Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Революционно-демократические издания 1860-х годов. Журнал «Современник» 1860-х годов





Самый известный русский универсальный журнал конца 50 – начала 60-х годов – «Современник» Некрасова, расцвет журнала начинается с 1855 года, времени правления Александра Второго. В это время главным критиком журнала стал Николай Гаврилович Чернышевский, продолживший традиции Белинского, прежде всего в аспекте обличения власти, социальной несправедливости и т.д. Он и Добролюбов, ставший сотрудником журнала в 1857 году, стали идейными вождями журнала. Именно они стали прямыми прототипами Базарова в романе «Отцы и дети». Они были социалистами и материалистами, последовательными демократами, на каждую проблему они старались смотреть с точки зрения простого народа, крестьян и были крайне суровы к дворянам, дворянскому либерализму. Важнейшая идея «Современника» - обличение дворян везде и всюду. Из-за этого из редакции журнала ушли Тургенев и Толстой.

Чернышевский и Добролюбов были очень яркими, темпераментными полемистами, талантливыми журналистами. Они стали популярны и влиятельны, почти как Белинский, превратили «Современник» в лучший журнал своего времени. При этом оба журналиста были революционными демократами, они уже однозначно пришли к мнению, что Россию может изменить лишь революция. Чернышевский писал подпольные прокламации, листовки с призывом к революции («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»), кроме того, в самих статьях «Современника» тема революции в скрытом виде присутствует очень часто. К царским реформам революционные демократы относились глубоко отрицательно, считая, что крестьяне после отмены крепостного права попали в гораздо более худшее положение, чем были до этого. Для большей части крестьян цена, которую они должны были заплатить за землю, с которой их освободили, оказывалась слишком дорогой. Поэтому после освобождения по стране прокатилась волна крестьянских восстаний.

Почему же именно революционные демократы в России были самыми яркими, влиятельными, интересными журналистами (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, потом Писарев), почему журналисты других общественных направлений не могли с ними сравниться? Возможно, потому, что быть яркими, эмоциональными, энергичными заставляло их то, что они острее других (в силу своего мировоззрения) ощущали критичность, невозможность, ужасность положения крестьян в стране. Для других (дворян-западников, монархистов, славянофилов) проблема не казалась столь острой.

Революционные демократы были талантливыми публицистами, то есть, очень ярко писали об актуальных общественных проблемах, но при этом они были ещё и литературными критиками, и вот здесь был их главный недостаток: весь смысл литературных произведений они стремились свести к актуально-публицистическому аспекту, то есть произведение они оценивали в зависимости от того, насколько в нём отражается современная ситуация, они не считали важным обращать внимание на вечный, вневременной смысл литературы, поэтому многие оценки их слишком узкие и неверные, они недооценивали Пушкина, осмеивали Фета и т.д.

В 1861 году Добролюбов умер от туберкулёза, как Белинский. В 1862 году «Современник» был закрыт на 8 месяцев, а Чернышевский был арестован как автор брошюры, призывающей к революции, в тюрьме во время следствия он написал свой знаменитый роман «Что делать?», потом отправился в сибирскую каторгу на 7 лет, а потом до конца жизни жил в ссылке в маленьком сибирском городке Вилюйске. «Современник» с 1862 года переживал упадок и в 1866 году окончательно закрыт.

«Русское слово»

Второй ярчайший и влиятельнейший журнал того времени и тоже журнал революционно-демократический. Подлинное значение «Русское слово» приобрело в 1860 году и в 1866 году было закрыто вместе с «Современником». Главный публицист и критик журнала - Дмитрий Иванович Писарев. Писарев в ещё большей степени мог бы стать прототипом нигилиста Базарова, если бы к своему нигилизму и утилитаризму (проповеди принципа пользы) Писарев не пришёл уже после появления романа Тургенева. Писарев во многих вопросах был смелее Чернышевского и Добролюбова, ярче всего это отразилось в его литературной критике. В статье «Пушкин и Белинский» Писарев с невероятной смелостью и своеобразной логикой пытался доказать, что творчество Пушкина совершенно ничтожно и не нужно для современных людей. Пушкин не проповедовал правильных идей: материализма, пользы естественных наук, не обличал тех диких пороков, которые были и есть в России (крепостное право), сам был помещиком. Писарев начисто отрицал любое искусство, в котором не поднимаются самые главные, самые острые общественные вопросы. Придавал ему такое же значение как курению. Один для своего удовольствия любит курить, другой для своего удовольствия любит почитать, походить в театр. Как и Базаров, Писарев стремился любое утверждение, мысль, закон, существующие в обществе проверить на прочность и реальность на собственном личном опыте, не верить ничему просто на слово: «что можно разбить, то нужно разбивать; что выдержит удар, то годится; что разлетится в дребезги, то хлам; во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет». Его статьи интересно почитать и сейчас. Лучшая его статья «Реалисты».

Писарев лично и журнал «Русское слово» в целом считали, что в первую очередь необходимо облегчить материальную жизнь народа путём развития естественных наук, промышленности. Писарев сделал очень много для пропаганды и развития естественных наук. Журнал был весьма популярным и многие выдающее учёные физиологи, химики, вспоминали, что занялись наукой во многом после чтения «Русского слова». Именно развитие естественных наук, промышленности, увеличение производительности труда через внедрение многочисленных научных изобретений – всё это привело к росту жизненного уровня народа, поэтому в значительной степени Писарев был прав.

Заграничные издания Герцена.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) – один из выдающихся русских деятелей культуры 19 века, писатель, мыслитель, издатель, журналист, друг и соратник Белинского, один из самых ярких представителей русского западничества. Ещё в 1847 году Герцен уехал в Европу, там, в Лондоне он начал организовывать Вольную русскую типографию, чтобы печатать то, что в России печатать запрещено, а потом тайно ввозить и распространять в России. С 1853 года он печатает отдельные брошюры, а с 1855 года начинает выходить периодическое издание – альманах «Полярная звезда», также назывался лучший журнал декабристов. Это было первое русское полностью свободное печатное издание. На обложке были изображены профили пятерых казненных декабристов. Там были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные свободолюбивые стихи Пушкина, Лермонтова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. С 1856 года выходит (один-два раза в месяц) газета «Колокол», в которой писал сам Герцен, обличал власть, крепостное право, проповедовал социализм, яростно спорил со своими оппонентами в России, и консерваторами, и славянофилами, и революционерами из «Современника», поскольку Герцен был типичным либералом, он выступал за мирные реформы. Был последовательно против революции в России, за что его ругали в «Современнике». В 1863 году вспыхнуло восстание в Польше, которая принадлежала тогда России (поляки попытались добиться свободы от России, но восстание было довольно быстро подавлено, в ходе боевых действий убито около 30 тыс. поляков), и Герцен был почти единственным журналистом, который открыто его поддержал, все остальные встали на сторону правительства. Закончился «Колокол» в 1867 году, а «Полярная звезда» ещё в 1862 году. Эти издания сыграли огромную роль в пропаганде идей свободы и социальной справедливости среди молодёжи России.

 

Журналы Ф.М. Достоевского

Это журналы «Время» (1861-1863), «Эпоха» (1864-1865). Всю хозяйственную, финансовую и большую часть редакторской работы выполнял брат Достоевского Михаил. Самыми яркими сотрудниками были критики Аполлон Григорьев и Николай Страхов (оба вошли в историю русской критики). Сам Ф.М. Достоевский писал не только литературные произведения, но и много публицистических статей. Журнал проповедовал «почвенничество», считается, что это нечто среднее между западничеством и славянофильством, любовью к западу и России. Достоевский писал, что необходимо соединение и того, и другого: достижения западной цивилизации нужно использовать на благо родины. И всё же по сущности своих взглядов Достоевский был ближе к славянофилам: основой русской жизни может быть только русская духовность, основанная на православии. К западной Европе у Достоевского всё больше и больше растёт неприятие, особенно после поездки 1862 года. В 1863 году журнал «Время» был закрыт за статью, сочувственную в отношении восставших против России поляков. Братья Достоевские принялись издавать другой журнал «Эпоха». Но Михаил Достоевский заболел и умер, журнал по разным причинам стал убыточным и скоро прекратился.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.