Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результат бухгалтерского учета – финансовая отчетность





 

Как уже было отмечено, основополагающей целью бухгалтерского учета является предоставление информации о деятельности организации различным заинтересованным пользователям.

Бухгалтерский учет в России долгое время преследовал другие цели: обеспечить сохранность имущества организации, осуществление контроля за расходованием средств предприятий социалистической экономики.

С развитием рыночной экономики бухгалтерский учет все в большей степени становится информационной базой для принятия решений в сфере бизнеса и управления. Появилось разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Информация, предоставляемая бухгалтерским финансовым учетом и ориентированная на внешнего пользователя, находит свое выражение в виде финансовой отчетности.

Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и её денежных потоках.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Начиная с 1987 года, в СССР начался процесс по привлечению иностранных инвестиций, в особенности путем создания совместных предприятий. 1 ноября 1991 года Минфин СССР утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению и рекомендовал ввести их в действие с 1992 года. Это было проделано с целью адаптации российского бухгалтерского учета к нуждам совместных предприятий.

Но в силу привычки действовать в условиях жесткого государственного регулирования российской бухгалтерский учет, приняв условия рыночной экономики, остался ориентированным в первую очередь на нужды государства, то есть налоговых органов.

Итак, российские и зарубежные пользователи получают информацию из финансовой отчетности. То есть отчетность – это компактная и законченная форма предоставления информации о деятельности организации.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

· бухгалтерский баланс – форма № 0710001;

· отчет о финансовых результатах – форма № 0710002;

· пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках, в том числе:

а) отчет об изменениях капитала – форма № 0710003;   Форматизированная часть пояснений к балансу и отчету о прибылях и убытках  
б) отчет о движении денежных средств – форма № 0710004  
в) приложение к бухгалтерскому балансу – оформляется в свободной форме в составе пояснительной записки    
   
г) пояснительная записка (текстовая часть пояснений)  

 

· некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании средств – форма № 0710006;

· организации, получающие финансирование из бюджетов разных уровней, готовят отчет об использовании бюджетных средств – форма № 2 (по ОКУД 0503004), который сдают в Казначейство;

К отчетности прилагается аудиторское заключение (для тех организаций, которые в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» обязаны проходить обязательный аудит).

Малые предприятия, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах без дополнительных расшифровок в указанных формах и без представления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Таким образом, главной задачей реформы бухгалтерского учета явилась разработка стандартов, устанавливающих принципы формирования достоверной бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям ответить на основные вопросы бизнеса:

· Каково финансовое положение организации? А также: сколько она стоит?

· Каковы финансовые результаты деятельности организации? Сколько компания зарабатывает и за счет чего?

· Как изменяется финансовое положение организации? Какими денежными средствами располагает организация для осуществления своей деятельности?

Ответы на эти вопросы любой заинтересованный пользователь может найти в бухгалтерской финансовой отчетности,

Бухгалтерский баланс дает ответ на первую группу вопросов, представляя пользователям сумму чистых активов организации, характеризующую ее себестоимость, а также предоставляя данные о финансовой устойчивости организации и ликвидности ее активов.

Отчет о финансовых результатах позволяет сделать выводы о том, сколько зарабатывает организация, а именно: каков финансовый результат ее деятельности, а также о рентабельности деятельности организации.

Отчет о движении денежных средств дает возможность убедиться, имеет ли организация достаточно денежных средств для успешного ведения своей деятельности. А если имеет, то за счет чего.

То есть бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит информацию об основных категориях бухгалтерского учета, позволяющих создать модель действующего предприятия:

ü активах;

ü обязательствах;

ü капитале;

ü доходах;

ü расходах организации.

Причем информация о доходах и расходах предоставляется в виде отчета о финансовых результатах – с использованием принципа начисления и в отчете о движении денежных средств – кассовым методом.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, составляющих капитала, доходах и расходах (5 основных категорий бухгалтерского учета), а также о хозяйственных операциях, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случаях их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации, его изменения или финансовых результатов ее деятельности.

 

Бухгалтерский баланс

 

Бухгалтерский баланс – главная форма финансовой отчетности, которая основана на «золотом правиле» бухгалтерского учета. Она содержит три из пяти основных категорий бухгалтерского учета.

По балансу можно судить о размерах предприятия, структуре его хозяйственных средств и их источников, о финансовом положении предприятия, результатах его финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, о себестоимости организации (ее чистых активах) и ликвидности ее активов и о многих других сторонах деятельности предприятия.

Бухгалтерская отчетность должна обеспечить пользователей информацией об основных категориях бухгалтерского учета – активах, обязательствах, составляющих собственного капитала, доходах и расходах организации..

По полноте оценки (способу очистки) различаются баланс-брутто и баланс-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, в валюту которого входят регулирующие статьи, основанные на так называемых контрарных счетах, то есть такие статьи, с помощью которых определяется фактическая стоимость учетного объекта. Это, как правило, суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, отклонения, наценки, оценочные резервы, суммы использованной прибыли и т.д. Баланс-брутто отражает информацию, содержащуюся в бухгалтерском учете, тогда как баланс-нетто – это информация финансовой отчетности. Баланс-брутто позволяет не потерять важную информацию, например, стоимость основного средства, когда оно полностью изношено, но продолжает использоваться организацией. Это баланс, который выглядит как оборотно-сальдовая ведомость и отражает данные учета.

Баланс-нетто – это баланс, очищенный от регулирующих статей. Он дает более реальное представление о средствах организации. В настоящее время отчетный баланс фактически является балансом-нетто в соответствии с международными требованиями и национальными нормативными документами.

Бухгалтерский баланс – это информационная система, которая в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии организации на определенную (отчетную) дату. Банки, например, составляют баланс ежедневно.

Бухгалтерский баланс показывает собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем.

Схему баланса можно представить в следующем виде.

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Это так называемая горизонтальная форма баланса. Таким образом построен бухгалтерский баланс России. В некоторых странах активы расположены справа, а их источники – слева, что было типичным, например, для британских компаний 50 – 60-х годов.

Во многих странах принята вертикальная структура баланса. В таком случае, как правило, первая часть представляет собой чистые активы (нетто-активы), а вторая – собственный капитал организации.

В этом случае схема баланса несколько видоизменяется.

АКТИВЫ – ОБЯЗАТЕЛЬСТВА = КАПИТАЛ

Эта схема характерна для большинства западных компаний. Такое представление информации акцентирует внимание пользователей на чистых активах (нетто-активах) организации, то есть на ее чистом имуществе. Оно несколько более ярко дает увидеть, чем в действительности обладает организация, а точнее собственники, и есть ли у организации резервы. Выделение дополнительно нетто-оборотных активов (работающего капитала) позволяет сделать более наглядной информацию о платежеспособности (ликвидности) организации.

Но в любом случае бухгалтерский баланс, являясь «золотым правилом» бухгалтерского учета, предоставляет данные о трех из пяти основных категорий бухгалтерского учета – активах, обязательствах и составляющих капитала организации.

БАЛАНС

АКТИВ ПАССИВ Каково финансовое положение организации?
Внеоборотные активы Собственный капитал Сколько стоит предприятие?
Оборотные активы Обязательства  

 

Бухгалтерский баланс дает ответ на первый из основных вопросов, представляя пользователям соотношение имущества и его источников, характеризующее финансовую устойчивость и ликвидность, а также сумму чистых активов организации, характеризующую ее себестоимость.

Активы организации – это ресурсы, принадлежащие организации в результате прошлых операций. Иначе можно сказать что активы – это затраты организации (ресурсы, приобретенные в прошлом), которые в будущем должны принести ей прибыль.

Активы можно назвать еще имуществом, хотя крме иущества в активах присутствуют некоторые регулирующие статьи, такие как «НДС по приобретенным активам», «Деловая репутация» (в составе нематериальных активов) и т.д.

Те затраты, которые сформировали продукт (продукция, услуги, работы), уже принесший доход предприятию в данном отчетном периоде, то есть реализованный в отчетном периоде, называются расходами (все то, что отражается в отчете о прибылях и убытках).

Пассивы организации –это с экономической точки зрения источники имеющихся активов (имущества). Иначе их можно определить как внешние и внутренние обязательства организации.

Обязательства организации (внешние обязательства) – это задолженность организации, образовавшаяся в результате прошлых операций, расчеты по которой должны привести к оттоку активов. То есть обязательства являются заемными источниками имеющихся ресурсов.

Внешние обязательства – с юридической точки зрения это права третьих лиц на имущество организации, то есть хозяйствующего субъекта (в том размере, в котором уменьшилось имущество третьих лиц и увеличилось имущество организации).

В бухгалтерском учете сложилось правило называть такую категорию просто «обязательствами».

Капитал (внутренние обязательства) представляет собой вложения собственников в организацию и прирост этих средств в результате деятельности (прибыль) или в результате прочих событий (добавочный капитал) за все время существования организации. Другими словами можно сказать, что капитал это задолженность организации перед ее собственниками или, с другой стороны, имущественные права собственников. Т.е. капитал характеризует, наскольку богаты собственники – на какую сумму имущества организации они претендуют. Если сумма претензий начинает возрастать, то собственники богатеют, и говорят, что компания получила прибыль, т.е. увеличила свой капитал в результате эффективной деятельности.

В бухгалтерском учете такую категорию называют «капиталом», хотя в экономике, финансовом анализе часто употребляют термины «активный капитал» (по отношению к активам), «собственный капитал» (по отношению к тому, что мы назвали просто «капитал») и «заемный капитал» (по отношению к обязательствам).

Чистые активы равны разнице между имуществом организации (ее активами) и ее обязательствами. Чистые активы равны также капиталу организации. Если они становятся меньше суммы уставного капитала, то организация должна быть перерегистрирована с уменьшением величины уставного капитала до суммы чистых активов. Если же чистые активы имеют величину меньшую, чем минимальный размер уставного капитала (10 000 руб. – для обществ с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществ и 100 000 руб. – для публичных акционерных обществ), то такая организация обязана ликвидироваться.

При подсчете чистых активов рассматриваются активы и пассивы, принимаемые к расчету. При этом из суммы активов исключается задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал, а из суммы обязательств – доходы будущих периодов. В Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ еще требуется уменьшать стоимость активов на сумму затрат по выкупу собственных акций у акционеров. Но в настоящее время акции, выкупленные у акционеров, отражаются не в составе финансовых вложений компании, а в разделе «Капитал и резервы» со знаком минус, т.е. показывают уменьшение реального капитала организации на эту сумму.

Чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал, работающий капитал) – это разница между величиной оборотных активов и краткосрочных обязательств. Показывает, какая часть оборотных средств организации существует за счет собственных источников. Иначе эту величину можно рассчитать вычитая из суммы капитала и долгосрочных обязательств сумму внеоборотных активов.

Данные актива и пассива группируются определенным образом. При этом главным критерием выступает способ участия средств в обороте и выполняемые ими функции. Таким образом, основными частями актива являются внеоборотные активы и оборотные активы.

Пассив делится на две составляющие – собственный и заемный капитал (обязательства). Но и в пассиве сохраняется группировка обязательств в соответствии с их сроком. Среди заемного капитала выделяются долгосрочные (более 12 месяцев) и краткосрочные (не более 12 месяцев) обязательства.

Каждый отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма (каждый элемент актива и пассива), называется статьей. Оценка статей баланса осуществляется исходя из допущений и требований, определенных ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и прочих положений по бухгалтерскому учету.

Статьи актива располагаются в порядке возрастающей ликвидности, а статьи пассива – в порядке возрастания срочности обязательств.

Статьи баланса распределены на разделы для наилучшей группировки предоставляемых данных. Все статьи, необходимые для отражения в отчетности, имеют код, что облегчает нахождение статьи и ссылки на необходимые данные. Другие статьи заполняются по решению организации.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.