|
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ СИММЕТРИЧНЫХ ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙПостроение занятий на симметричных общеукрепляющих упражнениях надо рассматривать как лечебно-педагогический процесс, к которому предъявляются определенные методические требования. При обучении симметричным общеукрепляющим упражнениям в подготовительном периоде лечения соблюдается принцип последовательного освоения элементарных движений с постепенным переходом, к овладению сложными в координационном отношении упражнениями. Составляя индивидуальный комплекс для урока, следует последовательно располагать упражнения с различным механизмом лечебного воздействия на сколиоз. В результате будут формироваться новые, более целесообразные условно-рефлекторные связи "новой системы туловища". На начальном этапе обучения при адаптации организма предусматриваются сравнительно небольшие физические нагрузки. В последующем, по мере приобретения двигательных навыков и координации движений, структура физических упражнений усложняется, а дозировка их постепенно увеличивается. Новые упражнения включаются в комплекс после упражнений малой или умеренной интенсивности. Занятия на уроке начинаются с небольшой нагрузки: тренировка мышечных групп дистальных отделов конечностей с последующим вовлечением в большую нагрузку мышц проксимальных отделов. В процессе тренировки соблюдается принцип "рассеянной нагрузки". В работу включаются различные мышечные группы с акцентом на преимущественное укрепление мышц спины и живота, играющих основную роль в правильном удержании корпуса. Нагрузка на мышцы чередуется — на передние, задние и боковые стороны корпуса. В зависимости от целей и задач индивидуального комплекса упражнений они выполняются в разных исходных положениях. Темп движений медленный или средний. Более нагрузочные упражнения выполняются в замедленном темпе. В начале обучения инструктору ЛФК следует команды заменять пояснениями и показом техники правильного выполнения упражнений. Для повышения дисциплины и организованности занимающихся могут проводиться порядковые упражнения и на внимание. Эти упражнения сочетаются с движениями, формирующими правильную осанку. В начале освоения учебного материала обычная ходьба применяется без усложнений, а в последующем она комбинируется с движениями разных частей тела. Во избежание прогибания в пояснице при выполнении упражнений лежа на спине при движениях ногами надо прижимать поясницу к плоскости пола, чтобы не увеличивать подвижность поясничного отдела позвоночника. Исходное положение стоя на четвереньках требует внимания инструктора ЛФК, так как в этом положении позвоночник разгружается и прогибается, что способствует увеличению его подвижности. Это положение также ограничивает дыхание. Поэтому выполнение упражнений в этом исходном положении необходимо сочетать с дыхательными упражнениями, расширяющими грудную клетку. В комплексе целесообразно предусматривать кратковременное выполнение упражнений на внимание с элементами воспитания правильной осанки. В процессе занятий ЛФК особое внимание обращается на воспитание и закрепление правильной осанки как составной части функционально-восстановительного лечения сколиоза. Необходимо добиваться, чтобы правильная осанка стала для ребенка привычной и автоматической при выполнении жизненно необходимых положений тела и движений. Методические приемы воспитания и закрепления осанки проводятся длительно, на протяжении всего курса лечения. Результаты достигаются при серьезном отношении к выполнению упражнении каждым занимающимся. Подбираются упражнения, воспитывающие сохранение правильного положения тела при различных позах и движениях, устраняющие асимметрию расположения частей тела. С этой же целью могут использоваться игровые упражнения, рассчитанные на проверку и закрепление правильной осанки. В комплексе применяются упражнения с мячом, как одиночные, так и общегрупповые. Одиночные упражнения проводятся в две смены. Одна половина занимающихся упражняется с мячом, а другая выполняет упражнения на расслабление, дыхательные и в ходьбе. На уроке используются упражнения с медицинболами, отягощающими движения. В подготовительном периоде лечения они мало применимы. Большей частью такие упражнения применяются в основном и заключительном периодах лечения. Для отягощения проводятся также упражнения с гантелями в положении лежа. В подготовительном периоде без достаточной физической подготовки гантели не применяются. По мере укрепления мышц в основном и заключительном периодах лечения гантели используют, но под контролем дыхания. Для младших детей, а также старших со сколиозом III и IV степеней с дыхательной недостаточностью к выполнению упражнений с гантелями нужно подходить с осторожностью. Назначая их, следует учитывать уровень тренированности и работоспособности, которые могут быть снижены при дыхательной недостаточности. В конце подготовительного периода лечения, а также в основном и заключительном можно проводить упражнения на гимнастической скамейке. При их выполнении последовательно чередуется нагрузка на различные мышечные группы. Применение упражнений на скамейке с упорами для укрепления мышц рук и плечевого пояса связано с затруднением дыхания. Учитывая это, надо чередовать их с дыхательными и на расслабление. Упражнения на гимнастической стенке используются как средство общего и специального воздействия. С помощью их можно развивать силу и растягивать укороченные связки и мышцы при коррекции дефектов осанки. Вначале их следует применять с небольшой амплитудой движения и с малым числом повторений. По мере тренировки в работу включаются различные группы мышц. Наряду с другими упражнениями на гимнастической стенке выполняются лазанья. Все упражнения, связанные с вовлечением в движение позвоночника, выполняются плавно, без рывков, при прямом положении позвоночника, исключая боковые наклоны корпуса и его ротационные движения. Особое значение придается упражнениям, активно вытягивающим позвоночник по продольной оси. В общем комплексе они проводятся перед упражнениями, развивающими силовую выносливость мышц. Выполняются эти упражнения последовательно в разных исходных положениях: лежа, стоя на коленях, сидя, стоя. Повторные сокращения мышц спины на выпуклой стороне искривления позвоночника при выполнении вытягивающих позвоночник упражнений приводят к их укреплению и возрастанию силы. В момент выполнения упражнения эти мышцы выпрямляют нефиксированное искривление позвоночника и этим создают предпосылки для предупреждения прогрессирования сколиоза. Степень напряжения паравертебральных мышц и развитие их силы зависят от волевых усилий больного. В связи с этим возрастает мобилизующая роль инструктора ЛФК, который должен стимулировать детей к более энергичному волевому напряжению мышц. Патологические изменения связочно-мышечного аппарата при сколиозе приводят к функциональной асимметрии мышц спины и живота. Это способствует нарушению функции равновесия и координации движений. В задачу лечебной гимнастики входит развитие этих функций. Этой цели служит группа упражнений, тренирующих выпрямительные реакции кинестетического, вестибулярного и зрительного анализаторов. Для контроля за развитием функции равновесия и координации движений в процессе тренировки используется специальный тест. Стоя на передней части плюсны стопы, выполняются круговые вращения руками вперед, не касаясь опоры пяточной костью. Показателем этой пробы служит продолжительность ее в секундах. Другой тест на координацию движений учитывает продолжительность удержания гимнастической палки в вертикальном положении при свободном балансировании ее на кончике пальцев правой руки. При проведении такого теста должно сохраняться стандартное положение ног на ширине плеч. Продолжительность удержания палки может составлять от 2,7 до 8,1 секунды. После перерывов занятий физическими упражнениями этот показатель снижается. Таким образом, по описанным показателям учитывается снижение или развитие функции равновесия и координации движений. Одной из главных задач лечебной гимнастики является увеличение силовой выносливости мышц спины и живота. Достигается это последовательным и многократным применением разнообразных симметричных общеукрепляющих упражнений в нарастающей дозировке физической нагрузки по периодам лечения. Большей частью эти упражнения проводятся в исходном положении лежа, когда полностью выключается статическая функция мышц, удерживающих корпус в вертикальном положении. В этом положении головой, плечевым поясом и конечностями напрягаются мышцы туловища, выполняя опорную функцию при движениях указанных частей тела. При статической работе тренируются мышцы туловища, в результате развивается силовая выносливость, что подготавливает их к длительным статическим усилиям при выполнении жизненно необходимых положений тела и движений. Развитие силовой выносливости мышц на уроках ЛФК проводится при постепенно возрастающей тренировке от одного периода лечения к другому. В результате этого возрастает тяга мышц на различные отделы и изгибы позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Выгодность положения лежа заключается и в том, что оно позволяет включать в работу ослабленные мышечные группы, избирательно тренировать и укреплять их при условии, если в исходном положении позвоночник расположен прямо, что позволяет избежать образования ненужных компенсаторных противоискривлений, снижающих стабильность сколиоза. При тренировке этого качества мышц учитываются степень тяжести сколиоза, физическая подготовленность и возраст детей. В процессе тренировки силовой выносливости мышц соблюдается принцип чередования работы различных групп мышц и учитывается совместимость упражнений, что предупреждает переутомление. Тренируя силовую выносливость мышц, надо избегать натуживаний и задержки дыхания, затрудняющих кровообращение. Для правильного построения методики тренировки силовой выносливости мышц и регулирования нагрузки на различные мышечные группы используется специальный тест. Определяется это качество мышц в разгибателях спины, передней брюшной стенки и мышц, обеспечивающих наклон корпуса вправо и влево. При проведении теста учитываются нормативные показатели (А. М. Рейзман и Ф. И. Багров). Для мышц, разгибающих корпус, таким показателем служит время удержания верхней части корпуса на весу до предела, лежа на груди на кушетке. Время удержания корпуса на весу для детей в возрасте 7—11 лет равно 1—2 минутам, в 12—16 лет — 1,5—2,5 минуты. Нормативным показателем для мышц брюшной стенки является количество переходов из положения лежа в положение сидя. Для детей в возрасте 7—11 лет этот показатель равен 15—20 движениям, а в 12—16 лет — 25—30 движениям в минуту. Поэтому методику тренировки различных мышечных групп учитель ЛФК строит, учитывая рост или уменьшение этих показателей. Физически крепкие дети начинают выполнять упражнения с нагрузкой на мышцы 2/3 исходного показателя, а ослабленные больные — 1/3 от него. Систематическое применение статических и динамических упражнений с постепенно нарастающей дозировкой физической нагрузки способствует росту силовой выносливости мышц. При коррекции нефиксированного, начального сколиоза необходимо представлять локализацию первичной, основной дуги искривления позвоночника и то влияние, которое может оказать на нее подобранный комплекс симметричных общеукрепляющих упражнений. Известно, что начальная стадия развития сколиоза начинается с бокового отклонения позвонков в результате их торсии. Кроме того, существенное влияние на образование первичной дуги сколиоза оказывают торсия позвонков и тяга мышц, прикрепляющихся не только к остистым и поперечным отросткам, а также к проксимальным отделам реберных дуг грудной клетки (И. А. Мовшович, 1969). Тягу мышечных сил на эти костные элементы создают при выполнении симметричных общеукрепляющих упражнений поверхностные и глубокие мышцы спины и частично живота, широчайшие мышцы спины, трапециевидные, сакроспинальные, передние зубчатые, косые мышцы живота. Тягой своей силы эти мышцы отражают стремление организма противоборствовать смещению парциальных центров тяжести тела при уже начавшемся искривлении позвоночника. Вследствие противоборства действие тренируемых общеукрепляющими симметричными упражнениями одноименных мышц на одних участках искривления позвоночника может усиливаться, на других ослабевать в зависимости от направления основной дуги сколиоза. Таким образом, создается асимметрия мышечных сил, действующих на тот или иной двигательный сегмент позвоночника. Для восстановления симметричного положения частей тела и воспрепятствования их отклонению необходима целенаправленная тренировка соответствующих мышечных групп симметричными общеукрепляющими упражнениями с большим модулем силы в определенном направлении тяговых усилий мышц, расположенных на вогнутой и выпуклой сторонах сколиоза. Следовательно, общеукрепляющие симметричные упражнения могут оказать корригирующее влияние на сколиоз и нарушение осанки, увеличивая тяговые усилия ослабленных мышечных групп. Поэтому составляя индивидуальный комплекс, необходимо отбирать упражнения с соответствующим механизмом воздействия. При этом надо учитывать все клинические признаки заболевания, прежде всего функциональное состояние и патологические изменения мышц, участвующих в развитии сколиоза или нарушении осанки, исходя из этого проводить целенаправленное восстановление постурального дисбаланса мышц с дифференцированным подходом к их тренировке. В первую очередь укрепляются ослабленные и растянутые паравертебральные мышцы на выпуклой стороне сколиоза и восстанавливаются контрагированные на стороне его вогнутости. При выраженных структуральных сколиозах, вызывающих длительное нарушение функционального состояния мышц, наступает их гипотония, которая в последующем приводит к атрофии. Степень атрофии зависит от продолжительности и характера дегенеративного процесса, более выраженного при сколиозах III—IV степеней. При тяжелых степенях сколиоза в дегенеративный процесс вовлекается дыхательная мускулатура. Необходимо отметить, что при начальных степенях развития сколиоза I степени изменения со стороны костно-суставного и мышечно-связочного аппаратов позвоночника сравнительно небольшие. По мере увеличения бокового наклона позвоночника пульпозное ядро межпозвонкового диска сдвигается в выпуклую сторону сколиоза и создает как бы распорку в дуге искривления позвоночника, способствуя функциональному блоку его в двигательном сегменте. Одновременно с этим паравертебральные мышцы на вогнутой стороне сколиоза укорачиваются и напрягаются, а на противоположной, выпуклой, стороне растягиваются и ослабляются. Возникает функциональный блок. Этот блок до развития выраженного структурального сколиоза временно может сниматься применением соответствующих упражнений. Для дифференцированною применения средств ЛФК в комплексном лечении сколиоза очень важно выделять клинические формы течения заболевания по быстроте их прогрессирования. Условно они подразделяются на стабильно текущие, медленно прогрессирующие и быстро прогрессирующие сколиозы, так как методический подход к использованию средств ЛФК при каждой из этих форм имеет свои особенности. Выбор индивидуального комплекса симметричных общеукрепляющих упражнений зависит от уровня неполноценности соединительно-тканных структур при разных степенях тяжести сколиоза, выявляемых по клиническим и клинико-рентгенологическим признакам костной дисплазии, асимметрии роста позвонков, образованию их клиновидности, а также длительности временных промежутков роста скелета. При подборе симметричных общеукрепляющих упражнений практическое значение имеет знание корригирующей роли тех или иных мышечных групп при сколиозе и нарушениях осанки. Корригирующей мышцей следует считать ту, которая эффективно участвует в двигательном акте само коррекции. Для укрепления ее выбираются соответствующие упражнения. При планировании индивидуального комплекса общеукрепляющих упражнений кроме клинико-рентгенологических данных о сколиозе и формах его течения нужно иметь в виду ритмологию цикла занятий в период лечения на протяжении учебного года. С этой целью все применяемые при сколиозе упражнения мы условно разделяем на группы по их лечебной характеристике: · общеукрепляющие симметричные, обладающие низким корригирующим влиянием на позвоночник и вызывающие слабые физиологические реакции организма; · общеукрепляющие симметричные и специальные упражнения, избирательно укрепляющие отдельные мышечные группы с высоким корригирующим влиянием и выраженными физиологическими реакциями организма, но имеющие узкий диапазон корригирующего воздействия на дефекты позвоночника и грудной клетки при их деформации; · специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения с высоким локальным эффектом воздействия на дефекты деформации позвоночника и грудной клетки, но вызывающие умеренные или слабые реакции организма; · общеукрепляющие симметричные и специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения, не оказывающие влияния на дефект деформации позвоночника и грудной клетки, а иногда и вредно влияющие на течение сколиоза. В практике использования симметричных общеукрепляющих упражнений учитывается ряд методических требований. При увеличении поясничного лордоза, чтобы избежать больших амплитуд движений корпусом, которые могут вызвать чрезмерное прогибание позвоночника и растяжение его связочного аппарата, выполняя упражнения в положении лежа на груди при поясничном гиперлордозе, под живот необходимо подкладывать ватные подушечки или мешочек с песком для уменьшения прогибания в пояснице. В практической работе можно наблюдать больных с образованием грудного патологического лордоза. Он является следствием инверсии сколиоза, чаще образуется на фоне плоской спины. При грудных лордозах в положении лежа на груди противопоказано прогибание позвоночника в грудном отделе. В таких случаях укрепление разгибателей корпуса лучше проводить лежа поперек гимнастической скамейки или выполнять разгибание корпуса, лежа на специальной подставке. Особого подхода требует применение симметричных общеукрепляющих упражнений при наличии признаков костной дисплазии позвоночника, грудной клетки и таза. Так, например, в шейном отделе позвоночника выявляется незаращение дужек позвонков, сращение тел позвонков, наличие шейных ребер. В грудном отделе чаще встречаются врожденные деформации в виде клиновидных позвонков или полупозвонков с одним ребром, а также незаращения дужек верхних грудных позвонков. В пояснично-крестцовом отделе нередко наблюдается изменение формы и положения I поясничного позвонка, сакрализация, люмбализация недоразвития дужек позвонков. С учетом перечисленных диспластических изменений в позвонках и ребрах строится методика выбора симметричных общеукрепляющих упражнений и их использования. Чтобы не увеличить мобильность диспластически измененного отдела позвоночника, особенно в пояснично-крестцовом отделе, при тренировке мышц корпуса исключаются торсионные движения. Для предупреждения отрицательного воздействия на дефект в позвоночнике инструктор ЛФК следит за правильным исходным положением тела и точностью выполнения упражнения, амплитудой прогибания позвоночника. В подготовительном периоде лечения одним из важных разделов работы инструктора ЛФК является определение индивидуальных дозировок физической нагрузки детям по пульсовому режиму. В особом контроле за частотой сердечных сокращений на уроке нуждаются дети с III и IV степенями сколиоза и сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В ходе урока учитель следит за внешними признаками переутомления детей. В случаях появления этих признаков снижает физическую нагрузку. Учащимся, имевшим пропуски занятий, физическая нагрузка на первых уроках снижается, а в последующем постепенно доводится до уровня обычной. В структуре урока физическая нагрузка постепенно повышается. Наибольший уровень ее достигается к середине основной части урока. Правильное распределение физической нагрузки по частям урока контролируется физиологической кривой, определяемой по частоте пульса. Этот момент особенно важен, так как лечебный эффект, полученный от тренировки симметричными общеукрепляющими упражнениями, может быть обеспечен лишь при наличии достаточных резервных сил организма детей. Перегрузка органов и систем физическими упражнениями у детей, больных сколиозом, исчерпывает эти силы, и наступает переутомление. В свою очередь, это ведет к снижению тонуса нервно-мышечного аппарата и способствует еще большему прогрессированию сколиоза. Чтобы подобрать индивидуальную физическую нагрузку, инструктору ЛФК надо постоянно ориентироваться на реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку, нормативы проб силовой выносливости мышц, физиологическую кривую урока и данные динамометрии. В заключение следует указать, что симметричные общеукрепляющие упражнения обладают разнообразным механизмом корригирующего воздействия на сколиоз, а методы проведения ЛФК могут предусматривать гимнастический, игровой и спортивный. Последний при сколиозе применяется с ограничениями и только по показаниям. Могут использоваться элементы волейбола, баскетбола, некоторые спортивные игры, плавание стилями брасс и кроль в определенных врачом ЛФК исходных положениях, а также гребля, лыжные прогулки, несложные эстафеты. Спортивный метод должен применяться с осторожностью и в определенных условиях, исключающих увеличение подвижности позвоночника, растягивание его связочного аппарата и не способствующих прогрессированию сколиоза. В итоге надо отметить, что методика применения общеукрепляющих симметричных упражнений как коррекционно-восстановительных средств тогда может быть эффективной, если она направлена на улучшение функции всех систем организма, а на этом фоне проводится локальная коррекция сколиоза, направленная на уменьшение выраженности дефектов и восстановление ослабленных соединительно-тканных структур опорно-двигательного аппарата при деформации позвоночника и грудной клетки.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|