Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА





 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

по направлению подготовки

030900.62 Юриспруденция

 

квалификация (степень) «бакалавр»

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………...4

2. Место дисциплины в структуре ООП……………………………………..….4

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………...6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………....7

5. Тематический план………………………………………………………..…..10

6. Программа курса ……………………………………………………………..14

7. Планы практических занятий.........................................................................29

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……49

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины..................................51

10. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.52

11. Карта обеспеченности литературой……………………………………….53

12. Значение терминов………………………………………………………….54

13. Образовательные технологии………………………………………………61

Фонд оценочных средств

Контроль знаний студентов. Оценочные средства…………………….……..62

 

1. Практические задания......................................................................................62

2.Тесты...................................................................................................................66

3. Вопросы для подготовки к экзамену..............................................................78

4. Ситуационные задачи.......................................................................................83

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «История отечественного государства и права» является важнейшим компонентом в подготовке студентов по направлению «Юриспруденция».

Цель освоения дисциплины - выявление общих за­кономерностей и особенностей становления и развития отечественного государства и права, исторических основ существующей государственной и правовой системы, ее обусловленности ходом исторического процесса.

Задачи учебной дисциплины:

- раскрыть место и значение данной учебной дисциплины в системе отраслей права;

- усвоение студентами исторических тенденций развития государства и права России;

- обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников;

- формирование у студентов представления о закономерностях развития государства и права в конкретных исторических условиях;

- приобретение студентами навыков толкования различных источников права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «История отечественного государства и права является дисципли­ной третьего цикла учебного плана по направлению под­готовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м и 2-м семестрах в объеме 7 зачетных единиц (252 часа).

Освоение истории отечественного государства и права основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, обществознания, философии. Данная дисцип­лина является базовой для всех дисциплин профессио­нального цикла учебного плана.

 

 

Основной задачей курса является установление ис­торических закономерностей возникновения и развития государственных и правовых институтов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Программа курса включает 24 темы и не предусмат­ривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематиче­ским планом изучение дисциплины проходит в виде ау­диторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук, феодальное Древнерусское государство и право (IX-XII вв.), а также в период фео­дальной раздробленности, образование Русского центра­лизованного государства и развитие права (XIV - начало XVI в.), сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII вв.), становление и раз­витие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.), Российская империя в XIX в., государство и право Российской империи на пути к буржуазной монархии (1905-1914 гг.), период Первой мировой войны (1914-1917 гг.), Совет­ское государство и право во все периоды, его разрушение и современный период развития государства и права Российской Федерации.

На практических занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: государство и право Руси в период фео­дальной раздробленности (XII-XIV вв.), сословно- представительная монархия, становление и развитие аб­солютизма, период кризиса крепостничества, период ре­форм и пореформенный период, переход к буржуазной монархии, Советское государство и право в период соз­дания, в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.), в пе­риод нэпа (1921-1929 гг.), в предвоенный период (1930- 1941 гг.), в период Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.), в послевоенный период (1945 - начало 1950-х гг.), в период либерализации общественных от­ношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.), в пе­риод замедления темпов общественного развития (сере­дина 1960-х - середина 1980-х гг.), разрушение Совет­ского государства, государство и право Российской Фе­дерации (1991 г. - современный период). Проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательно­го и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на са­мостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабо­чей программы. Таких, как: рабовладельческие и ран­неклассовые государства на территории нашей страны, влияние Древнерусского государства на развитие меж­дународного права, Новгородская и Псковская Судная грамота, монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII-XV вв.), Великое княжество Литов­ское (XIII в.-1569 г.), православная церковь в политиче­ской системе России, правовые категории крестьянства, правовое положение различных разрядов крестьянства, деятельность М. М. Сперанского, государственная дея­тельность К.П.Победоносцева, деятельность П.А. Сто­лыпина, влияние военных условий на развитие права, вопрос об Учредительном собрании в программах поли­тических партий, рабочий контроль, организация продо­вольственного снабжения, судьбы некоммунистических партий в Советской России, борьба Советского государства с церковью, система ГУЛАГа, ликвидация некото­рых автономий, мероприятия по восстановлению народ­ного хозяйства, Положение о прокуратуре 1955 г., бю­рократизация государственного управления, Съезды Со­ветов СССР и РСФСР, Указ президента № 1400 от 21 сентября 1993 года.

Формой итогового контроля знаний студентов в пер­вом семестре является зачет, а во втором семестре - эк­замен, в ходе которых оценивается уровень теоретиче­ских знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дис­циплины в зачетных единицах. Один семестровый экза­мен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:

знать место истории отечественного государств и права в системе других юридических наук; основные ис­торические этапы, общие закономерности и особенности становления и развития государства и права России; со­держание основополагающих правовых актов государст­венного, гражданского, уголовного, процессуального и иных отраслей права в истории формирования и разви­тия отечественных государственных и правовых институтов; историческое развитие структурных элементов механизма государства;

уметь анализировать причинно-следственные изме­нения этапов развития общества и государства, а также отдельных зарубежных государственно-правовых инсти­тутов; оценивать юридическое значение актов, прини­маемых различными государственными органами на том или ином этапе развития зарубежных государств; пра­вильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни зарубежных государств и приме­нять полученные знания в учебном процессе, практиче­ской жизни;

владеть категориальным аппаратом историко-правовой науки для реализации различных целей профессио­нальной деятельности (научно-исследовательской, прак­тической, преподавательской, просветительской); осно­вами профессионального мышления юриста, позволяю­щими осознавать и анализировать окружающую дейст­вительность с позиции историко-правового знания; ин­формацией о современном состоянии научных исследо­ваний актуальных проблем историко-правовой науки в зарубежных странах.

 

Процесс изучения дисциплины «История отечествен­ного государства и права» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессио­нального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональ­ные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обоб­щению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к коопе­рации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- уважительное отношение к отечественному и меж­дународному праву (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей ква­лификации и мастерства (ОК-7);

- способность к использованию основных положений и методов социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые про­блемы и процессы (ОК-9);

- способность осуществлять профессиональную дея­тельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, накопленных мировым и отечественным опытом (ПК-2);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гра­жданина в соответствии с нормами международного права (ПК-9);

- способность преподавать правовые дисциплины, и в первую очередь «Историю отечественного государства и права», на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 за­четных единиц (252 часа).

Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего), в том числе      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего), в том числе      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат      
Другие виды самостоятельной ра­боты      
Работа с учебной литературой      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет экзамен
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы      
     

 

Заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 за­четных единиц (252 часа).

Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Вид учебной работы Всего часов 1 курс
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной ра­боты    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)    
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы    
   

 

5. Тематический план

Очная форма обучения. Срок обучения 4 года. I-II семестр

Наименование темы Количество часов по учебному плану   В том числе Самостоятельная работа
Количество аудиторных часов —1 лекции семинары практические занятия
               
1-й семестр
  Введение. Предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук            
  Рабовладельческие и ранне­классовые государства на тер­ритории нашей страны            
  Феодальное Древнерусское го­сударство и право (IX-XII вв.)            
  Государство и право Руси в период феодальной раздроб­ленности (XII-XIV вв.)            
  Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII-XV вв.)            
  Великое княжество Литовское (XIII в.-1569 г.)            
  Образование Русского центра­лизованного государства и развитие права(XIV- начало XVI в.)            
  Сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII вв.)            
  Становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.)            
  Российская империя в период кризиса крепостничества (первая половина XIX в.)            
  Государство и право Россий­ской империи в период ре­форм и пореформенный пери­од (вторая половина XIX в.)            
  Государство и право Россий­ской империи на пути к бур­жуазной монархии (1905- 1914 гг.)            
  Государство и право Россий­ской империи в период Пер­вой мировой войны (1914- 1917 гг.)            
  Государство и право России после Февральской революции (февраль-октябрь 1917г.)            
  Зачет            
  Итого за семестр            
2-й семестр
  Создание Советского государ­ства и права (октябрь 1917- 1918 г.)            
  Советское государство и пра­во в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)            
  Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)            
  Государство и право в пред­военный период (1930- 1941 гг.)            
  Государство и право в период Великой Отечественной вой­ны (1941-1945 гг.)            
  Государство и право в после­военный период (1945 - на­чало 1950-х гг.)            
  Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.)            
  Государство и право в период замедления темпов общест­венного развития (середина 1960-х - середина 1980-х гг.)            
  Разрушение Советского госу­дарства            
  Государство и право Россий­ской Федерации (1991 г. - современный период)            
  Экзамен            
  Итого за семестр            
  Всего            
                           

 

 

Тематический план

Заочная форма обучения. Срок обучения 5 лет. I-II семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану   В том числе Самостоятельная работа
Количество аудиторных часов —1 лекции семинары практические занятия
               
1-й семестр
  Введение. Предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук            
  Рабовладельческие и ранне­классовые государства на тер­ритории нашей страны            
  Феодальное Древнерусское го­сударство и право (IX-XII вв.)            
  Государство и право Руси в период феодальной раздроб­ленности (XII-XIV вв.)            
  Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII-XV вв.)            
  Великое княжество Литовское (XIII в.-1569 г.)            
  Образование Русского центра­лизованного государства и развитие права(XIV- начало XVI в.)            
  Сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII вв.)            
  Становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.)            
  Российская империя в период кризиса крепостничества (первая половина XIX в.)            
  Государство и право Россий­ской империи в период ре­форм и пореформенный пери­од (вторая половина XIX в.)            
  Государство и право Россий­ской империи на пути к бур­жуазной монархии (1905- 1914 гг.)            
  Государство и право Россий­ской империи в период Пер­вой мировой войны (1914- 1917 гг.)            
  Государство и право России после Февральской революции (февраль-октябрь 1917г.)            
  Создание Советского государ­ства и права (октябрь 1917- 1918 г.)            
  Советское государство и пра­во в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)            
  Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)            
  Государство и право в пред­военный период (1930- 1941 гг.)            
  Государство и право в период Великой Отечественной вой­ны (1941-1945 гг.)            
  Государство и право в после­военный период (1945 - на­чало 1950-х гг.)            
  Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.)            
  Государство и право в период замедления темпов общест­венного развития (середина 1960-х - середина 1980-х гг.)            
  Разрушение Советского госу­дарства            
  Государство и право Россий­ской Федерации (1991 г. - современный период)            
  Экзамен            
  Всего            
                   

 

6. Программа курса

 

Тема 1. Введение. Предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук

Предмет истории отечественного государства и пра­ва. Задачи исторического изучения права. Место исто­рии отечественного государства и права как базовой науки в системе юридических наук. История отечест­венного государства и права как учебная дисциплина, ее соотношение с другими правовыми дисциплинами, ее теоретическое и практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации.

Юридический быт и правовая культура. Историче­ская преемственность в развитии государства и права. Методология и методика изучения истории отечествен­ного государства и права. Сравнительно-исторический метод как один из специальных методов изучения исто­рического развития государства и права.

Периодизация истории отечественного государства и права, ее соотношение с этапами социального, экономи­ческого и культурного развития общества. Система кур­са и принципы его построения.

Историография истории отечественного государства и права. Начало научного изучения истории отечественно­го государства и права (XVIII - первая половина XIX в.). «Государственная» школа. Основные направле­ния историко-правовой науки в конце XIX – начале XX в. Евразийство. Становление и развитие марксист­ской историографии. Современные направления научно­го изучения правовой истории России. Научные издания юридических памятников.

 

Тема 2. Рабовладельческие и раннеклассовые государства на территории нашей страны

Рабовладельческие государства на территории нашей страны. Государство и право Урарту (IX-VI вв. до н.э.). Общественный строй. Государственный строй. Государ­ство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н. э. - IV в. н. э.). Империя Ахеменидов. Госу­дарство Селевкидов. Греко-бактрийское царство. Кушан - ское царство (I-IV вв. н. э.). Государственные образова­ния в Причерноморье (VII в. до н. э. - IV в. н.э.). Скиф­ское государство. Греческие колонии. Боспорское госу­дарство. Династия Спартокидов. Раннефеодальные госу­дарства в Закавказье и Средней Азии (IV-XIII вв.). Го­сударственность и право в Закавказье. Развитие армян­ской государственности. Великая Армения. Васпуракан. Ванандское царство. Киликия. Право. Судебник Мхитар Гоша. Развитие грузинской государственности. Кахетин­ское государство. Абхазское княжество. Давид Строи­тель. Царствование царицы Тамар (конец XII - начало XIII в.). Государственность и право в Средней Азии. Эфталитское царство (V-VI вв.). Тюркский каганат (VI- VII вв.). Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII-IX вв). Государство Саманидов. Государство Караханидов (XI-XII вв.). Государство хорезмшахов (XII- XIII вв.). Общая характеристика права. Политические образования периода формирования феодализма[1]. Про­блема государства и права периода формирования фео­дализма. Политические образования восточных славян. Общественный и политический строй восточных славян. Восточнославянские объединения: Куявия, Славия, Ар- тания. Хазарский каганат. Каган (хакан). Судебная сис­тема Каганата. Право. Булгарское царство. Полиэтничность государства. Государственный строй. Царь. Систе­ма органов управления. Суд. Развитие права.

Тема 3. Феодальное Древнерусское государство и право (IX-XII вв.)

Образование древнерусского государства. Возникно­вение государственности у восточных славян. Процессы классообразования. Строй военной демократии. Образо­вание протогосударств. Образование единого Древнерус­ского феодального государства.

Социальная дифференциация общества. Свободные общинники и рабы. Правовое положение отдельных со­циальных групп: князей, бояр, дружинников, духовен­ства; городского населения (купцов, ростовщиков, ре­месленников); смердов, закупов, рядовичей и других ка­тегорий зависимого населения. Полиэтничность древне­русского общества.

Государственный строй Древней Руси. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления в центре и на местах: великий князь ки­евский, удельные князья, становление княжеской адми­нистрации, феодальные съезды, вече, десятичная и дворцово-вотчинная системы управления, посадники. Налоговая система. Организация войска. Суд. Право­славная церковь в политической системе Древнерусского государства. Церковная организация и юрисдикция.

Возникновение и развитие древнерусского права. Ис­точники права: обычное право. Нормативно-правовые акты (договоры Руси с Византией. Русская Правда, княжеские уставы и уставные грамоты). Византийские и болгарские сборники права на Руси. Становление юрис­пруденции в Древнерусском государстве. Основные чер­ты гражданского и семейного права. Уголовное право. Судопроизводство. Влияние Древнерусского государства на развитие международного права.

 

Тема 4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.)

Русские земли в условиях политической раздроблен­ности. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Особенности феодальных отноше­ний. Развитие княжеской власти. Институт раннефео­дальной монархии.

«Господин Великий Новгород» и «Господин Псков». Новгородское и Псковское государства. Особенности об­щественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. Власть князя. Феодальная демократия и самоуправление. Местное управление.

Развитие права. Источники права: обычное право и нормативно-правовые акты. Русская Правда, княжеские грамоты, Новгородская и Псковская Судная грамота. Формы судопроизводства. Кормчая книга, договоры ме­жду княжествами и международные договоры. Развитие юриспруденции в русских землях. Гражданское право. Вещное и обязательственное право. Наследственное пра­во. Правовое регулирование семейно-брачных отноше­ний. Развитие уголовного права. Судоустройство и судо­производство.

Тема 5. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII—XV вв.)

Империя Чингисхана и чингисидов. Государство Чагатая. Государство Хулагидов. Золотая Орда. Распад Ор­ды. Татарские государства Поволжья и Сибири. Особен­ности феодальных отношений. Военная организация.

Государственный строй. Форма правления. Органы государственной власти: хан, феодальные советы, цен­тральная и местная администрация. Отношения с рус­скими княжествами. Ярлыки на княжение. Влияние на политическую и правовую культуру Руси.

Источники татаро-монгольского права.

 

Тема 6. Великое княжество Литовское (XIII в.—1569 г.)

Образование и развитие Великого княжества Литов­ского. Великое княжество Литовское как сословная мо­нархия. Русские земли в составе великого княжества.

Особенности общественного строя. Развитие городов. Государственный строй: князь, феодальные сеймы, ме­стная администрация, городское самоуправление. Судеб­ная организация. Общинные суды. Люблин­ская уния.

Развитие права в Литовском государстве. Литовские статуты: редакции, источники. Правовые формы фео­дальных отношений. Семейное право. Уголовное право.

 

Тема 7. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV — начало XVI в.)

Предпосылки образования Русского централизован­ного государства. Московское княжество в XII-XV вв. Усиление власти московских князей. Развитие феодаль­но-поместных отношений. Колонизация. Образование единого русского государства вокруг Москвы.

Общественный строй. Изменения в социальной структуре общества. Правовое положение сословий: служилые люди по отечеству (служилые князья, бояре, дети боярские, дворяне и др.), служилые люди по при­бору (солдаты, стрельцы, казаки и др.). Складывание системы служилого землевладения. Духовенство. Город­ское население. Правовые категории крестьянства. Хо­лопство и его правовая эволюция. Формирование крепо­стного права.

Государственный строй. Особенности государствен­ной централизации. Форма государственного единства. Преобразование политической системы и администра­тивных органов. Великий князь. Феодальные съезды. Формирование сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Дворцово-вотчинная система управле­ния. Местные органы управления. Кормления. Органы городского управления. Православная церковь в поли­тической системе России.

Развитие русского феодального права. Источники права. Двинская (1397 г.) и Белозерская (1488) уставные грамоты. Судебник 1497 г. как памятник права. Формы законодательства. Частные акты. Правовые формы фео­дальной собственности: домен, вотчина, поместье. Виды вотчин. Регламентация отчуждения собственности. Пра­ва крестьян на землю. Гражданское право. Обязательст­венное право. Уголовное право. Процессуальное право.

 

Тема 8. Сословно-представительная монархия в России

(середина XVI - середина XVII вв.)

Общественный строй. Развитие сословного строя. Правовое положение отдельных сословий и сословных групп: бояре, дворянство, духовенство, городское насе­ление. Правовые категории крестьянства.

Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Боярская дума. Приказы. Зем­ские соборы. Местное самоуправление. Местничество. Зарождение феодальной бюрократии. Правовая полити­ка самодержавной монархии в XVI. Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная, военно-финансовая, усиление централизации.

Опричнина. Уголовная политика Ивана IV.

Церковь в политической системе России. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв. Система церковного управления. Церковь в учреждениях сословно-представительной монархии. Введение патриаршест­ва. Власть патриарха. Церковные приказы. Источники церковного права. Кормчая книга. Правосудие митропо­личье. Стоглав. Церковная юрисдикция. Регулирование внутрицерковной жизни. Опричнина. Уголовная поли­тика Ивана IV.

Развитие русского феодального права. Источники права. Судебник 1550г.: источники, разработка. Пре­ступления и наказания по Судебнику. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска. Уложение 1649г. как свод феодального права. Земский собор 1648-1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. Полномочия государя. Правовые формы фео­дальной собственности: домен, вотчина. Поместье. Ад­министративное и судебное право. Обязательственное право. Наследственное право. Семейное право. Уголов­ное право. Система преступлений. Виды и системы на­казаний. Развитие процессуального права: розыскной и состязательный процессы. Система доказательств. Уча­стие Русского государства в развитии международного права. Развитие вещного и обязательственного права. Наследственное право.

Расширение территории Российского государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Си­бирь в составе России. Вхождение Украины в состав России. Земский Собор 1653 г. и Переяславская Рада. Статус Левобережной Украины в составе России. Сло­бодская Украина.

 

Тема 9. Становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.)

Предпосылки абсолютизма. Становление абсолютной монархии в России. Изменения сословного строя и по­литической системы во второй половине XVII в. Отми­рание сословно-представительных учреждений. Усиле­ние власти монарха, политическая борьба с церковью. Развитие административной централизации. Особенно­сти российского абсолютизма.

Завершение формирования сословного строя. Сослов­ные преобразования Петра I и Екатерины II. Формиро­вание классов-сословий. Правовая консолидация дво­рянства. Дворянство как высшее сословие. Отмена мест­ничества в 1682 г. Табель о рангах 1722 г. Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762 г. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Сословное са­моуправление. Духовенство. Городское население. Городовое положение 1785 г. Сословное самоуправление. Развитие крепостного права. Правовое положение раз­личных разрядов крестьянства.

Государственный механизм. Государственные рефор­мы первой четверти XVIII в. Реорганизация центрально­го и местного управления. Провозглашение империи. Власть императора. Сенат. Верховный Тайный совет. Кабинет министров. Прокуратура и фискалат. Коллегии. Областные реформы и местная администрация при Пет­ре I и Екатерине И. Губернская реформа 1775 г. «Учре­ждения для управления губерний». Власть губернатора. Местная администрация. Система сословных судов. Су­дебное право «просвещенного абсолютизма». Реоргани­зация полиции. «Устав благочиния» 1782 г. Военные реформы.

Изменения в правовом положении церкви. Ликвида­ция патриаршества. Синод и синодальное управление. Секуляризация церковных имуществ. Изменения в со­словном статусе духовенства. Законодательство о непра­вославных исповеданиях. «Духовный регламент». Изме­нения в церковном праве.

«Просвещенный абсолютизм» в России. Доктрина и практика государственного либерализма. «Наказ» Ека­терины И. Уложенная комиссия 1767 г. Законодатель­ная деятельность Екатерины II. Государственные рефор­мы «просвещенного абсолютизма»: реформа Сената, ре­организация коллегиальной системы, императорский со­вет, кабинет императора.

Формирование новой системы права. Источники пра­ва. Развитие юриспруденции в России. Формы законода­тельных актов. Становление отраслевого законодатель­ства. Попытки систематизации права. Гражданское пра­во. Развитие вещного права. Обязательственное право. Наследственное право. Межевое законодательство. Се­мейное право. Уголовное право. Судебно-процессуальное право. Становление военно-уголовного законодательства. Процессуальное право. Участие России в развитии меж­дународного права.

Положение национальных районов в составе Россий­ской империи. Передача Швецией России Эстляндии, Лифляндии и части Финляндии. Разделы Польши и присоединение к России Западной Белоруссии, Правобе­режной Украины, Литвы, Герцогств







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.