Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар по истории государства и права зарубежных стран.





1. Образование древнерусского государства.

Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян:

А). НОРМАННСКАЯ. Государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Б). СЛАВЯНСКАЯ (антинорманнская). Варяги призваны в сформировавшееся государство.

В). НЕОНОРМАНСКАЯ. Государство сформировалось у славян, но совершенствовалось варягами.

Племенные княжения славян имели признаки государственности. С конца 5 века известен подобный союз во главе с Кием. Историк Рыбаков считает, что в начале 9 века на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение Русь. Таким образом, распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, рост числа городов, существование дружины – свидетельство формирующейся государственности. Военные походы руссов на Византию приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

На формирование Древнерусского государства повлияли многие внутренние, внешние, социальные, экономические, политические аспекты.

Внутренние предпосылки образования древнерусского государства. Большие семьи, которые преуспевали в пахотном земледелии и полностью обеспечивали себя продуктами питания, преобразовывались в земледельческие семьи. В основном они состояла только из родственников, но отличались от общины родовой. Вся земля для пахоты разделялась на наделы, продуктами питания пользовались отдельные большие семьи, которые обладали предметами для обработки земли и скотом. Это разделяло семьи по имущественному состоянию, но не по социальному.

К политическим предпосылкам развития Древнерусского государства относятся усложнение отношений внутри племени и столкновения между ними. Они ускоряли возникновение власти князей, повышали их авторитет, как тех, которые могут защитить племя от чужаков и как тех, которые могут рассудить различные споры между членами семей. Сильнейшее племя, как правило, выбирало себе главу, и формировались межплеменные объединения. Они становились «племенными княжениями». Благодаря всему этому, князь пытался превратить свою власть в наследственную и стремился, чтоб она не зависела от решений участников вече. Он все больше отстаивал свои интересы, а не интересы соплеменников. Развитие языческих представлений славян тех времён способствовало укреплению полномочий князя. Зачастую князь племени был успешен в своих военных делах и в управлении племенем. Благодаря этому соплеменники наделяли его большими полномочиями, возлагали на него ответственность за всё племя, видели в нём залог процветания, а его особу приравнивали к племенному оберегу.

Внешние предпосылки. Влияние хазар и норманнов, под которым находились славяне. Их намерение контролировать торговые пути, которые соединяли Запад, Юг и Восток, ускоряло формирование княжеско-дружинных организаций, которые втягивались в торговлю. Когда князья брали дань, то они в первую очередь предпочитали серебро и дорогие продукты потребления. Они обменивали у купцов взятых в плен людей на это добро. Таким образом, они всё больше подчиняли своей власти племена, становились богаче. Контакт с более развитыми обществами повлёк за собой заимствование нескольких общественно-политических видов жизни. Не зря длительный период времени князья на Руси величались каганами, по примеру Хазарского каганата. Византийская империя длительный период была идеалом государственно-политического устройства. В то время в Низовьях Волги существовало могучее государство под названием Хазарский каганат. Он был защитой от набегов кочевников для восточных славян. Все эти набеги замедляли их прогресс, мешали мирной работе и, в конечном счёте, тормозили появление “зародыша” государственности. Эти события напрямую или косвенно влияли на предпосылки формирования Древнерусского государства.

Взаимодействие факторов, незрелая социально-экономическая ситуация в восточнославянском обществе привели к тому историческому прогрессу, который имел место в славянском мире в 9-10 веках.

Главные этапы формирования Древнерусского государства

1. 8- в середине 9 веков происходит формирование межплеменных союзов и княжений. В 9 веке появляется система полюдья — сбор дани в пользу князя, которая по тем временам имела в большей степени добровольный характер и её считали компенсацией за управленческие и военные услуги.

2. 2-ая половина 9 — середина 10 века. Древнерусское государство формируется быстрее, благодаря активному вмешательству варягов и хазар. «Повесть временных лет» описывает нашествия воинов Северной Европы, которые вынудили подчинившиеся племена платить дань. Эти летописные данные являются основой “норманнской теории” возникновения Древнерусского государства, разработанной в 18 веке. Сторонники теории приписывали варягам, давшим свое имя — “Древняя Русь”. Некоторые норманисты считали, что славяне отстали по развитию и не могут самостоятельно творить историю.

3. Третий, и завершающий этап формирования Древнерусского государства начинается с княгини Ольги. Она отомстила древлянам за любимого мужа, устанавливает четкий размер дани, а для того, чтоб её собрать устраивает “погосты”, которые были опорой. Политика сына Святослава (964-972 год), который был знаменит победой над Хазарией, закончившимися настоящей неудачей, требовала больших сил для осуществления внешних завоеваний. Следующим важным этапом, завершающим формирование Древнерусского государства была замена Владимиром князей на своих сыновьями, которые призваны защищать христианство и укрепить власть отца на местах.

Тем самым Владимир превратил Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти позволило ему организовать население всей страны для формирования мощных оборонительных рубежей на юге и переселить сюда часть вятичей, кривичей, и славян. На этом этапе народ воспринимает великого князя не как защитника, а как главу государства, которая охраняет его границы.

К концу 10 века сформировались основные принципы существования Древнерусского государства. Это власть княжеского рода; простой государственный аппарат во главе дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, который вытесняет племенной; принятие христианства.

2. Государственный и общественный строй в Древней Руси.

Общественный строй. Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие. В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов. В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей. Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами. К ним относятся:1)феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри); 2)свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"); 3)смерды (крестьяне-общинники); 4)закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабат-й "купу"); 5)изгои (человек, вышедший из общины или освободившиеся от холопства выкупом); 6)челядь и холопы (придворные рабы); 7)городское население (городская аристократия и городские низы). Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не гос-ву, а князю как феодалу. Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при которой земля переходила по наследству. К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

Государственный строй. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью. Основными чертами древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:1)экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть; 2)большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; 3)наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре; 4)наличие системы кормления на местах. Киевская Русь не была централизованным государством. Это был союз феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений. Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече. Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы. Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну). Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора. Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Функции съезда составляли:1)принятие новых законов; 2)распределение земель (ленов); 3)решение вопросов войны и мира; 4)охрана границ и торговых путей. Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения. Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления – системой "кормления". Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну. На местах суд осуществляли посадник и волостели. Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом админции. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

 

 

. Раннефеодальное право древнерусского государства.

У восточных славян, после разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества, длительное время действовало обычное право. Отсутствие специального аппарата принуждения не сказывалось на соблюдении установившихся правил поведения. Это объяснялось тем, что правила поведения или обычаи создавались непосредственно обществом, выражали и защищали интересы всех членов рода, и потому соблюдались добровольно, сознательно, без принуждения. Возникнув, обычай живет долго, порой целые исторические эпохи остается неизменным. Свод норм племени был устным, это – Правда, которая охраняется специальными людьми – законоговорителями, жрецами.

С развитием общественных отношений, появлением государства первобытные обычаи оказались неспособными для регулирования более развитых процессов производства, обращения, обмена. Государству для осуществления его функций потребовались новые социальные нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. Такую роль стали выполнять юридические нормы, в своей совокупности образующие право. Правовой обычай сохранял многие черты периода варварства: сакральный (религиозный) характер, моральная обязанность его соблюдения.

Нормы обычного права в раннефеодальном государстве развивались в нескольких направлениях.

1. Постепенно отмирают или отменяются государством (запрещение кровной мести).

2. Видоизменяются.

3. Закрепляются в нормативно-правовом акте (например, норма обычая о купеческом займе, поклаже).

Источником нормативно-правового акта являлось не только обычное право, но и судебная практика, иностранное (прежде всего византийское церковное) право. Исторически первым способом возникновения права являлась трансформация обычая в закон. Система права еще не сформировалась, зачастую возникали ситуации, для разрешения которых не имелось нормативно-правовых средств. В таких случаях судьи руководствовались правосознанием своего класса и выносили конкретные решения. Со временем судебная практика превращает подобные решения в юридическую норму, тем самым придавая индивидуальным предписаниям значение самостоятельного источника права, равносильного правовому обычаю и закону (судебный прецедент)

С появлением первых киевских князей создается определенная система норм устного обычного, а затем и писаного права. Сфера действия норм обычного права весьма широка: семейно-брачные отношения; имущественные отношения; уголовное право; межобщинные и внутриобщинные отношения; государственно-правовые отношения.

Со временем сфера действия обычного права сужается: в области уголовного права – в связи с укреплением великокняжеского суда; в области имущественных отношений – в связи с закреплением ряда обычаев в нормативных актах.

Видимо, во время княжения Олега еще существовало обычное право и лишь при Игоре появляются княжеские законы – “уставы”, “поконы”. Однако общинное право еще не утратило свою силу, и “Уставы” князей пока лишь дополняли его.

О начальном периоде (IХ, Х вв.) развития древнерусского права прямые сведения в источниках почти отсутствуют. О существовании в это время развитой системы права – Закона Русского свидетельствует содержание русско-византийских договоров, заключенных в Х в. Это были первые в русской истории международные договоры. Свидетельствуя о могуществе Древнерусского государства и его роли в мире, русско-византийские договоры имеют большое значение в истории русского права, так как содержит указание на существование у русских уже тогда системы правовых норм – Закона Русского. Он регулировал отношения периода от родоплеменного к раннефеодальному строю. Вместе с тем, Закон Русский в IХ – нач. Х в. содержал нормы, регулирующие правоотношения уже в социально дифференцированном обществе. Укрепление и территориальный рост относительно единого Древнерусского государства оказывали определяющее влияние на развитие права. Вероятно, во второй половине Х в. изменилось название Закона Русского. Из закона, которым руководствовались великие киевские князья, он становился Правдой Русской – основным сводом юридических норм Руси. Новое название указывало на происхождение закона (из Правды восточно-славянских племен) и на функцию – в качестве великокняжеского права, распространявшегося на всю территорию государства. Значение первого древнерусского судебника заключалось не только в фиксации раннеклассовым государством норм устного права и в правовом регулировании конфликтов. Это было начало раннефеодального писаного права. Вероятно, законы, изданные в разные периоды долгого княжения Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), были сведены в единый свод – “Суд Ярославлъ Володимерич” (Краткая редакция Русской Правды). К сильным сторонам свода относится самостоятельность правотворчества господствующего класса, активность правового регулирования государством социально-экономических отношений, широкое привлечение устного права, нормы которого пополнялись новым содержанием, как в устной форме, так и при записи в раннефеодальные судебники. Слабой стороной было относительно позднее его появление – после полутора столетий существования Древнерусского государства – и издание государством отдельных нормативных актов вместо систематического изложения основных нормативных комплексов. История не сохранила подробных сведений о законодательном процессе Древней Руси. Однако очевидно, что в силу монархической природы государства он не мог иметь иную форму, нежели форму актов великокняжеской власти. Нормы писаного права не охватывали всего многообразия сложной системы общественных отношений, поэтому создавались особые церковные уставы, включавшие нормы светского права, а также перенимались правовые памятники южных славян и Византии.

Церковные Уставы имеют важное значение среди источников права. Они знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, с делами и лицами, подлежащими ведению и суду церкви. Первоначально на Руси распространялись переводы на церковнославянский язык греческих сборников (Иоанна Схоластика, патриарха Фотия), содержащие церковные законы (саnon) и светские законы (nоmos), почему они и назывались номоканонами. Постепенно к тексту, снабженному толкованиями византийских канонистов, русские переписчики стали добавлять разные материалы. Наиболее обширными были византийские кодексы – Эклога императора Льва Исавра (составлена около 739-746 гг.)Но происхождение древнерусского права не связано с заимствованием. Источником, распространявшим свои нормы в конце IХ – первой половине Х в., был Закон Русский, со второй половины Х в. – вероятно, устная Правда Русская. С течением времени накопился настолько значительный законодательный материал, что возникла необходимость в его объединении. Сборники норм обычного права, законов и судебных решений, изданные в феодальный период Киевского государства, дошли до нас. В науке этим сборникам присвоено одно название – Русская Правда. Она создается во времена Ярослава Мудрого, его сыновей и внука Владимира Всеволодовича Мономаха. Русская Правда не только рассказывает нам о юридических нормах Х-ХII вв., она дает ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении, земельной собственности и политическом строе Древней Руси. Из Русской Правды мы можем многое почерпнуть о быте, правах человека Древней Руси. Как многие другие памятники древнерусской книжности, Русская Правда не раз переписывалась и редактировалась на протяжении нескольких столетий. Поэтому мы имеем более 100 ее списков (экземпляров). Все списки Русской Правды разделяются на три группы или редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

В "Русской Правде" содержится ряд норм, определявших правовое положение отдельных групп населения. Два критерия, особо выделелявшее правящий слой и остальное население в составе общества, - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники. Свободный смерд-общинник обладает определенным имуществом, которое он может завещать детям. При отсутствии наследников его имущество переходит общине. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он несет личную и имущественную ответственность. В "Русской правде" содержатся нормы гражданского права. "Правда" тонко различает и точно определяет имущественные отношения. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. Уголовное право как совокупность норм, представлявших собой обособившуюся отрасль права, сформировалась на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться в буржуазный период. Поэтому для более раннего времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две категории - преступление и наказание. В 10-15 вв. понятия вины, соучастия, подготовки к совершению преступления находились в зачаточном состоянии, на протяжении 16-17 вв. формировались, и лишь в Уложении 1649 г. они находят более или менее полное отражение. Имущественные преступления по "Русской Правде" включали разбой (еще не отличимый от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство, злостную неуплату долга. Наиболее подробно регламентировалось понятие "татьба". Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и прочее. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона. Система наказаний по "Русской Правде" достаточно проста. Высшая мера наказания - это поток и разграбление, которое назначаются только за убийство в разбое. Следующим по тяжести видом наказания была вира - штраф, который назначался только за убийство - поступала в княжескую казну, а вознаграждение в пользу родственников убитого называлось головничеством. Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в 10-11 вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.