|
Результат бухгалтерского учета – финансовая отчетность
Как уже было отмечено, основополагающей целью бухгалтерского учета является предоставление информации о деятельности организации различным заинтересованным пользователям. Бухгалтерский учет в России долгое время преследовал другие цели: обеспечить сохранность имущества организации, осуществление контроля за расходованием средств предприятий социалистической экономики. С развитием рыночной экономики бухгалтерский учет все в большей степени становится информационной базой для принятия решений в сфере бизнеса и управления. Появилось разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Информация, предоставляемая бухгалтерским финансовым учетом и ориентированная на внешнего пользователя, находит свое выражение в виде финансовой отчетности. Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и её денежных потоках. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Начиная с 1987 года, в СССР начался процесс по привлечению иностранных инвестиций, в особенности путем создания совместных предприятий. 1 ноября 1991 года Минфин СССР утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению и рекомендовал ввести их в действие с 1992 года. Это было проделано с целью адаптации российского бухгалтерского учета к нуждам совместных предприятий. Но в силу привычки действовать в условиях жесткого государственного регулирования российской бухгалтерский учет, приняв условия рыночной экономики, остался ориентированным в первую очередь на нужды государства, то есть налоговых органов. Итак, российские и зарубежные пользователи получают информацию из финансовой отчетности. То есть отчетность – это компактная и законченная форма предоставления информации о деятельности организации. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: · бухгалтерский баланс – форма № 0710001; · отчет о финансовых результатах – форма № 0710002; · пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках, в том числе:
· некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании средств – форма № 0710006; · организации, получающие финансирование из бюджетов разных уровней, готовят отчет об использовании бюджетных средств – форма № 2 (по ОКУД 0503004), который сдают в Казначейство; К отчетности прилагается аудиторское заключение (для тех организаций, которые в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» обязаны проходить обязательный аудит). Малые предприятия, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах без дополнительных расшифровок в указанных формах и без представления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Таким образом, главной задачей реформы бухгалтерского учета явилась разработка стандартов, устанавливающих принципы формирования достоверной бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям ответить на основные вопросы бизнеса: · Каково финансовое положение организации? А также: сколько она стоит? · Каковы финансовые результаты деятельности организации? Сколько компания зарабатывает и за счет чего? · Как изменяется финансовое положение организации? Какими денежными средствами располагает организация для осуществления своей деятельности? Ответы на эти вопросы любой заинтересованный пользователь может найти в бухгалтерской финансовой отчетности, Бухгалтерский баланс дает ответ на первую группу вопросов, представляя пользователям сумму чистых активов организации, характеризующую ее себестоимость, а также предоставляя данные о финансовой устойчивости организации и ликвидности ее активов. Отчет о финансовых результатах позволяет сделать выводы о том, сколько зарабатывает организация, а именно: каков финансовый результат ее деятельности, а также о рентабельности деятельности организации. Отчет о движении денежных средств дает возможность убедиться, имеет ли организация достаточно денежных средств для успешного ведения своей деятельности. А если имеет, то за счет чего. То есть бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит информацию об основных категориях бухгалтерского учета, позволяющих создать модель действующего предприятия: ü активах; ü обязательствах; ü капитале; ü доходах; ü расходах организации. Причем информация о доходах и расходах предоставляется в виде отчета о финансовых результатах – с использованием принципа начисления и в отчете о движении денежных средств – кассовым методом. Показатели об отдельных активах, обязательствах, составляющих капитала, доходах и расходах (5 основных категорий бухгалтерского учета), а также о хозяйственных операциях, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случаях их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации, его изменения или финансовых результатов ее деятельности.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – главная форма финансовой отчетности, которая основана на «золотом правиле» бухгалтерского учета. Она содержит три из пяти основных категорий бухгалтерского учета. По балансу можно судить о размерах предприятия, структуре его хозяйственных средств и их источников, о финансовом положении предприятия, результатах его финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, о себестоимости организации (ее чистых активах) и ликвидности ее активов и о многих других сторонах деятельности предприятия. Бухгалтерская отчетность должна обеспечить пользователей информацией об основных категориях бухгалтерского учета – активах, обязательствах, составляющих собственного капитала, доходах и расходах организации.. По полноте оценки (способу очистки) различаются баланс-брутто и баланс-нетто. Баланс-брутто – это баланс, в валюту которого входят регулирующие статьи, основанные на так называемых контрарных счетах, то есть такие статьи, с помощью которых определяется фактическая стоимость учетного объекта. Это, как правило, суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, отклонения, наценки, оценочные резервы, суммы использованной прибыли и т.д. Баланс-брутто отражает информацию, содержащуюся в бухгалтерском учете, тогда как баланс-нетто – это информация финансовой отчетности. Баланс-брутто позволяет не потерять важную информацию, например, стоимость основного средства, когда оно полностью изношено, но продолжает использоваться организацией. Это баланс, который выглядит как оборотно-сальдовая ведомость и отражает данные учета. Баланс-нетто – это баланс, очищенный от регулирующих статей. Он дает более реальное представление о средствах организации. В настоящее время отчетный баланс фактически является балансом-нетто в соответствии с международными требованиями и национальными нормативными документами. Бухгалтерский баланс – это информационная система, которая в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии организации на определенную (отчетную) дату. Банки, например, составляют баланс ежедневно. Бухгалтерский баланс показывает собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Схему баланса можно представить в следующем виде. АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Это так называемая горизонтальная форма баланса. Таким образом построен бухгалтерский баланс России. В некоторых странах активы расположены справа, а их источники – слева, что было типичным, например, для британских компаний 50 – 60-х годов. Во многих странах принята вертикальная структура баланса. В таком случае, как правило, первая часть представляет собой чистые активы (нетто-активы), а вторая – собственный капитал организации. В этом случае схема баланса несколько видоизменяется. АКТИВЫ – ОБЯЗАТЕЛЬСТВА = КАПИТАЛ Эта схема характерна для большинства западных компаний. Такое представление информации акцентирует внимание пользователей на чистых активах (нетто-активах) организации, то есть на ее чистом имуществе. Оно несколько более ярко дает увидеть, чем в действительности обладает организация, а точнее собственники, и есть ли у организации резервы. Выделение дополнительно нетто-оборотных активов (работающего капитала) позволяет сделать более наглядной информацию о платежеспособности (ликвидности) организации. Но в любом случае бухгалтерский баланс, являясь «золотым правилом» бухгалтерского учета, предоставляет данные о трех из пяти основных категорий бухгалтерского учета – активах, обязательствах и составляющих капитала организации. БАЛАНС
Бухгалтерский баланс дает ответ на первый из основных вопросов, представляя пользователям соотношение имущества и его источников, характеризующее финансовую устойчивость и ликвидность, а также сумму чистых активов организации, характеризующую ее себестоимость. Активы организации – это ресурсы, принадлежащие организации в результате прошлых операций. Иначе можно сказать что активы – это затраты организации (ресурсы, приобретенные в прошлом), которые в будущем должны принести ей прибыль. Активы можно назвать еще имуществом, хотя крме иущества в активах присутствуют некоторые регулирующие статьи, такие как «НДС по приобретенным активам», «Деловая репутация» (в составе нематериальных активов) и т.д. Те затраты, которые сформировали продукт (продукция, услуги, работы), уже принесший доход предприятию в данном отчетном периоде, то есть реализованный в отчетном периоде, называются расходами (все то, что отражается в отчете о прибылях и убытках). Пассивы организации –это с экономической точки зрения источники имеющихся активов (имущества). Иначе их можно определить как внешние и внутренние обязательства организации. Обязательства организации (внешние обязательства) – это задолженность организации, образовавшаяся в результате прошлых операций, расчеты по которой должны привести к оттоку активов. То есть обязательства являются заемными источниками имеющихся ресурсов. Внешние обязательства – с юридической точки зрения это права третьих лиц на имущество организации, то есть хозяйствующего субъекта (в том размере, в котором уменьшилось имущество третьих лиц и увеличилось имущество организации). В бухгалтерском учете сложилось правило называть такую категорию просто «обязательствами». Капитал (внутренние обязательства) представляет собой вложения собственников в организацию и прирост этих средств в результате деятельности (прибыль) или в результате прочих событий (добавочный капитал) за все время существования организации. Другими словами можно сказать, что капитал это задолженность организации перед ее собственниками или, с другой стороны, имущественные права собственников. Т.е. капитал характеризует, наскольку богаты собственники – на какую сумму имущества организации они претендуют. Если сумма претензий начинает возрастать, то собственники богатеют, и говорят, что компания получила прибыль, т.е. увеличила свой капитал в результате эффективной деятельности. В бухгалтерском учете такую категорию называют «капиталом», хотя в экономике, финансовом анализе часто употребляют термины «активный капитал» (по отношению к активам), «собственный капитал» (по отношению к тому, что мы назвали просто «капитал») и «заемный капитал» (по отношению к обязательствам). Чистые активы равны разнице между имуществом организации (ее активами) и ее обязательствами. Чистые активы равны также капиталу организации. Если они становятся меньше суммы уставного капитала, то организация должна быть перерегистрирована с уменьшением величины уставного капитала до суммы чистых активов. Если же чистые активы имеют величину меньшую, чем минимальный размер уставного капитала (10 000 руб. – для обществ с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществ и 100 000 руб. – для публичных акционерных обществ), то такая организация обязана ликвидироваться. При подсчете чистых активов рассматриваются активы и пассивы, принимаемые к расчету. При этом из суммы активов исключается задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал, а из суммы обязательств – доходы будущих периодов. В Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ еще требуется уменьшать стоимость активов на сумму затрат по выкупу собственных акций у акционеров. Но в настоящее время акции, выкупленные у акционеров, отражаются не в составе финансовых вложений компании, а в разделе «Капитал и резервы» со знаком минус, т.е. показывают уменьшение реального капитала организации на эту сумму. Чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал, работающий капитал) – это разница между величиной оборотных активов и краткосрочных обязательств. Показывает, какая часть оборотных средств организации существует за счет собственных источников. Иначе эту величину можно рассчитать вычитая из суммы капитала и долгосрочных обязательств сумму внеоборотных активов. Данные актива и пассива группируются определенным образом. При этом главным критерием выступает способ участия средств в обороте и выполняемые ими функции. Таким образом, основными частями актива являются внеоборотные активы и оборотные активы. Пассив делится на две составляющие – собственный и заемный капитал (обязательства). Но и в пассиве сохраняется группировка обязательств в соответствии с их сроком. Среди заемного капитала выделяются долгосрочные (более 12 месяцев) и краткосрочные (не более 12 месяцев) обязательства. Каждый отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма (каждый элемент актива и пассива), называется статьей. Оценка статей баланса осуществляется исходя из допущений и требований, определенных ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и прочих положений по бухгалтерскому учету. Статьи актива располагаются в порядке возрастающей ликвидности, а статьи пассива – в порядке возрастания срочности обязательств. Статьи баланса распределены на разделы для наилучшей группировки предоставляемых данных. Все статьи, необходимые для отражения в отчетности, имеют код, что облегчает нахождение статьи и ссылки на необходимые данные. Другие статьи заполняются по решению организации.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|