Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этот учебный предмет имеет сложное строение.





Литература как учебный предмет в современных условиях. Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе.

Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.

Этот учебный предмет имеет сложное строение.

Цель изучения литературы в школе: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения…..

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления.

Теоретические проблемы современной методической науки:

 проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;

 взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;

 углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;

 проблема изучения литературного развития учащихся;

 историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;

 формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;

 поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Учителю важно учитывать разнообразные межпредметные связи в преподавании литературы. Речь идет, прежде всего, о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов.

М. А. Рыбникова обозначает четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией. Особое внимание уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя.



В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются технологические карты, которые призваны помочь учителю применять современные технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

Личностно-ориентированные технологииобеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности.Задачей литературы как учебного предмета является также совершенствование речи учащихся, их читательской культуры, способности к полноценному художественному восприятию книги. Это происходит только в том случае, если учитель стимулирует духовно-нравственное и эстетическое развитие личности учащегося, развивает воображение, способность к сотворчеству, помогает овладеть искусством рассказывания, выразительного чтения, свободного письма.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулировать самосознание и самообразование учащихся, научить их методам познания - требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но и постоянного внимания к личности ученика.

Изучая темы курса, обозначенные в программе, учащиеся приобретают знания об историко-литературном процессе, по теории литературы. Важно, чтобы программные темы усваивались не формально, а становились методологической основой литературной подготовки учащихся и служили бы средством более глубокого постижения ими конкретных литературных явлений. Поэтому в задачи методики входят поиски таких путей анализа художественного текста, которые требовали бы от учеников практического применения теоретических и историко-литературных знаний, способствовали бы овладению необходимыми умениями. Таким образом, будет осуществляться деятельностный подход к изучению литературы, практическая направленность преподавания.

На современном этапе в России происходит пересмотр содержания литературного образования в школе. Каждое новое поколение учеников, выросших в принципиально иных историко-культурных реалиях, ощущает всё большую пропасть между собственным образом жизни и образом жизни людей прошлых столетий. Это - объективная реальность. Временное отдаление грозит превратить в «чужих» для сегодняшних и завтрашних школьников многих героев классической литературы. Если эти опасения сбудутся, то общая культурная палитра современной России ещё более размоется и поблекнет, а нравственные ценности потеряют свои главные отличительные черты - постоянство и незыблемость.

. Нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся ие только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ .

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет.

Теоретическое оснащение: Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой.

Теоретическое оснащение: Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр.

Теоретическое оснащение: Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством.

Теоретическое оснащение: Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики.

Теоретическое оснащение: Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до конца XIX века

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс в ХХ веке

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа литературный процесс ХХ века. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в ХХ веке, пути воссоединения русской литературы.

Особенностью программы является небольшое количество зарубежных произведений. Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны. Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.

 

Жанры

Роды и жанры

Характер – герой – образ

Литература и традиция

Автор – образ – читатель

Литературный процесс

Система изучения теории литературы направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе: 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу); 6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная цель – интерпретация текстов); 10 – 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте). 9 кл. занимает особое место в литературном образовании: интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.

В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская","Творческий практикум", "Творческое задание". В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому. Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".

 

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Причина появления новой программы – катастрофическое отчуждение людей от классической литературы. Роль школы - помочь преодолеть расстояние между биологическим опытом ребенка и историческим опытом человечества. В основе новой программ лежат 5 принципов, определяющих ее структуру:

 соответствие литературного материала возрастным интересам;

 ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика, с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе;

 выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения и системного взгляда на мир;

 учет государственных потребностей времени и общественной психологии поколения;

 развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.

Критерии литературного развития ученика:

 умения, связанные с анализом художественного произведения;

 соответственно выделенным критериям литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся;

внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках.

Цель- помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание).

Для начальной школы характерноотношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.

Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.

Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.

Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

Цель литературного образования - интеллектуальное освоение, эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе программы следующие принципы:

1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.

2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.

3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.

4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Класс Задачи

5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.

7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").

10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения.

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

 

Важнейшие критерии литературного развития:

1. Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.

2. Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.

3. Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.

4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

5. Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).

6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:

o Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;

o Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;

o Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;

o Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;

o Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.). Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

• Сведения о жизни и творчестве писателя.

• Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).

• Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.

• "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

• Сведения о жизни и творчестве писателя.

• Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).

• Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.

• "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Традиционная ориентация российской системы образования на формирование предметных знаний и умений не содействует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности.

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. изменения характера образования (направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция не сводится только к знаниям или к умениям, а является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

Чтобы выстраивать содержание компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология конструирования (опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания):

1. поиск проявлений ключевых компетенцийв конкретном учебном предмете (отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций, выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование).

2. построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;

3. проектирование общепредметных образовательных компетенцийдля всех ступеней обучения;

4. проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Ориентация Российского образования на общекультурное развитие обучающихся, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение в тексте Закона РФ «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…»

Общекультурные компетенции- особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение эффективными способами организации свободного времени, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Предполагают:

уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного) - культура личности, саморегуляции;

 адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

 соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

 ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного(нравственного, интеллектуального, эстетического) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

 ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

 социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

 

Коммуникативные компетенции для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Предполагают:

 знание необходимых языков,

 владение устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни;

 умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

 знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,

 навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

 владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;

 межкультурные коммуникации, такие как понимание различий, уважение друг друга, умение выстроить диалог с человеком другой культуры;

 позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

 умение представить себя устно и письменно, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

 умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

 владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости,

 способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

 

Социальные компетенции- владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Предполагают:

 знания и опыт выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

 умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

 навык определения места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

 владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

 владение эффективными способами организации свободного времени;

 знания о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

 осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

 навыки действий в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой,

 владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

 владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника.

 

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе. Принципы и функции реализуются через различные формы общения преподавателя с учащимися: групповое – индивидуальное, формальное – неформальное, аудиторное – внеаудиторное.

Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.

На первом этапе внедрения, можно формировать элементарные общеучебные компетенции школьников:

 извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 планирование действий и времени;

 

Эпос.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V-VIII классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.

Основным недостатком восприятия эпических произведений после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, одной из задач анализа является ее.

Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.

Работа над большим по объему эпическим произведениемтребует внимания к самому процессу организации повторного чтения в ходе анализа. Большую помощь в этом отношении могут оказать карточки с заданиями по тексту, предлагаемые в самом начале работы над романом-эпопеей. В практике преподавания сложилась хорошая традиция: проверять знание текста романа-эпопеи до его изучения. Целесообразно на первом уроке дать учащимся ряд заданий, рассчитанных на самостоятельность их мышления, а также необходимость углубить и организовать первые впечатления от чтения романа.

Особенно важно, чтобы состоялся акт «общения искусством». В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению. Ведь в какой-то степени процесс воссоздания художественного образа читателем близок процессу его создания художником слова.

Лирика

Основными особенностями лирических произведений являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.