Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ состояния отрасли торговли





 

Торговлей признается отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их подготовка к продаже [26].

Торговле присущи следующие функции:

­ оказывает помощь производителям в сбыте продукции;

­ обеспечивает роль посредника между производителем или поставщиком и потребителем;

­ выбирает ассортимент товаров для потребителей;

­ обеспечивает качество и безопасность товаров;

­ обеспечивает хранение продукции;

­ предоставляет финансовую помощь как производителям (оплачивая товары при их поставке, а не при продаже), так и потребителям (через товарный кредит);

­ решает проблемы возврата товаров и делает скидки на дефектную продукцию;

­ берет на себя риск, отвечая за хищения, повреждения и устаревание запасов.

Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли-продажи. Динамика объемов и структуры реализованных товаров приобретает все более устойчивый характер.

В сфере розничной торговли созрела конкурентная среда, сложился разнообразный ассортимент предлагаемых товаров, а также самая высокая предпринимательская и инвестиционная активность. Как ни одна другая отраслевая система торговля оказывает наиболее сильное влияние на формирование и рост доходной части федерального бюджета.

Вместе с тем, торговля как особый вид хозяйственной деятельности экономики развивается сложно и противоречиво. Помимо позитивных тенденций развития торговли имеется большое количество и негативных проявлений:

­ наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли;

­ завышение цен, вызванное наличием большого количества звеньев товародвижения;

­ неэффективная, громоздкая, многозвенная, во многом дублируемая организация контроля безопасности и качества потребительских товаров;

­ диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания;

­ низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле;

­ отсутствие современного информационного обеспечения торговли;

­ низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях;

­ недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями.

Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление.

В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путем купли-продажи.

Статья 492 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что «по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью» [1]. Следовательно, договор розничной купли-продажи возможен как с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для конечного потребления, так и с юридическими лицами в случае, если приобретаемые товарно-материальные ценности у покупателя не относятся на себестоимость.

Количество торговых предприятий с каждым годом растет, что подтверждают данные таблицы 1.

 

Таблица 1 - Число торговых организаций в России, тыс.ед.

Предприятия               2007 в % к 2001
Организации розничной торговли - всего, в т.ч.: 184,9 200,2 204,2 211,9 204,9 202,2 212,0 114,7
малые 158,6 174,3 178,7 186,7 180,7 179,2 187,6 118,3
крупные и средние 26,3 25,9 25,5 25,2 24,2 23,0 24,5 93,2

 

Розничная торговля привлекательна для бизнеса, так как этот вид деятельности не требует больших складских площадей, квалифицированного персонала, существенных материальных инвестиций, поэтому большинство розничных предприятий относятся именно к субъектам малого предпринимательства. В России во всех отраслях прослеживается тенденция к увеличению количества малых предприятий. Эта же тенденция отмечается и при анализе числа малых предприятий розничной торговли, так количество малых предприятий розничной торговли в России за изучаемый период увеличивалось на 18%.

Необходимо отметить, что из общего числа предприятий розничной торговли около 30% являются убыточными, наименьшее количество предприятий, работающих в убыток, отмечалось 2001 году, когда их доля составляла около 27%.

Торговые предприятия важны и для малого бизнеса, в котором они занимают большую долю в общем числе малых предприятий по России, на что указывают данные рисунка 1.

 

Рисунок 1 - Динамика доли малых торговых предприятий в общем числе малых предприятий

 

Исходя из данных рисунка 1, можно отметить, что доля малых предприятий, занятых в сфере розничной торговли довольно велика и с каждым годом таких предприятий становится все больше. Так за изучаемый период в среднем количество предприятий ежегодно увеличивалось на 0,26% и в 2005 году составило 19,1% от общего числа малых предприятий.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.