Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1. ТОК-ШОУ КАК ЖАНР ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ

РЭФЕРАТ

SUMMARY

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТОК-ШОУ КАК ЖАНР ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1. Телевизионное ток-шоу в историческом контексте

1.2. Эволюция ток-шоу на белорусском телевидении

1.3. Типологические особенности жанра телевизионного ток-шоу

 

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА «ДЕЛО ПРИНЦИПА» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ ОНТ

2.1.Предпосылки появления на ОНТ ток-шоу «Дело принципа»

2.2.Ток-шоу «Дело принципа»: особенности, тематика, стратегия ведущего

2.3. Сравнительный анализ ток-шоу «Дело принципа» (телеканал ОНТ) и «Форум» (телеканал «Беларусь 1»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ


РЕФЕРАТ


РЭФЕРАТ


SUMMARY


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия мы стали свидетелем уникального синтеза гигантских по своим масштабам процессов, каждый из которых можно назвать эпохальным, с точки зрения его значения для всего мира.

Двадцать первый век, который характеризуется стремительным всплеском прогрессивных технологий, трансформировал основы медиаиндустрии, а также выдвинул новые требования к масс-медиа.

Развитие всех средств массовой информации, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с глобальными изменениями в мире, требует пристального внимания со стороны исследователей журналистики. Вот уже на протяжении более полувека, телевидение остается важнейшей составляющей частью медиасферы. Именно благодаря телевидению население получает оперативную информацию о событиях, явлениях и процессах. А под его воздействием формируется общественное мнение и меняется ход развития событий.

В нынешних условиях, когда телевидение имеет реальное влияние на зрителей, возникает конкурентная борьба за внимание аудитории. Для этого на телеканалах стараются разработать сетку вещания, которая будет наиболее привлекательной для телезрителя, включая в нее самые популярные и востребованные программы. А это значит, что от продюсеров и создателей передач требуется совершенно новый подход к профессии ведущего и телевизионного журналиста, а так же и высокий уровень его профессионального мастерства.

Любая творческая деятельность, в особенности журналистика, характеризуется созданием качественного нового продукта, который будет являться специфическим для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика предлагает массовой аудитории большую совокупность различных по типу и жанру программ.

Сегодня одним из самых популярных и востребованных жанров на телевидении является ток-шоу (в переводе с английского – разговорное представление). Этот жанр активно развивается на всех телеканалах, в том числе и белорусских. Отличительной чертой данного жанра является зрелищность, которая возможна только при хорошей творческой команде программы.



Высокие рейтинги ток-шоу вполне объяснимы. У программ выходящих в этом жанре есть свои сильные стороны: человек, который смотрит ток-шоу в период определенных трудностей в своей жизни понимает, что его ситуация не уникальна и он не одинок. Герои ток-шоу, это люди, которых волнуют те же проблемы и они готовы поделиться своим жизненным опытом.

Классическое ток-шок, по мнению некоторых экспертов, это своеобразный треугольник: ведущий – приглашенные эксперты – зрители в студии. Некоторые специалисты считают, что главным элементом ток-шоу является юмор. Но стоит отметить, что иногда под термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана.

Таким образом, роль и место ток-шоу в системе жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что на современном телевидении жанр ток-шоу пользуется широкой популярностью как у создателей телепрограмм, так и у аудитории. Данная тема нередко рассматривается в научной литературе. Однако, контент белорусских телеканалов, практически не анализируется.

Мотивация выбора темы:автор дипломной работы два года является редактором ток-шоу «Дело принципа» на телеканале ОНТ. На протяжении этого времени автор собирал информацию, изучал тенденции данной программы и готов обобщить и систематизировать накопленные знания.

Новизна изучения:впервые программа «Дело принципа» будет соотнесена с классическими канонами жанра ток-шоу. Будут выявлены особенности, которые свойственны выбранному белорусскому ток-шоу.

Предмет исследования –ток-шоу «Дело принципа» на телеканале ОНТ.

Объект нашего исследования– жанровая специфика белорусского ток-шоу «Дело принципа».

Цель исследования: выявление типологических особенностей программы «Дело принципа» на телеканале ОНТ.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть ток-шоу как жанр тележурналистики;

2. Выявить специфические особенности ток-шоу отечественного телевидения;

3. Проанализировать проблемно-тематическое разнообразие ток-шоу «Дело принципа»;

4. Исследовать стратегию ведущего ток-шоу.

Эмпирической базой нашего исследования являются ток-шоу «Дело принципа», а также его программы-предшественники: «Выбор», «Открытый формат» и «Позиция».

Степень научной разработанности проблемы: за методологическую базу исследования были взяты труды белорусских ученных: А.А. Плавник, Н.Т. Фрольцовой, Л.И. Мельниковой и др, а также зарубежных: Л.Е. Кройчика, Э.В. Могилевской, В.Л. Цвик, Н. В. Вакурова, Л. И. Московина и др.

Выявление особенностей ток-шоу на белорусском телевидении, рассмотрение вопросов, связанных с особенностями жанра имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Исследование выбранного ток-шоу, а так же выявления его особенностей в будущем поможет развивать и продвигать данный жанр на белорусском телевидении, а так же сделать его более конкурентоспособным.

Данная дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава имеет общетеоретический характер. В ней ток-шоу рассматривается как жанр телевизионной журналистики. Особое значение уделяется истории создания ток-шоу, рассматривается эволюция белорусского ток-шоу, а также выявляются особенности данного жанра.

Во второй главе исследуется популярное ток-шоу на телеканале ОНТ «Дело принципа» и его предшественники. Так же в работе сделан сравнительный анализ общественно-политических ток-шоу «Дело принципа» (ОНТ) и «Форум» (Беларусь-1).


ГЛАВА 1. ТОК-ШОУ КАК ЖАНР ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Структура и разновидности жанра.

– политическое;

– социальное;

– бытовое;

– культурно-просветительское.

Формаобразующие элементы.

ü Предмет— актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес;

ü Авторская задача— поиск путей решения обсуждаемой проблемы;

ü Методы— соединение журналистских и сцениче­ских приемов.

Социальная функция.

Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы

Роль ведущего в ток-шоу

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. О ток-шоу можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, креативность. Также ведущий должен уметь заинтересованно слушать, «завести» аудиторию, уметь держать интригу и напряжение до конца передачи, следить за ходом дискуссии и направлять (если это необходимо) ее в другое русло.

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связны с индивидуальностью ведущего ток-шоу.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы, потому что он:

1. Знает тему и участников разговора;

2. Главным правилом считает «развлекать, поучая»;

3. Предоставляет слово участникам программы и «забирает» его;

4. Выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

5. Удерживает течение разговора в нужном русле;

6. Пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

7. Делает выводы сам и подводит к выводам участников передачи.

Ток-шоу отличается необычайной функциональной широтой и тематической разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Важны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на влияние сознания массового зрителя, которое создает эффект «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. (могилевская)

Обязательными «компонентами» ток-шоу, помимо ведущего, выступают гости («герои») — обычно, это либо известные в какой-либо сфере, либо интересные зрителям своими поступками, мыслями, образом жизни люди. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

На американском телевидении с появлением жанра ток-шоу возникает особая должность – модератор ток-шоу (от лат. «умеряю», «сдерживаю»). Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском и белорусском телевидении активно пользуются услугами модераторов. (могилевская)

Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Кроме этого, модератор ток-шоу должен выполнять две основные задачи: а) уложиться в отведенное время эфира; б) равномерно и эффективно распределить его между всеми участниками.

На некоторых телеканалах существуют специальные отделы по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.

В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосования.

Ведущий — это человек, которого мы часто видим на экране как автора идеи, создателя передачи, интересовал исследователей с самого начала работы телевидения в прямом эфире. Так, первого советского телекритика В.С. Саппака вдохновила на размышления о ведущих на экране возможность телевидения показать зрительской аудитории автора программы в неповторимый момент реализации творческого замысла. Несмотря на то, что исследования Владимира Семеновича приходятся на 1950-е-1960-е годы, актуальность они не утратили по сей день. До сих пор является актуальным его мнение о небезвредности водворения на телеэкране «банально-фотогеничных» лиц, в которых проступает «типажно-массовидное, «такое, как все», чаще всего – никакое». (Саппак 2007, 149). Абсолютно современным нам представляется также сформулированный им «запрет» на «безукоризненную банальность» на телеэкране: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона» (саппак).

Из высказываний В.С. Саппака можно сделать вывод, что ведущий—это не только обложка, не только лицо программы, но это ее символ, ум и душа. Выше уже упоминалось, что некоторые современные исследователи склонны считать, что вся зрелищная культура (кино, эстрада, радио, телевидение, политические ток-шоу) построены на персонификациях. Это значит, что при создании ток-шоу необходимо учитывать приписывание ведущему определенных свойств.

Например, в теории средств массовой информации и коммуникации эффект персонификации связан с разработкой социально-психологического подхода. На его основе данного подхода Н.Н. Богомолова выделяет целостную модель коммуникатора, которая представлена двумя рядами отношений: между коммуникатором и сообщением, коммуникатором и аудиторией. В первом из них накапливаются характеристики коммуникатора (ведущего), которые включают эмоциональные, поведенческие и когнитивные аспекты. Такие качества, как адекватное отображение действительности, умение донести его до аудитории, правдивость, честность, убежденность, искренность, способствуют целенаправленной и эффективной персонификации ведущего, содействуют его активному восприятию аудиторией. Исходя из первого типа отношений, формируется второй ряд, он устанавливается между ведущим и аудиторией, который определяется по фактору уважения – привлекательности. Это представляет особую значимость для ведущего ток-шоу, ведь он — буфер между экспертами и зрителями. Принцип обратной связи позволяет сделать вывод о том, что если ведущий не обладает качествами первого ряда, то ему трудно рассчитывать на высокий уровень персонификации у аудитории (Богомолова 1990, 96–97).

С тезисом, что на телевидении сообщение неотделимо от его носителя, российский социолог П.С. Гуревич определил, что при условиях личностных, персонифицированных характеристиках коммуникатора оно приобретает смысл. Эффект завершенной персонификации, согласно его мнению, достигается при абсолютном слиянии телепередачи и ее ведущего, создающем подсознательное ощущение их единства. (см. Гуревич 1991, 201).

Развивая похожую мысль В.И. Михалкович вводит в научный оборот понятие «двойственность в единстве» (Михалкович 1982, 63). В этом случае ведущий воспринимается не как частное лицо, которым на телеэкране может быть любой зафиксированный в кадре человек. Эффект персонификации срабатывает чаще всего на надличностном уровне, который обусловлен социальным статусом человека, его общественными функциями, профессией. В.И. Михалкович подчеркивает: телеэкран не только допускает – требует, чтобы «приватная» индивидуальность «видимого» человека не сливалась с «публичной», «ролевой», а чтобы человек представал на экране в своей индивидуальности. Однако в создании образа на экране участвуют и зрители. В этой связи персонификация не может рассматриваться вне учета реакции аудитории, ее знаний, жизненного опыта, образно-эмоциональной памяти, которые неизбежно опосредуют восприятие любой информации и формируют отношение к ведущему. Этот момент В.И. Михалкович назвал «непреднамеренной образностью» (Михалкович 1983, 114).

«Непреднамеренная образность» – это результат не предусмотренного автором семантического преображения сообщения, осуществляемого в процессе общения с зрительской аудиторией, которая легко «переключается», особенно когда ее не увлекает содержание высказывания. При этом у зрителя есть образ говорящего с телеэкрана человека, предстающего в качестве «жизненного типа», в котором открывается «не уникальность “вот этого” человека, но типичность, обобщенность, принадлежность к определенному множеству, типу» (Там же, 113).

Выдвинутые идеи были развиты А.А. Новиковой в концепции «социальной маски», которые исследователь сформулировал в монографии «Телевидение и театр: пересечения закономерностей» (см. Новикова 2004). Согласно этой концепции, растиражированный телеэкраном образ «живого» человека рано или поздно потеряет индивидуальные черты и превратится «в транслятора каких-то определенных идей и моделей взаимоотношения с окружающим миром» (Новикова 2004, 79). «Социальная маска», по ее мнению, предстает как определенный тип ведущего или участника телепередачи, который «своими взглядами и поведением (стилем общения с аудиторией) претендует на выражение общественного мнения, мировоззрения и социально-психологических установок определенной части аудитории, как бы представляет собой обобщенный портрет этой группы населения» (Там же, 79–80).

Для формирования «социальной маски» необходимо, чтобы ведущий регулярно появлялся в телевизионном кадре, был последователен в своей социальной позиции.

Концепции «социальной маски» не противоречит и практика белорусского телевидения. Действительно, телевидение эпохи социального застоя тиражировало образ советского человека, который представал, с одной стороны, «таким, как все» и в то же время идеальным современником. Ведущие телевизионных передач: дикторы, обозреватели, комментаторы – должны были соответствовать установленным образцам поведения на телеэкране. В то время нормой для ведущих была эмоциональная сдержанность, откровенная демонстрация экранного аскетизма.

Данный тип творческой личности был широко распространен на Белорусском телевидении (БТ), однако это не исключало появления на телеэкране иных типов ведущих. Так, постоянная ведущая одной из наиболее популярных на БТ в 1980-х гг. цикловых передач «Служба вашего настроения» ведущая Г. Кравчук покоряла зрителей таким человеческим обаянием, теплом, искренностью, которые свидетельствовали: на телеэкране – личность в своей «частной», «приватной» индивидуальности, отдающая предпочтение субъектно-субъектным отношениям с экранными собеседниками и телезрителями. (мельникова, К ТИПОЛОГИИ ВЕДУЩЕГО НА БЕЛОРУССКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ)

В начале 1990-х гг., появляется новый тип ведущих. Сейчас, это символ успешной карьеры, неизбежно связанный с красивой жизнью. На телеэкране такой подход персонифицируется в жизненном типе преуспевающего молодого человека, «гламурного» героя, который представляется не как гражданин, а «яркая упаковка, за которой может быть скрыто все, что угодно».

«Гламурный» тип ведущего приходит не только в развлекательные программы, но и в другие жанры тележурналистики. Это Дмитрий Нагиев («Большая стирка»), Андрей Малахов («Пусть говорят»), Ирина Ромбальская («Большой завтрак»).

Важно отметить, что ведущие ток-шоу привлекают зрителей не только своим образом, имиджем, но и правильным поведением. Ведущий ток-шоу в своей речи специально использует большое разнообразие изобразительно-выразительных средств. Грамотно поставленная и правильная речь, делает его убедительным, и участники легко воспринимают его речь. Таким образом ведущий помогает зрителям ненавязчиво принимать авторское мнение.

Однако стоит сказать, что ведущий по-прежнему должен выполнять функции, предписанные ему рамками программы. Он остается модератором, и в тоже время остается провокатором конфликтных ситуаций, которые необходимы программе по определению жанра.

Помимо основных речевых и языковых установок ведущего, ведение программы в популярном жанре ток-шоу, требует жесткого контроля над происходящим в студии и огромной ответственности. Личностные и профессиональные качества становятся основополагающими в работе в прямом эфире. Ведущий не только высказывает своё мнение и задает вопросы, но и дает высказаться и гостям и аудитории, находящейся в студии. Также он должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера, так как время эфира всегда ограничено. И, конечно же, высокая информированность, просвещенность и эрудиция. Вот качества профессионального телевизионного журналиста.


Вторая особенность.

В пилотном выпуске ток-шоу «Дело принципа» было всего четыре эксперта. В следующих программах концепция изменилась. Появляется два вида гостей. Те, которые сидят на креслах и те, которых приглашают на диван. Четыре гостя, сидящие в креслах — основные спикеры, которые высказываются на протяжении всей программы. Как правило, в креслах сидят: депутат, представитель от народа (обычно, это какая-то звезда), и два специалиста в заявленной теме. На диван, приглашаются специалисты, которые компетентны в определенной сфере. Однако у них не менее ответственная задача. Например, тема программы заявлена как «Подведение итогов 2015 года». Программа условно поделена на три части. В первой речь пойдет об экономике, поэтому на диван будут приглашены экономисты, аналитики, финансисты. Вторая часть — политика, значит, во второй части будут участвовать политологи. Третья тема программы: социальная сфера, можно предположить, что в качестве экспертов на диван будут приглашены социологи, представители общественных организаций и т.д.

В качестве минусов можно отметить, что в программе часто отсутствует паритет мнений, а гостями оказываются представителями одного идеологического «лагеря».

Третья особенность.

В программе «Дело принципа» появляется новая форма интерактива. Сейчас у всех зрителей в студии есть пульты, с помощью которых они могут выражать свое согласие либо несогласие с высказыванием экспертов. У соведущего результаты в течение всей программы видны на мониторе, по этим данным он подводит итоги в каждой части и делает акценты позиции на тех экспертов, чьи высказывания нашли большую и меньшую поддержку у зрителей.

Ток-шоу «Дело принципа» становится уникальным в своей интерактивности. Помимо того, что у зрителей в студии есть пульты, во время записи программы проводится телефонное голосование, на которое вынесен вопрос по теме программы. Например: «Нужно ли ускорять темпы евразийской интеграции?», «Дорожат ли белорусы своей независимостью?», «Произошло ли примирение народов после Второй мировой войны?», «Нуждается ли патриотизм в пропаганде?», на которые дается два варианта ответа. В данном случае это «да» или «нет». В течение всей программы в студию поступают звонки, и зрители условно делятся на два лагеря.

Так же, как метод интерактива используются опросы, которые проводятся на улицах городов.

Получается, что интерактив в ток-шоу всесторонний: зрители в студии, телезрители и прохожие на улицах. Можно сказать, что это еще одна особенность ток-шоу «Дело принципа», которая выделяет ее среди других программ этого жанра.

Четвертая особенность.

В студию ток-шоу «Дело принципа» приглашаются журналисты. Для них предусмотрена отдельная пресс-ложа, где они в течение всей программы следят за ходом дискуссии и в любой момент могут задавать даже самые провокационные вопросы.

За все время в ток-шоу приходили корреспонденты, обозреватели, редакторы и главные редакторы популярных газет, журналов, радиостанций. На каждую программу, как правило, приглашается два журналиста. Вот имена некоторых из них: Аэлита Сюльжина (Обозреватель газеты «СБ. Беларусь Сегодня»), Елена Еловик (редактор газеты «7 дней»), Александр Бенько (редактор отдела экономики газеты “Республика”), Андрей Качура (Руководитель «Международного информационного агентства Sputnik») и др. Часто журналисты кардинально меняют вектор разговора, активно принимают участие в дискуссии, вступают в полемику с экспертами:

«…я все-таки считаю, что чаще всего люди говорят об эффективности или неэффективности препарат, после того, как проверят на собственном опыте. Вот у меня есть такой пример. Допустим, врач прописала таблетки от давления, я их приминаю уже очень много лет. Потом мне пришлось сменить препарат, потому что был какой-то стресс, и давление стало выше обычных показателей. И вот тот белорусский препарат, который я попробовала, не дал вообще никакого эффекта. У меня было ощущение, что это действительно плацебо… Как вы это объясните?»

Это фрагмент программы, которая вышла в марте 2015 года и была посвящена белорусским лекарствам, где редактор «Брестской газеты» Алла Верстова обращается к представителям Министерства здравоохранения. Как мы видим, Алла Верстова выступает не только как журналист (именно в этом качестве ее пригласили), но и как человек, со своей жизненной историей и позицией. А это важнее, чем просто вопрос от журналиста. Таким образом он демонстрирует свою заинтересованность в теме, подключается к беседе и тем самым подсказывает новые темы для обссуждения всем участникам дискуссии.

Пятая особенность.

Видеоматериалы. В первых выпусках ток-шоу «Дело принципа» присутствовали видеосюжеты, они носили вводных характер, в них давалась информация о теме программы, приводились интересные данные. Однако после нескольких программ от них решили отказаться. Редакторская группа пришла к выводу, что они «засоряют» эфир. На смену трехминутным видеосюжетам пришли небольшие оперативные интервью (опросы), цель которых сбор разных мнений по какому-либо конкретному вопросу. Особенностью такого интервью является стандартная фиксированная форма вопросов, которые задаются как можно большему количеству людей. В программе таких опросов максимум может быть три (по одному в каждой из частей). Часто опросы используются как «толчок» к началу разговора. В опросах задают острые вопросы: «Кому был выгоден Майдан?», «Может ли увольнение стимулировать человека к самозанятости?», «При каких условиях вы бы переехали жить в деревню?», «Как привить любовь к Родине?». В последнее время расширена география: опросы снимаются не только корреспондентами в Минске, но и во всех областных центрах.

Еще один элемент драматургии, которое используется в ток-шоу —комментарий. Он записывается корреспондентами заранее, а затем воспроизводится в студии. В моменты, когда мнение человека услышать необходимо, но по каким-то причинам присутствие его в студии невозможно, комментарий незаменим. Корреспондентами были записаны комментарии не только с белорусскими, но и с зарубежными политиками, экономистами и общественными деятели. Например, Пётр Симоненко — Лидер Компартии Украины, Сергей Глазьев — Советник Владимира Путина по финансовым вопросам, Андрей Лехкий — Консул посольства Украины в Беларуси и др. Подобный формат участия эксперта позволяет не перегружать программу, а также делает ее более динамичной.

С нового телевизионного сезона 2015 года., в программе все чаще стали появляться Skype-подключения с экспертами программы. Это облегчает задачу экспертам. Во-первых, они экономят свое время. Во-вторых, эксперт вещает из другой страны, что расширяет географию программы. Но есть и отрицательные стороны: скорость интернет-соединений не всегда достаточно высокая. Из-за этого качество картинки ухудшается, и общий план студии смотрится проигрышно. К тому же, присутствие эксперта в студии поднимает уровень и рейтинг программы. По Skype в ток-шоу «Дело принципа» были подключены эксперты из разных стран: Григорий Иоффе (Рэдфорд, США), Матеуш (Польша), Андрей Мамыкин (Латвия), Дарина Григорова (Болгария) и др.

Немаловажную роль в визуализации играют графические данные. Они помогают телезрителям более комфортно воспринимать информацию, которую произносит ведущий либо соведущий. Например, если в программе приводятся сложные статистические данные по финансовым и валютным рынкам, на экране появляется графика, соведущий ее комментирует, и зрителю данная информация становится понятной. В процессе просмотра ток-шоу «Дело принципа» нельзя сказать, что программа кажется перегруженной графикой. Она гармонично дополняет программу.

Последний вид видео, который встречается в программе — видеоинформация. Как правило, это видео без звука, которое используется как видеоряд, под слова ведущего либо эксперта. Это придает разговору динамику и не дает устать зрителю, тем самым переключая его внимание.

Ток-шоу «Дело принципа» по структуре жанровой композиции, выделенной Д.Л. Яконюком, относится к информационно-аналитическим.

Проанализируем передачу «Дело принципа» согласно классическим канонам жанра ток-шоу и выясним, в какой степени программа им соответствует. В качестве основных характеристик используем выделенные в первой главе пункты:

Классификация жанра.Согласно приведенной классификации, программа«Дело принципа» относится к общественно- политическим ток-шоу.

Тематика выпусков.В программе обсуждаются политические проблемы: вопросы интергации, политическая ситуация в стране и мире, развитие отношений с другими странами («Вступление Беларуси в ВТО», «Малый бизнес в Беларуси: риски и перспективы», «Кризис Еврозоны») и социальные (общественные) проблемы: пьянство за рулем, наркомания, демографическая ситуация («Развитие белорусского кинематографа», «Борьба с накротиками», «Год культуры в Беларуси»).

Тема в ток-шоу задается обширно. Вот некоторые из них: «Развитие промышленности в Беларуси», «Пенсионный возраст», «Рынок труда в Беларуси», «Безопасность авиатранспорта», «Отношения России и Беларуси», «Договор о Евразийском союзе», «Финансовые прогнозы».

Зачастую за счет подобной формулировки и часового хронометража, рассмотреть проблему глубоко не получается. Тогда программа приобретает поверхностный характер, который не несет в себе большой информативности. Несмотря на то, что авторской задачей в ток-шоу является поиск решения обсуждаемой проблемы, ведущий не всегда делает акцент именно на пути решения проблемы.

В основном программы посвящены внешней и внутренней политике, а также экономике, реже— социальной проблематике. В процентном соотношении 65 на 35, где 65%— это политические, а 35%— экономические темы.

Предметом ток-шоу должна являться актуальная проблема, представляющая общественный интерес. Проект «Дело принципа», по словам его создателей, пытается быть максимально актуальными и выходить с «острыми» темами. Однако некоторые выпуски лишены актуальности. Например, после поднятие в Беларуси цен на отплату тарифов жилищно-коммунальных услуг, в студии ток-шоу данная проблема не была вынесена на обсуждение. В эфир выходит программа на тему «Год культуры в Беларуси». Поэтому, над актуализацией и своевременностью тем создателям и редактором ток-шоу еще нужно работать.

Со своей социальной функциейток-шоу «Дело принципа» справляется: создатели программы активно привлекают зрителей к участию в ток-шоу, где они могут стать полноценными участниками дискуссии по средствам голосования в студии и телефонных звонков. Тем самым, поле социальной активности граждан расширяется, что приводит к коррекции своих взглядов.

В некоторых программах зрители выступали не только в качестве наблюдателей и голосующий, но и как фокус-группа, которым в ходе дискуссии предлагается ответить на ряд вопросов:

«Смоленск был первой столицей БССР?»

«Крепостное право в Беларуси отменили в 1861?»

«Туров— самый старый город Беларуси?»

«Грюнвальдская битва состоялась 15 июля 1410 года?»

«Франциск Скарына – автор поэмы «Песня про зубра»?»

Тема обсуждения данной программы, которая вышла в эфир в ноябре 2014 года, была фальсификация исторических фактов. В студию были приглашены историки, политологи и авторы книг, которые, по мнение некоторых ученых фальсифицируют историю. Зрителей в студии не только ориентировали в теме, но и включили в прямое обсуждение. Что предало беседе новую «волну» обсуждения, насколько хорошо люди знают историю своей страны.

Одна из основных задач ток-шоу –это сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу. Однако в ток-шоу «Дело принципа», сделать увлекательную программу с элементами интриги получается редко. Часто, приглашенные эксперты начинают говорить узкоспециализированными терминами, зритель теряет нить разговора и перестает интересоваться происходящим в студии:

…что касается вопроса о правомерности санкций. Европейский союз принимает санкции, если мы говорим о санкциях Европейского союза на определенных правовых основаниях, это ряд документов, точнее, два основных документа, который отсылает нас с Лиссабонскому договору, к учредительному документу Европейского союза. И с точки зрения Европейского союза, это правомерно, но необходимо понять, какими категориями мы оперируем. С точки зрения международного права, что называется этим словом в тех же документах Европейского союза. Там есть два понятия: это ограничительные меры и санкции. И в данном случае, санкции— это коллективная мера принуждения, с помощью которых организация реагирует на нарушение ее членом международного права. То есть обязательств по отношению у себе… В документах, в которых регламентировано применение санкций Европейским союзом прописано, что Европейский союз может применять вот эти меры, они там все перечислены и к третьим государствам. Но дело в том, что в международном праве механизм принуждения он тоже имеет согласительный характер, например санкции Совбеза в уставе ООН закреплены и если ты присоединяешься к уставу— ты подписываешься под тем, что если ты будешь делать, грубо говоря, что-то не то, то к тебе вот такие санкции могут быть применены. В данном случае мера принуждения, если Европейский союз надписал, что они могут применять их к третьим странам, что целью является изменение своего режима, но это такая односторонняя классификация европейским союзом…

Данная реплика эксперта, будет ясна только людям, которые обладают глубокими знаниями в области международного права. Из этого можно сделать вывод, что зритель не поймет происходящего, для него данная программа покажется скучной и он «переключится» на другой канал.

Больше ток-шоу «Дело принципа» справляется с задачей формированию определенного отношения к обсуждаемой теме. Для этого в программу приглашаются определенные эксперты. Например, если это тема украинского конфликта, в студию будут приглашены спикеры, которые будут придерживаться позиции «главное, у нас такого никогда не будет». Тем самым внушая зрителям, что какие-то бы трудности не происходили у нас, мы со всем справимся.

В ток-шоу используются следующиежурналистские приемы:

1. Проблема рассказывается на частной истории человека. В июне 2015 года в эфир вышла программа об украинских беженцах в Беларуси. В студию были приглашены вынужденные переселенцы из Донецка и Луганска, которые поделились со зрителями своими историями. Прием помогает зрителям через личную трагедию человека, ощутить масштаб проблемы. Однако не в каждом выпуске «Дело принципа» присутствует история. Это скорее, исключение, чем правило.

2. В ток-шоу присутствуют видеосюжеты, о них отдельно уже рассказывалось.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.