|
Анализ состояния отрасли торговли
Торговлей признается отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их подготовка к продаже [26]. Торговле присущи следующие функции: оказывает помощь производителям в сбыте продукции; обеспечивает роль посредника между производителем или поставщиком и потребителем; выбирает ассортимент товаров для потребителей; обеспечивает качество и безопасность товаров; обеспечивает хранение продукции; предоставляет финансовую помощь как производителям (оплачивая товары при их поставке, а не при продаже), так и потребителям (через товарный кредит); решает проблемы возврата товаров и делает скидки на дефектную продукцию; берет на себя риск, отвечая за хищения, повреждения и устаревание запасов. Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли-продажи. Динамика объемов и структуры реализованных товаров приобретает все более устойчивый характер. В сфере розничной торговли созрела конкурентная среда, сложился разнообразный ассортимент предлагаемых товаров, а также самая высокая предпринимательская и инвестиционная активность. Как ни одна другая отраслевая система торговля оказывает наиболее сильное влияние на формирование и рост доходной части федерального бюджета. Вместе с тем, торговля как особый вид хозяйственной деятельности экономики развивается сложно и противоречиво. Помимо позитивных тенденций развития торговли имеется большое количество и негативных проявлений: наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли; завышение цен, вызванное наличием большого количества звеньев товародвижения; неэффективная, громоздкая, многозвенная, во многом дублируемая организация контроля безопасности и качества потребительских товаров; диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания; низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле; отсутствие современного информационного обеспечения торговли; низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях; недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями. Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путем купли-продажи. Статья 492 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что «по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью» [1]. Следовательно, договор розничной купли-продажи возможен как с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для конечного потребления, так и с юридическими лицами в случае, если приобретаемые товарно-материальные ценности у покупателя не относятся на себестоимость. Количество торговых предприятий с каждым годом растет, что подтверждают данные таблицы 1.
Таблица 1 - Число торговых организаций в России, тыс.ед.
Розничная торговля привлекательна для бизнеса, так как этот вид деятельности не требует больших складских площадей, квалифицированного персонала, существенных материальных инвестиций, поэтому большинство розничных предприятий относятся именно к субъектам малого предпринимательства. В России во всех отраслях прослеживается тенденция к увеличению количества малых предприятий. Эта же тенденция отмечается и при анализе числа малых предприятий розничной торговли, так количество малых предприятий розничной торговли в России за изучаемый период увеличивалось на 18%. Необходимо отметить, что из общего числа предприятий розничной торговли около 30% являются убыточными, наименьшее количество предприятий, работающих в убыток, отмечалось 2001 году, когда их доля составляла около 27%. Торговые предприятия важны и для малого бизнеса, в котором они занимают большую долю в общем числе малых предприятий по России, на что указывают данные рисунка 1.
Рисунок 1 - Динамика доли малых торговых предприятий в общем числе малых предприятий
Исходя из данных рисунка 1, можно отметить, что доля малых предприятий, занятых в сфере розничной торговли довольно велика и с каждым годом таких предприятий становится все больше. Так за изучаемый период в среднем количество предприятий ежегодно увеличивалось на 0,26% и в 2005 году составило 19,1% от общего числа малых предприятий.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|