Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мифологическое мировоззрение





Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая (синкретическая), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества.

Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества, и состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремёсел, которые передаются через поколения.

Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщённым отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества.

Мифы (греч. ̶ повествование, сказание), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были ещё не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах, в которых в художественной форме объяснялось устройство Космоса, Вселенной, мира, природы и судьбы человечества. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, в которых заключено духовное богатство и мудрость народов.

Миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определённых общественных установок, для санкционирования определённого типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.

4. Авторитарность, т.е. обоснование происходящего через авторитет.

5. Объяснение происхождения Вселенной, Земли и человека:

̶ объяснение природных явлений;

̶ жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения (зачатки эмпирических знаний древних людей);

̶ вопросы чести, долга, этики и нравственности.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

1) диахронический (рассказ о прошлом) и

2) синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа носителю мифа представляется в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы выступали и выступают важным стабилизирующим фактором общественной жизни. Кроме этого, значение мифов (в том числе и современных) состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.

Именно из мифов выделились со временем и религия и философия: систематизация фантазий привела к возникновению религии, а систематизация знаний ̶ философии.

Религиозное мировоззрение

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия освещает те же вопросы, что и миф.

Характерные черты религии:

̶ преобладание чувственного мировосприятия;

̶ «вера» возводится в принцип;

̶ система догматов;

̶ разум занимает подчинённое положение (кредо религии: «не думай, а верь»).

Уже на ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На базе присутствовавших в мифах фантастических верований и ритуалов зарождается религия (точнее религии), которая также выступает как один из социально-исторического типов мировоззрения, сосуществующих с философией на протяжении многих веков. Представляя собой специфическую форму отражения действительности, религия до сих пор остаётся значительной социально-организованной и организующей силой в мире.

Религию нельзя понимать упрощённо или вульгарно, например, как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогли развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Так, например, незыблемой основой христианской морали является труд, который понимается как сотрудничество с богом, а кто не трудится, тот не христианин. Религия внесла огромный вклад в процесс сознания актуальной во все времена идеи единства человеческого рода и непреходящего значения высоких нравственных норм в жизни людей.

Религия – это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в существование некоего Высшего Начала. Это вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Религиозное сознание – это признание реального присутствия в жизни человека, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и существование человека.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что способом существования религиозного сознания является вера (более подробно речь о вере пойдет в теме «Философский образ знания»).

Специфика религии обусловливается тем, что основным ее элементом является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступая в качестве её содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочивания и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Необходимо помнить, что мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Его мировоззренческие конструкции вступают в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов.

Философское мировоззрение

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объём позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высшую ступень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

̶ философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымы- сле);

̶ философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);

̶ философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

̶ философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения:

- Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

- Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе).

- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

Исторически появляется форма теоретического характера постижения мира, на смену символа приходит Логосразум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религии философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, рациональности. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, это одна из форм человеческой культуры. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. В европейской культуре этот процесс происходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь.

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее чётко зафиксирован в системе Аристотеля (IV в. до н. э.).

Второй этап – XVI-XVII вв., когда наука формируется как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные (эмпирические) методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., ̶ философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более чётко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира даёт мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперёд, правильно ставить и решать свои проблемы. Поэтому характерным признаком философского способа освоения действительности является универсализм. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло своё выражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.