Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интраоральный массаж мышц окружности рта





 
 

При выраженных нарушениях тонуса круговой мышц окружности рта целесообразно проводить интраоральный активизирующий массаж этой области.

 

7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы. При массаже верхней губы указательный палец вводится под губу, массажные движения осуществляются большим пальцем. При массаже нижней губы большой палец вводится под губу, массажные движения осуществляются указательным пальцем (рис. 82а, 82б).

8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе (рис. 83а, 83б).

 
 

9. Спиралевидные движения, осуществляемое указательным пальцем от основания носа вниз, к губе (по губному желобку), а также от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта. При массаже верхней губы указательный палец вводится под губу, массажные движения осуществляются большим пальцем (рис. 84а, 84б). При массаже нижней губы большой палец вводится под губу, массажные движения осуществляются указательным пальцем (рис. 84в).

10. Спиралевидное разминание области носогубной складки. При массаже носогубной складки слева фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху. При массаже носогубной складки справа, фаланга указательного пальца находится в полости рта, большой палец осуществляет

 
 

массажные движения (рис. 85).

 

11. Точечное сдавливание круговой мышцы губ между большим и указательным пальцами с захватом изнутри. Сдавливание проводится в местах биологически активных точек (рис. 86а, 86б, 86в).

Массаж языка

При выполнении активизирующего массажа языка следует обратить внимание на следующие моменты:

a движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

a в основном используются приемы разминания, перетирания, надавливания и сильной вибрации;

a как правило, при сниженном тонусе мышц языка также снижен и небно-глоточный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

a если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения на пораженной стороне выполняются более активно;

 
 

a при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и после каждой серии массажных движений, логопед предлагает ребенку проглотить слюну. Постепенно, по мере нормализации мышечного тонуса, саливация будет снижаться. Снижение гиперсаливации будет является одним из показателей нормализации мышечного тонуса.

 

Программа активизирующего массажа для мышц языка состоит из двух частей.

1 часть массажной программы направлена на активизацию скелетных мышц языка.

Для активизации скелетных мышц языка, все массажные движения проводятся в области дна полости рта, подъязычной кости и области шиловидного отростка.

Движения состоят из активных коротких вибраций в местах точечного воздействия или глубоких быстрых проглаживаний в подбородочной области.

 
 

Движения первой части массажной программы выполняются в следующем порядке:

1. Подушечками указательного или среднего пальцев произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений, в центральной части подъязычной кости.

2. Подушечкой указательного пальца произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений в области подчелюстной ямки.

3. Подушечками указательных пальцев произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений в углублениях, находящихся под углами нижней челюсти.

4. Глубокое сильное проглаживание от подбородка к подъязычной кости (рис. 87).

5. Глубокое сильное проглаживание от подчелюстной ямки к углам нижней челюсти (рис. 88).

 
 

 

После активизирующего воздействия, направленного на скелетные мышцы языка, переходят ко второй части программы: активизация собственно мышц языка.

1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец находится сверху, средний и указательный снизу языка. Перетирание мышц языка от корня к кончику проводится сначала с одной стороны языка (менее пораженной), а затем с другой (более пораженной) (рис. 89).

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой. Сила воздействия постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка и обратно, сначала с одной его стороны, а затем с другой (рис. 90).

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 91).

3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 92а).

4. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 92б).

5. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка (рис. 92в).

6. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки зубной щетки).

7. Производить сильную короткую вибрацию языка с помощью шпателя, который накладывается на среднюю часть языка.

После активизирующего массажа полезно использовать упражнения пассивно-активной гимнастики, построенные на эффекте сопротивления.

Данные упражнения активизируют не только скелетные мышцы языка, но также мышцы гортанно-глоточного кольца и мягкого неба.

 
 

1. Логопед подносит пластмассовую ложку вогнутой поверхностью к губам ребенка и просит языком «оттолкнуть» ложку. Ребенок, высовывая язык из полости рта с усилием надавливает языком на ложку, логопед осуществляет сопротивление движению. В данном упражнении основная нагрузка ложится на подбородочно-язычную мышцу (рис. 93а).

 

2. Логопед подносит пластмассовую ложку вогнутой поверхностью к губам ребенка слева и просит ребенка «толкнуть» ложку языком. Логопед осуществляет незначительное сопротивление движению языка. Ребенок пытается, преодолевая легкое сопротивление, совершить боковое движение языком. При этом наиболее активна шилоязычная мышца справа. Аналогичное упражнение выполняется в правую сторону. В этом случае наиболее активна шилоязычная мышца слева (рис. 93б, 93в).

Массаж уздечки языка

Решая вопрос о целесообразности проведения массажа уздечки языка, необходимо провести тщательное обследование состояния подвижности мышц языка и определить особенности прикрепления подъязычной складки или уздечки языка. Поскольку подвижность языка и в частности, возможности его верхнего подъема определяется, как правило, не фактом «длины» уздечки, а характером ее прикрепления к переднему краю языка. Чем ближе уздечка расположена к переднему краю языка, тем более ограничивается подвижность языка.

В результате обследования логопеду необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Действительно ли подъязычная складка является укороченной и это мешает активным движениям языка при произношении звуков верхнего подъема.

2. Не является ли нарушение подвижности языка результатом нарушения мышечного тонуса, т.е. не связано ли это с явлениями дизартрии, для чего проводятся диагностические двигательные пробы.

3. Какова длина свободного края языка по отношению к длине уздечки. Для этого логопеду необходимо определить длину свободного переднего края языка:

a Если длина свободного край языка достаточна для подъема языка в положение, как при произношении звуков «Т» или «Н» (раскрытие ротовой щели составляет при этом от 2 до 4 мм),такое же расстояние между зубами характерно при произношении звука «Э», в данном случае длина уздечки достаточна для произношения звуков верхнего подъема.

a Если ребенок не может достать кончиком языка до верхних альвеол при раскрытии рта на 2-4 мм между зубами, это может свидетельствовать о близком расположении уздечки и недостаточной длине свободного переднего края языка.

 
 

a В редких случаях уздечка может быть приращена практически к самому кончику языка, в результате чего ребенок не может осуществить подъем языка, поскольку практически отсутствует свободный передний край языка. Это является рекомендацией к операционному вмешательству для «выстригания» уздечки (рис. 94).

В том случае, если ребенок может осуществить подъем языка к верхним альвеолам, но уздечка при этом натягивается до «предела» рекомендуется проводить массаж по растягиванию уздечки. Следует иметь в виду, что возможности растягивания уздечки очень ограничены. Как правило, при регулярном массаже возможно растянуть уздечку на 1-3 мм, сделать ее более «мягкой», подвижной. В некоторых случаях, после операций на уздечке возможно образование соединительно-рубцовой ткани, что значительно затрудняет подвижность языка. Благодаря массажу соединительно-рубцовая (постоперационная) ткань шва на уздечке языка несколько рассасывается, становится более мягкой и пластичной, что в целом также увеличивает подвижность языка.

Массаж уздечки языка

В случае укорочения уздечки языка прибегают к следующим массажным движениям, способствующим ее растяжению.

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

1. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх (рис. 95а).

2. Указательным и большим пальцами правой перетирать уздечку между пальцами (рис. 95б).

3. Указательным и большим пальцами перетирать уздечку между пальцами, при этом скользя по ней снизу вверх.

Если на уздечке имеется послеоперационный шов, рекомендуется массировать его, зажав между кончиками пальцев и проводя спиралевидные растирающе-разминающие движения по соединительно-рубцовой ткани шва.

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является пониженный тонус мышц мягкого неба, который обычно сопровождается назальным оттенком голоса. Массаж мягкого неба лицам с гипертонусом мышц мягкого неба не проводится.

Общие рекомендации при проведении массажа следующие:

a массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;

a массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;

a массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

 
 

1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие приемы массажных движений в направлении от твердого нёба к увули по всей поверхности мягкого нёба (рис. 96). Движения проводятся в прямом, спиралевидном и кругообразном направлениях.

 

2. Поглаживающие, разминающие и растирающие приемы массажных движений справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки также в прямом, спиралевидном и кругообразном направлениях (рис. 97).

3. Спиралевидные движения с надавливанием, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.

По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.

4. Ребенок произносит звук А или Э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 98).

 

5. Ребенок произносит звуки А или Э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.

 

Пассивные и пассивно-активные упражнения,
стимулирующие работу небно-глоточных мышц

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Имитировать жевание.

Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).

Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).

Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.

Многократно произносить гласные А, Э на твердой атаке голоса.

Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления. Эти упражнения активизируют работу нёбно-гортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание.

 
 

Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивления.

Логопед, расположив одну руку под челюстью ребенка, а другую на теменной области головы, просит его открыть рот. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления (рис. 99а, 99б). Ребенок высовывает язык вперед. Логопед используя стерильную марлевую салфетку, захватывает кончик языка и предлагает ребенку втянуть язык внутрь. Осуществляя сопротивление, ребенок пытается втянуть язык, а логопед удерживает язык в течении нескольких секунд, затем позволяя ребенку втянуть язык в полость рта. В данном упражнении основная нагрузка ложится на шилоязычную мышцу и мышцы гортано-глоточного кольца (рис. 100).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.