Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Есть известная истина: для детей надо писать точно так же, как для взрослых, только гораздо лучше.





Сегодня она забыта начисто, и созданием эстрадных спектаклей, шоу-представлений и праздников для детей занимаются часто про­сто все кому не лень, а за деньги у нас «не лень» очень многим. Та­кие понятия, как эстетика, вкус, идеи добра, положительные приме­ры, просто не существуют. А это все очень серьезно!

Небольшой пример из сегодняшней реальной жизни...

Лето. Западный Кавказ. В Чечне все еще гремели выстрелы. Отту­да на турбазу в Домбай привезены 200 детей, чтобы они отдохнули, за­были недавний кошмар, получили кусочек безоблачного детства. Их до­сугом в Домбае никто не занимался, и они играли в те игры, которые сами могли придумать или в которые они играли у себя дома. При этом разговаривали они преимущественно на родном языке. Во время одной из таких игр сотрудница местного краеведческого музея, случайно ока­завшаяся рядом, обратила внимание на то, что ребята, перекликаясь в лесу, довольно искусно имитируют голоса различных птиц, в частности тех, которых никогда не было и нет в данной местности. Что же выяс­нилось в итоге? Дети «весело играли» в партизан, в бойцов «незакон­ных вооруженных формирований» и голосами птиц передавали друг другу сведения о том, сколько российских автомашин, БТРов и солдат двигается по дороге и сколько нужно фугасов, чтобы их уничтожить...

Стр.247

Понятно, что нельзя перекладывать на плечи авторов, режиссе­ров и других участников детских представлений последствия тех или иных политических, экономических и прочих наших «взрослых игр», которые сегодня ведутся в стране, но и закрывать на это глаза было бы безответственным легкомыслием.

Сегодня во многих властных структурах появились отделы, офи­циально именуемые «отделы по молодежной политике». Но реаль­но «молодежь» это все те, кто вчера еще были просто школьниками, отличниками, двоечниками, прогульщиками. Теми, кто ни за что не хочет читать книжки, а только смотрит телевизор, где рассказывают не про «пятнадцатилетнего капитана», а про рожающих восьмиклас­сниц...

На практике оказывается, что сегодняшние зрители новогодних шоу уже знать не знают нашего родного Чебурашку, но зато сразу узнают американца Шрека с его Фионой и ждут, когда же они пре­вратятся в Деда Мороза и Снегурочку...

И сценаристы с режиссерами, получив такое задание от тех, кто платит, а, значит, и «заказывает музыку», исправно выполняют этот социальный заказ, например, на эстраде Гигант-холла казино «Конти».

Среди теоретиков есть такой термин, как «формирующийся зал», то есть зал, который усилиями ведущего и других исполнителей фор­мируется в процессе самого эстрадного представления и начинает реагировать на происходящее почти единогласно. При этом боль­шинство, естественно, подавляет меньшинство или склоняет его на свою сторону.

Детская аудитория, как правило, монолитна и единодушна уже с само­го начала. «Эффект группы» здесь очень силен.

Дети даже разных возрастов, с малым количеством взрослых, си­дящих рядом с ними, если можно так выразиться, почти хмелеют от того, что они в таком количестве и почти одни, без надзора старших. И этот «дух свободы» взвинчивает их, кружит им головы, толкает на странные, с нашей, взрослой точки зрения, поступки.

Так было и в гораздо более жесткие, с точки дисциплины, вре­мена, не говоря уже о наших днях.

Когда на Новогоднем представлении во Дворце спорта «Юбилей­ный» зазвучала таинственная музыка, закрутился, отбрасывая разно­цветные блики, зеркальный шар под потолком, а главное — стал гас-

Стр.248

нуть свет, семь тысяч школьников как один взревели, вытащили из кар­манов заранее приготовленные фонарики, бенгальские огни. Они под­жигали особым образом упакованную фотопленку и бросали ее в раз­ные стороны...

Кошмарное зрелище — особенно если учесть, что в эти минуты вместо Деда Мороза на эстраду вышла второй секретарь Ленинград­ского Горкома ВЛКСМ с намерением поприветствовать собравшуюся аудиторию...

Дети изначально несут в себе ожидание интерактивного обще­ния с исполнителями, они отвечают на вопросы, поднимают руки, показывают, куда побежала Баба-Яга, сами принимают активнейшее участие в разных «погонях»... Дети с удовольствием «живут» в атмо­сфере представления, скепсис им не свойствен. Он начинает прояв­ляться класса с 8-9-го.

В конце театрализованного концерта в Ледовом дворце один из ис­полнителей, уходя с эстрады, бросил в зал простую и, казалось бы, ни к чему не обязывающую фразу: «До новых встреч! Я приду к вам сно­ва и, может быть, даже очень скоро, дорогие мои друзья!».

После окончания этого шоу одна из билетерш со слезами на гла­зах рассказывала, что один из маленьких зрителей ни за что не хотел уходить с мамой домой. А когда она ему сказала, мол, пойдем, все уже кончилось, видишь, артисты тоже домой пошли, ответил: «А они ска­зали, что еще придут!».

И это не выдумка, не анекдот, это — правда.

В этой связи перед нами во всей сложности встает вопрос так назы­ваемого «положительного героя» эстрадных представлений для детей, и в особенности транслирующихся по телевидению. Смена обществен­ного строя в нашей стране совсем не сняла этого вопроса, а только обо­стрила.

Ведутся дискуссии вокруг того, следует ли в обязательном по­рядке преподавать в школах Закон Божий или догматы мусульман­ской веры. Нужен ли среди преподавателей литературы и зоологии раввин? И эти дискуссии очень далеки от завершения. Ситуации порой возникают парадоксальные.

Одна из школьниц уже подала в суд на преподавателя биологии за то, что он неверно трактует теорию Чарльза Дарвина и она лично

Стр.249

никак не произошла от обезьяны, а наверняка каким-то другим способом. И это тоже не анекдот, а реальность, которая, впрочем, мо­гла бы с успехом лечь в основание школьного «капустника» или игры КВН.

В том возрасте, когда неизбежно тем или иным образом, на тех или и иных основаниях формируется мировоззрение подра­стающего поколения, очень важен выбор примеров для подража­ния. И ответ на вопрос, кем вырастет мальчик, напрашивается сам собой.

Поведение детей — зеркальное отображение поведения взро­слых.

Сегодня разного рода детские коллективы — хореографические, вокальные, народные — желанные участники самых различных эст­радных представлений для взрослых. И причин тому множество. Первая — это экономическая выгода. Детям, выходящим на эстра­ду, не платят ни копейки. Немного платят только руководителям коллективов, а число участвующих детей может исчисляться сот­нями.

Далее. Дети — это всегда трогательно. Как правило, — очень кра­сиво. Коллектив детского цирка Дворца культуры имени М. Горь­кого из года в год показывает уникальные номера. Песни, в том чи­сле и специально подтекстованные, в исполнении Детского хора ВГТРК «5-й Канал», записанные на высококачественной профес­сиональной аппаратуре, — очень важный элемент самых различных эстрадных программ, основа прологов и финалов. В современных больших дворцах спорта без детских коллективов просто не за­полнить пространство эстрадной площадки, а без этого нет нужной красочной «картинки» и для самого зала, и для телевизионной трансляции.

Примером удачного использования детей-исполнителей для большого стадионного эстрадного представления мог бы послужить следующий, неоднократно апробированный эпизод.

На протяжении всего театрализованного концерта время от вре­мени объявляется, что в честь праздника по улицам города проходит Международная велогонка, которая должна финишировать здесь, на стадионе. Несколько раз имитируется «связь» с участниками гонки, нагнетается ажиотаж, указывается участок трассы и т. п. Наконец сле­дует объявление, что вот-вот лидеры гонки ворвутся на стадион

Стр.250

Через главные ворота влетают мотоциклисты сопровождения, ми­лицейские машины, к финишу бегут фотокорреспонденты, врачи с кислородными подушками и носилками, и вот... На дорожку стадио­на влетает группа пяти-шестилетних карапузов на трехколесных велосипедах! Один из них вырывается вперед и бурно финиширует! Ему преподносят «желтую майку лидера», которая ему — до пят. Зву­чит туш. У «победителя» берется интервью, во время которого, на воп­рос, давно ли вы занимаетесь спортом, звучит ответ: «С самого дет­ства!». А на вопрос: «Кто же вас тренирует?» чемпион отвечает: «Ба­бушка!».

В последние годы дети, особенно белокурые от природы, активно осваивают роли «ангелочков с крыльями», которые почтительно рас­пахивают двери на балах для элиты, например, в Константиновском дворце...

В эстрадных спектаклях для детей очень убедительно звучит стихотвор­ная речь. Рифма помогает маленьким зрителям уловить смысл проносимого текста.

Это смыкается с практикой детских садов, где малыши разучи­вают разного рода песенки, зарифмованные пословицы, и т. д. Это же подтверждают, можно сказать, почти «бессмертные стихи» Маршака, С. Михалкова и ряда других прекрасных авторов. Если есть возможность зарифмовать текст детской программы, театрализованного концерта, новогоднего представления — это непременно следует сделать.

Практика использования самих детей, пары — мальчика и девоч-"•а? — в качестве ведущих школьного праздника в Ледовом дворце спорта дала хорошие результаты. Маленьким зрителям было прият­но, что у микрофона «свои люди»! Ну, а то, что весь текст был зара­нее записан на фонограмму, такой ли это уж большой грех в данном случае? Прощаем же мы «фанеру» нашим «звездам эстрады...». При этом следует учитывать, что иногда хорошо записанная на профес­сиональной аппаратуре фонограмма спектакля звучит гораздо луч­ше, чем «живой звук», особенно когда речь идет о диалогах и массо­вых сценах, в которых без предварительной записи порой бывает не разобрать ни единого слова...

Разного рода детские эстрадные программы могут быть продол­жением и как бы детским вариантом широко рекламируемых «взрос­лых мероприятий». Вместе с известными проходившими в нашем

Стр.251

городе Третьими Всемирными Играми доброй воли были придума­ны и проведены в ЦПКиО «Детские Игры доброй воли», включав­шие в себя и спортивные соревнования, и игровые фрагменты, и кон­цертную часть. Эта идея совсем не исчерпала себя и может служить основанием для последующих разработок.

Эстрадные представления и театрализованные праздники для детей — благодарная почва для творчества и сценаристов, и ре­жиссеров, и исполнителей самых различных жанров. Более того, это несомненно замечательная школа для молодых деятелей эстрады.

Стр.252


ГЛАВА 18







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.