Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типологическая целостность Востока





Любая культура имеет две стороны - устойчивую, консервативную и развивающуюся,

новаторскую. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой

происходит накопление человеческого опыта в истории. Развивающаяся сторона культуры

представляет собой постоянное открытие нового, творчество, изменение.

Понятия «Восток» и «Запад» сопоставляются еще со времен античности. В современных

исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов

развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует

новаторство.

Понятие «традиционное общество», или «общество традиционного типа», - одно из

определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся

традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и

идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны

следующие черты:

• ◊ традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести ее к гибели. Жизнеустойчивость культур Востока - это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, свидетельствуют об их устойчивости;

• ◊ связь человека со своей социальной группой и подчинение ей. С самого рождения судьба человека, возможности его личностного развития почти всецело определяются принад-

• лежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т.п.), за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия.

• В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т.е. лишенное степени социальной мобильности, характерной для западной культуры. Любому обществу присуще социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Общество, в котором человек способен изменить социальное положение, данное ему от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, принято считать открытым. Существуют институты, с помощью которых человек поднимается по ступенькам социальной лестницы. В современном обществе такими «лифтами социальной мобильности» (способами изменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса затруднено. Исключение составлял Китай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культур характерны закрытость и немобильность общества (Индия с ее кастовой системой);

• ◊ неотделимость мировосприятия человека как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимаются как нечто единое, неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологического сознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкивались с экологическими проблемами, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы, что

объясняет то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому че­ловеку: его физическому состоянию, гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностей регуляции психической деятельности. Все эти проблемы гораздо более разработаны в системе взглядов восточных цивилизаций (в даосизме, йоге, буддизме), нежели в европейской культуре;

• ◊ обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифологии, религии). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф. Изучение различных мифологических систем и мифов позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании выделены различные типы мифов: космогонические (о происхождении мира), теогонические (о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т.д. В традиционных культурах Востока сознание было религиозно-мифологическим по своей сути. Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (Индия) или же сосуществование их (Китай и Япония). Мифология и религия формировали картину мира человека традиционных культур. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, напротив, она одушевляет мир, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разрешение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существование человека. Обществу традиционного типа соответствует и особый способ, или стиль, мышления, получивший название восточного. В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось в типе философствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислу­шивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в виде, присущем европейской философии. Но зато этическая проблематика становится главной в восточной философии и религии. В центре всех направлений мысли Востока (брахманизм, индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство) находятся нравствен­ные принципы человека, правила и нормы организации социальной

жизни, способы психической саморегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывно связанной с мифологическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочайшей и интереснейшей постановке в ней подлинно философских вопросов. Восточные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огромный интерес для европейской культуры (не случайно, например, неофрейдизм уделяет внимание буддистским методам психорегуляции подсознания).

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и имеющиеся в них существенные различия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причем весьма успешно.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который бы затмевал другие регионы мира. Промышленная революция и модернизация общества, начавшиеся на Западе, позволили

ему осуществить экспансию, превратив государства Востока в колонии и полуколонии. Так называемый культурный диалог на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока. Если в XIX в. Индия и Китай, упорно пытаясь сберечь свои традиции, были вовлечены в насильственную модер­низацию, то в XX в. модернизация осознается как цель социальных и политических реформ, проводимых в этих странах.

Модернизация предстает здесь как процесс трансформации традиционной культуры, причем это всесторонний процесс, включающий в себя индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, изменение социальной структуры и возрастание социальной мобильности, изменение образа жизни людей, демократизацию и секуляризацию общества, рост образования, повышение социального статуса женщин.

Модернизация в каждой из традиционных культур идет по-разному: некоторые общества сталкиваются с огромными проблемами, другие же добиваются поразительных успехов, как, на­пример, Япония с ее давней традицией заимствования и преобразования иноземного опыта, а в последнее время на пути модернизации стоит и Китай. Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.

Индия







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.