|
Дуализм Р Декарта и идея научного метода.Дуализм— это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Четыре способа познания: §Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений) §Из беспорядочного опыта §Логическое познание причин и следствий §Прямое постижение истины–интуиция Ступени познания(степени)– (снизу вверх) §Стремление к истине(это процесс, истина развивается) §Рассуждения разума, которые с помощью наблюдения приводят к «опосредованным» истинам. §Восприятие чувственного опыта(это–высшая ступень)
§ Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником познания является имперический метод, у Декарта не является источником познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания. Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений, мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала, т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3) Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.
§ Метод Декарта § Декарт был как математиком так и философом, ставившим перед собой задачу создать философию заново, утвердив её на незыблемых основах несомненного знания. Он был абсолютно неудовлетворён всем корпусом знания, которое приобрёл в колледже и которое отражало состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличии от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. § Философия для Декарта предстаёт основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал “Началах философии”: “Вся философия подобна дереву, корни которого – матафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сходящиеся к трём главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех её частей, которые могут быть изучены только под конец ” § Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус “всеобщей математике, ибо в ней содержится всё то, благодаря чему другие науки называются частями математике ”. Это означало, что познание природы представляют собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. § Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если в его основе будет лежать очевидное и достоверное утверждение. Таким утверждением Декарт считал суждение: “Я мыслю, следовательно, существую” (Cogito ergo sum). Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать соснению, так как во всём можно сомневаться, кроме мышления. § “Cogito” Декарта тесным образом связано с развитием прежде всего математике, естествознания. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. И во сне, и наяву, говорит Декарт, два + три равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырёх сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению. § Механизм Декарта проявился и во всех других областях исследования, в частности в объяснении хар-ра деятельности растительных и в особенности животных организм. Декарт был предшественником открытия безусловных ответных реакций организма. § В “Рассуждение о методе” Декарте описывает те правила, которые дают способ достижения наиболее истинного, достоверного познания. Эти правила, которых придерживался и сам Декарт, следущие: 1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчётливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) разделять каждую сложную проблему на составляющие её частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельности лучше разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного – к менее известному и недоказанному; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей. § Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развившие идеи Декарта, получили название “картезианство”. Рене Декарт (1596 – 1650) Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды: «Рассуждение о методе» «Правило о руководстве ума» «Метафизические размышления»
Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей: 1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром. 2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астрономаà влияние понятия идей у Платона!) 3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Декарт. - придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист??? - Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное. Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе). - В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д). - Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.» - О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге. - Метод дедукции
21. Пантеизм Б Б Спинозы. Монизм - в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало; философское воззрение, пр котором все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер вое вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм). Монизм имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы. Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора". Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе. С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой. От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Продолжатель рационализма- Бенедикт Спиноза (1632–1677)–голландский мыслитель. Жил в буржуазной стране, имел юридическое и филологическое образование. В 1956 году был изгнан из общины за критический анализ Библии(она имеет конкретных авторов, а не вдохновлена Богом). Шлифовал линзы, заболел и умер. Изучив взгляды Декарта, не согласился с учением о субстанциях. Разделение человека, мира на две субстанции таили опасность агностицизма. Субстанция–причина самой себя и всего, значит она одна. Ее создал Бог, значит он и есть эта субстанция(у христиан мир создан из ничего, а не из Бога). Это идея пантеизма(всебожия). Человек–часть Бога, себя нельзя почитать, следовательно–противоречие с церковью. С. назвал то, что Д. Считал субстанциями, модусами(видами субстанции: духовная и материальная). С. не согласился с врожденными идеями(их нет). Четыре способа познания: §Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений) §Из беспорядочного опыта §Логическое познание причин и следствий §Прямое постижение истины–интуиция Ступени познания(степени)– (снизу вверх) §Стремление к истине(это процесс, истина развивается) §Рассуждения разума, которые с помощью наблюдения приводят к «опосредованным» истинам. §Восприятие чувственного опыта(это–высшая ступень)
Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил: - Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность. - Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции. - Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.
22. Монадология Лейбница. В центре философии Лейбница проблема развития. Все последующие изменения содержатся в изначальном материале изначально. Весь мир состоит из атомов, однако атом у Лейбница не просто мельчайшая частица вещества, но залог последующего развития. Поэтому атом получает название монады (единицы). Антропология Лейбница так же основана на учении о монадах. Душа есть монада, наше тело представляет точно также совокупность низших монад; между тем, монады существуют независимо друг от друга. Воля и мысль не имеют прямого влияния на телесные движения, телесные изменения не оказывают прямого действия на душу; тело живет так, как будто в нем нет души, душа — как будто бы она не была связана с телом. Если они сообразуются между собою в своих явлениях, то совершенно самопроизвольно. «Все, что бывает с нами, все наши будущие мысли и представления суть только следствия наших прошлых мыслей и представлений, так что если бы я был в состоянии отчетливо рассмотреть все, что происходит со мною или представляется мне в настоящую минуту, я мог бы увидеть в этом все, что произойдет со мною или будет мне представляться во всякое другое время; и это будущее не преминуло бы произойти со мною, даже если бы все вне меня было уничтожено, лишь бы остались только я и Бог». С другой стороны, составляющая наше тело «организованная масса является готовой к действию сама собою, следуя законам телесной машины в тот момент, когда этого хочет душа». Источник соответствия между телом и душою заключается в творческом акте Божества: это соответствие есть чудо, раз навсегда совершенное при самом создании вещей, тогда как по учению окказионалистов каждое единичное соответствие между душевными и телесными явлениями есть особое чудо Божие. Для пояснения своей мысли Л. употребляет следующее сравнение: душа и тело устроены так, как искусный часовщик устраивает несколько часов, чтобы они все показывали одно и то же время, хотя они и независимо друг от друга совершают свой ход.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716)- чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания', но наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад,–духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью^, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т.е. аристотелевский принцип самодвижения сущего. Однако Лейбниц «изъял» из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления(в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека–ясного понимания, осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой–защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время–как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики. Общался с Петром I по поводу создания Российской Академии. Известен как математик(дифференциальное исчисление). Продолжатель рационализма Декарта и Спинозы. Задумывался над онтологией, считал неудачным употребление понятия «субстанция» у Декарта и Спинозы. Он нашел ему замену- «монада»(одно, единое). Учение Л.–монадология. Монада–это наименьшая, далее неделимая часть мира(атом Демокрита), обладающая психическими свойствами(страдание, стремление). Атом(греч)=индивид(лат)–«неделимый». «В капле воды отражается весь мир»–восточная поговорка. Капля–монада, которая живет проблемами мира, но в то же время она замкнута, самодостаточна. В этом–противоречие взглядов Л., хотя он сам приводит доказательства своей правоты(«принцип предустановленной гармонии»). Основной тезис Л.: «Наш мир–лучший из всех возможных миров, даже зло подчеркивает его гармонию». Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это–Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу–монада человеческой души. Положительное значение учения о монадах- основания для обоснования индивидуализма Нового времени(сильной человеческой личности). Лейбниц. - все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада. - Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной. Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.
23. Философия ДЖ.Локка. учение о первичных и вторичных качествах. Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф. естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на результаты своего труда, право на свои профессиональные способности). Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире. Джон Локк (1632 – 1704) За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме». Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины: Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя). Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен. Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт. Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью. Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца». Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:
Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть: законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.
25. Проблемы Гносеологии (сенсуализм, рационализм) в философии нового времени. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|