Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требование осмотрительности.





Данное требование предполагает большую готовность организации к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Корни этого принципа, называемого еще бухгалтерским консерватизмом, заложены римским правом, по требованиям которого собственнику разрешалось тратить прибыль только лишь после ликвидации предприятия и погашения всех долгов.

Оно было очень непонятно российским бухгалтерам и руководителям предприятий, ориентированных на налоговые органы. И в настоящее время российский бухгалтер или руководитель в первую очередь рассматривает деятельность организации с точки зрения налогообложения. Но уже в постановлении Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 было отмечено, что одной из основных задач реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности является формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающей полезной информацией пользователей, и в первую очередь – инвесторов. Именно поэтому и в российском финансовом учете упор стал делаться на информацию для собственников и кредиторов, а не для налоговых инспекций.

Чем же обеспечивается данный принцип?

Во-первых, среди актов нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета есть ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с этими документами организация показывает возможное развитие событий в отчетности в виде резервов, либо отражает события, произошедшие в новом отчетном периоде как события отчетного периода (если событие произошло до даты подписания бухгалтерской отчетности).

Например, на основании данных учета в бухгалтерской финансовой отчетности организации по состоянию на 31 декабря отчетного года подлежит отражению дебиторская задолженность на общую сумму 10 млн. руб. В марте года, следующего за отчетным, организация получила информацию о том, что один из дебиторов, задолженность которого по состоянию на 31 декабря отчетного года составляла 4 млн. руб., признан в установленном порядке в конце февраля банкротом. В данной ситуации организация должна уменьшить сумму дебиторской задолженности на 4 млн. руб. и признать в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года убыток от списания дебиторской задолженности. Необходимые записи в бухгалтерском учете организации по списанию соответствующей дебиторской задолженности должны быть произведены заключительными оборотами отчетного периода. Т.е. исходя из принципа осмотрительности потери организации отражаются как произошедшие в отчетном периоде (как будто они произошли 31 декабря отчетного года).

Если в компании почти такая же ситуация, но только еще ведется судебное разбирательство по признанию дебитора банкротом, то компания использует ПБУ 8/2010 для отражения условных фактов своей хозяйственной деятельности. Таким образом организация отражает те события, которые произойдут с высокой степенью вероятности, но неизвестно когда именно и каково денежное выражение этого события.

А как же быть в аналогичной ситуации, но в случае, когда компания только по своим сведениям (по неудачным попыткам дозвониться или каким-то другим способом связаться с должником) обнаруживает, что дебиторская задолженность невозможна к получению? На такой случай предусмотрены оценочные резервы.

С помощью оценочных резервов компания отражает в отчетности свои активы с учетом принципа осторожности (или осмотрительности), выполняя таким образом правило минимальной оценки активов, существующее как в российском финансовом учете, так и в МСФО. Минимальная оценка активов – это минимальная из двух оценок: по балансовой стоимости (образованной при принятии актива на учет в компании) или по рыночной стоимости. То есть если рыночная стоимость актива выше его балансовой стоимости, то он отражается по балансовой стоимости, а если ниже, то по рыночной. Именно таким образом пользователи получают информацию о снижении стоимости активов, что влияет на ликвидность компании, и о снижении финансового результата, т.е. о получения убытка от падения стоимости актива.

В российском учете существует три вида оценочных резервов: «Резерв по сомнительным долгам» (отражает реальное снижение такого актива, как дебиторская задолженность, за счет невозможности получения средств от какого-либо должника), «Резерв под обесценение финансовых вложений» (отражает падение стоимости тех финансовых вложений, которые не котируются на биржах) и «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей» (отражает падение стоимости различных материальных активов в результате самых разнообразных обстоятельств.

Требование приоритета содержания перед формой.

Этот принцип требует отражения событий не столько исходя из их юридической формы, сколько исходя из экономического содержания происходящего и условий хозяйствования.

Здесь надо отметить, что данный принцип также сложен для понимания российскими бухгалтерами, поскольку сложившиеся в России учетных традиций. Также в России нет никаких нормативных актов, отражающих возможности и методологию применения данного принципа. Западные бухгалтеры исходят из экономической сущности объекта при отражении его отчетности, например, в балансе компании отражается имущество, контролируемое этой компанией на основе условий договора, но принадлежащее другой компании на праве собственности.

Но возможности применения данного требования для составления финансовой отчетности все-таки есть. Например, организация покупает акции какой-то компании с целью их дальнейшей перепродажи. По своей юридической форме акции – долгосрочные вложения компании, но поскольку они приобретены с целью перепродажи, следовательно, они в компании не надолго. А это означает что, исходя из экономической сути события, акции надо отразить в финансовой бухгалтерской отчетности как краткосрочные финансовые вложения компании.

Требование непротиворечивости.

Это требование скорее техническое. Оно предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Поскольку мы пока еще не знаем, что такое синтетический и аналитический учет, мы это требование на время оставим в покое.

Требование рациональности.

Этот принцип предписывает организации рационально вести бухгалтерский учет, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия. Например, исходя из данного требования, небольшие и маленькие компании не должны публиковать бухгалтерскую финансовую отчетность, поскольку это требует от организации существенных расходов.

 

Задание 1

Прочтите закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и составьте положение по учетной политике в Вашей организации. В качестве помощника используйте мастер учетной политики: http://www.audit-it.ru/policy/

 

1.6 Предмет, цель, метод бухгалтерского учета.

 

У бухгалтерского учета, как у любой науки, есть свой предметфакты хозяйственной жизни, свой методмоделирование и свои целипредоставление информации заинтересованным пользователям, обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.

Основной целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации. На основании этой информации организации и предприниматели принимают различные управленческие решения.

В процессе бухгалтерского учета бухгалтер решает следующие задачи.

1. Получить максимально полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности организации, ее имущественном положении.

2. Обеспечить контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью этих операций, сохранностью имущества, рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности.

3. Выявить финансовый результат деятельности и неиспользованные резервы организации.

Предметом бухгалтерского учета являются все факты хозяйственной деятельности, средства организации, совершающие кругооборот по трем основным этапам: снабжение, производство, реализация.

Для отражения хозяйственных операций используется три вида измерителей:

· Натуральные,

· Трудовые,

· Денежные.

Натуральные измерители необходимы для получения информации об учетных объектах в количественном выражении – в мерах веса, длины, объема, площади и т.п.

Трудовые измерители применяются в сочетании с натуральными для учета количества затраченного труда (в рабочих днях, часах, минутах). Используются для начисления заработной платы персоналу организации, оценки производительности труда.

Денежный измеритель используется для обобщения информации об учетных объектах в единой оценке. Этот измеритель как обобщающий и универсальный является наиболее важным в системе финансового бухгалтерского учета.

Результат хозяйственной деятельности выражается в финансовой отчетности, которая в соответствии с МСФО должна предоставить пользователям информацию о пяти основных категориях бухгалтерского учета:

· Активах (имуществе) организации,

· Обязательствах организации,

· Капитале организации и его изменениях,

· Доходах организации,

· Расходах организации.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» выделяет следующие объекты бухгалтерского учета.

1) факты хозяйственной жизни,

2) активы,

3) обязательства,

4) источники финансирования его деятельности,

5) доходы,

6) расходы,

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Методом бухгалтерского учета является моделирование – создание модели действующей организации.

Для метода бухгалтерского учета характерно применение особых приемов и способов обработки информации:

· Документирование,

· Инвентаризация,

· Оценка,

· Калькулирование,

· Счета,

· Двойная запись,

· Баланс,

• Отчетность.

Документирование – это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

· наименование документа (формы),

· код формы,

· дату составления;

· наименование организации, от имени которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции,

· измерители хозяйственной операции (в натуральном или трудовом и денежном выражении);

· наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи, их расшифровка (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерского учета с целью установления достоверности учетных показателей и устранения возможных расхождений.

Правила проведения инвентаризаций, случаи обязательных инвентаризаций отражены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых в каждой из них и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

· при смене материально ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации и ликвидации предприятия;

Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников.

· Оценка операций, выраженных в иностранной валюте, осуществляется в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату совершения операции.

· Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку. В состав этих затрат включаются затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при его приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

· Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату его принятия к учету. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

· Имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, оценивается по стоимости, согласованной учредителями. При этом следует помнить, что оценка любого имущества, внесенного в уставный капитал акционерного общества, или имущества стоимостью более 20 000 рублей, внесенного в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, должна быть подтверждена независимыми оценщиками.

· Если имущество поступает в организацию по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами (например, по договору мены), то оно оценивается по рыночной стоимости выбывающего имущества. Если рыночную стоимость выбывающего имущества определить невозможно, то имущество оценивается по рыночной стоимости поступивших активов.

· Оценка имущества, произведенного самой организацией, осуществляется по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества, то есть затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества).

Калькулирование – это способ группировки затрат и расчета себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Калькулирование используется более всего для расчета себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ. От того, как рассчитывается себестоимость продукта, зависит информация о формировании финансового результата организации, поскольку такая себестоимость вбирает в себя все затраты, которые необходимо произвести организации, чтобы создать и реализовать продукт своей деятельности, получив от этой реализации запланированные доходы.

Баланс – это способ группировки объектов учета, информационная система, которая в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии организации на определенную (отчетную) дату.

Формула баланса:

 

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ

 

НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ + ДОБАВОЧНЫЙ КАПИТАЛ + АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ

 

ПРИБЫЛЬ - НАЛОГИ - ДИВИДЕНДЫ

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Баланс отражает равенство имущества организации и его источников, т.е. показывает, что все имущество организации имеет какой-либо источник. На этом и строится двойная запись в бухгалтерском учете, о которой речь – впереди.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.