|
Шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян Е.С.)1-й год
Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами. Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла. Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы № 1. Табл. № 1. Сводная таблица баллов
Итак, наш испытуемый в возрасте одного года набрал: Моторика - 17 баллов Социальная адаптация - 16 баллов Слух и речь13 баллов Глаза и руки - 19 баллов Способность к игре - 20 баллов Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по развитию: Моторика - соответствует 7-ми месяцам Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам В результате можно представить график профиля психомоторного развития ребенка в возрасте 1 года жизни. График № 1 Условная норма в 1 год Параметры обследования (СНОСКА: Названия параметров не изменены и приводятся в авторском варианте перевода Е.С. Кешишян (2000) шкалы Гриффитс.) 1. Моторика 2. Социальная адаптация 3. Слух и речь 4. Глаза и руки 5. Способность к игре Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемого в возрасте одного года жизни, и сравнивая их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане. Таким образом, можно выявить «группу риска» в зависимости от отставания определенных функций и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию данных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение (Козлова Е.В., 2003). Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев суммарно ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует 6 месячному возрасту в норме, то следует более глубокое обследование и, вероятно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучение условий воспитания младенца, его соматического состояния и т.д. Для более глубокого изучения детей следует использовать методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др. Выводы Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, накоплен феноменологический материал по нормальному и аномальному развитию (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженова (1986)). Применяются в диагностике нарушений развития детей раннего возраста стандартизированные шкалы обследования младенцев (А. Гезелл (1930), Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Козловская, А.В. Горюнова (1997), Р. Саttell (1947), N. Вау1еу (1969), Вraselton (1973)). Существует группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики» (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина (1990), Е.В. Кожевникова с соавт. (1995), N.P. Dick (1973)). Наиболее распространенной диагностической методикой, основанной на принципах системности и комплексного подхода, является методика О.В. Баженовой. На основании результатов, выполненных по методике О.В. Баженовой, можно провести качественно-количественную оценку шести параметров психического развития и сделать заключительный вывод о психомоторном развитии в целом. Данная методика очень подробна и требует не только серьезной клинико-психологической и нейропсихологической подготовки исследователя, но и достаточно большого количества времени для ее реализации. В работах М.Л. Дунайкина (2003), Ю.А. Лисичкиной (2004) приводятся адаптированные варианты диагностической методики О.В. Баженовой. Так, в работах Ю.А. Лисичкиной (2004) диагностическая модель апробируется с целью раннего выявления недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. В данном учебном пособии представлена авторская диагностическая методика обследования доречевого развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с рождения до двух лет. По этой диагностической методике можно определить уровень доречевого развития ребенка с рождения и исходя из структуры дефекта планировать коррекционные мероприятия. Для более быстрого обследования, доступного даже студентам, среднему медицинскому персоналу и родителям ребенка, имеющего в анамнезе ПЭП) (перинатальную энцефалопатию), предлагается скрининговая методика -шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Е.С. Кешишян, 2000). Исследуются пять показателей психомоторного развития: моторные функции, социальная адаптация, слухоречевые возможности, зрительные функции и особенности моторики рук. Балльная оценка производится по графам и сравнивается с нормативными показателями. В учебном пособии описывается механизм построения графика профиля психомоторного развития ребенка. Анализируя результаты, можно определить, какие из пяти показателей формируются со значительным отставанием, то есть определить детей группы риска по недоразвитию психомоторной сферы. Дети группы риска нуждаются в более тщательном обследовании и проведении коррекционных мероприятий. Учебные вопросы и задания 1. Какие функции доречевого периода исследуются у младенца? 2. Что означает выражение «лонгитюдное исследование»? 3. В чем выражается количественная оценка показателей по скрининговой методике Гриффитс? 4. Какие анамнестические данные принимают во внимание при обследовании детей младенческого возраста (0-1 год)? 5. Что оценивают в двигательной сфере ребенка первого года жизни? 6. Вспомните, какие нормативы двигательного статуса указаны и соответствуют онтогенезу. 7. В чем выражается дизонтогенез двигательного развития? 8. Какие показатели в артикуляционном аппарате исследуются? 9. Как проявляется патологическая симптоматика в органах артикуляции? 10. Что оценивается при исследовании голосовой и доречевой активности ребенка с рождения до конца первого года жизни? 11. Вспомните время появления и характер проявления гуканья, гуления, лепета и лепетных слов. 12. Каковы этапы доречевого развития в норме? 13. Что включает в себя психолого-педагогическое обследование младенца? 14. Какие сенсорные функции обследуют? 15. Какова последовательность формирования зрительных ориентированных реакций в онтогенезе? 16. Какова последовательность формирования слуховых ориентировочных реакций в онтогенезе? 17. Вспомните, когда начинает формироваться фонематический слух. 18. Назовите авторов, которые предлагали диагностические методики, дайте краткую характеристику этим методикам. 19. Проанализируйте шкалу психомоторного развития младенца по Гриффитс. 20. Сколько баллов в норме должен набрать ребенок четырех месяцев? 21. Почему при обследовании четырехмесячного ребенка нижняя граница составляет 6 баллов, а верхняя - 12 баллов? 22. Прокомментируйте данные таблицы № 1. 23. Почему для четырехмесячного ребенка диапазон нормативных баллов составляет 30-60 баллов? 24. Проведите скрининговое обследование ребенка первого года жизни, используя шкалу психомоторного развития Гриффитс. 25. Составьте график профиля психомоторного развития исследуемого вами младенца. 26. Оцените количественно и качественно результаты вашего скринингового исследования. 27. Сделайте предварительное логопедическое заключение: норма, группа риска. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|