Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первый закон – закон гармонизирующего диалога.





Основания риторики

В каждом выступлении воплощаются три основания латинской риторики: этос, логос и пафос. Этос – этическая составляющая речи, её нравственное начало, апелляция к моральным принципам, которые разделяет аудитория. Этос формируется под воздействием трёх доминант: социально-ситуативной, национально-культурной, индивидуально-психологической. Логос – интеллектуальная составляющая речи, её мыслительное начло, апелляция к разуму адресата. Пафос – это эмоционально-волевая составляющая речи, её эмоциональное начало, апелляция к чувствам аудитории, возбуждение эмоции или страсти, на базе которой происходит убеждение (радость, страх, гнев, надежда, энтузиазм).

2.Общая и частные риторики

В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации, изучает закономерности построения текста независимо от сферы красноречия; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека, изучает закономерности построения текста в зависимости от сферы красноречия (политическая риторика, риторика СМИ, академическая риторика, гомилетика, юридическая риторика, бытовое красноречие). Действительно, несмотря на то, что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической речью, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую речь, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Как писал Н.Ф. Кошанский: "Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель." По мнению некоторых исследователей (Рождественский, Анисимова, Гимпельсон), все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику. Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета и т. п. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим. Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (ср., например, судебную речь). Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т. д.

В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом риторики СМИ). Наиболее актуальными и востребованными практикой в настоящее время являются административная, коммерческая и судебная частные риторики

 

Понятие риторический идеал

Понятие риторический идеал связано с характеристикой речемыслительной деятельности, заведомо сложившейся в сознании носителей данной языковой культуры. Риторический идеал — образ хорошей речи, существующий в голове любого носителя данной культуры, система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи. Это есть ментальный образец, составляющий существенный компонент культуры. Свойствами риторического идеала являются историчность (его историческая изменчивость), культуроспецифичность (специфика риторического идеала связана со спецификой конкретной культуры, риторический идеал не универсален по составу его элементов, но различен в разных культурах), также он социален и нормативен. В связи с этим риторический идеал существует в нескольких разновидностях. Таким образом, риторический идеал — это и образец самой речи как законченного произведения слова, и образец речевого поведения человека в целом.

Законы риторики

Первый закон – закон гармонизирующего диалога.

Эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии.

В риторике слово диалог имеет отличное от общепринятого значение. Во время публичной речи слушатели не пассивны, а активны (думают, мысленно соглашаются или возражают, делают выводы). Поэтому оратор и аудитория представляют собой не субъект и объект воздействия, а два субъекта. Во время выступления происходит внутреннее общение. Задача ритора – пробудить внутреннюю речь слушателя, установить двусторонние отношения с адресатом.

Принципы речевого поведения оратора.

1. Внимание к адресату. Готовясь к выступлению, надо заранее представить себе аудиторию, чтобы не затрагивать темы, которые вызовут негативную реакцию слушателей. Например: докладчика пригласили выступить в клубе феминисток по теме речевое поведение женщин. Сам докладчик не придерживается феминистских взглядов. В этом случае любые его оценки вызовут резкие возражения слушательниц. Лучше сделать чисто научное сообщение, без личных оценок.

Нужно выяснить: Социальное положение адресата, Размер аудитории (2-4, 12-15, 40-5- и более человек), Возраст, Круг особых интересов и набор запретных тем,

Почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания?

Как ваше сообщение связано с личными интересами и потребностями адресата?

Что они хотят получить от вас как от оратора? Что вы можете им предложить? (может быть, нужно не столько информация, сколько поддержка или укрепление чувства сплоченности коллектива)

Как, когда, каким образом они буду использовать полученные от вас сведения?

2. Принцип близости. Предварительно оценив аудиторию, можно выбрать те факты, аргументы, образы, которые относятся к хорошо знакомой, жизненно важной и доступной для слушателей области.

3. Принцип конкретности. Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово: примеры, образность речи, отбор слов (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус, не цветок, а астра), формулировать тему и отдельные вопросы как можно конкретнее. Например:

1) сегодня я хочу поговорить с вами об экологии. – Я давно думаю о том, что имеют в виду, говоря об экологическом образовании. Сегодня я хочу поделиться этим с вами.

2) Сначала об актуальности темы. – Можно ли считать, что хоть кто-то из нас, присутствующих здесь,- человек экологически образованный?

Коммуникативные барьеры

Это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием субъективных или объективных причин, и препятствующие пониманию людьми друг друга.

Социальные – несовпадение социального статуса коммуникантов: возраст, социальное и имущественное положение, принадлежность к мужскому или женскому полу и под.

Наличие разных целевых установок: физиологических (еда, выживание); связанных с безопасностью (жилище, чувство безопасности); установки взаимоотношений (дружба, любовь); потребность в уважении; самоактуализация (самовыражение, творчество).

Ролевые барьеры. Человек не может изменить роль при изменении ситупации общения (отец всегда выступает для сына отцом, начальник ведет себя с женой и детьми как с подчиненными).

Психологические барьеры. Особенности психики коммуникантов: оптимист – пессимист, экстраверт – интраверт, развитость самоконтроль.

Межкультурные барьеры. Например, этноцентризм (восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры). Группоцентризм (центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям и др.).

Когнитивные барьеры. Вытекающие из особенностей действия мыслительных механизмов человека, наличия особых мыслительных стереотипов в сознании человека, приемов мышления, способов получения выводов. Они определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Языковые барьеры. Собеседники говорят на разных языках или у них разный уровень владения языком. Барьер возникает и тогда, когда собеседники не стараются быть понятыми, например употребляют привычные слова, незнакомые собеседнику (научные термины, иноязычные слова, жаргонизмы).

Знание коммуникативных барьеров и умение их преодолевать – важнейшая составляющая успешного общения.

 

Чувство аудитории, или

Принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи.

Коммуникативное сотрудничество возможно тогда, когда оратор говорит, а не читает по бумажке. Только процесс говорения (а не чтения) помогает установить контакт с аудиторией. У каждого из слушателей возникает ощущение, что оратор обращается именно к нему, возникает эффект общения.

Разговорность речи. Самым эффективным стилем публичной речи признан естественный, разговорный (в прошлом публичная речь воспринималась как хорошо подготовленный спектакль, и оценивалась соответствующе). Такой стиль свидетельствует о комфортном состоянии говорящего, которое передается и слушателям. Чтобы имитировать разговорный язык (настоящая РР в ситуации публичного выступления невозможна), нужно:

1. фразы должны быть как можно короче. Сложные конструкции – принадлежность устной речи, они затрудняют восприятие смысла на слух и мешают самому оратору.

2. нужно избегать официально-деловых клише, ограничить употребление книжных устойчивых оборотов, которые создают впечатление официальности общения. Например: Нужно сказать, что собака – первый друг и помощник человека. Нельзя не упомянуть о том, что немецкая овчарка является очень умной собакой.

3. представьте себе, что сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Говорить надо с живыми, реальными людьми.

Соблюдение коммуникативной нормы: соблюдение правил речевого этикета, соблюдение норм речевой культуры (ударение, средний темп, оптимальная громкость, слова в правильных значениях, отсутствие грубых слов и под.).

Зрительный контакт. Оратор должен контролировать свой взгляд во время речи. Нельзя смотреть в потолок, в пол, в пространство, на одного из присутствующих в первом-втором ряду. В этом случае оратор не может следить за реакцией слушателей. Обратная связь отсутствует. Слушатели не чувствуют, что речь обращена к ним. Необходимо смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но не слишком быстро.

Голосовой контакт. Голос говорящего направляется вместе со взглядом. Поэтому зрительный контакт сопровождается с контактом голосовым. В этом случает речь будет не слишком тихой, благоприятной для ее восприятия.

Для установления коммуникативного сотрудничества необходимо также учитывать следующие факторы:

Фактор содержания речи. Говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника, сообщать больше положительной информации, чаще обращаться к слушателям (называть их), приводить аргументы, приводить примеры из жизни.

Фактор стиля общения. Необходимо демонстрировать общительность и приветливость, искренность, воодушевление, умеренную эмоциональность, физическую бодрость, способность не повышать голос в споре, конфликте.

Фактор расположения информации. Важную информацию давать в начале речи, а также повторять ее в разных местах речи.

Фактор адресата. Существуют правила поведения в детской, мужской и женской аудитории, в большой и маленькой аудитории, в подготовленной и неподготовленной аудитории, в гуманитарной и технической аудитории.

Переведите данный письменный текст в устный:

Среди функциональных разновидностей языка особое место занимает разговорная речь. Разговорной является такая речь носителей литературного языка, которая реализуется спонтанно (без всякого предварительного обдумывания) в неофициальной обстановке при непосредственном участии партнеров общения. Разговорная речь имеет существенные особенности на всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают как особую языковую систему. Поскольку языковые особенности разговорной речи не зафиксированы в грамматиках и словарях, ее называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функциональным разновидностям языка. Важно подчеркнуть, что разговорная речь — это особая функциональная разновидность именно литературного языка (а не какая-то нелитературная форма). Неверно думать, что языковые особенности разговорной речи — это речевые ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важное требование к культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей.

Успешное речевое общение — это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» говорящего при отражении реального положения дел или «картины мира», умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения — понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм, в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также в наличии «внешних помех» (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних).

Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К составляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний. При этом Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились относительно устойчивые формы речевого общения — жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

Основания риторики

В каждом выступлении воплощаются три основания латинской риторики: этос, логос и пафос. Этос – этическая составляющая речи, её нравственное начало, апелляция к моральным принципам, которые разделяет аудитория. Этос формируется под воздействием трёх доминант: социально-ситуативной, национально-культурной, индивидуально-психологической. Логос – интеллектуальная составляющая речи, её мыслительное начло, апелляция к разуму адресата. Пафос – это эмоционально-волевая составляющая речи, её эмоциональное начало, апелляция к чувствам аудитории, возбуждение эмоции или страсти, на базе которой происходит убеждение (радость, страх, гнев, надежда, энтузиазм).

2.Общая и частные риторики

В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации, изучает закономерности построения текста независимо от сферы красноречия; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека, изучает закономерности построения текста в зависимости от сферы красноречия (политическая риторика, риторика СМИ, академическая риторика, гомилетика, юридическая риторика, бытовое красноречие). Действительно, несмотря на то, что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической речью, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую речь, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Как писал Н.Ф. Кошанский: "Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель." По мнению некоторых исследователей (Рождественский, Анисимова, Гимпельсон), все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику. Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета и т. п. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим. Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (ср., например, судебную речь). Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т. д.

В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом риторики СМИ). Наиболее актуальными и востребованными практикой в настоящее время являются административная, коммерческая и судебная частные риторики

 

Понятие риторический идеал

Понятие риторический идеал связано с характеристикой речемыслительной деятельности, заведомо сложившейся в сознании носителей данной языковой культуры. Риторический идеал — образ хорошей речи, существующий в голове любого носителя данной культуры, система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи. Это есть ментальный образец, составляющий существенный компонент культуры. Свойствами риторического идеала являются историчность (его историческая изменчивость), культуроспецифичность (специфика риторического идеала связана со спецификой конкретной культуры, риторический идеал не универсален по составу его элементов, но различен в разных культурах), также он социален и нормативен. В связи с этим риторический идеал существует в нескольких разновидностях. Таким образом, риторический идеал — это и образец самой речи как законченного произведения слова, и образец речевого поведения человека в целом.

Законы риторики

Первый закон – закон гармонизирующего диалога.

Эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии.

В риторике слово диалог имеет отличное от общепринятого значение. Во время публичной речи слушатели не пассивны, а активны (думают, мысленно соглашаются или возражают, делают выводы). Поэтому оратор и аудитория представляют собой не субъект и объект воздействия, а два субъекта. Во время выступления происходит внутреннее общение. Задача ритора – пробудить внутреннюю речь слушателя, установить двусторонние отношения с адресатом.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.