Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ СИММЕТРИЧНЫХ ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ





Построение занятий на симметричных общеукрепляю­щих упражнениях надо рассматривать как лечебно-педа­гогический процесс, к которому предъявляются определен­ные методические требования. При обучении симметрич­ным общеукрепляющим упражнениям в подготовительном периоде лечения соблюдается принцип последовательного освоения элементарных движений с постепенным перехо­дом, к овладению сложными в координационном отноше­нии упражнениями. Составляя индивидуальный комплекс для урока, следует последовательно располагать упражне­ния с различным механизмом лечебного воздействия на сколиоз. В результате будут формироваться новые, более целесообразные условно-рефлекторные связи "новой сис­темы туловища".

На начальном этапе обучения при адаптации организма предусматриваются сравнительно небольшие физические нагрузки. В последующем, по мере приобретения двига­тельных навыков и координации движений, структура фи­зических упражнений усложняется, а дозировка их посте­пенно увеличивается. Новые упражнения включаются в комплекс после упражнений малой или умеренной интен­сивности.

Занятия на уроке начинаются с небольшой нагрузки: тренировка мышечных групп дистальных отделов конеч­ностей с последующим вовлечением в большую нагрузку мышц проксимальных отделов. В процессе тренировки соблюдается принцип "рассеянной нагрузки". В работу включаются различные мышечные группы с акцентом на преимущественное укрепление мышц спины и живота, играющих основную роль в правильном удержании корпуса.

Нагрузка на мышцы чередуется — на передние, задние и боковые стороны корпуса. В зависимости от целей и задач индивидуального комплекса упражнений они выпол­няются в разных исходных положениях. Темп движений медленный или средний. Более нагрузочные упражнения выполняются в замедленном темпе.

В начале обучения инструктору ЛФК следует команды заменять пояснениями и показом техники правильного выполнения упражнений. Для повышения дисциплины и организованности занимающихся могут проводиться по­рядковые упражнения и на внимание. Эти упражнения сочетаются с движениями, формирующими правильную осанку. В начале освоения учебного материала обычная ходьба применяется без усложнений, а в последующем она комбинируется с движениями разных частей тела.

Во избежание прогибания в пояснице при выполнении упражнений лежа на спине при движениях ногами надо прижимать поясницу к плоскости пола, чтобы не увели­чивать подвижность поясничного отдела позвоночника. Исходное положение стоя на четвереньках требует внима­ния инструктора ЛФК, так как в этом положении позво­ночник разгружается и прогибается, что способствует уве­личению его подвижности. Это положение также ограни­чивает дыхание. Поэтому выполнение упражнений в этом исходном положении необходимо сочетать с дыхательными упражнениями, расширяющими грудную клетку. В комп­лексе целесообразно предусматривать кратковременное вы­полнение упражнений на внимание с элементами воспи­тания правильной осанки.

В процессе занятий ЛФК особое внимание обращается на воспитание и закрепление правильной осанки как сос­тавной части функционально-восстановительного лечения сколиоза. Необходимо добиваться, чтобы правильная осан­ка стала для ребенка привычной и автоматической при выполнении жизненно необходимых положений тела и движений. Методические приемы воспитания и закреп­ления осанки проводятся длительно, на протяжении всего курса лечения. Результаты достигаются при серьезном отношении к выполнению упражнении каждым занимаю­щимся. Подбираются упражнения, воспитывающие сох­ранение правильного положения тела при различных по­зах и движениях, устраняющие асимметрию расположения частей тела. С этой же целью могут использоваться игро­вые упражнения, рассчитанные на проверку и закрепление правильной осанки.

В комплексе применяются упражнения с мячом, как одиночные, так и общегрупповые. Одиночные упражнения проводятся в две смены. Одна половина занимающихся упражняется с мячом, а другая выполняет упражнения на расслабление, дыхательные и в ходьбе. На уроке исполь­зуются упражнения с медицинболами, отягощающими движения. В подготовительном периоде лечения они мало применимы. Большей частью такие упражнения приме­няются в основном и заключительном периодах лечения. Для отягощения проводятся также упражнения с гантеля­ми в положении лежа. В подготовительном периоде без достаточной физической подготовки гантели не приме­няются. По мере укрепления мышц в основном и заклю­чительном периодах лечения гантели используют, но под контролем дыхания. Для младших детей, а также старших со сколиозом III и IV степеней с дыхательной недостаточ­ностью к выполнению упражнений с гантелями нужно подходить с осторожностью. Назначая их, следует учиты­вать уровень тренированности и работоспособности, кото­рые могут быть снижены при дыхательной недостаточности.

В конце подготовительного периода лечения, а также в основном и заключительном можно проводить упраж­нения на гимнастической скамейке. При их выполнении последовательно чередуется нагрузка на различные мышечные группы. Применение упражнений на скамейке с упорами для укрепления мышц рук и плечевого пояса связано с затруднением дыхания. Учитывая это, надо чере­довать их с дыхательными и на расслабление. Упражне­ния на гимнастической стенке используются как средство общего и специального воздействия. С помощью их можно развивать силу и растягивать укороченные связки и мыш­цы при коррекции дефектов осанки. Вначале их следует применять с небольшой амплитудой движения и с малым числом повторений. По мере тренировки в работу включаются различные группы мышц. Наряду с другими упраж­нениями на гимнастической стенке выполняются лазанья. Все упражнения, связанные с вовлечением в движение позвоночника, выполняются плавно, без рывков, при пря­мом положении позвоночника, исключая боковые наклоны корпуса и его ротационные движения.

Особое значение придается упражнениям, активно вы­тягивающим позвоночник по продольной оси. В общем комплексе они проводятся перед упражнениями, развиваю­щими силовую выносливость мышц. Выполняются эти упражнения последовательно в разных исходных положе­ниях: лежа, стоя на коленях, сидя, стоя.

Повторные сокращения мышц спины на выпуклой стороне искривления позвоночника при выполнении вы­тягивающих позвоночник упражнений приводят к их укреплению и возрастанию силы. В момент выполнения упражнения эти мышцы выпрямляют нефиксированное искривление позвоночника и этим создают предпосылки для предупреждения прогрессирования сколиоза. Степень напряжения паравертебральных мышц и развитие их силы зависят от волевых усилий больного. В связи с этим возрас­тает мобилизующая роль инструктора ЛФК, который дол­жен стимулировать детей к более энергичному волевому напряжению мышц.

Патологические изменения связочно-мышечного аппа­рата при сколиозе приводят к функциональной асиммет­рии мышц спины и живота. Это способствует нарушению функции равновесия и координации движений. В задачу лечебной гимнастики входит развитие этих функций. Этой цели служит группа упражнений, тренирующих выпрями­тельные реакции кинестетического, вестибулярного и зри­тельного анализаторов. Для контроля за развитием функ­ции равновесия и координации движений в процессе трени­ровки используется специальный тест. Стоя на передней части плюсны стопы, выполняются круговые вращения руками вперед, не касаясь опоры пяточной костью. Показа­телем этой пробы служит продолжительность ее в секундах.

Другой тест на координацию движений учитывает продолжительность удержания гимнастической палки в вертикальном положении при свободном балансировании ее на кончике пальцев правой руки. При проведении такого теста должно сохраняться стандартное положение ног на ширине плеч. Продолжительность удержания палки может составлять от 2,7 до 8,1 секунды. После перерывов занятий физическими упражнениями этот показатель снижается. Таким образом, по описанным показателям учитывается снижение или развитие функции равновесия и координа­ции движений.

Одной из главных задач лечебной гимнастики является увеличение силовой выносливости мышц спины и живота. Достигается это последовательным и многократным приме­нением разнообразных симметричных общеукрепляющих упражнений в нарастающей дозировке физической нагруз­ки по периодам лечения. Большей частью эти упражнения проводятся в исходном положении лежа, когда полностью выключается статическая функция мышц, удерживающих корпус в вертикальном положении. В этом положении головой, плечевым поясом и конечностями напрягаются мышцы туловища, выполняя опорную функцию при дви­жениях указанных частей тела. При статической работе тренируются мышцы туловища, в результате развивается силовая выносливость, что подготавливает их к длительным статическим усилиям при выполнении жизненно необходи­мых положений тела и движений.

Развитие силовой выносливости мышц на уроках ЛФК проводится при постепенно возрастающей тренировке от одного периода лечения к другому. В результате этого возрастает тяга мышц на различные отделы и изгибы поз­воночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Выгодность положения лежа заключается и в том, что оно позволяет включать в работу ослабленные мышечные группы, избирательно тренировать и укреплять их при условии, если в исходном положении позвоночник распо­ложен прямо, что позволяет избежать образования ненуж­ных компенсаторных противоискривлений, снижающих стабильность сколиоза.

При тренировке этого качества мышц учитываются сте­пень тяжести сколиоза, физическая подготовленность и возраст детей. В процессе тренировки силовой выносли­вости мышц соблюдается принцип чередования работы различных групп мышц и учитывается совместимость упражнений, что предупреждает переутомление. Тренируя силовую выносливость мышц, надо избегать натуживаний и задержки дыхания, затрудняющих кровообращение.

Для правильного построения методики тренировки силовой выносливости мышц и регулирования нагрузки на различные мышечные группы используется специаль­ный тест. Определяется это качество мышц в разгибателях спины, передней брюшной стенки и мышц, обеспечиваю­щих наклон корпуса вправо и влево. При проведении теста учитываются нормативные показатели (А. М. Рейзман и Ф. И. Багров). Для мышц, разгибающих корпус, таким показателем служит время удержания верхней части кор­пуса на весу до предела, лежа на груди на кушетке. Время удержания корпуса на весу для детей в возрасте 7—11 лет равно 1—2 минутам, в 12—16 лет — 1,5—2,5 минуты. Нормативным показателем для мышц брюшной стенки является количество переходов из положения лежа в поло­жение сидя. Для детей в возрасте 7—11 лет этот показатель равен 15—20 движениям, а в 12—16 лет — 25—30 движениям в минуту. Поэтому методику тренировки раз­личных мышечных групп учитель ЛФК строит, учитывая рост или уменьшение этих показателей. Физически креп­кие дети начинают выполнять упражнения с нагрузкой на мышцы 2/3 исходного показателя, а ослабленные боль­ные — 1/3 от него. Систематическое применение стати­ческих и динамических упражнений с постепенно нарас­тающей дозировкой физической нагрузки способствует рос­ту силовой выносливости мышц.

При коррекции нефиксированного, начального сколио­за необходимо представлять локализацию первичной, основной дуги искривления позвоночника и то влияние, которое может оказать на нее подобранный комплекс сим­метричных общеукрепляющих упражнений. Известно, что начальная стадия развития сколиоза начинается с бокового отклонения позвонков в результате их торсии. Кроме того, существенное влияние на образование первичной дуги сколиоза оказывают торсия позвонков и тяга мышц, при­крепляющихся не только к остистым и поперечным отрост­кам, а также к проксимальным отделам реберных дуг грудной клетки (И. А. Мовшович, 1969). Тягу мышечных сил на эти костные элементы создают при выполнении симметричных общеукрепляющих упражнений поверхностные и глубокие мышцы спины и частично живота, широчайшие мышцы спины, трапециевидные, сакроспинальные, передние зубчатые, косые мышцы живота. Тягой своей силы эти мышцы отражают стремление организма противоборствовать смещению парциальных центров тя­жести тела при уже начавшемся искривлении позвоноч­ника. Вследствие противоборства действие тренируемых общеукрепляющими симметричными упражнениями одно­именных мышц на одних участках искривления позвоноч­ника может усиливаться, на других ослабевать в зависи­мости от направления основной дуги сколиоза.

Таким образом, создается асимметрия мышечных сил, действующих на тот или иной двигательный сегмент позво­ночника. Для восстановления симметричного положения частей тела и воспрепятствования их отклонению необхо­дима целенаправленная тренировка соответствующих мы­шечных групп симметричными общеукрепляющими уп­ражнениями с большим модулем силы в определенном направлении тяговых усилий мышц, расположенных на вогнутой и выпуклой сторонах сколиоза.

Следовательно, общеукрепляющие симметричные упражнения могут оказать корригирующее влияние на сколиоз и нарушение осанки, увеличивая тяговые усилия ослабленных мышечных групп.

Поэтому составляя индивидуальный комплекс, необхо­димо отбирать упражнения с соответствующим механиз­мом воздействия. При этом надо учитывать все клиничес­кие признаки заболевания, прежде всего функциональное состояние и патологические изменения мышц, участвую­щих в развитии сколиоза или нарушении осанки, исходя из этого проводить целенаправленное восстановление постурального дисбаланса мышц с дифференцированным под­ходом к их тренировке.

В первую очередь укрепляются ослабленные и растя­нутые паравертебральные мышцы на выпуклой стороне сколиоза и восстанавливаются контрагированные на сторо­не его вогнутости. При выраженных структуральных ско­лиозах, вызывающих длительное нарушение функцио­нального состояния мышц, наступает их гипотония, кото­рая в последующем приводит к атрофии. Степень атрофии зависит от продолжительности и характера дегенеративного процесса, более выраженного при сколиозах III—IV степеней. При тяжелых степенях сколиоза в дегенера­тивный процесс вовлекается дыхательная мускулатура. Необходимо отметить, что при начальных степенях разви­тия сколиоза I степени изменения со стороны костно-суставного и мышечно-связочного аппаратов позвоночника сравнительно небольшие. По мере увеличения бокового наклона позвоночника пульпозное ядро межпозвонкового диска сдвигается в выпуклую сторону сколиоза и создает как бы распорку в дуге искривления позвоночника, спо­собствуя функциональному блоку его в двигательном сег­менте. Одновременно с этим паравертебральные мышцы на вогнутой стороне сколиоза укорачиваются и напрягают­ся, а на противоположной, выпуклой, стороне растяги­ваются и ослабляются. Возникает функциональный блок. Этот блок до развития выраженного структурального ско­лиоза временно может сниматься применением соответст­вующих упражнений. Для дифференцированною примене­ния средств ЛФК в комплексном лечении сколиоза очень важно выделять клинические формы течения заболевания по быстроте их прогрессирования. Условно они подразде­ляются на стабильно текущие, медленно прогрессирующие и быстро прогрессирующие сколиозы, так как методиче­ский подход к использованию средств ЛФК при каждой из этих форм имеет свои особенности.

Выбор индивидуального комплекса симметричных общеукрепляющих упражнений зависит от уровня непол­ноценности соединительно-тканных структур при разных степенях тяжести сколиоза, выявляемых по клиническим и клинико-рентгенологическим признакам костной дисплазии, асимметрии роста позвонков, образованию их клиновидности, а также длительности временных промежут­ков роста скелета.

При подборе симметричных общеукрепляющих упраж­нений практическое значение имеет знание корригирую­щей роли тех или иных мышечных групп при сколиозе и нарушениях осанки. Корригирующей мышцей следует счи­тать ту, которая эффективно участвует в двигательном акте само коррекции. Для укрепления ее выбираются соот­ветствующие упражнения.

При планировании индивидуального комплекса обще­укрепляющих упражнений кроме клинико-рентгенологических данных о сколиозе и формах его течения нужно иметь в виду ритмологию цикла занятий в период лечения на протяжении учебного года. С этой целью все применяе­мые при сколиозе упражнения мы условно разделяем на группы по их лечебной характеристике:

· общеукрепляющие симметричные, обладающие низ­ким корригирующим влиянием на позвоночник и вызы­вающие слабые физиологические реакции организма;

· общеукрепляющие симметричные и специальные упражнения, избирательно укрепляющие отдельные мы­шечные группы с высоким корригирующим влиянием и выраженными физиологическими реакциями организма, но имеющие узкий диапазон корригирующего воздействия на дефекты позвоночника и грудной клетки при их дефор­мации;

· специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения с высоким локальным эффек­том воздействия на дефекты деформации позвоночника и грудной клетки, но вызывающие умеренные или слабые реакции организма;

· общеукрепляющие симметричные и специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упраж­нения, не оказывающие влияния на дефект деформации позвоночника и грудной клетки, а иногда и вредно влияю­щие на течение сколиоза.

В практике использования симметричных общеукреп­ляющих упражнений учитывается ряд методических тре­бований. При увеличении поясничного лордоза, чтобы избежать больших амплитуд движений корпусом, которые могут вызвать чрезмерное прогибание позвоночника и растяжение его связочного аппарата, выполняя упражне­ния в положении лежа на груди при поясничном гиперлор­дозе, под живот необходимо подкладывать ватные поду­шечки или мешочек с песком для уменьшения прогибания в пояснице. В практической работе можно наблюдать боль­ных с образованием грудного патологического лордоза. Он является следствием инверсии сколиоза, чаще образуется на фоне плоской спины. При грудных лордозах в положе­нии лежа на груди противопоказано прогибание позвоночника в грудном отделе. В таких случаях укрепление разгибателей корпуса лучше проводить лежа поперек гим­настической скамейки или выполнять разгибание корпуса, лежа на специальной подставке.

Особого подхода требует применение симметричных общеукрепляющих упражнений при наличии признаков костной дисплазии позвоночника, грудной клетки и таза. Так, например, в шейном отделе позвоночника выявляется незаращение дужек позвонков, сращение тел позвонков, наличие шейных ребер. В грудном отделе чаще встречают­ся врожденные деформации в виде клиновидных позвонков или полупозвонков с одним ребром, а также незаращения дужек верхних грудных позвонков. В пояснично-крестцовом отделе нередко наблюдается изменение формы и положения I поясничного позвонка, сакрализация, люмбализация недоразвития дужек позвонков. С учетом перечис­ленных диспластических изменений в позвонках и ребрах строится методика выбора симметричных общеукрепляю­щих упражнений и их использования. Чтобы не увеличить мобильность диспластически измененного отдела позвоноч­ника, особенно в пояснично-крестцовом отделе, при трени­ровке мышц корпуса исключаются торсионные движения. Для предупреждения отрицательного воздействия на де­фект в позвоночнике инструктор ЛФК следит за правиль­ным исходным положением тела и точностью выполнения упражнения, амплитудой прогибания позвоночника.

В подготовительном периоде лечения одним из важных разделов работы инструктора ЛФК является определение индивидуальных дозировок физической нагрузки детям по пульсовому режиму. В особом контроле за частотой сердечных сокращений на уроке нуждаются дети с III и IV степенями сколиоза и сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В ходе урока учитель следит за внешними признаками переутомления детей. В случаях появления этих признаков снижает физическую нагрузку. Учащимся, имевшим пропуски занятий, физическая на­грузка на первых уроках снижается, а в последующем постепенно доводится до уровня обычной.

В структуре урока физическая нагрузка постепенно повышается. Наибольший уровень ее достигается к сере­дине основной части урока. Правильное распределение физической нагрузки по частям урока контролируется физио­логической кривой, определяемой по частоте пульса. Этот момент особенно важен, так как лечебный эффект, полу­ченный от тренировки симметричными общеукрепляю­щими упражнениями, может быть обеспечен лишь при наличии достаточных резервных сил организма детей. Перегрузка органов и систем физическими упражнениями у детей, больных сколиозом, исчерпывает эти силы, и нас­тупает переутомление. В свою очередь, это ведет к сниже­нию тонуса нервно-мышечного аппарата и способствует еще большему прогрессированию сколиоза. Чтобы подоб­рать индивидуальную физическую нагрузку, инструктору ЛФК надо постоянно ориентироваться на реакцию сердеч­но-сосудистой системы на стандартную физическую наг­рузку, нормативы проб силовой выносливости мышц, фи­зиологическую кривую урока и данные динамометрии.

В заключение следует указать, что симметричные обще­укрепляющие упражнения обладают разнообразным меха­низмом корригирующего воздействия на сколиоз, а методы проведения ЛФК могут предусматривать гимнастический, игровой и спортивный. Последний при сколиозе приме­няется с ограничениями и только по показаниям. Могут использоваться элементы волейбола, баскетбола, некото­рые спортивные игры, плавание стилями брасс и кроль в определенных врачом ЛФК исходных положениях, а также гребля, лыжные прогулки, несложные эстафеты. Спортив­ный метод должен применяться с осторожностью и в опре­деленных условиях, исключающих увеличение подвижнос­ти позвоночника, растягивание его связочного аппарата и не способствующих прогрессированию сколиоза.

В итоге надо отметить, что методика применения обще­укрепляющих симметричных упражнений как коррекционно-восстановительных средств тогда может быть эффективной, если она направлена на улучшение функции всех систем организма, а на этом фоне проводится локаль­ная коррекция сколиоза, направленная на уменьшение выраженности дефектов и восстановление ослабленных соединительно-тканных структур опорно-двигательного аппарата при деформации позвоночника и грудной клетки.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.