Корпоративное поведение
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Корпоративное поведение





Корпоративное поведение – понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Понятие корпоративного поведения введено Распоряжением ФКЦБ от 4 апреля 2002 года №421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

Кодекс корпоративного поведения, как и его нормы носят рекомендательный характер. В то же время Правительством РФ рекомендовано АО, созданным на территории РФ, следовать Кодексу корпоративного поведения.

Стандарты корпоративного поведения, описанные в Кодексе, применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением.

Этические нормы, используемые в деловом сообществе, это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений. Следование этическим нормам является моральным императивом и помогает обществу избежать рисков корпоративного управления.

Корпоративное поведение должно быть основано на уважении прав и законных интересов его участников и способствовать эффективной деятельности общества, в том числе созданию рабочих мест, увеличению стоимости активов, поддержанию стабильности общества.

Принципы корпоративного поведения направлены на создание доверия в отношениях, возникающих в связи с управлением обществом.

Существенными корпоративными действиями принято называть совершение обществом ряда действий, которые могут привести к фундаментальным корпоративным изменениям, в том числе к изменению прав акционеров. При совершении таких действий общество должно руководствоваться принципами доверия и открытости, закрепленными в Кодексе корпоративного поведения.



К существенным корпоративным действиям следует отнести такие действия как:

· Реорганизация общества

· Приобретение 30 и более %% размещенных акций общества

· Совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью

· Уменьшение или увеличение уставного капитала

· Внесение изменений в устав общества

· Иные принципиальные для общества вопросы

Существенные корпоративные действия регулируются: ст. 6, ст.12, ст.15-24, ст.27-29, ст. 33, ст.40-41, ст. 72-77, ст. 78-84 ФЗ «Об АО», ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», ст.8, ст.17, ст.19-20, ст.22, ст.24,25,29,30 ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Для того, чтобы получить корпоративный контроль над обществом необходимо сформировать контрольный или достаточно крупный пакет акций общества.

При этом способы формирования контрольного пакета делятся на:

1. Постоянные, т.е. связанные с возникновением права собственности на акции

2. Временные, т.е. связанные с получением некоторых временных прав на акции

Наиболее распространенные формы получения корпоративного контроля:

1. скупка акций у миноритарных акционеров;

2. скупка долговых обязательств;

3. использование решений (определений) судов;

4. дополнительный выпуск акций;

5. проведение реорганизации;

6. проведение параллельных общих собраний акционеров с избранием новых исполнительных органов управления;

7. лоббирование конкретных сделок с акциями, находящихся у федеральных, региональных и муниципальных властей;

8. получение доверенности от акционеров.

Захват – действия незаконного характера, предпринимаемые против компании-мишени для получения контроля над ней или ее активами.

Основным признаком, отличающим правомерные действия по получению контроля над тем или иным предприятием от собственно «захватов», является нарушение или соблюдение лицами, приобретающими контроль над предприятием, норм российских законов, включая уголовное право. В первом случае у заинтересованного лица есть законные основания для получения контроля (например, скупленный контрольный пакет или кредиторская задолженность (в случае банкротства)), а во втором таких законных оснований нет. Во втором случае для получения контроля над активами рейдер использует фиктивные основания, либо добивается получения формально законных оснований для достижения контроля через коррупцию или на ином неправомерном основании (представление в суд заведомо подложных документов).

Основные приемы, используемые при «захватах» предприятий:

1. Неправомерные действия против общества или его имущества с использованием поддельных документов (прямое использование подделки без участия суда).

2. «Захват» общества с использованием неправосудных решений (определений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов

3. Злоупотребления в уголовно-правовой сфере

4. Силовой «захват» предприятия

 

Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами.

Европейскому законодательству известны две модели управления АО - германская и французская. Для них характерна трехуровневая система управления, основанная на дуалистическом принципе, т.е. на четком разделении наблюдательных и распорядительных функций.

В соответствии с германской моделью управления, закрепленной Акционерным законом Германии, система органов управления АО включает правление, являющееся исполнительным органом; наблюдательный совет, выступающий как орган контроля и представляющий интересы акционеров в периоды между собраниями; и общее собрание акционеров.

Правление руководит обществом под свою ответственность. В состав правления могут входить одно или несколько лиц. Членом правления может быть лишь полностью дееспособное физическое лицо. Лицо, которому по приговору суда или решению административного органа запрещено осуществление профессиональной деятельности, определенного ее вида, промысла или определенного его вида, не может на период этого запрета состоять членом правления общества, предмет деятельности которого полностью или частично совпадает с предметом запрета.

Членов правления назначает наблюдательный совет на срок не более пяти лет. Допускается повторное назначение или продление полномочий в каждом случае на срок не более пяти лет.

Наблюдательный совет АО состоит из трех членов или любого другого числа, кратного трем. В зависимости от размера основного капитала Акционерный закон Германии устанавливает максимальное число членов наблюдательного совета - от 9 до 21 человека.

В состав наблюдательного совета входят члены наблюдательного совета от акционеров и от наемных работников.

Французская модель управления акционерным обществом характеризуется тем, что общество вправе выбрать систему управления из двух вариантов, установленных законом: либо двухуровневую систему управления, либо трехуровневую. Первый вариант - так называемое классическое руководство, при котором руководство АО осуществляет административный совет (совет администрации), который избирает президента. Второй вариант - руководство нового типа, заимствованное из немецкого законодательства, при котором АО руководит директорат, а наблюдательный совет осуществляет контроль над его деятельностью. Тот или иной вариант управления АО должен быть определен в уставе общества.

При классическом руководстве АО управляет административный совет, состоящий как минимум из трех лиц (администраторов), но не более чем из 24 лиц, в зависимости от величины капитала общества.

Администраторы назначаются общим собранием акционеров на срок не более шести лет, однако меньший срок может быть установлен уставом. Администраторы могут переизбираться, если иное не предусмотрено уставом. Они могут быть отозваны в любой момент очередным общим собранием.

Администратором может быть назначено физическое (в том числе и иностранное) или юридическое лицо, которое обязано в этом случае определить постоянного представителя. Физическое лицо не может одновременно состоять более чем в восьми административных советах АО, расположенных на территории Франции.

Руководство "нового" типа во Франции (или немецкий вариант управления) заключается в следующем. Акционерным обществом управляет директорат (правление), состоящее не более чем из пяти членов. В АО с небольшим уставным капиталом функции, возложенные на директорат, могут осуществляться одним лицом (которое именуется в этом случае генеральным директором).

Директорат осуществляет свои функции под контролем наблюдательного совета. Члены директората назначаются наблюдательным советом, который возлагает на одного из них права и обязанности президента. Членами директората могут быть только физические лица, они могут и не быть акционерами. Продолжительность мандата члена директората составляет четыре года. Члены директората могут быть и служащими АО. Наблюдательный совет устанавливает норму и сумму вознаграждения каждого члена директората.

Директорат наделяется самыми широкими правомочиями с тем, чтобы действовать в любой обстановке от имени общества.

Не реже одного раза в квартал директорат представляет отчет наблюдательному совету, который, в свою очередь, представляет заключение по отчету директората, а также по годовым счетам общему собранию.

Управление компанией в Великобритании основано на монистическом принципе, т.е. принципе единого управления (boad system). В отличие от трехуровневой системы управления АО в континентальном праве для компаний Англии характерна двухуровневая система управления.

Согласно Закону о компаниях 1985 г. органами компании являются: а) директора и секретарь компании и б) общее собрание акционеров.

Директора. Управление деятельностью компании осуществляется директорами во исполнение полномочий, принадлежащих компании.

Директора определяют структуру текущего управления компанией. Они вправе создавать любые комитеты, включающие одного или нескольких директоров. Они также могут делегировать свои полномочия управляющему директору или любому другому директору по руководству соответствующими исполнительными органами компании. Полномочия указанных лиц в любое время могут быть отменены.

В качестве общего правила директора образуют совет директоров во главе с его председателем. В состав совета входят директора, занимающие должности менеджеров (исполнительные директора), а также директора, не занимающие никаких исполнительных должностей (неисполнительные директора). Каждый директор вправе назначить альтернативного директора, который при отсутствии основного директора вправе исполнять все его полномочия и обязанности, включая участие в совете директоров с правом решающего голоса. В любое время основной директор вправе освободить альтернативного директора от должности.

В публичных компаниях число директоров должно быть не менее двух, в частных компаниях может быть один директор.

Первые директора должны быть названы в заявлении о регистрации компании. Они ставят свои подписи на учредительных документах компании. Первые директора осуществляют свои полномочия до первого годового собрания членов компании.

Действующая в США структура управления предпринимательскими корпорациями является двухзвенной. Органами управления корпорации являются: совет директоров и общее собрание акционеров.

Совет директоров руководит всей деятельностью корпорации. Законы всех штатов содержат примерно следующее положение: "Все полномочия корпорации осуществляются советом директоров либо под его руководством, и вся деятельность корпорации осуществляется под руководством совета директоров, компетенция которого может быть ограничена в уставе".

Число директоров не может быть меньше трех, но если акции еще не выпущены, то директоров может быть два или один. Если в корпорации один акционер, то возможно назначение одного или двух директоров, а если два акционера - то трех директоров.

Директор может и не быть акционером корпорации. Обычно директора избираются на один год с правом переизбрания. При этом должна обеспечиваться преемственность в совете директоров. Директора могут быть отстранены от должности общим собранием по определенным основаниям (обман, злоупотребление служебным положением, совершение преступления), и, если закон позволяет, то без всяких оснований.

Совет директоров образует различные комитеты. В функции комитетов входят анализ функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками, анализ предварительных результатов отчетного года, годовой финансовой отчетности, контроль над соблюдением законодательства, кодекса корпоративного управления.

Одним из основным комитетов является аудиторский комитет.

Семейная модель.

Российская модель.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.