Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятия специальной социологической теории — социологии информатизации





Остановимся на рассмотрении некоторых понятий социологии информатизации.

Категория "пользователь" является базовой для осмысления социологических аспектов информатизации.

Термин "пользователь", широко распространенный в настоящее время, на наш взгляд, своим возникновением в значительной степени "обязан" технократическому подходу к информатизации.

Помимо качественных характеристик данное понятие имеет и количественное измерение — интенсивность информационных контактов в современной информационной среде, определенная нижняя граница которой и делает конкретного индивида "пользователем". Очевидно, что социокультурный вариант информатизации требует оценки корреляции интенсивности и содержания информационной деятельности пользователей.

У понятия "информационный образ жизни", видимо, существует два аспекта. Во-первых, образ жизни людей в грядущем информационном обществе, где все ее стороны в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях. Во-вторых, информационный аспект современного образа жизни.

Как известно, под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни, имеющей значение для анализа процессов информатизации, является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды жизнедеятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Виртуальная реальность и виртуальная жизнь являются важнейшими слагаемыми информационного образа жизни.

Мозаичная (сотовая, сетевая) структура общества. Социальные микроструктуры гражданского общества небюрократического децентрализованного типа[94] называются исследователями, как правило, сетевыми (networks). Гражданское общество не может считаться развитым, если его малые изолированные ассоциации не будут соединены в более крупные сети, при этом сетевые образования второго и далее порядков указывают на степень зрелости такого общества. Сетевые структуры необходимы для дебюрократизации чрезмерно централизованных современных организаций.

Американские исследователи отмечают, что конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой технической и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным. Сетевая структура социальной организации, по мнению профессора М. Кастельса, | существовала и в иное время, и в иных местах, однако парадигма новой информационной технологии обеспечивает материальную основу для всестороннего проникновения такой формы в структуру общества[95].

Соты как элементы социальных структур могут не только иметь территориальную основу, но и формироваться в отрыве • от территорий, становясь транстерриториальными образованиями, виртуальными сообществами.



"Атомизация" общества. Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры общества всегда проводятся в предположении, что социальные связи выражены в такой мере, что, в принципе, можно говорить об обществе как системе.

Важно отметить, что проблема "атомизации" общества, его превращения в слабо связанные межу собой слои и группы обсуждается сегодня учеными все шире. Известно, что в любом обществе наряду с интеграционными процессами происходят и процессы социальной дифференциации. Однако в настоящее время, в условиях развития новых компьютерных и телекоммуникационных технологий, получение информации о происходящем в стране и в мире часто уже не требует непосредственного общения между людьми, и поэтому человек может все больше и больше изолироваться от общества, предаваясь иллюзии независимости от него.

Когнитивные структуры общества как фактор активизации информационного ресурса общества. Под когнитивными структурами общества, как уже было отмечено, понимаются институты семьи, образования, общественного мнения, ответственные за формирование и развитие знаний в обществе.

Оверстрат [96](сверхстрата, надстрата) общества. В информационном обществе будет три оверстрата, три степени свободы: по вещественной собственности; по собственности на управление и по интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный оверстрат — ведущий оверстрат информационного общества. При этом индивид, обладающий интеллектом, может продвинуться в высшие социальные слои, не имея вещественной и управленческой собственности.

Виртуальные социальные группы и организации. При этом под социальной организацией специалистами понимается, что нами вполне разделяемо, устойчивая социальная целостность с разумным поведением, т.е. способностью выявлять и удовлетворять свои потребности, а также решать свои проблемы[L4] .

Критерием выделения и существования виртуальной социальной группы является только интерес к определенному виду отношений, при этом атрибуты социальной группы традиционной социологии (экономические, половозрастные, доходные и другие признаки) в условиях информатизации практического значения не имеют, что вызывает необходимость развития принципиально новых социологических средств измерения и анализа.

Виртуальная организация представляет собой новый тип организации, которая может быть создана благодаря развитию информационных технологий, в частности благодаря расширению глобальных информационных сетей и развитию баз данных.

Среди сильных сторон и новых возможностей виртуальной организации могут быть названы: свобода и быстрота вхождения в нее, ее высокая способность видоизменяться, быстрое реагирование на изменения в социально-экономической среде, ее "надзаконность". Особое значение имеет возможность установления связей с теми группами, которые в других условиях не пошли бы на установление контактов, а также отсутствие расовых и других предрассудков.

Слабыми сторонами и опасностями развития виртуальных организаций являются: большая величина вложений в информационные технологии, необходимость климата доверия между членами организации, возможность подключения некомпетентных участников, отсутствие законодательной основы, а также общая и психологическая неготовность людей к новому типу деятельности[97].

Информационный комфорт личности. Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в направлении создания максимально благоприятных условий для передачи информации, причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим.

Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина, — это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).

Информационный комфорт личности (в узком смысле) нами понимается как состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом.

По мнению профессора Е.Н. Дубровского, существует целый ряд факторов, определяющих информационный комфорт личности. Это, в частности, психофизический комфорт, актуальность и переносимость информации, доступность и умеренность объема информации, авторитетность источника информации, соответствие информации социальным императивам, адекватность временного регламента, отсутствие помех (физического синтаксического, семантического и прагматического шумов адекватность средств обмена и установок отправителя и получателя сообщений, а также управляемость информационного обмена.

Кроме того, он предлагает ввести в научный оборот понятие комфортабельности как меры соответствия реального информационного комфорта личности эталону информационного комфорта.

По определению В.Н. Михайловского[98], информационная культура, это:

· новый тип общения, дающий возможность свободной выхода личности в информационное бытие;

· свобода выхода и доступа к информации, как на локальном, так и на глобальном уровнях, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

· новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.

Глубокой теоретической проработки требует, по нашем мнению, соотношение понятий информационная культура и компьютерная, информационная грамотность.

Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США, при этом под информационно грамотным человеком понималась личность, способная выявить разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[99].

Информационная культура в последние годы активно изучается. Основной, очень острой проблемой компьютерной эпохи, на наш взгляд, является проблема обеспечения диалектического единства визуальной и книжной культуры — насущно не обходимо соединить абстрактное и индивидуальное мышление книжной эпохи с образным мышлением визуальной эпохи.

Академик МАИ Г.В. Белов отмечает[100], что еще относительно недавно развитие общества характеризовалось как социокультурное, однако сегодня оно выглядит скорее как технократическое. Духовный, интеллектуальный потенциал общества все более идентифицируется с информационным, вызывая изменения в культуре, языке, образе жизни и даже мышлении. Информация и информированность стали подменять знание; память — понимание, принятие решений — человеческие способы осмысления проблем; спонтанные эмоции и амбиции заменяют интеллектуальные проявления, творческие переживания, сочувствие и сотрудничество в проблемных ситуациях.

Информационная безопасность[101] — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В последние два года в предметном поле исследований ученых и специалистов, занимающихся проблематикой информационной безопасности, была выделена предметная область информационно-психологической безопасности (ИПБ)[102]3.

Под ИПБ понимается такая ситуация в системе "человек—информационная среда", которая не вызывает снижения индивидуального или популяционного психологического потенциала за допустимые пределы. Психологический потенциал (индивида, популяции) — совокупность свойств индивида (социума), лежащая в основе возможностей индивида (социума) осуществлять продуктивную жизнедеятельность.

Основными слагаемыми информационно-психологической безопасности [103]являются объем, полнота, количество, точность, доступность, своевременность поступления информации; адекватность ее эргономических свойств перцептивным параметрам органов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам и социально-психологическим установкам общества. Особенно опасно наличие в информационных потоках элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние людей, а также модифицированных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические системы.

К основным факторам риска, присущим самому человеку как элементу системы "человек—информационная среда", относятся: незрелость личности, выражающаяся в неспособности к осознанному выбору информации; установка личности на конформизм, подражательство; готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий; негативное функциональное состояние головного мозга и психики; состояния социума, способствующие повышенной тревожности, массовому "заражению" идеями, призывами, исходящими от харизматической личности.

Компьютерная преступность как социологическая категория. Компьютерная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения). Различают, четыре вида компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество; компьютерный терроризм (несанкционированный доступ к компьютерным системам и вирусописательство); копирование и продажа компьютерных программ в нарушение авторских прав, а также различные виды компьютерных злоупотреблений, которые не относятся к перечисленным, например случаи кражи данных, саботаж в вычислительных центрах и т.д.

Уголовным кодексом РФ с 1 января 1997 года впервые введена ответственность за компьютерные преступления, однако практическому использованию закона мешает отсутствие в общественном сознании установки на осуждение компьютерной преступности, явно недостаточное развитие информационного права как правовой отрасли, а также не соответствующее современным требованиям количество специалистов как по информационному праву, так и по правовой информатике.

Компьютерофобия — социально-психологическое явление, выражающееся в отчуждении отдельных людей, а также определенных социальных групп от современной стремительно совершенствующейся компьютерной техники, от растущих и усложняющихся информационных потоков.

Информомания как социально-психологическое явление выражается в приоритете общения с компьютером, а не с людьми, то есть в потере необходимой меры социализации личности. Используется иногда также термин "интеллектуальная наркомания". Очевидно, что компьютерная преступность и компьютеромания — два взаимосвязанных социальных явления.

Все вместе эти явления представляют собой достаточно распространенные виды современной социальной девиации.

Отметим объективные, наиболее значимые для социологии и социального управления причины упомянутых выше явлений. Это отсутствие компьютеров с дружественным интерфейсом (в случае компьютерофобии) и социально-экономическая обстановка в стране, а также отсутствие научнообоснованной молодежной политики и политики занятости, сформированных с учетом реалий современной информационной среды (в случае компьютеромании и компьютерной преступности).

Этот вывод подтверждает трансформация образа "хакера" в общественном мнении, отражающаяся в публикациях. До недавнего времени предполагалось, что "хакер" — это бледный, постоянно сидящий за экраном, своего компьютера юноша или подросток, лишенный всяких жизненных интересов и ломающий голову над какой-либо очередной системой защиты или выдумывающий какой-либо вирус. Сегодня "хакерство" стало способом зарабатывания на жизнь. Расширенная сеть компьютерных рынков позволяет сбывать огромное количество пиратской программной продукции, следовательно, получать прибыль и организовывать бизнес. В основе такого бизнеса, в качестве основной рабочей силы и находятся "хакеры" — обычные молодые люди, получившие специальное образование.

Существуют и субъективные причины компьютерной преступности. Так, например, попытка молодых людей реализовать себя в вирусописательстве часто связана с самоутверждением, а также с отсутствием осознанных жизненных целей.

К социальным группам, отождествляемым с киберпанками, по мнению специалистов, относятся "хакеры", "крэкеры" и "фрейки".

"Хакеры" — "сливки" компьютерного сообщества, люди, прекрасно разбирающиеся в работе компьютера.

"Крэкеры" — реальные аналоги "ковбоев пульта" из фантастики в стиле киберпанк, вламывающиеся в компьютерные системы как для незаконного обогащения, так и ради удовольствия.

"Фрейки" — это те, кто занимается аналогичными вещами в телефонных сетях, изобретая способы оставить телефонные компании без причитающейся им платы за услуги.

Особняком стоят "рейверы". К ним относятся люди, использующие синтетическую музыку, компьютерное психоделическое искусство, а также искусственные наркотики.

Этой же позиции, разводящей понятия "хакеры" и "крэкеры", придерживаются и С. Клименко и В. Уразметов[104], считающие, что: 1) хакер (hacker) — это программист, способный писать программы без предварительной разработки детальных спецификаций и оперативно вносить исправления в работающие программы, не имеющие документации, в том числе и непосредственно в машинных кодах, что требует высочайшей квалификации. 2) Иногда под хакером ошибочно подразумевают взломщика, тогда как взломщик (cracker) — это пользователь вычислительной системы (обычно компьютерной сети), занимающийся поиском незаконных способов получить доступ к защищенным ресурсам.

Нам представляется, что понятие "хакер" может быть рассмотрено в широком и в узком смысле слова.

В узком смысле слова "хакер" — это человек — представитель определенной социальной группы, нетрадиционно реализующий себя в условиях новой информационной реальности, т.е. носитель определенного стиля жизни.

В широком смысле слова ("приговор общества") — это синоним компьютерного преступника и компьютеромана.

Криминализация содержания понятия "хакер" связана с отсутствием, как уже было отмечено, социального регулирования процессов самореализации молодежи в современной информационной среде.

Особой позиции придерживается X. Домозетов[105], считающий, что дефиниция "хакер" варьируется от "лица, ставшего маньяком своей работы", до "лица, использующего свои умения для запрещенного доступа к компьютерным программам, системам и базам данных". Детерминантами хакеров он считает отсутствие законов и практики защиты, авторских прав на программные продукты, а также интеллектуальное соперничество. Вторичными условиями являются, по его мнению, невостребованность специалистов, отсутствие системы этических норм, любопытство.

Хотелось бы отметить и яркий пример технократического подхода к проблеме компьютерной преступности. Так, например, информатик А. Чернов считает, что компьютерные системы должны быть защищены программно, а не законодательно. Если хакерство будет уголовно наказуемо, то "дырки" в программном обеспечении останутся не исправленными. Сейчас хакеры практически безнаказанны, и это является гарантией того, что инженеры будут внимательно относиться к безопасности разрабатываемых продуктов. По его мнению, хакеры — санитары Сети.

Исследование хакерства, по мнению ряда специалистов, в целом является междисциплинарной проблемой и, помимо социологии информатизации, может вписаться и в общеметодологические подходы, например, социологии молодежи.

В настоящее время в области социальной информатики в целом и социологии информатизации в частности уже ведут до статочно масштабную научно-исследовательскую и преподавательскую работу значительное число специалистов. Тем не менее проблемные области данных направлений еще недостаточно четко определены, понятийный аппарат находится в стадии формирования, а основные направления исследований требуют не только детальной структуризации, но и всестороннего изучения и обсуждения.

Обоснование статуса социологии информатизации как специальной социологической дисциплины

 

На наш взгляд, социология информатизации может в принципе претендовать на статус специальной социологической дисциплины, потому что это научное направление:

· имеет свой предмет исследования — информатизацию общества как социотехнический, системно-деятельностный процесс овладения информацией, целью которого является формирование информационного общества, становящегося ее объектом;

· имеет свои собственные категории и понятия;

· имеет свою систему методов, включающую и специальные методы исследования.

Выполняемые научные исследования делают правомерной постановку вопроса о введении новой научной специальности — социальная информатика — специальности, по которой могли бы приниматься к защите кандидатские и докторские диссертации, в том числе по ряду специализаций — социология информатизации, психология информатизации и другим.

Появление специалистов с научной степенью по данной специальности позволит более эффективно проводить изучение в целом, в том числе социологическое, проблем информатизации общества, улучшить качество аналитических и прогнозных выводов и рекомендаций, оперативнее внедрять их в практику.

Предложение о включении социальной информатики в реестр научных специальностей поддерживается Академиями социальных наук и естественных наук, Международной академией информатизации, Ассоциацией кафедр социальной информатики, а также научной общественностью ряда ведущих вузов страны.

Вопросы для повторения к главе 3:

1) Определите предметное поле исследований и структуру научного знания — "социальная информатика".

2) В чем заключается методологическая роль социальной информатики?

3) Определите место социологии информатизации в схеме пересечения предметных полей социальной информатики, социологии и социологической информатики.

4) Охарактеризуйте тенденции в изменении современной структуры общества в условиях его информатизации.

5) Перечислите основные теоретико-методологические под ходы и понятия теоретической информатики, используемые в предметном поле социальной информатики.

6) Определите понятие "информационный ресурс общества".

7) Какова структура процесса "утечка умов" из России?

8) Приведите определение понятия "информационный потенциал общества". Приведите примеры социальных структур и институтов, способствующих активизации информационного ресурса общества.

9) В чем заключается сущность компьютеромании и компьютерофобии как социальных явлений?

10) Дайте обоснование статуса социологии информатизации как специальной социологической теории.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.