Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже.





Основные позиции:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Под колени может быть подложен небольшой валик, что способствует большему комфорту и общему расслаблению. Логопед занимает положение за головой пациента, сидя на стуле либо стоя (рис. 14а, 14б). Данная позиция используется для проведения массажа в области мышц плечевого пояса, шеи и мышц лица вне

 
 

полости рта.

 
 

 

2. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пункте 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа внутри полости рта (рис. 15).

Дополнительные позиции:

Кроме этих основных позиций, могут быть рекомендованы варианты позиций, используемых в некоторых случаях:

3. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Голова массируемого опирается на высокий подголовник. Ноги слегка разведены в коленях и стоят перпендикулярно полу, кисти рук свободно лежат на бедрах. Логопед занимает положение за головой пациента (рис. 16). Данная позиция может быть использована для массажа, направленного на общую релаксацию, как правило подростков и взрослых и не используется для проведения массажа внутри полости рта.

4. Ребенок может находиться на руках у матери. Мать располагается в удобном кресле, несколько откинувшись назад, ребенок располагается вдоль туловища матери полулежа в комфортной позиции. Мать слегка обнимает ребенка, поддерживая его. Логопед располагается справа и занимает позицию № 2. Данная позиция, как правило, используется при работе с ребенком раннего возраста для массажа внутри полости рта.

5. Логопед сидит на стуле, на коленях располагается большая подушка. Мать сидит также на стуле справа от логопеда. Ребенок располагается следующим образом. Голова и верхняя половина туловища ребенка располагается на подушке (область воздействия логопеда), остальная часть туловища ребенка находится на руках у матери. Данная позиция используется при работе с ребенком раннего возраста для массажа внутри полости рта.

6. Логопед садится на пол с мягкой поверхностью (мат, матрас и т. п.) ребенок ложиться между ног логопеда. Поза ребенка может быть аналогичной позиции № 1, т. е. с небольшой дополнительной подушкой под головой и подколенным валиком. Данный вариант рекомендуется использовать при работе с двигательно расторможенными или интеллектуально сниженными детьми. Данная позиция обеспечивает ограничение пространства для двигательной активности ребенка и более высокую концентрацию на личности (лице) логопеда.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее только выпуклыми частями ладонной поверхности. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично. Желательно, чтобы ритм речи логопеда соответствовал ритму выполняемых массажных движений. Ритмичность воздействия несет дополнительную нагрузку и способствует более эффективному достижению результата.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы более глубоко лежащих мышц и сосудов. Наряду с расслабляющим эффектом, оказывает и некоторое тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Сочетание релаксации с легким тонизирующим воздействием способствует гармонизации протекания процессов торможения и возбуждения и может использоваться при любом состоянии мышечного тонуса.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным, медленным и ритмичным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего и безымянного пальцев или одним большим пальцем, всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом, круговом и спиралевидном направлениях.

3. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Этот прием особенно эффективен при интраоральном воздействии. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и легко скользящим движением пропускаются между пальцами. Несколько иная техника выполнения приема пощипывания. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения только кожного покрова.

4. Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Вибрация проводится только в области мягких тканей лица. Это нижняя часть лица в области щек и губ. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды, вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.

Пальцы осуществляя вибрационные движения продвигаются, по кожным покровам, как правило от срединной линии к периферии лица (ушным раковинам). Как вариант приема вибрации, может использоваться прием потряхивания. В отличие от вибрации, при потряхивании пальцы прикладываются к кожным покровам, осуществляя вибрационные движения на одном месте без продвижения.

Прием поколачивания применяется на лице, особенно в местах выхода нервов и местах прикрепления мышц к костям черепа (сухожилия). Как правило, это те области, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание, при этом кисть руки, должна быть достаточно расслаблена что обеспечивает определенную легкость движения. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.


* * *

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.

Соответственно, выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц. При повышенном тонусе мышц периферического речевого аппарата используется так называемый расслабляющий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: поглаживание (поверхностное и глубокое), легкую вибрацию, а также точечный расслабляющий массаж.

Последовательность массажных движений в данном случае рекомендуется следующая: мышцы шеи, мышцы плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка.

При пониженном тонусе мышц периферического речевого аппарата используется активизирующий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: поглаживание в сочетании приемами растирания, разминания, сильной вибрации, поколачивания, а также точечный активизирующий массаж.

Последовательность массажных движений в данном случае может быть следующая: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Комплекс массажных движений рекомендуется формировать в зависимости от индивидуальных проблем ребенка, страдающего речевой патологией с учетом основных принципов составления массажных программ.

ГИМНАСТИКА

Массаж может сочетаться с приемами пассивной, пассивно-активной или активной гимнастики. Упражнения могут быть включены в массажный комплекс и перемежаться с массажными движениями, либо использоваться как до, так и после массажа.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа или в некоторых случаях — предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что все движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно.

Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить определенное движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда.

Все пассивные движения можно разделить на 2 группы.

1 группа движений направлена, как правило, на нормализацию мышечного тонуса (шеи, нижней челюсти, языка, рук, ног), при этом логопед совершая определенные движения за ребенка, не объясняет ребенку их характер.

2 группа пассивных движений, направлена на нормализацию двигательной функции мышц и кинестетических ощущений. Перед тем как выполнить данные пассивные движения, логопед объясняет их ребенку, показывает на себе, а затем выполняет. Пассивные движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3—5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения пассивной гимнастики у ребенка возникают определенные кинестетические ощущения, которые он получает в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т. п.

Комплекс движений пассивной гимнастики составляется после того, как логопед провел тщательную диагностику и выявил те группы мышц, которые не выполняют своей функции.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Активная артикуляционная гимнастика проводится на этапе коррекционной работы, когда у ребенка уже имеется или появляется возможность производить произвольные артикуляционные движения. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность и ритмичность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Проведение активной артикуляционной гимнастики сразу после массажа является особенно эффективным, поскольку в процессе массажа нормализуется мышечный тонус, в связи с чем двигательные возможности артикуляционных и мимических мышц значительно расширяются. Кроме этого позиция ребенка лежа повышает эффективность работы поскольку:

a отсутствует напряжение мышц шеи и плечевого пояса,

a снижается возможность проявления патологических двигательных реакций (синкинезии, гиперкинезы и т.п.),

a положение головы ребенка обеспечивает более легкое удержание языка за верхними зубами, что особенно важно при формировании звуков верхнего подъема,

a логопед имеет больший доступ воздействия на органы артикуляции, особенно языка и лучший обзор положения языка в полости рта,

a в процессе выполнения упражнений ребенок меньше устает,

a между упражнениями, направленными на достижение правильной артикуляции логопед имеет возможность, используя массажные движения, снять возникшее напряжение, регулируя мышечный тонус.

При выполнении артикуляционной гимнастики в положении ребенка лежа рекомендуется иметь зеркало, прикрепленное к раздвигающейся штанге, которое располагается над лицом ребенка. Логопед показывает то или иное движение артикуляционной гимнастики, ребенок контролирует свои движения, глядя в зеркало расположенное над его лицом.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.