Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Готовность российского общества к информатизации





Социальной структуре современного российского общества с точки зрения информационного аспекта, уровню готовности к информатизации различных социальных групп был посвящен целый ряд социологических исследований, проведенных в России за последнее десятилетие:

1. Опрос, проведенный в Свердловской области в сентябре 1994 года среди двух категорий населения — 200 взрослых и 200 школьников в возрасте 12—13 лет показал, что:

— 86,6% взрослых свердловчан считают семейный компьютер необходимым вообще и 62,1% — непосредственно в их семье. Среди детей эти показатели соответственно выглядели следующим образом — 78,3% и 73,1%. При этом процент желающих использовать ПК для развлечений и игр, естественно, значительно выше[130].

2. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (август 1995)[131]:

— домашний персональный компьютер в России имеют лишь 2% опрошенных, среди которых большинство составляют предприниматели. Примечательно, что этот процент не вырос с 1993 года;

цветной телевизор имеют 69% опрошенных по сравнению с 72% в 1993 году;

видеомагнитофон есть у 16% опрошенных по сравнению с 5% в 1993 году;

Ничего не имеют из перечисленных предметов чаще всего неквалифицированные рабочие и работники, занятые в сельском хозяйстве.

Рост количества видеомагнитофонов отражает тенденцию роста пассивного времяпрепровождения — просмотра, как правило, западной видеопродукции.

Компьютеры с накопителем на CD-ROM составили в 1993 - 1994 гг. уже 37% от всего объема продаж домашних компьютеров, против 19% в 1991 году. За тот же период количество компьютеров со звуковыми картами, купленных для домашнего пользования, возросло с 4 до 19%3.

3. Исследование "социализации" портативных компьютеров, проведенное в 1994 году, показало, что в основном покупатели ноутбуков в столице (около 80%) — это москвичи. Среди них большинство составляют инженеры (в том числе программисты) — 38%, бизнесмены — 28%, экономисты, бухгалтеры, банковские служащие — 15%, по 5% приходится на врачей[132] и руководителей госпредприятий, юристы составляют 3%, по 1,5% остается на психологов, переводчиков, дизайнеров и журналистов. По статистике, 71% владельцев ноутбуков используют их как основной рабочий компьютер и только 29% — как дополнительную машину во время поездок и переговоров. Среди покупателей отсутствуют те, кому портативный компьютер нужен только в качестве удобного варианта пишущей машинки. Почти половина пользователей работает с текстовыми, графическими редакторами и с электронными таблицами, более 35% устанавливает на свои машины БД и около 15% — системы бухгалтерского учета и разнообразные программы для статистических расчетов[133].

4. Любопытен, на наш взгляд, опрос женщин, проведенный российскими психологами в 1997 году.

Женщинам в возрасте от 18 до 65 лет был задан вопрос: "Чему должны научиться дети в семье?" Ответы распределились следующим образом: уважению к людям — ответили 56%, уверенности в себе — 55%, самоуважению — 51%, хорошим манерам — 43%, моральным устоям — 32%, различным играм — 8%, освоить компьютер — 3%, все перечисленное — 11%.[134]

Семья как когнитивная ячейка общества или, по образному выражению О. Тоффлера, как "компьютерный коттедж" респондентами практически не рассматривается.

5. Примечательны, на наш взгляд, результаты социологического анализа информатизации одной из бывших республик СССР — Эстонии.

"Тигровым прыжком" прозван проводящийся в Эстонии курс на всеобщую компьютеризацию. В республике задействовано уже 170 000 персональных компьютеров, что на 70 000 больше, чем их было еще год назад. На 100 жителей страны приходится 7 персональных компьютеров, или один компьютер на 14 человек. Кстати, по этому показателю Эстония находится на одном уровне с Италией и Испанией[135].

Социальные условия информатизации

Темпы и содержание информатизации напрямую зависят от социальных условий, реальной обстановки, в которой она происходит, т. е. от состояния всех сфер жизни общества в контексте с ее предпосылками (см. раздел 1).

Техносфера.

Сейчас в России процесс информатизации вступил в 3-ю фазу своего развития.

1-я фаза — начало 70-х годов — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). Не этом этапе создавались АСУ воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[136].

2-я фаза — 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (реакция на "вызов" Японии, заявившей о начале разработки машин пятого поколения). В 198S году программа была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.

1993 год — начало 3-й фазы, когда после распада CCCF возникла необходимость создания концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослаблена из-за принадлежности ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам CHГ

В России существенная для информатизации техническая предпосылка — уровень телефонизации — весьма невысок. ГЦ состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефоне ми занимает 33-е место в мире и 21-е в Европе. По оценкам экспертов количество персональных компьютеров в России в начале XXI века приближается к 27-30 млн.

Рассматривая технические условия информатизации в России, отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет надеяться на ее успешное развитие.

В качестве обнадеживающих тенденций можно назвать: сближение, по уровню, несмотря на проблему соотношения качество/цена, так называемых "красной" и "желтой" сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус-3-1".

Политическая сфера. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну.

Однако слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.

Неглубокие корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации общества, отсутствие политической стабильности продолжают сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Экономическая сфера. В стране продолжается экономический кризис. Процесс демонополизации экономики развивается по схеме, весьма далекой от идеального варианта экономических предпосылок информатизации, рассмотренного нами в разделе 1. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать потребности и возможности военно-промышленного комплекса для информатизации.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств разнятся более чем на три порядка (для примера, стоимость одного суперкомпьютера составляет около 15—20 млн. долларов). Реальные финансовые средства для информатизации сегодня имеются в регионах, именно поэтому наиболее развит региональный вариант информатизации.

Проблема телефонизации будет решаться преимущественно за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", совместная эксплуатация военных спутников в рамках конверсионных программ и т.д.).

Культурно-духовная сфера. Ситуация в этой сфере может быть описана, на наш взгляд, следующим образом:

· информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (интеллект человека в лучшем случае располагается на одном ценностном уровне с его материальным достатком);

· не задействован высокий культурно-духовный потенциал общества;

· не высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность — лишь для 57,2%[137];

· компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об информационной культуре;

· к сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает, в России примерно в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем у его американского коллеги[138].







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.