Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания





Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены.

Психогигиена это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образа жизни, благотворно влияющая на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Существует немало способов, используемых в рамках психогигиены для предупреждения СЭВ. Но в основном акцент делается на следующие моменты: стремление к личностному росту; расширение кругозора по проблемам; четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности; расширение своих социальных контактов; рационализация профессиональной деятельности; система поощрения [16,c.14].

Р. Кочюнас предложил следующие способы предупреждения синдрома выгорания: культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ; внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации; удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей, во взаимоотношениях с которыми существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни; обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам); чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональных групп, дающей возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой; хобби, доставляющее удовольствие [14,c.38].

Приверженец ментальной психологии В.В. Макаров предложил следующие способы восстановления: возможность свободно выражать свои чувства и эмоции, так как получаемые от клиентов эмоции могут накапливаться; возможность выполнять свои желания, так как многие специалисты живут в мире, где царит "надо"; возможность переключиться и погрузиться, временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии; сбалансировать нагрузки; участвовать в работе профессиональных групп; пребывать в профессиональной субкультуре, среди коллег; работать со специальной литературой; повышать уровни квалификации [16,c.45].

Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей социального работника и специфики, выполняемой им работы. Важно отметить, что большинство из них можно применять только под руководством психологов, так как неправильное их использование может нанести вред психике. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей человека, его предпочтений. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.

Аутотренинг – метод самовнушения, разработанный немецким психологом И. Шульцем в 1932 году. Его основу составляет прием погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов [38,c.14].

Релаксация – произвольно или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной - расслабленность при отходе ко сну - и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности [36,c.11].

Методы мышечной релаксации исторически являются наиболее ранними техниками телесно-ориентированной психотерапии и до сих пор остаются ее основными методами. В основе возникновения релаксационных методик лежат восточные духовно-религиозные практики, выработавшие свои техники психорегуляции. При проникновении в европейскую культуру эти эзотерические методы подвергались переработке, в первую очередь с точки зрения прагматического подхода [37,c.19].

Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э. Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И. Шульц [36,c.12].

Медитация, по мнению С.Ю. Головина, это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Восточный тип медитации, явленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае, предполагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте — ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, коя растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей — человеческой и божественной. В XX в. методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в частности в психологии аналитической, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные с религиозно-мистическими идеями — тренировка автогенная, система «связи обратной биологической» [9,c.10].

Как отмечает Р. Кочюнас, для успешной медитации необходимо 4 условия: спокойное окружение; удобная поза; наличие объекта концентрации; пассивная установка [14,c.41].

Медитативные методы, по мнению С.Ю. Головина можно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения: повторение в уме - это слово или фраза, повторяемые вновь и вновь, обычно про себя. Возможно также пение; повторение физического действия - сосредоточение на каком-либо физическом действии, например, на повторении дыхательных движений; сосредоточение на проблеме - попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты, например: звук хлопка одной руки; зрительная концентрация. Объект для концентрации - зрительный образ, например: картина, пламя свечи, лист дерева [9,c.11].

Можно также использовать методы психотерапии для предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Например, библиотерапию. Родоначальником библиотерапии как науки стал шведский невропатолог Яроб Билстр. Первые шаги к практическому применению библиотерапии в СССР сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским – врачом психоневрологического института в г. Харькове. Цель библиотерапии - воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, оптимизации его психики. Использование этих методов дает человеку возможность: путем эмоциональных переживаний их содержания, обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность; понять и принять внутренний мир окружающих людей; стимулировать процессы удовольствия, покоя, уверенности, снятия напряженности, страха, облегчения страдания, общего укрепления психики человека [12,c.68].

Наиболее оптимальным является определение библиотерапии, предложенное Юлией Дрешер. По ее мнению, библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень [11,c.45].

Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю. Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем» [13,c.274].

Не менее интересными являются и методы психосинтеза Роберта Ассаожоли. Сам автор определял психосинтез как «динамическую концепцию психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать».

Психосинтез ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе сосредоточено на цели и позитивной мотивации человека, а не на проблеме. Упражнения содержат в себе медитативно релаксационные элементы. Упор в них делается на позитивную мотивацию [3,c.61].

В целом, методы предотвращения синдрома эмоционального выгорания неисчерпаемы. Очень хорошо сочетать методы, о которых мы говорили выше, с психогимнастикой, танцевальной терапией, телесно-ориентированной терапией.

Рекомендуется не только применять методы индивидуальной работы специалиста над собой, но прорабатывать некоторые проблемы в группе или целом трудовом коллективе, используя, например, арт-терапию и тренинги. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого специалиста [14,c.42].

Рассмотрим личностные особенности, которые, по мнению В.Н. Гордиенко, могут препятствовать формированию эмоционального выгорания.

Личностная выносливость в зарубежной психологии определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль над жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Обнаружены и некоторые половые различия в использовании стратегий сопротивления выгоранию. Отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций [10,c.319].

В.В. Макаров обнаружил тесную связь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску [16,c.49].

В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляционная зависимость между компонентами выгорания и самооценкой. Низкая самооценка, хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания.

Люди, предпочитающие бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем, более подвержены влиянию стрессовых факторов и, как отмечается в ряде работ, в большей степени – заболеваниям нейрогенной природы [10,c.322].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей и специфики, выполняемой им работы. Важно отметить, что большинство из них можно применять только под руководством психологов, так как неправильное их использование может нанести вред психике. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей человека и его предпочтений.

Итак, мы изучили работы таких авторов: Р. Кочюнас, В.В. Макаров, И. Шульц, С.Ю. Головина, Ю. Дрешер, В.Н. Гордиенко.

 

 

Выводы по Главе I

На основании изученного теоретического материала по проблемам эмоционального выгорания, его возникновению, и некоторых других подходов к его преодолению можно сделать следующие выводы:

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Существует множество симптомов эмоционального выгорания. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции, которые проявляются в хронической усталости, нарушениях сна, личностных изменениях, возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, попытки суицида. К общим соматическим симптомам при эмоциональном выгорании относят: головную боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные. Также выделяются 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: физические симптомы; эмоциональные симптомы; поведенческие симптомы; интеллектуальное состояние; социальные симптомы.

К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности и ролевой неопределенности.

 

К личностному фактору относят: склонность к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивость, склонность к мечтаниям, одержимость навязчивыми идеями; эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Организационные факторы следующие: безразличие к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизация в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущение собственной профессиональной несостоятельности, ощущение неудовлетворенности работой, явления деперсонализации. Необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения за выполненную работу.

Среди мер профилактики данного состояния выделяют: определение краткосрочных и долгосрочных целей; использование "тайм-аутов"; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Так же возможна психотерапия.

Работу составляют авторы: В.И. Высоцкий, Э. Пайнс, В.Е. Орел, Е.А. Хартман, Б. Перлман, С. Маслач, Х. Фрейденбергера, Ф.А. Анесян, П.И. Сидорова, Л.Э. Митченко, Р. Кочюнас, И. Шульц. С.Ю. Головина.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.