важных функций. Режуще-жевательная, вкусовая, слюновыделительная, защитная и сигнальная функции рта обеспечивают основные жизненные потребности организма. Кроме этого, благодаря теснейшим контактам с головным мозгом через тройничный, блуждающий и языкоглоточный нервы полость рта как одна из важнейших рефлексогенных зон обладает многосторонними связями с различными системами организма. Слизистая оболочка полости рта это чрезвычайно стимуляционная зона. Ни одна область человеческого тела не имеют такого мощного «выхода наружу» в область ствола головного мозга. Поверхность полости рта располагает обширными представительными зонами блуждающего, языкоглоточного, и тройничного нервов. Поэтому раздражение этой области под воздействием массажных движений, особенно задней стенки глотки способно вызвать существенные положительные изменения в состоянии пациента. Эти изменения могут касаться не только нормализации состояния тонуса мышц, но и изменения эмоционального состояния, а также стимуляции центральной

 
 

нервной системы в целом.

 

Анатомически полость рта ограничена спереди губами, по бокам — щеками, сверху — нёбом (твердым и мягким), снизу — языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой.

Губы — две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели носят название углов рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка. На кожной поверхности верхней губы по срединной линии находится непарный, ограниченный кожными валиками губной желобок, примыкающий к бугорку верхней губы. От щек верхняя губа отделена носогубными бороздами, или складками. Нижняя губа отделена от подбородка горизонтально идущей подбородочно-губной бороздой. В подслизистой основе губ залегают в большом количестве губные железы, достигающие величины горошины. Выводные протоки этих желёз открываются на поверхности слизистой части губ.

Щеки образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой. Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз.

Полость рта при сомкнутых челюстях полностью заполнена языком. Ее наружной стенкой являются зубные дуги и десна, верхней — нёбо, нижней — группа надподъязычных мышц (двубрюшная, шило-подъязычная, челюстно-подъязычная, подбородочно-подъязычная) (рис. 6).

Нёбо делится на твердое и мягкое. Его передняя часть — твердое нёбо — имеет костную основу. Задняя часть — мягкое нёбо — в основном образована мышцами и слизистой оболочкой, в которой расположены нёбные железы. Посередине слизистой оболочки имеется узкая беловатая полоска — шов нёба. В области шва слизистая оболочка тоньше, чем по краям. Мягкое нёбо также называют нёбной занавеской. Оно представляет собой подвижную перегородку между полостями рта и глотки. Его свободный край образует по средней линии язычок. Мышца язычка представляет собой два мышечных пучка, которые выходят из мышц мягкого нёба и сходятся к срединной линии язычка, что обусловливает его коническую форму.

По обеим сторонам язычка мягкое нёбо разделяется на две расходящиеся ножки (рис. 7) — нёбные дуги, из которых передняя идет к корню языка и называется нёбно-язычной дугой, а задняя прикрепляется к боковой стенке глотки и называется нёбно-глоточной дугой. В пространстве между нёбными дугами лежат нёбные миндалины. При каждом глотательном движении нёбные дужки вытягиваются, приближаются друг к другу так, что между ними остается маленькая щель, которая вполне закрывается язычком, т.е. в момент глотания полость носа отделяется от полости глотки.

Мышцы мягкого нёба иннервируются IX и X ветвями черепных нервов.

Наиболее важными мышцами неба и зева являются следующие.

Мышца напрягающая небную занавеску растягивает передний отдел мягкого неба и глоточный отдел слуховой трубы.

Мышца поднимающая небную занавеску поднимает мягкое небо и суживает отверстие слуховой трубы.

Мышцы язычка укорачивают язычок, поднимая его.

Небно-язычная мышца залегает в одноименной дужке. Начинается от бокового края языка, образуя продолжение его поперечных пучков и вплетается в мышцы мягкого неба. Функция: суживает зев, сближая передние дужки с корнем языка

Небно-глоточная мышца залегает в одноименной дужке. Начинается от задней стенки глотки и направляясь к середине неба вплетается в его толщу. Функция: сближает небно-глоточные дужки, подтягивает вверх нижнюю часть глотки и гортань.

Строение яз







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.