Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2 История исследований мышления животных 19





2 1 Донаучный период накопления знаний Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века 19

22 Ф Кювье об «уме» и инстинкте животных 21

2 3 Влияние эволюционного учения Ч Дарвина на исследования

поведения Книга Дж Роменса «Канон Ллойда-Моргана» 22

2 4 Объективные методы изучения поведения и психики животных 25

241 И П Павлов — основоположник учения о высшей нервной

деятельности 25

242 Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка 26

243 Бихевиоризм Работы Дж Уотсона, Б Скиннера и других 28

244 Когнитивные процессы у животных Исследования

Э Толмена и И С Бериташвили 30 2 5 Сравнительная психология и зоопсихология в России 32 2 5 1 «Объективный биологический метод» изучения поведения

животных в трудах В А Вагнера 32

252 Зоопсихочогические исследования Н Н Ладыгиной-Коте 34

253 Исследования поведения и психики приматов в СССР 38 2 6 Описание «инсайта» в опытах В Келера 38 2 7 Учение о высшей нервной деятельности и проблема

мышления животных 40 2 8 Исследование зачатков мышления у животных-неприматов

в первой половине XX века Работы Н Майера и О Келера 43 2 9 Исследования высших когнитивных функций животных

во второй половине XX века 45

2 9 1 Концепция Л В Крушинского о физиолого-генетических

основах рассудочной деятельности 46

292 «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения

второй сигнальной системы 47 210 Генетика поведения 49 2 11 Этология 51

2111 Основные направления этологических исследований 52

2112 Основные положения этологии 54

2113 Значение работ этологов для оценки рассудочной

деятельности животных 56

2114 Исследование поведения человекообразных обезьян

в естественной среде обитания 56 2 12 Основные гипотезы об эволюции психики 59

Глава 3. Индивидуально-приспособительная деятельность животных:

ассоциативное обучение, когнитивные процессы.............................. 64

3.1. Обучение и пластичность.................................................................... 64

3.2. Классификация форм индивидуально-приспособителъной

деятельности......................................................................................... 65

3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание).....................................66

3.2.2. Ассоциативное обучение..................................................................67

3.3. Дифференцировочные условные рефлексы........................................ 80

3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения

дифференцировочных стимулов...................................................... 83

3.3.2. Формирование «установки на обучение».......................................83

3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных

условных рефлексов.......................................................................... 85

3.4. Когнитивные (познавательные) процессы......................................... 86

3.4.1. Общая характеристика.....................................................................86

3.4.2. Латентное обучение..........................................................................92

3.4.3. Пространственное обучение.

Современная теория «когнитивных карт»...................................... 93

3.4.4. Обучение и память животных в ситуациях,

приближенных к естественным.......................................................98

3.4.5. Обучение «выбору по образцу»..................................................... 102

3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов................................. 104

3.4.7. Инсайт-обучение............................................................................. 104

Глава 4. Элементарное мышление или рассудочная деятельность животных:

основные понятия и методы изучения.............................................. 106

4.1. Определения понятия «мышление животных»................................ 106

4.2. Основные направления изучения элементов мышления

у животных. Экспериментальные модели......................................... 111

4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на

рассудочную деятельность................................................................. 113

4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения

рассудочной деятельности (мышления) животных........................ 116

4.5. Способность к достижению приманки, находящейся

в поле зрения...................................................................................... 118

4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий................................. 118

4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид»

(«вышек»)......................................................................................... 128

4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня»

и в других ситуациях...................................................................... 130

4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной

среде обитания................................................................................ 134

4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся

к приматам...................................................................................... 135

4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения.................................................................................... 138

4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной

логической задаче........................................................................... 139

4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию»)............. 141

4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов......................................................................................... 145

4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша—Крушинского.............................................................. 152

4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее

образованных независимых навыков................................................ 155

4.8.1. Способность к «рассуждению» у крыс.......................................... 156

4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана.................................. 156

4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов,

ранее связанных с разным числом единиц подкрепления:

выбор по признаку «больше, чем»............................................... 158

Глава 5. Изучение способности животных к обобщению

и абстрагированию............................................................................. 161

5.1. Общие сведения.................................................................................. 161

5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций

обобщения и абстрагирования.......................................................... 163

5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах

на перенос............................................................................................ 166

5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным........ 173

5.5. Признаки, доступные обобщению животных.................................. 175

5.5.1. Обобщение абсолютных признаков.............................................. 177

5.5.2. Естественные стимулы и «естественные»

(перцептивные) понятия............................................................... 179

5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»....... 184

5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство»

и «соответствие»..............................................................................187

5.5.5. Выбор стимулов по аналогии........................................................ 190

Глава 6. Способность животных к символизации........................................... 193

6.1. Языки животных и язык человека..................................................... 194

6.2. Исследование способности животных к символизации

(на примере «счета») с помощью лабораторных тестов................. 197

6.2.1. Способность к символизации у приматов.................................... 198

6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых........ 201

6.3. Обучение животных языкам-посредникам....................................... 205

6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?....... 205

6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену............................. 207

6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?........................................................................................ 213

6.5. Обучение языкам-посредникам других животных........................... 219

Глава 7. Изучение элементов сознания у животных....................................... 223

7.1. Основные характеристики сознания................................................. 223

7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян.......... 225

7.3. Самоузнавание и использование другой информации,

полученной с помощью зеркала, у животных других видов.......... 230

7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других

особей («theory of mind»).................................................................... 233

7.5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе................................... 238

 

Глава 8. Сравнительная характеристика и морфофизиологические

основы мышления животных............................................................ 246

8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных........................ 246

8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп.................................... 249

8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга.................. 253

8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень

рассудочной деятельности............................................................. 253

8.3.2. Повреждение участков мозга и способность

к экстраполяции.............................................................................255

8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению.

Роль экологических факторов в успешности решения тестов......... 257

8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших

обезьян................................................................................................ 260

Глава 9. Генетические исследования элементарной рассудочной

деятельности и других когнитивных способностей животных........ 264

9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных

способностей животных.................................................................... 264

9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной

деятельности....................................................................................... 266

9.3. Методы и объекты генетики поведения.......................................... 269

9.4. Изменчивость поведения и выявление роли генотипа................... 271

9.5. Генетические исследования способности к обучению................... 277

9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных............ 288

Заключение....................................................................................................... 294

Глоссарий.......................................................................................................... 297

Предметный указатель..................................................................................... 301

Литература........................................................................................................ 304

Учебное издание Зоя Александровна Зорина Инга Игоревна Полетаева







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.