Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







География» России в творчестве М. Пришвина





Топосы “места”, “края”, “земли” являются основными в творчестве Пришвина. Действительно, рождение Пришвина как писателя, по наблюдениям исследователей, связано с путешествиями по Северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Его первая книга “В краю непуганых птиц” (1907) в форме путевых записей-очерков представляет мир “особой страны”, лежащей в северных землях.

В дальнейшей своей жизни Михаил Пришвин будет путешествовать постоянно, и результатом этого станут его книги, в которых весьма широко будет явлена “география” России, других стран; утвердится авторская позиция героя-путешественника, а одновременно и исследователя (традиция, имеющая глубокие корни в национальном искусстве и региональной литературе ХIХ века), и поэта. Писатель призывает читателя вместе с ним узнавать “...лицо самой жизни, будь то цветок, собака, дерево, скала или даже лицо целого края”.

Образ сибирского края в творчестве Михаила Пришвина воплотился в автобиографической и философской книге “Кащеева цепь”. “Звено третье” – “Золотые горы” – посвящено годам пребывания в Тюмени. Герой произведения Михаил Алпатов – Курымушка – во многом “автобиографический” персонаж, факты его “жизни” буквально совпадают с биографическими подробностями судьбы художника. Но при всем этом повесть отличает не столько документальное, сколько философское содержание. Автобиографический материал становится предметом глубокого этического обобщения. Философски осмысливается проблема творческого становления художника в период детства и отрочества.

Каждая глава романа названа “звеном”. Это и звенья самой “кащеевой цепи”, разрываемые героем, звенья – периоды становления личности человека и художника, звенья в цепи и те края, куда попадает Алпатов. Смысл названия романа может быть интерпретирован и иначе. «Кащеева цепь» – философская сказка о судьбе человека, осознающего, что «Кащей действительно бессмертен», и ищущего пути выхода из царства зла. Собирая фольклор во время путешествия по Сибири, писатель записывает сказку «Лесовик». В ней мужик нарушает запрет и входит в комнату, где закован Кащей. Подобно Ивану царевичу, он освобождает чудовище и вступает с ним в борьбу. Как замечает исследовательница творчества писателя Н.П.Дворцова, «этот сказочный сюжет… Пришвин и отдает автобиографическому герою в романе «Кащеева цепь»… Сюжет борьбы с Кащеем становится, таким образом, сюжетом жизни самого Пришвина».

С «цепью» будет связан мотив постижения смысла жизни и смысла творчества писателем. Кащеева цепь, символизирующая и «закованность», и свободу зла, одновременно является олицетворением побуждения героя победить сильного врага в справедливом поединке.

Подобно тому, как земля способна “рождаться, “цвести”, “зарастать”, “вырождаться”, “становиться запустелой”, – все эти процессы отличают тот или иной этап “биографии” края.

Тема вырождения ландшафта родной для Курымушки орловщины имеет любопытное истолкование. Повествование ведется Алпатовым, лицом максимально приближенным к автору, вспомним, что произведение автобиографично: “Я пробовал думать о множестве замечательных людей, рожденных на этой земле: вон там, не очень далеко отсюда, пахал Лев Толстой, там охотился Тургенев, там ездил Гоголь к старцу Амвросию, да мало ли из этого черноземного центра вышло великих людей, но они в ы ш л и действительно, как духи, а сама земля через это как будто стала беднее: выпаханная, покрытая глиняными оврагами и недостойными человека жилищами...”.

С точки зрения писателя, человек – часть мира природы, дитя земли, он способен усиливаться ею, вбирать ее соки. Земля, конечно, не впрямую растратила себя, другое дело, что теперь уже сами великие дети этого края “бросают” на нее отсвет, и рядом с ними она не кажется прекрасной. Возможно, что имеется здесь в виду и диалектика мирозданья: в самом факте рождения “заложена” смерть живущего поколения.

Герои “Кащеевой цепи” всегда связаны с местом, определяющим их судьбу краем: “Одна судьба человека, родившегося в Хрущеве... другая – в Поповке”. Мать Курымушки потому и обладает “чувством природы”, а “ее глазами” смотрит на мир герой (как сказано в тексте), что родилась она “на берегу самой милой в России реки Оки, на “ легкой”, “светлой” земле”. По принципу контраста чуть позже в произведении возникнет и образ “тяжелой земли” – края Черноземья. О дяде Астафьеве (литературный образ И.И.Игнатьева) все знают, что “счастье его – в Сибирской стороне”. Значит, отношение героя к миру, а во многом и его характер: способность или неспособность к самоосуществлению – порождено “единственно родным” для него местом, землей.

Образ сибирской земли в романе “Кащеева цепь” реализуется в двух ипостасях: Сибирь – “удивительная страна”, “еще без имени и без территории”, – своего рода место мечты и истины, “земля обетованная”; и Сибирь – реальная сторона России, край, где разрушается миф, в который верит Курымушка, о золотом веке человечества. К восприятию Сибири как идеального места “готовят” героя рассказы деревенского охотника Гуська о “новом месте в Сибири, где все «перепела белые», “бобры синенькие, зелененькие”.

Но как часто у Пришвина, образ соединяет в себе два противоположных начала. Под одним названием – Сибирь – скрываются две страны. Вторая – реальная Сибирь, “бисова земля”, где все люди изгнанники, “все с волчьими билетами”, в том числе и директор училища “вышел из ссыльных”; где Адам и Ева едут в теплушке на поселение в Сибирь из центра России: “Их вот только-только выгнали из рая, где было им так хорошо“.

Писатель в романе использует разнообразные приемы для воплощения образа Сибири: это собственно путешествие; смена картин природы от Камы – к Уралу – к Сибири и впечатление героя от обнаружения пограничного столба, на котором написано “Европа – Азия”; мотивы “ссылки”, “колонии” и другие; сопоставление по принципу контраста “библейской вечной пары Адама и Евы” и Адама и Евы из переселенческой теплушки; символы Сибири – “леса”, “тайги”, “чащи”; антитеза степь – тайга.

Кажется странным, что Пришвин в главах романа “Кащеева цепь”, посвященных годам пребывания в Тюмени, почти совсем не обращается к миру природы, а ведь здесь герой переживает свою первую любовь. Природа присутствует в его произведении на уровне умолчания. Так и случается с Алпатовым во время учебы в реальном училище. Герой заявляет, что “сослал себя в Сибирь сам”. Тюмень в его жизни явилась местом, где он задумал “себя осуществить”: стать первым учеником. И названная цель исчерпывает все помыслы реалиста, теперь весь мир для него закрыт. Он не понимает соучеников, а разговаривая с ними, совершенно не слышит, что ему сообщают. Желая приобщиться к тайне “компании”, в нужный момент, когда она готова перед ним, Алпатовым, открыться, не ощущает важности момента. Проходит мимо самой жизни Сибири, погруженный в “свое сибирское одиночество”.

Момент раскаяния, обретения подлинного опыта жизни здесь свершится в эпизоде “встречи с птичкой”. Осознание, что он сам обрек себя на одиночество, вступив в борьбу за звание первого ученика, тем не менее, открывает для Алпатова новые горизонты. Выход из “собственной скорлупы” свершается неожиданно, и связан он с образом природы: “Час и больше он ходит по комнате из конца в конец, открывает окно, в комнату врывается птичий щебет, и одна, совсем в наперсток, тикает возле самого окна; у нее пухлые щеки и на них смешные полоски, нос вострый, как шило. Алпатов долго и любовно ее разглядывал, и мало-помалу начинает ему показываться след какой-то огромной мысли и тут же дела. Он успевает схватить из этого могучего радостного источника только самое начало: что эта птичка, и зеленые сопки в степях, и все в природе уже дано в душе человека и радость оттого, что узнается свое же, родное. Больше он ничего не может развить, а знает, что если бы развить и записать, то и был бы в этом ключ ко всему”.

Можно сказать, что именно в эти мгновения просыпается в юноше творец, писатель. Желание «развить мысль и записать» подтверждает это. Кроме того, как утверждал Пришвин: “Поэзия это предчувствие мысли”. В данном случае такое предчувствие и состоялось. Особым образом понятое место одаривает писателя опытом открытия себя и мира.

Резюме

В главе рассматривается образ Сибири, каким он раскрывается в литературе Тюменского края XVIII–ХХ вв. Культурное пространство Сибири предстает в диахроническом аспекте, в динамике мифопоэтических форм. Образ Сибири воплощается писателями в конфликте «своего» и «чужого». Мотив освоения земли, о-своения, восприятие ее как своей земли, дома исследуется как структурообразующий в литературе Тюменского края. Именно поэтому закономерным оказывается приведенный экскурс в литературный процесс XVII–XVIII вв., когда впервые Сибирь предстала как сложный и конфликтный по своей природе образ: «гиблое место», «место ссылки и каторги» и «родной уголок» «вольный край». А.Н.Радищев одним из первых воплотит принцип демифологизации места, сталкивая в повествовании эсхатологическую мифологию Сибири и реальность «живой жизни» сибирского города.

Затем дается анализ геопространственной образности Сибири в русской литературе Х1Х-ХХ вв., выявляется семантика топосов «края», «сибирского города», «тундры», «тайги», «северной реки» и других, демонстрируется процесс возникновения сибирского текста русской культуры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Кто из русских писателей обращался к теме Сибири?

2. Назовите произведения, в которых наиболее ярко раскрывается образ Сибири.

3. Приведите примеры персонификации (олицетворения) образа Сибири в литературе Тюменского края.

4. Что такое эсхатологическая мифология?

5. Охарактеризуйте конфликтную природу образа Сибири.

6. Укажите новые принципы изображения Сибири в творчестве А.Н.Радищева.

7. Раскройте семантику сибирского города в литературе Тюменского края.

8. Сопоставьте позиции наблюдателя в произведениях Г.Мачтета и Н.Чукмалдина.

9. Выявите новизну трактовки образа Тюмени в романе М.Пришвина «Кащеева цепь».

 

 

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.