Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об общественном воспитании в России





Об общественном воспитании в России

Воспитание в обширном смысле есть, по моему мнению, то дей­ствие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа

<...>

Из этого определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества в обширном смысле слова и что оно, по-видимому, должно быть предоставлено самому обществу без всякого вмешательства прави­тельственной власти; но такой вывод был бы несправедлив.

<...>

Государство обязано отстранять от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из кото­рой истекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование.

<...>

Таким образом, положительное вмешательство правительства в дело об­щественного образования так же законно, как и отрицательное его влия­ние; а все то, что составляет право правительства, составляет в то же время часть его обязанности. Итак, в число прямых обязанностей правительства, верно выражающего в себе законные требования общества, входят устра­нение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества, и удовлетворение тех потребностей, которых само общество еще не может удовлетворить вполне. Из этого положения следует, что правила общественного воспитания должны изменяться в каж­дом государстве с характером самого государства и в каждую эпоху с требо­ваниями эпохи. Итак, воспитание, чтобы быть русским, должно быть со­гласно с началами не богобоязненности вообще и не христианства вообще, но с началами православия, которое есть единственное истинное христи­анство, с началами жизни семейной и с требованиями сельской общины, поскольку она распространяет свое влияние на русские села.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. — М., 1911.-Т. 1.-С. 347-370.

//.

 

И. ПИРОГОВ

Школа и жизнь

Мы привыкли издавна противополагать жизнь школе и школу жизни. \ Мы привыкли видеть, что воспитание и учение идут сами по себе, а жизнь идет своим чередом, сама по себе. Мы привыкли думать, что тре­бования школы не сходятся с требованиями жизни. И чем менее образо­вано общество, тем более разъединены в его понятии школа и жизнь.

<...>

В таком или почти таком состоянии находимся мы теперь с нашими понятиями о воспитании. С одной стороны, школа начинает понимать, что она без жизни и вне жизни — нелепость, а жизнь видит, что она без школы не может ни одного шага сделать вперед, идти же назад ей запре­щено предвечным законом. Наконец, все мыслящие начинают убеждаться, что школа и жизнь есть одно нераздельное целое, что жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей.

<...>

Чем выше организовано общество, чем выше и чище его взгляд, тем более оправдывается перед судом истории монополия и тем извинитель­нее делаются ее прикладные цели в воспитании.

<...>

В настоящее время, именно в обществе, еще не созревшем и мало жив­шем прошедшей жизнью, всего заманчивее кажется тот взгляд на школу, который ее представляет чем-то вроде лепной модели для приготовления людей именно такими, какие нужны обществу для его обыденных целей.

Общество и государство, применяясь к настоящему и делая воспита­ние своей монополией, употребляют школу: во-первых, как проводник в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов и понятий; во-вторых, как рассадник специалистов, ему необходимых для достижения известных обыденных целей.

Итак, школа, примиренная с жизнью, на первых порах не преследу­ет еще никаких широких и общечеловеческих целей. Напротив, она дела­ется еще более односторонней и прикладной. Вот почему настоящее по­ложение школы все-таки нужно считать шагом вперед.

Но остановиться на этом — значило бы мирить школу с жизнью только наполовину. Мало этого, это значило бы признать безусловно первен­ство жизни перед школой и рабскую зависимость от настоящего, тогда как все будущее жизни находится в руках школы и, следовательно, ей принадлежит гегемония.

<...>

Когда учиться, образовываться и просвещаться сделается такой же инстинктивной потребностью общества, как питаться и кормиться телу, тогда приложение придет без хлопот, само собою. Надобно достигнуть того, чтобы здравый смысл изменил самый язык. И когда будем гово­рить и мыслить о воспитании, то нужно, чтобы высшие понятия, прису­щие словам «учение», «образ» и «свет», заменили материальное пред­ставление питания, приличного телу, а не духу.

Только тогда мы можем быть спокойны за успех в будущем, только тогда можем ожидать истинного прогресса в нашем обществе, когда при­ложение будет проистекать само собой, без всякой искусственной и на­сильственной моделировки незрелых умов и понятий.

Пирогов НИ. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985. - С. 198-203.

 

К. Д. УШИНСКИЙ

О пользе педагогической литературы

Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; само понятие воспита­ния есть создание истории; в природе его нет.

Всякий прочный успех общества в деле воспитания необходимо опи­рается на педагогическую литературу. Сфера воспитания так жива и так многосложна, что почти делается невозможным до того рассчитать ка­кую-нибудь воспитательную меру, чтобы она произвела именно то дей­ствие, для которого назначена. Всякое новое учреждение, касающееся общественного воспитания, в практическом выполнении непременно выскажет такие свойства, хорошие или дурные, которых невозможно было предвидеть.

Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основа­нии которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений: М., 1948.-Т. 2.-С. 3.

 

В.Я.СТОЮНИН

Заметки о русской школе

VII. Школа и государство

Гражданин — член такого общества, которое имеет возможность сво­бодно развиваться под государственной охраной. Свободно же оно может развиваться только при тех основах, о которых мы уже говорили: само­управление, свободный труд, суд при участии своих членов, гласность, наука.

Это те основы, которые уже признаны государственным законом за русским обществом и которые в будущем непременно глубоко пустят свои корни в русскую почву....Государству выгодно опираться на обще­ственные живые силы, что для собственной силы оно должно желать, чтобы общество укрепилось на началах, из которых развивается граж­данское чувство.

Скажем более: и войско, и полиция не могут быть хороши и надеж­ны, если в них нет людей с развитым гражданским чувством.

Из всего этого видно, что государству нужны такие же люди, как и обществу, т.е. честные, развитые граждане; следовательно, приготовлен­ные хорошо школой для общественной жизни годны и для службы госу­дарственной, интересы которой должен понимать каждый образован­ный гражданин.

Значит, одна и та же школа, преследуя только одни свои педагоги­ческие задачи, может одинаково удовлетворить главным нравственным потребностям государства и общества; и, в свою очередь, то и другое может предъявлять школе одни и те же требования. Итак, школа должна быть общая.

<...>

Школа... должна вверяться людям, хорошо подготовленным к школь­ному делу, и вместе с тем должна получать свободу в своем развитии... За государством остается право утверждать учебные программы и то только в самых общих чертах, нужных для определения объема курса, право требовать их приблизительного выполнения, пресекать судом открываю­щиеся злоупотребления, подготовлять знающих педагогов, к которым можно было бы относиться доверчиво. Но государство не должно обра­щать их в казенных педагогов...

<...>

Мы не хотим, чтобы общество получило право вмешиваться в дела школы; нет, она должна быть ограждена от всякого вмешательства, но пусть общественный голос составит для нее нравственную силу.

Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочине­ния. - М., 1991. - С. 173- 175, 178, 179.

 

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ)

Об общественном воспитании в России

Воспитание в обширном смысле есть, по моему мнению, то дей­ствие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа

<...>

Из этого определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества в обширном смысле слова и что оно, по-видимому, должно быть предоставлено самому обществу без всякого вмешательства прави­тельственной власти; но такой вывод был бы несправедлив.

<...>

Государство обязано отстранять от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из кото­рой истекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование.

<...>

Таким образом, положительное вмешательство правительства в дело об­щественного образования так же законно, как и отрицательное его влия­ние; а все то, что составляет право правительства, составляет в то же время часть его обязанности. Итак, в число прямых обязанностей правительства, верно выражающего в себе законные требования общества, входят устра­нение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества, и удовлетворение тех потребностей, которых само общество еще не может удовлетворить вполне. Из этого положения следует, что правила общественного воспитания должны изменяться в каж­дом государстве с характером самого государства и в каждую эпоху с требо­ваниями эпохи. Итак, воспитание, чтобы быть русским, должно быть со­гласно с началами не богобоязненности вообще и не христианства вообще, но с началами православия, которое есть единственное истинное христи­анство, с началами жизни семейной и с требованиями сельской общины, поскольку она распространяет свое влияние на русские села.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. — М., 1911.-Т. 1.-С. 347-370.

//.

 

И. ПИРОГОВ

Школа и жизнь

Мы привыкли издавна противополагать жизнь школе и школу жизни. \ Мы привыкли видеть, что воспитание и учение идут сами по себе, а жизнь идет своим чередом, сама по себе. Мы привыкли думать, что тре­бования школы не сходятся с требованиями жизни. И чем менее образо­вано общество, тем более разъединены в его понятии школа и жизнь.

<...>

В таком или почти таком состоянии находимся мы теперь с нашими понятиями о воспитании. С одной стороны, школа начинает понимать, что она без жизни и вне жизни — нелепость, а жизнь видит, что она без школы не может ни одного шага сделать вперед, идти же назад ей запре­щено предвечным законом. Наконец, все мыслящие начинают убеждаться, что школа и жизнь есть одно нераздельное целое, что жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей.

<...>

Чем выше организовано общество, чем выше и чище его взгляд, тем более оправдывается перед судом истории монополия и тем извинитель­нее делаются ее прикладные цели в воспитании.

<...>

В настоящее время, именно в обществе, еще не созревшем и мало жив­шем прошедшей жизнью, всего заманчивее кажется тот взгляд на школу, который ее представляет чем-то вроде лепной модели для приготовления людей именно такими, какие нужны обществу для его обыденных целей.

Общество и государство, применяясь к настоящему и делая воспита­ние своей монополией, употребляют школу: во-первых, как проводник в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов и понятий; во-вторых, как рассадник специалистов, ему необходимых для достижения известных обыденных целей.

Итак, школа, примиренная с жизнью, на первых порах не преследу­ет еще никаких широких и общечеловеческих целей. Напротив, она дела­ется еще более односторонней и прикладной. Вот почему настоящее по­ложение школы все-таки нужно считать шагом вперед.

Но остановиться на этом — значило бы мирить школу с жизнью только наполовину. Мало этого, это значило бы признать безусловно первен­ство жизни перед школой и рабскую зависимость от настоящего, тогда как все будущее жизни находится в руках школы и, следовательно, ей принадлежит гегемония.

<...>

Когда учиться, образовываться и просвещаться сделается такой же инстинктивной потребностью общества, как питаться и кормиться телу, тогда приложение придет без хлопот, само собою. Надобно достигнуть того, чтобы здравый смысл изменил самый язык. И когда будем гово­рить и мыслить о воспитании, то нужно, чтобы высшие понятия, прису­щие словам «учение», «образ» и «свет», заменили материальное пред­ставление питания, приличного телу, а не духу.

Только тогда мы можем быть спокойны за успех в будущем, только тогда можем ожидать истинного прогресса в нашем обществе, когда при­ложение будет проистекать само собой, без всякой искусственной и на­сильственной моделировки незрелых умов и понятий.

Пирогов НИ. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985. - С. 198-203.

 

К. Д. УШИНСКИЙ







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.