Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОЧНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА А. П. ДОВЖЕНКО





Аннотация. В данной статье затронуты вопросы формирования и творческого становления художественного таланта А. П. Довженко. Также рассмотрены аспекты взаимодействия режиссуры, художественного и эстетического творчества.

Annotation. This article touched on the formation and establishment of creative artistic talent A. P. Dovjenko. Also examined aspects of the interaction of direction and artistic creativity.

Ключевые слова: режиссер, творчество, художник, А. П. Довженко, кино.

Кeywords: sineast, technique, artist, A. P. Dovjenko, cinema.

 

Актуальность избранной темы состоит в изучении источников художественного и режиссерского творчества А. Довженко, которые являются важными для развития современного, отечественного и мирового искусства.

Цель исследования – рассмотрение источников художественного и эстетического творчества А. Довженко на примере его изобразительных работ. Задачами нашей статьи являются: анализ основополагающих аспектов творчества А. Довженко; основы изобразительного творчества А. Довженко на примере его произведений искусства раннего периода.

А. Довженко родился 30 августа 1894 года в селе Вьюница, небольшого городка Сосницы Черниговской губернии. Он рос в большой и бедной семье. Отец был неграмотный, переживал по этому поводу, и хотел, во что бы то ни стало дать сыну образование. В 1911 году становится студентом Глуховского педагогического института, много читает, пишет стихи, рисует. В 1914 году, после окончания института, Довженко получает назначение в Житомирское высшее учебное училище, где ведет преподавательский род деятельности. К концу 1917 года, когда ему было всего 20 лет, он получил образование, имел надежную профессию. В Сосницах он, по собственному признанию, впервые познал красоту мира. Городок на Десне навсегда вошел в его жизнь и творчество. В повести о детстве (1942) он говорит: «А вчера, когда писал воспоминания о детстве, о доме, о деде, о сенокосе, был один в маленькой комнате, смеялся и плакал. Боже мой, сколько же прекрасного и дорогого было в моей жизни, что никогда-никогда не вернется. Сколько красоты на Десне, на сенокосе...» [1, с. 12].

Человек сильный своей связью с землей – это был один из самых весомых лейтмотивов творчества А. Довженко.

Далее в его биографию вмешиваются бурные события, которые начались со времен падения царизма. В 1917 году влияние большевиков в Житомире, где находился в то время А. Довженко было небольшим. Тон задают мелкобуржуазные партии. Наступает драма петлюровщины. В «Автобиографии» он напишет: «Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, значит самым лучшим... Таким образом, я вошел в революцию не в те двери» [2, с. 39]. Но нужно обратить внимание на то, когда и в каких условиях писал А. Довженко свою автобиографию (в условиях тоталитарного режима).

В 1917 году А. Довженко переезжает в Киев, где в это время становится заметной фигурой в студенческих кругах. Его избирают председателем студенческого самоуправления Коммерческого института. Он принимает активное участие во всех студенческих митингах и выступлениях. Идет его политическое самоопределение.

После освобождения Киева и установления там советской власти, А. Довженко занимает ряд должностей: заведует отделом искусств, работает комиссаром в театре им. Тараса Шевченко, организатором профсоюза работников образования. Он среди тех, кто несет на себе всю тяжесть этого времени: холод, голод, разгул бандитизма. В 1918 году в Киеве была создана Украинская академия искусств. А. Довженко становится ее слушателем, где много рисует, ведь он мечтал стать художником. Так, в своей автобиографии пишет: «... У меня была вера в свои способности и уверенность, что лет через десять – пятнадцать упорного труда я стану хорошим художником» [2, с. 52]. Он так же параллельно обучался в Киевском коммерческом институте. Закончить академию ему не удалось. Не способствовали обучению бурные революционные события. А. Довженко не оставлял мечту продолжить свое художественное образование и находясь на дипломатической работе за рубежом (1921-1922 гг.). Так в Германии он посещает лекции Берлинской Академии высшей школы изобразительного искусства и частную художественную мастерскую Э. Геккеля.

Пережив разные жизненные перипетии, впервые «нашел себя» А. Довженко в Харькове в 1923 году. Основатель и редактор газеты «Известия ВУЦИК» В. Блакытный приглашает его на должность художника-иллюстратора газеты. Кроме художественного оформления издания А. Довженко создает плакаты для всеукраинского фото-киноуправления, пишет статьи об искусстве, выпускает цикл политических карикатур. Тематика карикатур разнообразна, она касалась как международных политических, так и внутрихозяйственных, культурных и религиозных дел. Первый рисунок-карикатура «Рыцари на распутье» появился в августе 1923 года за подписью (газетным псевдонимом) «Сашка». А. Довженко точно изображает политические колебания. Не оставалось без внимания и международное политическое положение, в частности, создание «Немецкой боевой лиги», где политическим лидером был Гитлер. Теме фашизма, который надвигался на Европу, посвятил несколько карикатур: «Тяжелая задумка», «Два кандидата», «Долой белый террор, совсем фашизм», «Слет фашистов». Нестабильная политическая ситуация Европы изображена на карикатурах: «Всадник без головы», «Ждем», «После выборов», «Правительственные качели», «Мысли американского дяди», «Властелин мира» и др.

Возможно, он стал бы великим художником. Специалисты высоко оценивают те его рисунки, которые были сохранены. Но А. Довженко «заболел» кинематографом, его начинает интересовать режиссура. К сожалению, не были оставлены нам воспоминания о первой встрече с иллюзионом. Он встретился с кино, переступив порог Одесской кинофабрики ВУФКУ. Позже им было написано об этом периоде своей жизни: «Я бросил все, что у меня было, пошел на киностудию, где снималась кинокартина «Вася-реформатор». Я три часа наблюдал, но съемка мне показалась глупой. Я представил, что я хороший режиссер. Но как можно было мне доверить постановку, если я аппарата не видел. И я взял аппарат. Таким образом, на тридцать первом году жизни мне пришлось снова начинать жизнь и учиться по-новому: ни актером, ни режиссером театральным я до того времени не был, в кино ходил не часто, с артистами не знался и теоретически со всем сложным комплексом синтетического искусства кино знаком не был» [3, с. 18].

Однако нельзя думать, что А. Довженко до этого ничего не знал о кинематографе. Как художник, он не мог не заметить, что художественное течение, которое родилось на базе живописи и фотографии, в полной мере реализовалось и приобрело мировое значение в формах принципиального нового искусства – кино. Следует отметить, что одесская кинофабрика снимала городские фильмы и задыхалась от отсутствия свежей крови. Появление А. Довженко можно сравнить со взрывом бомбы, подложенной судьбой под уютные кресла одесской компании с дореволюционным стажем. Сам будущий мастер не без иронии вспоминает: «Я стал посещать следующие съемки одного одесского режиссера недалеко от фабрики. То, что он делал на съемке со своими актерами было настолько плохо и так очевидно бессильно, что я сразу повеселел. Я подумал: если я вижу, что это плохо, значит я не так уж бессилен. Более того, я просто возьму и сделаю лучше» [3, с. 42].

Не вдаваясь в подробности первых лет в кино, можно отметить, что сначала он сделал такие фильмы, как «Вася-реформатор», «Ягодка любви», «Сумка дипкурьера», не рассчитывая на коммерческий успех. Но в них еще не откликается довженковская поэтика и его неповторимый стиль. Так что, «Звенигору» начал мастер, поверивший в свои силы, будучи не новичком в мире кино.

Исходя из вышесказанного, необходимо почеркнуть, что А. Довженко был безгранично талантливой и творческой личностью. Он вложил свою силу и душу в разнообразные виды искусства. Работал художником-иллюстратором, создателем плакатов, политических карикатур, автором статей, стал заниматься съемками кинофильмов.

Основные источники творчества А. Довженко:

· формирование генетической народной памяти, тесная связь с родной землей, простыми людьми;

· гуманизм, где особое внимание уделяется внутреннему миру человека, жизненных ценностей в условиях формирования нового общества;

· развитие образного мышления, которое проявлялось в его творчестве как художника, литератора и кинорежиссера.

Литература

1. Довженко А. П. Автобиография// Сочинения в 5 т. – К.: Просвещение, 1939. – Т.1., с. 29.

2. Довженко А. П. Я принадлежу к лагерю поэтическому. – М.: Сов. писатель, 1967. – 403 с.

3. Довженко А. П. Страницы дневника. – М.: Изд-во гуманист, 2004. – 384 с.

4. Барабаш Ю. А. Довженко: Некоторые вопросы эстетики и поэтики. – М.: Искусство, 1968. - 269 с.

5. Бабышкин А. К. Первые фильмы Довженко глазами писателей // Сов. литературоведение. – 1983. – №3. – с. 20 – 27-75.

6. Брюховецкая Л. Кино как мировоззрение: Довженко и Параджанов // Киев. – 2006. – №2. – с. 24-29.

7. Гончар А. Довженко мир. – К.: Сов. писатель, 1980. – 243 с.

УДК 271.22

Морозова И. Н.,

кандидат культурологии, доцент

Челябинской государственной академии

культуры и искусств

 

(г. Челябинск, Россия)

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.